---
⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » Российская империя в конце XIX - начале XX века » Становление российского парламентаризма




Становление российского парламентаризма

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст 



27 апреля 1906 г. состоялось открытие Государственной думы, с которой современники связывали большие надежды. Торжественный прием членов обеих законодательных палат — Государственной думы и Государственного совета состоялся в Зимнем дворце.

Открытие Думы 1906 года

На приеме согласно протоколу и традиции присутствовали придворные в мундирах, усыпанных орденами; на левой стороне Георгиевского зала вдоль белых с позолотою стен в сюртуках и крестьянском платье стояли депутаты Государственной думы. После исполнения государственного гимна и молебна Николай II прочел приветственное слово. Он говорил, что попечение о благе народа побудило его «призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа». Народных избранников император приветствовал как «лучших людей». Николай II выразил надежду, что они отдадут все силы самоотверженному служению Отечеству для выяснения нужд крестьянства, просвещения народа, развития его благосостояния, духовного величия и благоденствия государства. Государь особо подчеркнул, что для этого «необходим порядок на основе права». Таким образом, из уст императора прозвучала программа обновления России.
Открытие Думы было ярким событием. Из царского дворца народные избранники направились на пароходах в Таврический дворец. Их сопровождали «крики, которые неслись к плывущим на пароходах депутатам с набережных и мостов, белые платки, развевавшиеся из окон "Крестов", наконец, этот густой шпалер людей, стискивавший депутатов на коротком расстоянии между пристанью и думою, лобызавший их, жавший им руки, прижимавший их к сердцу и оглашавший воздух стоном: "Амнистия"». Таким было впечатление члена I Думы кадета М.М. Винавера.
В течение 11 лет современники могли наблюдать становление, деятельность и гибель первого народного представительства России — Государственную думу четырех созывов (1906—1917).
Первоначально в состав Думы должны были входить 524 депутата. Согласно Закону о выборах в Государственную думу, опубликованному 11 декабря 1905 г., депутаты избирались по системе, предусматривавшей многоступенчатые выборы по четырем куриям. Для каждой курии была также установлена квота представительства одного выборщика: для двух—трехступенчатой землевладельческой курии полагался один выборщик на 2 тыс.; для двухступенчатой землевладельческой курии — на 4 тыс.; для четырехступенчатой рабочей курии — на 30 тыс. и трехступенчатой рабочей курии — на 90 тыс. человек.
Для землевладельцев действовал земельный (от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, недвижимая собственность стоимостью не менее 15 тыс. руб.), для значительной части горожан — имущественный ценз (требовалось быть владельцем городской недвижимости и торгово-промышленных заведений, квартиросъемщиком или служащим). Крестьянам необходимо было иметь домовладение. Рабочие должны были представлять предприятие с числом рабочих-мужчин не менее 50 человек.
Избирательных прав была лишена значительная часть населения, в том числе женщины; военнослужащие на действительной службе; молодежь в возрасте до 25 лет; лица, признанные виновными в преступлениях или состоящие под судом и следствием; банкроты, исключенные из сословных обществ по их приговорам; губернаторы и вице-губернаторы; градоначальники и их помощники (во вверенных им территориях); полицейские (работающие в избирательном округе). Ограничения по вероисповеданию на избирательные права не распространялись.
Дума ведала «предметами, требующими издания законов и штатов», и обладала правом рассмотрения государственной росписи доходов и расходов, включая сметы министерств и ведомств, отчетов об исполнении этой росписи; подачи запроса министрам и главам ведомств по поводу тех их действий (или действий их подчиненных), которые представлялись членам Думы неправомерными.
Из ведения Думы были изъяты вопросы внешней и военной политики (они оставались прерогативой императора). Права нижней палаты в области бюджета были сужены специально изданными правилами (до 40% бюджета резервировалось на усмотрение императора). В целом ограничения полномочий Государственной думы оставались существенными.
Принятые Думой законопроекты подлежали обязательному рассмотрению верхней палатой — Государственным советом, после чего поступали на утверждение императора, за которым оставалось последнее и решающее слово. Правовой механизм преодоления «вето» монарха отсутствовал. Таким образом, думская монархия являлась дуалистическим государством.
Император имел право своим указом распустить Думу до истечения ее пятилетних полномочий, одновременно назначив время проведения новых выборов и срок созыва Думы нового созыва. Во время «прекращения занятий» Думы Совет министров мог в случае необходимости согласно ст. 87 Основных государственных законов Российской империи представлять на утверждение императора законодательные акты, не рассмотренные палатами или не принятые ими. Так, в порядке ст. 87 были проведены основные положения Столыпинской аграрной реформы. Такая мера прекращала действие в том случае, если после начала работы Думы нового созыва законопроект не вносился в нее в двухмесячный срок.
Власть не имела права с помощью ст. 87 вносить изменения в Основные государственные законы, равно как и в законы, устанавливающие полномочия и порядок деятельности обеих палат — Государственной думы и Государственного совета, а также в законы о выборах в них.
Не найдя общего языка с двумя первыми Думами, радикальными по своему составу, власть использовала право роспуска Думы дважды: в 1906 и 1907 гг.
В случае со II Государственной думой власть вопреки Основным государственным законам, без одобрения законодательными палатами одновременно с роспуском II Думы 3 июня 1907 г. издала новый изоирательныи закон, т.е. совершила государственный переворот.
Была сокращена численность Думы до 442 депутатов. Нормы представительства разных социальных групп были составлены таким образом, что большинство депутатов III Думы были избраны землевладельцами и имущими городскими слоями. Сокращено было представительство национальных окраин. Власть рассчитывала на конструктивную (в рамках существующей государственной системы) работу законодательных палат.
Можно ли считать Государственную думу парламентом?
От ответа на этот вопрос зависит понимание социального строя России в 1906 — феврале 1917 г. В литературе имеются противоположные взгляды на эту проблему.
— «Призрачный парламент», «псевдоконституционализм», «мнимый конституционализм» (Макс Вебер, А.Н. Медушевский).
— «Основные законы имели главные признаки конституции, но после 1905 г. царская власть в России была ограничена лишь формально, парламент существовал лишь на бумаге, был безвластен, сама конституция была призрачной» (A.M. Давидович).
— Парламент. Основные законы 1906 г. — «подлинная конституция» (В.В. Леонтович, В.А. Маклаков).
— Об отношении к законодательной работе Государственной думы: «Реформы — побочный продукт классовой борьбы революционного пролетариата». Политика «лавирования и уступок» (В.И. Ленин).
— «Государственная дума была "вырвана" у царя революцией. Он дал ее в минуты страха и потом всячески третировал ее, добиваясь якобы восстановления полного самодержавия... Теперь уже немногие помнят: "Царь испугался, издал манифест, мертвым — свобода, живых — под арест"» (В.Г. Тюкавкин о подходе советской историографии до конца 1950-х гг.).
— «Дума хотела в другой форме продолжить революцию» (С.С. Оль-денбург).
— «Первый в России опыт существования парламента, но опыт очень запоздалый» (B.C. Дякин).
— В «Государственной думе, в статусе и деятельности которой как органа народного представительства наиболее полно воплощались основные начала парламентаризма» (Б.М. Витенберг).
— «...в понимании роли Думы — для одних это законотворческий процесс, для других же только место оглашения партийных установок». «Строй думской монархии, со всеми его теоретическими и практическими недостатками, был для России XX века той мерою свободы, которая существует для подобного государства и превышение которой, как показал опыт, быстро приводит — через анархию — к утрате всякой свободы» (А.Ф. Смирнов).
— «Более чем за десятилетие своего последующего существования Государственная дума прошла сложный эволюционный путь, смысл которого заключался в согласовании самодержавного характера верховной власти с элементами демократии и конституционализма на стадии принятия решений. Последовательное осуществление западной модели парламентаризма на российской почве было невозможно ввиду "чрезвычайно пестрой'* структуры общества, отдельные элементы которой были, по сути, воплощением различных исторических эпох» (О.Л. Кияшко).
— «Дума — это первый шаг, начало эволюции в сторону демократии, но в самых представительных институтах подобного рода содержится зародыш самоусовершенствования и саморазвития, о чем свидетельствует политическая история западно-европейских государств» (Н.Б. Селунская, Л.И. Бородкин, Ю.Г. Григорьева, А.Н. Петров).
Историк В.Г. Тюкавкин задавался вопросами и приглашал к размышлению аудиторию:
— «Мог ли реализоваться в России парламентский путь развития страны, насколько это было вероятно?»
— «Была ли в России после 17 октября 1905 г. конституция (ведь ее русское название «Основные законы») или лишь ее видимость, как многие считали и ранее?»
— «Кто виноват в том, что путь парламентаризма не утвердился?»
Государственная дума первого созыва работала 72 дня (10 мая — 22 июля 1906 г.).
Председателем был избран профессор Московского университета, юрист, кадет С.А. Муромцев. Товарищами председателя стали кадеты князь Петр Д. Долгоруков и Н.А. Гредескул. Секретарем был также кадет — князь Д.И. Шаховской.
Самыми крупными фракциями были кадетская— 179 (37%) и трудовиков — 197 (почти 41%) депутатов Думы первого созыва.
Заседание в Думе началось с выступления старого земца, члена ЦК партии кадетов И.И. Петрункевича, которому предоставил слово председатель. Петрункевич потребовал немедленной политической амнистии всех пострадавших за свободу.
После декларации Петрункевича к депутатам обратился председатель Думы С.А. Муромцев. Первыми словами его вступительной речи были: «Кланяюсь Государственной думе». Поклоном Думе — новому государственному учреждению председатель выразил связь с традициями и обычаями. Определив Россию как конституционную монархию, Муромцев призвал депутатов уважать права императора, сохраняющего за собой титул самодержца.
Сергей Андреевич Муромцев (1850—1910) — специалист по римскому праву, теории гражданского права, доказывал необходимость сотрудничества властей и общества. В 1880—1899 гг. был председателем Московского юридического общества, которое было закрыто после его выступления на юбилейном Пушкинском торжестве в Московском университете с речью, в которой Муромцев рассматривал жизнь А.С. Пушкина как «борьбу личности за независимость и свободное развитие». Участник земского движения. Изучал и популяризировал технику парламентской деятельности европейских государств (Франции, Пруссии, Австро-Венгрии). Совместно с М.Я. Острогорским подготовил правила внутреннего распорядка работы Государственной думы, опубликованные в 1907 г. Муромцев видел в праве «великого организатора» общественной жизни.
На протяжении всего десятилетия «русского парламента» и на заседаниях Думы, но чаще в печати, шли споры о характере «послеоктябрьского» (от названия Манифеста 17 октября) государственного строя Российской империи. В правовых актовых документах страны не было закреплено определение власти как конституционной. Поэтому Муромцев старался закрепить понятие «конституционного монарха» в думской практике. У Николая II на этот счет было иное мнение. Во время официальных приемов делегаций император подчеркивал, что он осуществляет самодержавную власть.
Председатель Думы был единственным соединительным звеном между органом народного представительства и монархом. Разделяя две ветви власти — законодательную и исполнительную, Муромцев ставил Думу рангом выше правительства. На этом основании он отказался первым сделать визит председателю Совета министров И.Л. Горемыкину и, по его мнению, таким образом заявить о высоком статусе Думы в системе власти. Его поступок не был понят — не только правительством и императором, но и коллегами по партии, в том числе и ее лидером — П.Н. Милюковым.
Разногласие между Думой и императором проявилось при подготовке ответного адреса депутатов на «тронную речь» Николая II 27 апреля, в день открытия народного представительства. Текст депутатского адреса императору включал основные положения программы кадетской партии и проекта Конституции, заранее подготовленного под руководством Муромцева. Речь шла о политической амнистии, создании ответственного министерства (думского кабинета), ликвидации Государственного совета, введении всеобщего равного избирательного права при тайном прямом голосовании, проведении аграрной реформы с отчуждением части помещичьих земель.
В ответ 13 мая Совет министров выступил с правительственной декларацией, в которой напомнил депутатам, чтобы они не выходили за пределы своих прав, очерченных Основными законами. В свою очередь, в ответ на правительственную декларацию Думой была принята «формула недоверия» правительству, таким образом, была предпринята попытка отправить его в отставку.
Конфликт «исторической власти» с «лучшими людьми» России (по выражению Николая II) нарастал. Борьба сосредоточилась вокруг аграрного вопроса и отмены смертных казней (по поводу смертных приговоров, объявлявшихся военно-полевыми судами почти ежедневно).
По аграрному вопросу на обсуждении Думы было озвучено несколько законопроектов. По проекту кадетов вопрос подлежал разрешению путем принципиального отчуждения (за плату, в пользу малоземельных крестьян, помещичьих, частновладельческих). Проект трудовиков шел дальше. Речь шла о безвозмездном отчуждении всех частновладельческих земель, превышающих «трудовую норму». В думских аграрных проектах заметно было влияние тезиса партийной программы эсеров 1902 г. о наделении всех крестьян землей по «трудовой норме» и создании необходимого фонда земли за счет отчуждения части частновладельческой земли. Требования надела по «трудовой норме» шло снизу, от крестьян, и отвечало их чаяниям. Либеральные оппозиционные партии понимали, что «частное отчуждение» необходимо для того, чтобы удержать крестьян от перехода на сторону радикальных социалистических партий.
Эксперт по аграрному вопросу, кадет М.Я. Герценштейн говорил: «Народ разберет, где землей пахнет, а где ее не дают... или вам мало майской иллюминации, которая унесла в одной Саратовской губернии 150 усадеб?»
20 июня 1906 г. правительство опубликовало свои разъяснения о недопустимости принудительного отчуждения частновладельческих земель. В ответ Дума приняла постановление от 4 июля выступить в печати в защиту принципа «отчуждения». Ответом стало решение правительства о роспуске Думы, опубликованное в воскресенье 9 июля 1906 г. Складывалась некая «воскресная традиция». Само решение было принято во время встречи И.Л. Горемыкина и П.А. Столыпина с Николаем II.
Накануне разгона Думы Николай II (помимо Думы) утвердил новую конституцию Финляндии. Финнам были даны права, в которых Верховная власть империи отказывала другим ее жителям. Повторялась ситуация почти вековой давности, когда в 1815 г. император Александр I «даровал» конституцию полякам и финнам, отказав в ней своему народу. В контексте роспуска Думы решение Николая II о Финляндии выглядело демонстративно.
В знак протеста против роспуска I Думы около 120 ее депутатов, в основном кадеты, выехали в Выборг и решили обратиться к народу с «Выборгским воззванием», призывая его воздержаться от уплаты налогов и отказаться от исполнения Закона о всеобщей воинской обязанности. Все подписавшие воззвание были лишены права участвовать в выборах в Государственную думу второго созыва.
Важным уроком Думы первого созыва был вывод о необходимости «беречь Думу» от ее собственного «красноречия». Историк, профессор Московского университета, организатор Высших женских курсов в Москве, член Государственного совета по назначению (1907), правый октябрист В.И. Герье, автор книги о Первой Думе, считал, что Дума стала на почву нового права, «называемого на простонародном языке — захватным правом. Императору отводилось почетное положение мраморной статуи в завершенном храме, от имени которого жрецы произносили бы народу свою волю». Герье считал парламентское правительство непригодным для России из-за присущих ей религиозно-этнических, культурных и социальных противоречий.
В новых условиях политической жизни император реже принимал непосредственное участие в повседневных делах управления. В то же время он соблюдал установленный им новый порядок законодательства и управления. Николай II не любил иностранных слов «конституция» и «парламент». Ему были ближе выражения «обновленный, преобразованный строй».
«Позиция императора Николая II по важнейшим вопросам внутренней политики, — пишет современный автор, — была изложена им в специальной записке-директиве премьеру (П.А. Столыпину. — М.Л.) в связи с подготовкой указа о роспуске Первой и созыве Второй Думы, в которой подчеркивалось, что "все дальнейшие заботы мои, как отца о своих детях, будут направлены к справедливому обеспечению крестьян землею"».
Император просил министров и премьеров вернуть ему отправляемые им телеграммы и записки. Документы, свидетельствующие о своих колебаниях, Николай II уничтожал. Не доверял он сокровенные мысли и дневнику, почти ничего не писал в нем о политике. Лишь изредка Николай II позволял себе выразить свои мысли в письмах матери, когда она находилась на своей родине — в Дании, а также немногим родственникам и приближенным лицам. Источники свидетельствуют, что «на всех этапах законотворчества и подготовки реформ» Николай II играл важную роль. СЮ. Витте отметил значительное изменение политического мировоззрения последнего российского императора.
В центре внимания Николая II был аграрно-крестьянский вопрос. Он имел два аспекта. Во-первых, защиту собственности, пресечения волнений и поджогов дворянских усадеб. И во-вторых, со стороны царя придавалось важное значение «отеческому попечительству».
По свидетельству современников, крестьянский вопрос оставался в центре внимания Николая II вплоть до отречения от престола. Об этом также говорят его резолюции и пометки.
Находясь за границей, император писал из Германии Столыпину: «Прочное землеустройство крестьян внутри России и такое же устройство переселенцев в Сибири — вот два краеугольных вопроса, над которым правительство должно неустанно трудиться. Не следует, разумеется, забывать и о других нуждах — о школах, путях сообщения и пр. ..., но те два должны проводиться в первую очередь».
Непосредственное исполнение этой задачи было передано в руки премьера П.А. Столыпина. Свою программу реформ Столыпин готовил к Государственной думе второго созыва.
Государственная дума второго созыва (20 февраля — 3 июля 1907 г.), провела только одну сессию, проработав 102 дня. Заседания Думы открылись после восьми месяцев работы кабинета П.А. Столыпина в здании Дворянского собрания (поскольку в Таврическом дворце в зале заседаний с потолка упала штукатурка вместе с люстрами).
Особых упований на Вторую Думу не было. Разгон Первой Думы ударил по престижу Второй Думы. «Что же это за власть, — рассуждали мужики, — если ее разгоняют? Она и за себя-то постоять не может».
Председателем Думы стал юрист, кадет Ф.А. Головин.
Федор Александрович Головин (1867—1937) из старинного дворянского рода, восходящего по генеалогической легенде к византийской императорской династии Комнинов. Крупный землевладелец. Окончил курс университетского Лицея памяти цесаревича Николая в Москве. В 1891 г. после экзамена получил диплом юридического факультета Московского университета. Земский деятель. Представлял дворян Дмитровского уезда Московской губернии. Входил в составе депутации земцев, которую 6 июня 1905 г. принял Николай II. Член «Беседы» и «Союза освобождения». Участвовал в переговорах Оргбюро земских съездов с премьер-министром СЮ. Витте о создании «конституционного кабинета». После Октябрьской революции остался в России. Был расстрелян УНКВД Московской области. Реабилитирован в 1989 г.
При вступлении в должность Головин заявил о преемственности задач Первой и Второй Государственной думы, о следовании путем, намеченным Первой Думой: «проведение в жизнь конституционных начал, возвещенных Манифестом 17 октября и осуществление социального законодательства. «Могучее народное представительство! — обратился Головин к депутатам. — Раз вызванное к жизни, оно не умрет. В единстве с Монархом, оно неудержимо проявит и проведет в жизнь волю и мысль народа».
Головин в качестве председателя и ведущего заседания Думы проигрывал ее первому председателю — Муромцеву, о котором народные депутаты — трудовики из крестьян говорили: «Он председательствует, как обедню служит!» Головину не удалось скрыть свою неприязнь по отношению к крестьянским депутатам, представлявшим в Думе самую многочисленную трудовую крестьянскую фракцию.
На пятом заседании II Думы депутаты выслушали Декларацию председателя Совета министров Столыпина, изложившего широкий план реформ. Премьер заявил о доброй воле сотрудничества с Думой и представил депутатам результаты трудов правительства.
С ответом на правительственную декларацию выступил социал-демократ меньшевик князь И. Церетели, сын классика грузинской литературы. Его речь содержала призыв к насилию и подчинению правительства (власти исполнительной) Думе (власти законодательной).
Центральный вопрос — аграрно-крестьянский обсуждался на 10 (из 51) заседаниях одновременно с рассмотрением государственной росписи доходов и расходов (бюджета, которому было посвящено четыре заседания). Последние три заседания Думы перед ее разгоном обсуждалась реформа местного суда.
Кадеты потребовали немедленно отменить военно-полевые суды, а трудовики — создать комиссию для помощи голодающим.
Дума второго созыва была Думой крайностей. Громче всего в ней звучали голоса левых и крайне правых. Но за левыми депутатами уже не было подъема мощной революционной волны. Основное время заседаний II Думы ушло на конфронтацию с властью и процедурные вопросы. Над законами Дума работала всего две недели. Проекты правительства остались нерассмотренными даже в ее комиссиях. Только два закона, возникшие в порядке думской инициативы, — об амнистии и военно-полевых судах дошли до обсуждения в общем собрании Думы, но и они не были реализованы.
Между тем, по воспоминаниям членов Думы, правительство в первый же день ее работы внесло на рассмотрение Думы 65 законопроектов. В другие дни бывало и больше. Так, 31 марта было внесено 150 законопроектов. Они были не равноценными, но среди законов были и важнейшие: об организации местного суда и преобразовании крестьянского быта. Ни Вторая, ни Третья, ни Четвертая Думы не успели рассмотреть всех законопроектов, которые подготовили юристы за время работы правительства Столыпина. Речь шла о законопроектах, «которые должны были обновить русскую жизнь, превратить Россию в правовое государство и тем подрезать революции корни».
Видными ораторами II Думы среди правых были В.М. Пуришкевич (рис. 27.3), В.В. Шульгин и граф В.А. Бобринский. В среде кадетов выделялись Ф.И. Родичев, В.А. Маклаков (принципиальный оппонент П.А. Столыпина) и историк, ученик В.О. Ключевского А.А. Кизеветтер.
Но лучшим оратором во II Государственной думе по признанию и друзей, и врагов был П.А. Столыпин. В декларации, с которой он выступил перед депутатами, речь шла о необходимых для России законах и законодательной работе. Сам характер законотворчества рассматривался премьером в контексте единой целенаправленной мысли. В ней излагался тот смысл, который Столыпин вкладывал в понятие «правовой порядок». Речь шла о правах человека и неприкосновенности личности.
«Мысль эта — создать те материальные нормы, в которые должны воплотиться новые правоотношения, вытекающие из всех реформ последнего времени. Преобразованное по воле Монарха Отечество наше должно превратиться в государство правовое, так как пока писаный закон не определит обязанностей, и не оградит прав отдельных русских подданных, права эти и обязанности будут находиться в зависимости от толкования и воли отдельных лиц, т.е. не будут прочно установлены.
Правовые нормы должны покоиться на точном, ясно выраженном законе еще и потому, что иначе жизнь будет постоянно порождать столкновения между новыми основаниями общественности и государственности, получившими одобрение Монарха, и старыми установлениями и законами, находящимися с ними в противоречии» (Речь П.А. Столыпина во II Государственной думе 6 марта 1907 г.).
Призыв правительства к сотрудничеству не встретил поддержки у выступавших депутатов. Прения по декларации правительства закончились коротким выступлением Столыпина.
Он произнес ставшие знаменитыми слова: «Правительству желательно было бы найти тот язык, который был бы одинаково нам понятен. Таким языком не может быть язык ненависти и злобы; я им пользоваться не буду. <...> Эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у власти паралич и мысли, и воли, все они сводятся к двум словам — "руки вверх". На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: "Не запугаете"».
Кадет В.А. Маклаков — глава думской комиссии по «Наказу» признавал: «Когда Столыпин вернулся на место, министры встретили его целой овацией. <...> Многим из нас только партийная дисциплина помешала тогда аплодировать. Впечатление по всей стране было громадное».
Профессор В.И. Герье, автор книги о II Думе, назвал обсуждение вопроса о военно-полевых судах «осадой правительства, штурмом междумских укреплений власти. <...> Мы имеем дело с систематическим планом посредством отмены всех проявлений правительственной власти в междумский период поднять в стране авторитет Государственной думы за счет правительства и отомстить ему за семимесячное управление в отсутствие Думы».
Правительство не требовало продления уже истекавшего срока действия военно-полевых судов, порожденных террором (приложение 34). Но оно напрасно ожидало от депутатов осуждения политического террора. Тем не менее с 20 апреля 1907 г. военно-полевые суды прекратили действовать. Однако это не означало прекращения «чрезвычайщины» в управлении государством. Исключительные меры, введенные императором Александром III для защиты от террора сразу же после убийства Александра II, регулярно продлевались и сохраняли силу до октября 1917 г.
Крестьянские законы, которыми дорожил Столыпин, не встретили сочувствия у депутатов II Думы. Исключение составил Закон от 5 октября 1906 г. о «равноправии» крестьян, но и о нем вспомнили только в мае 1916 г. Законы о выходе из общины, передаче Крестьянскому банку для распродажи крестьянам 11 млн десятин земли (9 млн — казенной и 2 млн — купленной у помещиков) вызвали возражения. По мысли Столыпина, эти законы помогли бы решить земельный вопрос и подвели бы твердые основы под местное самоуправление, содействовали бы укреплению хозяйственных крестьян. Конструктивных поправок к законам, предложенным Столыпиным, не нашлось ни во II, ни в III Думах.
Разногласия вызывал вопрос о способах увеличения крестьянского землевладения. Левые заявляли, что у дворян надо забрать все поместья, которые некогда были получены у царей их предками — служилыми людьми за воинскую службу. То есть предлагалась не реформа, а аграрная революция. Для кадетов такой подход (произвол, месть за прошлое) был неприемлем. Однако кадетская программа «отчуждения» части земли носила популистский характер и была позаимствована у эсеров.
5 апреля II Дума образовала Аграрную комиссию и приняла решение передать в нее все материалы. Однако Дума не смогла выработать общей оценки, которая бы служила ориентиром для работы в комиссии. Фактически в Думе шла борьба двух тенденций по аграрному вопросу: частновладельческой — отстаивания пути укрепления фермерских хозяйств и коллективной, поддерживавшей артельно-общинные, кооперативные начала, которые депутат II Думы, экономист и философ С.Н. Булгаков называл «путем русского артельного социализма», его в Думе отстаивали трудовики. В аграрном вопросе Булгаков был ближе к трудовикам. Но он подчеркивал, что передача земли крестьянским обществам или товариществам должна происходить постепенно, по мере выкупа частновладельческих земель по справедливой цене.
Манифест о роспуске Государственной думы второго созыва и введении нового избирательного закона был объявлен 3 июня 1907 г. Поводом послужил отказ до окончания работы Думы лишить неприкосновенности депутатов социал-демократов, обвиненных в причастности к нелегальной военной организации, а всю фракцию — депутатских мандатов. Кадеты настояли на передаче этого вопроса в комиссию, созданную в Думе под руководством профессора, историка А.А. Кизеветтера. По мнению комиссии, речь могла идти о наказании отдельных членов социал-демократической фракции, но не всей фракции. Утром 3 июня 1907 г. депутаты социал-демократы были арестованы и вскоре осуждены на каторгу на срок до пяти лет.
После отказа II Думы, в первую очередь, кадетов — ведущей фракции левоцентристского большинства, одновременно с осуждением военно-полевых судов осудить также политический террор и насилие (т.е. все формы внесудебных расправ) Столыпин поручил СЕ. Крыжановскому продумать изменение отдельных статей Уложения Государственной думы. Такое изменение должно было помочь правительству регулировать порядок прохождения его законопроектов через Думу, определять очередность их обсуждения и сроки. Для этого требовалось гарантированное изменение состава Думы, на которое могло бы опираться правительство, имея в Думе конструктивное большинство. Его можно было получить, только пересмотрев избирательный закон. Правительство не устраивало, что II Дума, не осудив политического террора, сама стала на антиконституционный путь.
Сергей Ефимович Крыжановский (1862—1935), юрист, окончил Петербургский университет. Автор и разработчик важнейших законов Российской империи 1905, 1907 гг. Товарищ министра внутренних дел П.А. Столыпина, его правая рука. В эмиграции один из учредителей и председателей правления Союза ревнителей памяти императора Николая II. Автор воспоминаний.



Лекция, реферат. Становление российского парламентаризма - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Правление императора Николая II (1894 - 1917) в условиях социального кризиса, войн и революционных потрясений
Система управления российской империей
«Национальное государство» Сергея Юльевича Витте. Витте С.Ю. как политический деятель
Столыпин как политический деятель. Столыпинские реформы
Роль Менделеева в политическом развитии России во время правления Николая II
Кооперация в начале XX века — путь социально справедливой консолидации российского общества
Внутренняя политика российской империи в начале XX века
Социально-экономическая политика российской империи в начале XX века
Финансовая политика В.Н. Коковцова
Совет по делам местного хозяйства во внутренней политике России
Эволюция самодержавия после 1905 г.
Система управления российской империей до и после первой русской революции 1905-1907 годов
Геополитические интересы российской империи на рубеже XIX—XX веков.
Европейское направление внешней политики России
Дальневосточное направление внешней политики России в начале 20-го века
Русско-японская война (1904-1905)
Оборона Порт-Артура
Портсмутский мир
На пути к мировой войне. Роль восточного фронта в первой мировой войне
Хронология Первой Мировой войны
Население и социальный строй российской империи в конце XIX - начале XX века
Предприниматели и предпринимательство в России в начале 20 века
Социальное положение крестьянства в начале 20 века
Социальное положение рабочих в России в начале 20 века
Общественное развитие и социально-экономическое положение населения России в начале 20 века
Экономическое развитие российской империи в конце XIX — начале XX века
Развитие промышленности в России в начале 20 века
Развитие сельского хозяйства в конце XIX — начале XX века.
Развитие транспорта в начале 20 века в России
Финансы. Отечественный и иностранный капитал в России в начале 20-го века
На пути к революции
Революционный терроризм начала XX в.
Банкетная кампания 1904 года
Социально-политический конфликт в России к 1905 г.
Первая революция в российской империи (1905-1907)
Нарастание революции 1905 года
Манифест 17 октября 1905 г.
Становление российского парламентаризма
Конец революции 1905 года. Государственная дума третьего созыва
Хронология событий революции 1917 года




« назад Оглавление вперед »
Манифест 17 октября 1905 г. « | » Конец революции 1905 года. Государственная дума третьего созыва






 

Похожие работы:

Падение ига Золотой Орды. Становление российского самодержавия

5.10.2008/реферат

Русские князья, ордынское иго. Куликовская битва. Феодальная война второй четверти XV века. Продолжение объединения русских земель. Эпоха Ивана III. Свержение Ордынского ига. Введение нового герба Русского государства. Княжеская аристократия и боярство.

Армия Петра I

14.06.2002/курсовая работа

Необходимость создания регулярной армии. Начало образования регулярной армии. Система управления армией. Формирование военного законодательства. Воинский устав. Становление российского флота. Морской устав.

Великое переселение народов. Крещение Руси. Становление абсолютизма

17.05.2010/курс лекций

Появление древних народов на территории России. Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян. Обзор теорий происхождения восточных славян. Этапы формирования государственности Киевской Руси. Становление российского абсолютизма.

Распад СССР: причины и последствия становления российской государственности

8.04.2004/реферат

Распад Союза Советских Социалистических Республик: причины. Становление российской государственности после распада СССР. Конституция РФ 1993 года. Развитие права Российской Федерации. Глобальные экономические и политические процессы.

Становление российского абсолютизма в XVIII веке

28.04.2010/реферат

Реформаторская деятельность Петра I и становление российского абсолютизма. Век Екатерины II. Основные факторы и особенности политики просвещенного абсолютизма в России. Генезис и особенности русского самодержавия как национального, самобытного явления.

Петр I, исторический портрет

18.11.2010/курсовая работа

Личность, детство и юность Петра, его интерес к военному делу, первые годы правления. Первые преобразования, розыск и казнь стрельцов. Становление российской империи. Внутриклассовая и классовая борьба в первой четверти XVIII в. Характер реформ Петра I.


 

Учебники по данной дисциплине

История отечества. Курс лекций
История. Справочник для подготовки к ЕГЭ
Цивилизации Древнего Востока
История нового времени
История России
История России с древних времён до начала 19 века
История Казахстана - экзаменационные билеты
История СССР
История отечества - полный курс лекций
История России 19-20 века
История Древних цивилизаций
История государственного управления в России
Отечественная история. Учебник
История нового времени. Лекции
История нового времени. Лекции 2
История нового времени. Лекции 3
Российская империя во второй половине XIX
История России XVIII века
Российская империя во первой половине XIX
Источники отечественной истории государства и права кратко