Пройти Антиплагиат ©



Главная » Экономика общественного сектора » Проблема фрирайдера (безбилетника)



Проблема фрирайдера (безбилетника)

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст 



Производство общественных товаров и услуг обладает свойствами исключаемости и конкурентности; эти блага мотивируют рационально действующих потребителей к поведению фрирайдера. Проблема производства общественных благ состоит в том, что индивидуумы будут стремиться избежать оплаты этих благ («проблема безбилетника») в силу их рационального поведения. На такой эгоистический интерес индивидуумов в условиях мнимого отсутствия спроса на общественное благо указывал П. Самуэльсон.
Для иллюстрации приведем здесь два примера из учебника Дж. Стиглица.

Пример 1. Вакцинация — проблема безбилетника
«Один из способов, благодаря которому сокращается вероятность некоторых болезней, — вакцинация. Вакцинируемые несут некоторые затраты (дискомфорт, время, деньги, риск заболеть от плохой вакцины). Они получают некоторый частный выигрыш, выражающийся в уменьшении вероятности заболеть, но основная часть выигрыша — общественный товар. Эта сокращенная возможность возникновения данного заболевания в данной общине, от которой выигрывают все. Во многих случаях частные затраты превышают частный выигрыш, но общественный выигрыш, включая уменьшение возможности возникновения заболевания, значительно превышает затраты. В связи с проблемой зайца государство часто принуждает людей к вакцинации».
 
Пример 2. Пожарная служба — проблема безбилетника «Во многих общинах пожарные службы финансируются добровольно. Некоторые люди в общинах отказываются делать взносы в пользу пожарной службы. И все же там, где здания расположены близко друг от друга, пожарная служба обычно потушит огонь в доме такого лица вследствие угрозы пожара для строений тех, кто вносит вклад в содержание пожарной службы. Однако были случаи пожаров в отдельно стоящих зданиях таких людей, в которых пожарные команды отказывались тушить огонь... Это пример, когда исключение из пользования общественным благом возможно. Пожарная служба может лишить своих услуг тех, кто отказывается ее содержать. Пожарные службы утверждают, что при отсутствии подобных санкций каждый стал бы зайцем».
 
Данные примеры иллюстрируют не только саму проблему безбилетника, но и практические возможности ее решения. В первом случае, учитывая интерес общества в сокращении заболеваемости людей, государство использует доступные ему механизмы принуждения и делает вакцинацию обязательной для всех индивидуумов.
Показательны ситуации, когда при надвигающейся эпидемии государство привлекает для обязательной вакцинации населения даже специальные контингента полицейских и воинских частей.
Во втором случае проблема безбилетника решается более радикально: путем преодоления свойства неисключаемости (введение обязательного взноса в пользу пожарной службы) общественный товар трансформируется в совокупность частных благ, уже не страдающих данным недугом. При этом нельзя сказать, что рассмотренные методы устранения «безбилетников» действительно решают все проблемы.
Неясным остается вопрос установления размера индивидуального взноса в случае пожарной службы, и, безусловно, не очень симпатичной выглядит насильственная вакцинация населения. Невозможно утверждать также, что способы решения проблемы безбилетника, представленные в этих примерах, являются единственными. В общем же случае экономически рациональное нежелание людей добровольно вносить свою лепту в создание благ, проявляющих свойства неисключаемости и несоперничества в потреблении, и представляет собой проблему безбилетника.
Все это требует создания альтернативных механизмов компенсации издержек производства общественных товаров. Анализ литературы позволяет говорить о нескольких типах таких механизмов (рис. 1.).
  


Рис. 1.. Проблема «безбилетника»
Источник: Гринберг Р.С, Рубинштейн А.Я. Индивидуум и Государство:
экономическая дилемма. С. 114.

Рассмотрим по очереди все три типа механизмов компенсации.
Механизмы первого типа. Если мы говорим о принуждении, то подразумевается монополия государства; здесь следует иметь в виду прямые и косвенные методы, институциональные и экономические формы его воздействия на субъекты хозяйственной жизни, в том числе на потребителей общественных товаров (рис. 2). Монополия государства принципиально отличается от рыночной координации, которая представляет собой организацию добровольных соглашений. Мы уже приводили пример прямого принуждения населения к вакцинации (пример 1). Можно найти и другие случаи введения обязательных для населения правил и/или законов, исполнение которых направлено на принудительное обеспечение вклада индивидуумов в производство общественных товаров.
Можно также вспомнить натуральную (передачу части урожая) и трудовую (срочную службу в армии) повинности, а также выполнение различного рода общих требований, предъявляемых к частным жилищам (к примеру, ограничения по высотности здания) и т.п.
Подавляющая часть механизмов компенсации издержек производства общественных товаров основана на применении косвенных методов, связанных с налогообложением граждан. Здесь действует довольно простая схема.
Если имеет место благо, проявляющее свойства неисключаемо-сти и несоперничества в потреблении, то в силу этих свойств потребители ведут себя как фрирайдеры. В такой ситуации государство берет на себя поставку данного общественного товара, принуждая его потребителей уплачивать соответствующий налог, суммарная величина которого является достаточной для компенсации издержек производства этого блага. Здесь сохраняется двоякий характер воздействия на индивидуумы — институт налогообложения дополняется принуждением к уплате налога. Приведем конкретный пример из российской практики.
 
Пример 3. Выплаты в дорожный фонд (дорожный налог)
Еще до недавнего времени среди налогов, действующих на территории нашей страны, был особый дорожный налог, уплачиваемый предприятиями и организациями, а также иными юридическими лицами в бюджеты субъектов Российской Федерации. Средства от этого налога аккумулировались в дорожном фонде и расходовались целевым назначением на строительство и ремонт городских дорог — типичного представителя общественных товаров. Принудительный характер указанных выплат создал компенсационные возможности для производства общественных благ, позволил собрать достаточные средства и значительно улучшить логистику России. В частности, на средства именно этого фонда было осуществлено строительство Третьей московской кольцевой дороги. Отмена же данного налога, по свидетельству руководства столичной администрации, резко затормозила завершение этого крупнейшего дорожного проекта Москвы.


Рис. 2. Первый тип механизма компенсации
Источник: Гринберг Р.С, Рубинштейн А.Я. Индивидуум и Государство:
экономическая дилемма. С. 116.

 
В добавление к сказанному отметим, что налоговая схема компенсации издержек производства общественных товаров также не является идеальной. К такому выводу экономистов побуждают два обстоятельства. Во-первых, распределение общего налогового бремени между индивидуумами редко соответствует персональной ценности общественного блага для каждого из них. Например, дороги, построенные за счет средств дорожного налога (пример 3), обладают разной полезностью для автолюбителей и лиц, не имеющих личного автомобиля. Во-вторых, сам сбор налогов требует, как известно, достаточно высоких затрат, связанных с разработкой налогового законодательства, содержанием налоговой службы и службы контроля за уплатой налога. Причем сопутствующие трансакционные издержки, сокращая доходы от налоговых поступлений, явно снижают эффективность этой традиционной меры государственного принуждения.
Механизмы второго типа. Речь идет о мероприятиях, направленных на преодоление неисключаемости индивидуумов из процесса потребления конкретного блага, о методах индивидуализации общественных товаров, их возвращения в рыночный оборот (рис. 3). Историческая практика демонстрирует конкретные ситуации, когда преодоление свойства неисключаемости обеспечено эволюцией самого блага, обусловленной техническим и технологическим прогрессом (пример 2), а также развитием институциональной общественной среды (пример 3).
Кроме того, был рассмотрен и пример Стиглица с пожарной службой, описывающий специальные действия, трансформирующие общественное благо в пучок частных товаров (пример 2).
Анализ этих примеров и других подобных ситуаций позволяет заметить, что в большинстве случаев затраты, связанные с преодолением свойства неисключаемости из процесса потребления, могут быть сравнительно малы. Как правило, существенными здесь являются лишь разовые инвестиции, обеспечивающие внедрение технических (оборудование маяка радиосигналом) или институциональных нововведений (разработка нормативного акта). Остальная же часть «издержек исключения» сопряжена с обслуживанием обычного ценового механизма, который, вообще говоря, практически одинаков для частных и общественных товаров.
Однако имеются и такие блага, для которых издержки исключения столь велики, что носят явно запретительный характер. В этом смысле даже технически или институционально возможное решение проблемы индивидуализации общественного товара становится экономически нецелесообразным.
 



Лекция, реферат. Проблема фрирайдера (безбилетника) - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.



« назад Оглавление вперед »
Общественные блага, их виды и свойства « | » Теорема Коуза






 

Похожие работы:

Воспользоваться поиском

 

Учебники по данной дисциплине

Макроэкономика
Экономическая теория
Экономический словарь
Транспортная задача и транспортная модель
Собственность. История развития и ключевые вопросы.
История экономических учений. Краткий курс.
История экономических учений. Курс лекций.
Экономическая теория. Учебник.
Мировая экономика. Курс лекций.
Основы микроэкономки
Валютные операции и валютное регулирование
История экономических учений. Учебник.
Экономика
Макроэкономика
Билеты по экономической теории
Учебники, лекции, шпаргалки по экономике
Основы экономической теории - базовый курс
Экономический рост: значение, различия, методы исследования
АФХД лекции
АФХД лекции 2
Исследование экономических процессов
Основы экономики
Экономика отраслевых рынков
Микроэкономика. Курс лекций
История отечественной экономической мысли
Экономическая политика государства
Экономика учебник онлайн
Основы экономики. учебник
Экономическая теория. Учебник 2017
Собственность в экономике
Совершенная конкуренция
Макроэкономика учебник