---
⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » История отечества. Курс лекций » 35.1 Образование СССР




Образование СССР

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст 



 
Объединительное движение по созданию Советского многонационального государства началось сразу после победы Октябрьской революции и распада империи и прошло три этапа. Первый (октябрь 1917 г. – середина 1918 г.) ознаменовался рождением Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, которая последовательно, по мере реализации курса на равноправие народов, превращалась в федерацию нового типа. Второй Всероссийский съезд Советов подчеркнул, что советская власть «...обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение».
Правовой основой советской национальной политики на первом этапе стала «Декларация прав народов России» от 2 ноября 1917 г., провозгласившая равенство и суверенность народов России; их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмену всех и всяких национальных и национально–религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
В обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» Совнарком гарантировал полную и беспрепятственную свободу устройства жизни мусульман. К концу 1917 г. Совнарком принял Манифест к украинскому народу, декрет о Турецкой Армении, декрет о признании государственной независимости Финляндии. Во всех этих документах разъяснялись принципы, которыми руководствовалась Советская власть в решении национального вопроса. «Мы хотим как можно более крупного государства, – разъяснял В.И. Ленин, – как можно более тесного союза, как можно большего числа наций, живущих по соседству с великоруссами; мы хотим этого в интересах демократии и социализма...».
На первом этапе на территории бывшей царской России возникли автономные республики, территориальные автономии с учетом национального состава населения, появились суверенные Советские республики.
Второй этап объединительного движения народов советских республик связан с периодом гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918–1920 гг.). К этому времени сложилась группа советских республик, связанных друг с другом сотрудничеством по самым разнообразным вопросам.
Декретом от 6 июня 1919 г. был оформлен военно–политический союз России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии. Его суть сводилась к тесному объединению: 1) военной организации и военного командования; 2) советов народного хозяйства; 3) железнодорожного управления и хозяйства; 4) финансов и 5) комиссариатов труда республик – с тем, чтобы руководство указанными отраслями было сосредоточено в руках единых коллегий. Всероссийский ЦИК проводил объединение усилий республик на основе соглашения с ЦИК и СНК указанных республик. В этот период были заключены двусторонние соглашения РСФСР с УССР, БССР и другими республиками. Для второго этапа характерно становление советской государственности в национальных районах, где развернулась острая борьба с националистической контрреволюцией.
На третьем этапе объединительного движения народов советских республик (1921–1922 гг.) они договариваются о военно–хозяйственном союзе, организуют единый дипломатический фронт. Время показало, что федерация на двусторонних договорах имела существенные недостатки. Назревшие потребности более тесного сотрудничества республик в экономической и государственной жизни обусловили необходимость создания нового союзного государства.
Конституционному оформлению Союза ССР предшествовало складывание национальной государственности на базе Советов при непосредственном участии Всероссийских и республиканских съездов Советов, СНК и ЦИК РСФСР. В числе первых 13 наркоматов, учрежденных 26 октября (8 ноября) 1917 г. – Наркомат по делам национальностей РСФСР. Наркомнац действовал до 1923 г. под руководством Совнаркома и ЦК РКП (б), был тесно связан с национальными секциями, национальными центрами и местными партийными организациями.
В задачи Наркомнаца входило создание условий для проведения в жизнь мероприятий, обеспечивающих братское сотрудничество и интересы всех национальностей и национальных меньшинств. Наркомнац содействовал организации национальных республик, автономных областей, вел работу с национальными кадрами, боролся с проявлениями шовинизма и национализма, сепаратизма, издавал литературу на национальных языках, участвовал в подготовке документов по национально–государственному строительству.
В составе Наркомнаца работали национальные комиссариаты (нацкомы) и национальные отделы. В конце 1918 г. действовали 11 нацкомов – польский, литовский, мусульманский, еврейский, армянский, белорусский, немцев Поволжья, горцев Кавказа, грузинский, латышский, чехословацкий; 8 отделов – киргизский, марийский, народов Сибири, украинский, эстонский, вотякский, чувашский, народов Поволжья.
Нацкомы и отделы информировали народы о мероприятиях Советской власти в области национальной политики. Советские органы на местах вели политическую и культурно–просветительную работу, оказывали помощь в решении хозяйственных вопросов, улаживали возникающие конфликты между центром и национальностями, вели подготовку образования автономий.
В августе 1918 г. в аппарате Наркомнаца работало 222 чел. К началу 1919 г. в Наркомнаце насчитывался 21 комиссариат. Их возглавляли видные деятели РКП (б): Ю.М. Лещинский, В.С. Мицкявичус–Капсукас, В.А. Аванесов, А.Г. Червяков, С.М. Диманштейн, М.Ю. Кулик, А.З. Каменский, А.Г. Мещеряков, М.А. Молодцова, Г.К. Клингер, Н.Н. Нариманов, Т.Р. Рыскулов и др.
Деятельность Наркомнаца возглавляла коллегия во главе с наркомом по делам национальностей И.В. Сталиным. Однако за 6 лет существования Наркомата он участвовал лично в работе коллегии не более трех месяцев из–за частых поездок на фронты гражданской войны и выполнения других заданий Совнаркома и ЦК РКП (б). Таким образом, основную тяжесть этой сложной работы выполняли члены коллегии.
Вначале комиссариаты и отделы Наркомнаца вели работу с национальностями почти по всем вопросам: занимались судьбами беженцев, вопросами трудоустройства, социального обеспечения, просвещения, земледелия и др. После того, как в январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов провозгласил образование РСФСР, деятельность Наркомнаца существенно изменилась.
Работа по вопросам культуры, просвещения, социального обеспечения была передана соответствующим наркоматам национальных республик. Главной задачей Наркомнаца стала подготовка создания автономных советских республик и областей.
После окончания гражданской войны Наркомнац стал больше уделять внимания планам и проектам улучшения экономического и культурного развития народов Российской Федерации. С мая 1920 г. началась перестройка центрального аппарата наркомата. В 1921 г. вместо комиссариатов были созданы 14 национальных представительств, сформирован Совет национальностей, состоящий из 26 человек, который выполнял роль большой коллегии наркомата. Наряду с этим начал работу институт уполномоченных Наркомнаца РСФСР при правительствах республик и в областях. Им поручили «наблюдать за проведением национальной политики на местах», изучать историческую, этнографическую и культурную жизнь народностей и национальных групп автономий, защищать права и интересы малых народов. В связи с этим выросли и штаты наркомата.
Например, на 1 сентября 1921 г. в Наркомнаце числилось 875 чел., в том числе конторских работников – 374, инструкторов и агентов – 79, литераторов – 6, бухгалтеров – 37, экономистов, юристов, школьных работников, агрономов, медработников – 84, инженеров, механиков, техников – 37, рабочих – 162, шоферов – 36 и др. Национальный состав наркомата был довольно представительным: русских – 521, евреев – 85, татар – 37, немцев – 28, латышей – 17, поляков – 14, литовцев – 8 и др.
Наркомнац плодотворно работал по созданию при нем ряда учебных, научных, культурно–просветительных учреждений и организации их деятельности. Среди них выделялись Коммунистические Университеты трудящихся Востока и национальных меньшинств Запада (КУТВ им. И.В. Сталина и КУНМЗ им. Ю.Ю. Мархлевского, 1921–1938 гг.). КУТВ издавал журнал «Революционный Восток». За время своей работы Университет подготовил несколько тысяч специалистов. При Наркомнаце функционировали Институт востоковедения и несколько


издательств.
При содействии Наркомнаца национальные районы получали ощутимую помощь материальными средствами, продовольствием, кредитами. Из центра России направлялись специалисты для подготовки и обучения местных кадров. В Москве готовились учителя для ликвидации неграмотности на языках коренных национальностей. Созданное в 1922 г. при Наркомнаце Восточное издательство выпускало буквари и учебники, общественно–политическую, сельскохозяйственную, научно–популярную, художественную литературу на родных языках. При типографии издательства работала школа по подготовке кадров наборщиков для печати национальных районов.
Благодаря деятельности Наркомнаца возникла широкая сеть национальных школ, вузов, просветительских обществ, библиотек, национальных театров. Впервые в истории России успешно решалась гигантская задача ликвидации неграмотности нерусского населения. На национальные языки переводились важнейшие документы, касающиеся национально–государственного строительства. В конце 1919 г. Наркомнац издавал газеты почти на 60 языках и наречиях и имел свой печатный орган – газету «Жизнь национальностей» (с 1922 г. – журнал, выходивший тиражом от 7 до 12 тыс. экземпляров).
В январе 1918 г. Третий Всероссийский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Советская Россия учреждалась на основе союза свободных наций в виде федерации Советских национальных республик и стала называться Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Принципами федерации являлись: добровольность вступления, равноправие наций, пролетарский интернационализм, демократический централизм. Высшим органом федерации объявлялся Всероссийский съезд Советов, который избирал ВЦИК и  Совнарком.
В первое время существования РСФСР внутри ее возникла такая форма национально–государственного строительства как автономная республика. К конце 1918 г. появилась автономная трудовая коммуна. В 1920 г. – автономная область. Трудовая коммуна и автономная область имели права губернии, но отличались национально–государственным статусом. Наиболее высокой формой автономии являлась автономная республика (АССР) – государство. Автономная республика имела высшие органы власти и управления, близкие к всероссийским, свою правовую систему, конституцию. Некоторые автономные республики в годы гражданской войны имели свои вооруженные силы, дипломатические и внешнеторговые связи, управляли транспортом, регулировали денежные отношения. В 1920 г. эти функции по согласованию с нижестоящими субъектами взял на себя центр.
V Всероссийский съезд Советов 10 июля 1918 г. утвердил Конституцию РСФСР, обобщив и юридически закрепив первый опыт советского национально–государственного строительства.
С победой в гражданской войне продолжалась работа по созданию автономных национальных государств в рамках РСФСР.
В 1920–1921 гг. национально–государственное строительство в РСФСР приобрело широкие масштабы. Создание автономий шло разными путями: некоторые народы впервые обретали свою государственность, другие восстанавливали свою государственность на новом уровне. В конечном итоге, в состав РСФСР к концу 1922 г. входили 8 автономных республик (Туркестанская, Киргизская (Казахская), Татарская, Башкирская, Горская, Дагестанская, Якутская, Крымская); 11 автономных областей (Чувашская, Марийская, Калмыцкая, Вотская (Удмуртия), Коми (Зырян), Бурятская, Ойротская,


Карачаево–Черкесская, Кабардино–Балкарская, Черкесская (Адыгея), Чеченская); 2 трудовых коммуны (Трудовая коммуна немцев Поволжья и Карельская трудовая коммуна, которая с 1923 г. стала автономной республикой). Автономии создавались и в других республиках. Так, в 1923 г. возникла автономная область Нагорного Карабаха в Азербайджане.
В 1921 г. на территории бывшей Российской империи существовало 7 социалистических республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Социалистическая Советская Республика Абхазии, Бухарская и Хорезмская народные советские республики, Дальневосточная республика.
Задачи преодоления тяжелейшей послевоенной разрухи, экономического возрождения республик, преодоления вековой культурной отсталости народов окраин ускорили их сближение с РСФСР. Отражая эту линию, X съезд РКП (б) в марте 1921 г. взял курс на организацию государственного союза республик.
На основе решений IX Всероссийского съезда Советов и IV Всероссийского съезда совнархозов (май 1921 г.) складывалась единая система управления промышленностью всей федерации. Промышленность делилась на общефедеративную и местную. Объединению подлежали тяжелая и легкая промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь.
В 1921–1922 гг. складывался общефедеративный бюджет, хотя не все вопросы были решены. Так, в РСФСР, УССР и БССР существовала единая денежная система еще со времени гражданской войны, а в Закавказских республиках ходили свои денежные знаки, наряду и наравне с денежными знаками РСФСР. Нередко в документах республик составлялись экономические планы без учета общефедеративных задач восстановления, в первую очередь, важнейших народнохозяйственных объектов.
Восстановление народного хозяйства с помощью РСФСР укрепляло и расширяло сотрудничество республик. Возникла потребность в принятии общефедерального законодательства. Это было вызвано тем, что в республиках имели место и национал–сепаратистские тенденции, то есть тенденции к отделению, обособлению.
К образованию единого союзного государства народы советских республик наряду с внутриполитическими причинами подталкивали и внешнеполитические факторы. Так, в апреле–мае 1922 г. в Генуе проходила международная экономическая и финансовая конференция, на которой делегации РСФСР поручили представлять дипломатическое единство советских республик.
В марте 1922 г. образовалась Закавказская Федерация Социалистических Советских Республик с задачей обеспечить братское сотрудничество народов Закавказья, искоренить межнациональную вражду. Улучшение экономического и политического положения советских республик Закавказья привело в декабре 1922 г. к преобразованию федеративного союза в федеративное государство – Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР) в составе Грузинской ССР, Армянской ССР, Азербайджанской ССР, ССР Абхазии.
Формирование союзного государства сопровождалось острой полемикой. Предлагались варианты положить в основу союза республик конфедерацию или федерацию, основанную на автономии, или сохранении при некотором совершенствовании существовавших договорных отношений. Конфедерация представляла собой такую форму государственного устройства, при котором ее члены оставались полностью независимы, но могли координировать свои действия в определенных целях посредством объединенных органов (военных, внешнеполитических и т.д.). Предложение о конфедерации поддержки не получило.
С лета 1922 г. ЦК РКП (б) вплотную занялся вопросом подготовки к объединению советских республик. В начале августа начала работу комиссия под председательством В.В. Куйбышева. Отдельные деятели: И.В. Сталин, Д.З. Мануильский, Г.К. Орджоникидзе и некоторые другие – были за федерацию на основе «автономизации». И.В. Сталин предлагал, чтобы советские республики – Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия вошли в состав РСФСР на автономных началах. Этот проект сводил к минимуму самостоятельность советских республик и вел фактически к формированию централизованного, унитарного государства.
Против этого предложения были ЦК КП Украины, Грузии. Сталинский проект поддерживали Закавказский краевой комитет РКП (б), ЦК компартии Армении и Азербайджана. ЦК КП (б) Белоруссии отдавал предпочтение сохранению договорных отношений. Подвергнув критике проект «автономизации», В.И. Ленин выдвинул новую форму добровольного и равноправного объединения советских республик. Будучи против чрезмерного централизма, он предложил укреплять суверенитет каждой республики как обязательное условие сплочения народов. Еще в декабре 1919 г. В.И. Ленин, рассматривая возможные варианты тесного союза республик в письме к рабочим и крестьянам Украины, писал: «Мы хотим добровольного союза наций – такого союза, который не допускал бы никакого насилия одной нации над другой – такого союза, который был бы основан на полнейшем доверии, на ясном сознании братского единства, на вполне добровольном согласии».
В сентябре 1922 г. В.И. Ленин заявил в письме «Об образовании СССР»: «Мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию». Пленум ЦК РКП (б) 6 октября 1922 г. принял ленинское предложение о форме объединения советских республик в союзное многонациональное государство.
Но идея «автономизации» показала свою живучесть и после этого Пленума, привела к обострению местного национализма. Особенно резко он проявился в Грузии, где возник так называемый «грузинский инцидент». В конце октября 1922 г. ЦК КП (б) Грузии коллективно подал в отставку. Поддерживая решения октябрьского пленума ЦК РКП (б) 1922 г. об образовании Союза, Ф.И. Махарадзе от имени ЦК компартии Грузии предложил вместо пункта о вхождении в Союз ССР Закавказской Федерации предусмотреть возможность самостоятельного, т.е. отдельного вхождения в Союз Грузии, Армении, Азербайджана.
Закавказский крайком партии большевиков возглавлял Г.К. Орджоникидзе, он в грубой форме отреагировал на это заявление Ф.И. Махарадзе, обвинив грузинских руководителей в шовинизме. Впрочем, и другая сторона ответила тем же. В ноябре была создана комиссия во главе с Ф.Э. Дзержинским для рассмотрения инцидента. В.И. Ленин работой комиссии остался недоволен, так как она осудила грузинское руководство и одобрила линию Заккрайкома. В.И. Ленин не мог активно вмешиваться в это дело, так как тяжело заболел. Однако в конце декабря 1922 г. он продиктовал письмо «К вопросу о национальностях, или об «автономизации», где резко осудил администрирование и грубость в межнациональных отношениях, формальное отношение к национальному вопросу.
X Всероссийский съезд Советов (23–27 декабря 1922 г.), обсудив доклад И.В. Сталина об объединении советских республик и выступлений делегатов – представителей от других республик (М.В. Фрунзе от УССР, М.Г. Цхакая от Грузии, Г.М. Мусабекова от Азербайджана и др.), принял постановление о вхождении РСФСР в состав союзного государства.
30 декабря 1922 г. в Москве в Большом театре работал I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик. На нем присутствовали 1727 делегатов от РСФСР, 364 – от УССР, 33 – от БССР, 91 – от ЗСФСР. По данным мандатной комиссии среди делегатов преобладали рабочие – 44,4%, крестьян было 26,8%, служащих и интеллигенции – 28,8%. На съезде присутствовали представители более 50 национальностей. С кратким докладом выступил И.В. Сталин. Он зачитал тексты Декларации об образовании Союза ССР и Союзного Договора, одобренные накануне Конференцией полномочных делегаций советских республик.
В Декларации подчеркивался вывод о великой роли Советов в сплочении народов страны, в создании федерации нового типа. Подчеркивалось, что Союз гарантирует внешнюю безопасность, экономический и культурный подъем, свободу национального развития народов. Декларация отмечала, что союз – это добровольное объединение равноправных народов, что за каждой республикой закреплено право свободного выхода из Союза и что доступ в Союз открыт всем социалистическим республикам – существующим и будущим.
Договор об образовании СССР содержал 26 статей, которые определяли компетенцию Союза ССР и его органов. К ведению Союза были отнесены вопросы внешней политики, дипломатические, экономические, военные и основы организации единых вооруженных сил. В рамках Союза объединялись важнейшие экономические и политические рычаги управления. Устанавливались основы общего плана развития народного хозяйства, единый госбюджет, денежная и кредитная системы, землеустройство, судоустройство и судопроизводство, гражданское и уголовное союзное законодательство, объединялись транспорт, почта и телеграф. Союзу поручили регулировать трудовые отношения, народное просвещение, здравоохранение, статистику.
Союз имел право отменять нарушающие Договор постановления съездов Советов, ЦИК и СНК союзных республик. Для всех граждан республик устанавливалось единое союзное государство.
Верховным органом власти был признан Съезд Советов СССР, а между съездами его функции осуществлял ЦИК СССР, избираемый съездом. Исполнительным органом ЦИК СССР явился Совнарком СССР, избираемый ЦИК СССР в составе Председателя СНК СССР, его заместителей и 10 наркомов.
Договор разграничивал полномочия Союза ССР и союзных республик, которые добровольно отдавали часть своих прав во имя общих интересов. Союзный Договор закреплял суверенитет союзных республик. Статья 13 утверждала самостоятельность актов высших органов Союза для всех республик. В то же время статья 15 закрепляла право ЦИК союзных республик опротестовывать документы союзных органов, а в исключительных случаях, по статье 17, ЦИК союзных республик имели право приостановить исполнение распоряжения наркомов Союза, поставив в известность СНК СССР и наркома Союза.
Съезд завершился избранием ЦИК СССР (371 член и 138 кандидатов – пропорционально численности населения союзных республик). При этом РСФСР и УССР добровольно уступили ряд мест в пользу менее населенных республик. Среди избранных членов ЦИК СССР рабочие составляли 46,2%, крестьяне – 13,6% и интеллигенция – 40,2%.
Первая сессия ЦИК СССР избрала Президиум Союза ССР из 19 членов и 13 кандидатов. Затем ЦИК СССР избрал четырех своих председателей – М.И. Калинина – от РСФСР, Г.И. Петровского – от УССР, Н.Н. Нариманова – от ЗСФС, А.Г. Червякова – от БССР. Секретарем ЦИК СССР был утвержден А.С. Енукидзе. Сессия поручила Президиуму ЦИК СССР подготовить проект первой Конституции СССР и формирование исполнительных органов власти.
Сессия ЦИК утвердила состав первого СНК СССР. Председателем был избран В.И. Ленин. Заместителями его утвердили Л.Б. Каменева, А.И. Рыкова, А.Д. Цюрупу, В.Я. Чубаря, Г.К. Орджоникидзе, И.Д. Орахелашвили. Общесоюзные наркоматы возглавили: по иностранным делам – Г.В. Чичерин, во военным и морским делам – Л.Д. Троцкий, внешней торговли – Л.Б. Красин, путей сообщения – Ф.Э. Дзержинский, почт и телеграфов – И.И. Смирнов. Объединенные наркоматы Союза возглавили: ВСНХ – А.И. Рыков, продовольствия – Н.П. Брюханов, труда – В.В. Шмидт, финансов – Г.Я. Сокольников, Рабоче–Крестьянскую инспекцию – В.В. Куйбышев.
 



Лекция, реферат. Образование СССР - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Введение
2. Происхождение и исторические судьбы славян
3. Образование и расцвет древнерусского государства
4. Распад Киевской Руси (древнерусского государства)
5. Народы Руси в борьбе за независимость против монгольского ига
5.1 Подготовка похода на Русь.
5.2 Начало объединения земель вокруг Москвы.
5.3 Возвышение Москвы
5.4 Куликовская битва
6. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Иван III. Падение золотоордынского ига
7. Укрепление централизованного русского государства и расширение его границ при Иване IV. Опричнина
7.1 Реформы 50–х годов XVI в.
7.2 Внешняя политика Ивана 4
7.3 Опричнина (1565–1572 гг.)
8.
9. Русско–польская война 1654–1667 гг. Добровольное воссоединение Украины с Россией
10. Начало модернизации России. Реформы Петра Великого
10.1 Военная реформа Петра.
10.2 Промышленность и торговля.
10.3 Указ о единонаследии 23 марта 1714 г.
10.4 Реформа управления при Петре
10.5 Культура.
11. Крепостная Россия во второй половине XVIII века
11.1 Екатерина II . Просвещенный абсолютизм 60–80 гг. XVIII в.
11.2 Крестьянская война 1773–1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачева
12. Отечественная война 1812 года патриотическая эпопея русского народа
13. Движение декабристов и его значение
14. крымская война 1853-1856 гг.
15. Общественно–политические движения в России во второй половине XIX в. Революционные демократы и народничество
16. Отмена крепостного права в России
17. Крестьянская реформа 1861 года в России и ее значение
18. Политическая модернизация России 60–70–х годов XIX века
18.1 Судебная реформа 1864 г. в России.
18.2 Городская реформа 1870 г.
18.3 Военная реформа.
18.4 Школьная реформа.
19. Русская культура XIX в
20. Политическая реакция 80–90–х годов XIX века
21. Международное положение России и внешняя политика царизма в конце XIX века
22. Рабочее движение в России в конце XIX века
23. Подъем революции в 1905 ГОДУ.
24. Третьеиюньская монархия
25. Аграрная реформа П.А. Столыпина
26. Россия в годы первой мировой войны
27. Февральская революция 1917 года: победа демократических сил
28. двоевластие. классы и партии в борьбе за выбор исторического пути развития россии
29. Нарастание революционного кризиса
29.1 Корниловщина. Большевизация советов
29.2 Военная диктатура
30. победа социалистической революции
31. Второй всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов
32. Гражданская война и иностранная военная интервенция в россии. 1918–1920 годы
33. Политика «военного коммунизма»
34. Новая экономическая политика (НЭП).
35. Национальная политика советской власти.
35.1 Образование СССР
35.2 Национальный вопрос в процессе создания СССР
36. политика и практика форсированной индустриализации, сплошной коллективизации сельского хозяйства
36.1 Первая пятилетка в СССР
36.2 Достижения и трудности в решении социальных проблем в условиях реконструкции народного хозяйства ссср в 20–30–е годы
37. культурное строительство в ссср в 20–30–е годы
38. Основные итоги социально–экономического развития ссср к исходу 30–х годов
39. Внешняя политика СССР накануне великой отечественной войны
40. Укрепление обороноспособности ссср накануне немецко–фашистской агрессии
41. Великая отечественная война. Решающая роль СССР в разгроме фашистской германии.
42. Трудовой подвиг советского народа в восстановлении и развитии народного хозяйства ссср в послевоенные годы
43. Поиск путей социального прогресса и демократизации общества в 50–60–Е ГОДЫ
44. Советский союз В 70–е – первой половине 80–х годов.
45. НАРАСТАНИЕ ЗАСТОЙНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ 1985 года
46. Проблемы развития политического плюрализма в переходном обществе
47. КРИЗИС НАЦИОНАЛЬНО–ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И РАСПАД СССР
48. Экономика и социальная сфера Российской Федерации в 90–Е ГОДЫ
49. Хронологическая таблица




« назад Оглавление вперед »
35. Национальная политика советской власти. « | » 35.2 Национальный вопрос в процессе создания СССР






 

Похожие работы:

Аравия в раннее средневековье. Образование общеарабского раннефеодального государства

15.07.2010/реферат

Движение за государственное объединение Аравии в Хиджазе (VII век). Проповедь исламского учения его проповедником и идеологом Мухаммедом. Образование первого общеарабского раннефеодального государства на основе подчинения всех власти единого бога Аллаха.

Борьба американских колоний Англии за независимость. Образование США

28.07.2010/курсовая работа

Основные политические и экономические причины войны за независимость колоний. Ход войны за независимость английских колоний. Война за независимость Соединенных Штатов ("американская революция"). Декларация независимости - ее принципы и значение.

Внутренняя политика России в начале XIX века. Образование Министерства внутренних дел

23.04.2010/реферат

Общая характеристика и особенности внутренней политики России в начале ХХ века, предпосылки и этапы создания Министерства внутренних дел. Биография первого министра внутренних дел Кочубея В.П., хроника деятельности министерства под его руководством.

Возвышение Москвы и образование Российского государства

12.05.2009/дипломная работа

Москва как самый большой мегаполис в мире. Причины и характеристика основных этапов возвышения Москвы, взгляды ведущих историков на этот процесс. Московское княжество в правлении Даниила Александровича Московского в период наибольшего дробления Руси.

Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме

27.04.2009/реферат

Генезис воспитания и обучения на Крите. Воспитательные традиции Спарты. Начальное образование в мусических и гимнастических школах. Римская система образования и воспитания, формирование личности юного римлянина. Риторические школы по греческому образцу.

Восточно-славянские племена и союзы накануне образования государства

2.06.2002/реферат

Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство и религия восточных славян. Трансформирование общественно-первобытного строя в феодальный. Территориальные общины, союзы племен. Древнерусское государство.

Всеукраинский съезд советов, его образование

19.04.2009/дипломная работа

Роль всеукраинских съездов в политической, экономической, общественной жизни УССР. Образование всеукраинского съезда советов. Насилие националистов над организаторами съезда. Полномочия украинских съездов, их компетенция. Конституционное строительство.

Государственное образование: органы, образовательная политика в разные периоды развития государства: от Древней Руси до наших дней

9.11.2009/контрольная работа

Система образования русского государства в период самодержавия и в период выдающихся научных открытий (конец XIX–начало XX в.). Образование РСФСР в первое послеоктябрьское десятилетие, ликвидация неграмотности. Деятельность системы образования в СССР.

Древнерусское государство. Его образование

24.01.2008/реферат

Предпосылки и причины возникновения древнерусского государства, этапы его образования. Принятие Русью христианства. Влияние этого события на историческую судьбу государства. Возникновение и развитие древнерусского права, его историческое значение.

История образования Томска

1.03.2009/реферат

Исследование прогрессивного роста и развития Томска на протяжении четырех веков. Город строился исключительно для служилых людей и заключенных. По своей значимости Томск превзошел многие города. Развитие города XVII-XX вв. Образовательные учреждения.


 

Учебники по данной дисциплине

История. Справочник для подготовки к ЕГЭ
Цивилизации Древнего Востока
История нового времени
История России
История России с древних времён до начала 19 века
История Казахстана - экзаменационные билеты
История СССР
История отечества - полный курс лекций
История России 19-20 века
История Древних цивилизаций
История государственного управления в России
Отечественная история. Учебник
История нового времени. Лекции
История нового времени. Лекции 2
История нового времени. Лекции 3
Российская империя во второй половине XIX
Российская империя в конце XIX - начале XX века
История России XVIII века
Российская империя во первой половине XIX
Источники отечественной истории государства и права кратко