---
⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » История отечества. Курс лекций » 48. Экономика и социальная сфера Российской Федерации в 90–Е ГОДЫ





Экономика и социальная сфера Российской Федерации в 90–Е ГОДЫ

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст 



 
После развала СССР пришедшие к власти радикалы выдвинули программу так называемых либеральных экономических реформ и начали осуществлять их по модели «шокотерапии». Их аргумент – стратегия эволюционной перестройки государственной экономки – не состоялся. Поэтому начался тотальный демонтаж советского строя и утверждение рыночно–капиталистических механизмов.
Апробация новой программы состоялась в 1992–1993 гг. Практика, показала, что уже к концу 1992 г. замысел радикального движения потерпел поражение. Результатом стал процесс деиндустриализации. Однако выводы сделаны не были.
Принятая в декабре 1993 г. менее чем 1/4 голосов населения новая Конституция РФ законодательно закрепила демонтаж советской системы.
Положение усугублялось тем, что с начала 90–х годов в России обострился системный кризис, унаследованный от политики «перестройки». Однако это обстоятельство не остановило реформаторов. В результате реформ – без ухудшения положения народных масс – и быстрого создания гражданского общества и демократических институтов не состоялось. Ожидания не оправдались. Под прикрытием «реформ» развернулась ожесточенная борьба за власть. Ее результаты имели в октябре 1993 г. трагический исход.
К середине 90–х годов страна сошла с траектории системного кризиса и вступила в фазу экономического, политического и социального регресса.
В сфере экономики обвальный спад производства и технологическое отставание вошли в стадию разрушения промышленного и аграрного потенциала, исторически сложившихся связей и инфраструктур. С внутреннего рынка исчезают отечественные товаропроизводители; научно–технический прогресс заблокирован; сырьевой и торгово–посреднический бизнес вытесняют из экономики и финансовой системы страны индустриальное предпринимательство.
Результаты нынешнего социально–экономического курса наглядно просматриваются на примере деятельности правительства В. Черномырдина. В декабре 1992 г. седьмой Съезд народных депутатов Российской Федерации утвердил его главой правительства. За истекшие 4 года страна имеет рекордное падение национального производства за всю нашу историю, включая годы войны. Валовой внутренний продукт в совокупности снизился на 28%. Для сравнения: за 1914–1917 гг. он снизился на 25%; за 1918–1922 гг. – на 23%; за 1941–1945 гг. – на 21%.
По валовому внутреннему продукту, характеризующему стоимость товаров и услуг, производимых в отраслях народного хозяйства и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта, в 1987 г. СССР превосходил ФРГ вдовое, соперничая с Японией за 2 место в мире. Сейчас Россия в экономическом отношении уступает Франции в 2,5 раза, Японии – в 7, США – в 12 раз. По величине ВВП Россия значительно отстает от Германии, Японии, Франции, Австрии, Италии, Великобритании и других стран, ненамного опережает Бразилию и Индонезию, и за последние 10 лет скатилась на 55–57 место в мире.
Произведенный в 1993 г. национальный доход составил 57% от уровня 1990 г., продукция промышленности – 63%, капитальные вложения – 43%. По данным Госкомстата РФ, отставание экономики России от США за 4 года «реформ» выросло на 64%.
Особенно заметно отставание России в военно–технической сфере. По сравнению с США, Россия продает танков в 17 раз меньше, БМП – в 3,5 раза, ракетных комплексов – в 20 раз меньше. Доля США и ФРГ в мировой торговле оружием возросла более чем в 3 раза, доля России снизилась втрое. Одна из главных причин – развал экономики страны, поспешное свертывание разработок по производству новейшего вооружения.
Если сравнить современное состояние нашей экономики с экономикой периода Великой Отечественной войны, то оно выглядит следующим образом. Годовые потери в уровне производства даже в тяжелейшем 1942 г. не превысили 23%. В 90–е годы спад производства превысил 50% (в машиностроении – 70%, в легкой и текстильной – 80%, в военно–промышленном комплексе – 90%). Известно, что при спаде производства свыше 30% начинается цепная реакция разрушения всей промышленности. В сложившейся ситуации идет целенаправленное уничтожение всей базовой промышленности страны, без которой невозможен прогресс и нормальная жизнь общества.
 
Прослеживается тенденция наращивания объемов производства в отраслях, продукция которых в основном ориентирована на внешний рынок.
 
Сокращение объемов капитальных вложений на строительство объектов производственно–технического назначения повлекло за собой снижение производства сборных железобетонных конструкций на 11%, конструкций и алюминиевых сплавов – на 16%, легких металлических конструкций – на 47%.
 
В швейной промышленности в 1995 году по сравнению с 1994 годом производство постельного белья уменьшилось почти на две трети; сорочек – наполовину; плащей, юбок, брюк – на треть.
За годы реформ неуклонно рос государственный долг.

 Внешний долг к началу 1997 года составил 150 млрд. долл. против 95 млрд. долл. в 1992 году. В конце 1992 года не было внутреннего долга, оформленного государственными ценными бумагами. К исходу 1996 года этот долг составил около 250 трлн. руб., или 45 млрд. долл. по текущему валютному курсу.
Итого: за 4 года долг правительства вырос на 77 млрд. долларов. Только в 1996 году он вырос на 42 млрд. долларов за год, т.е. возрастал на 3,5 млрд. долларов ежемесячно.
Что касается «реформ» в целом, то за прошедшие годы не решена ни одна из средне– или долгосрочных проблем, стоящих перед страной, ни одна реформа (аграрная, военная, жилищно–коммунального хозяйства, социальной сферы, судебной системы, правоохранительных органов) не проведена в жизнь. В последние годы прибавился «букет» новых кризисов – бюджетного, неплатежей, расчетного, инвестиционного, долгового, банковского.
Важным показателем состояния экономики страны является занятость населения. Допустимым уровнем безработицы считается 6%, критическим – 8%. В России сейчас она – свыше 13%; Это официально, на самом же деле – больше 20 млн. безработных при среднегодовой численности занятых в экономике в 1994 году 70,2 млн. человек.
Весьма серьезным социальным показателем здоровья народа является потребление алкоголя. По оценкам ВОЗ употребление его свыше 8 л. на человека в год ведет к началу генного вырождения нации. В России сегодня уровень потребления – от 15 до 20 л. на человека.
В итоге приватизации негосударственный сектор стал ведущим, в частные руки перешло 110 тыс. предприятий. Но это не принесло ни роста эффективности производства, ни улучшения обслуживания населения.
В результате чековой приватизации произошло ограбление народа. Она дала в бюджет страны всего 1 трлн. рублей.
Например, ЗИЛ со стоимостью основных фондов не менее 1 млрд. долларов – был продан за 4 млн. долларов.
Уникальный Норильский горно–металлургический комбинат (НГМК) был включен правительством в перечень стратегически важных объектов, не подлежащих приватизации. Однако это не помешало банкирам «ОНЕКСИМ–банка» выкупить контрольный пакет акций РАО «Норильский никель» всего за 170 млн. долларов. Это составляло месячную выручку одного только НТМК, удовлетворяющего 47% мировой потребности в платиноидах, в общероссийском масштабе производящего 74% никеля, 62% меди, 78% кобальта.
Фактическую экономическую власть в стране после приватизации государственной промышленности получило примерно около 5% населения России.
По данным комиссии Государственной Думы Федерального Собрания убытки, понесенные государственной казной от приватизации, превысили 9 квадриллионов рублей (в ценах 1995 года). Это привело к обострению проблемы социальной защиты уязвимых слоев населения России, показало полную несостоятельность и крах гайдаровско–чубайсовской модели реформ. Цены возросли во много тысяч раз при медленном росте заработной платы. По признанию одного из экс–лидеров «первой волны» демократов, бывшего мэра Москвы Гавриила Попова «прежде всего надо решительно порвать с гайдаровской моделью «нулевого цикла», когда сначала все разоряется, а потом что–то формируется. Великая держава может не выдержать такого самораздевания: ее могут просто съесть на этапе слабости. Постиндустриальная эпоха, к которой мы стремимся, предполагает 20–30% госсобственности, 60–70% бесплатного образования и лечения. Мы пока же разрушаем то, что есть».
Идеология и практика либерального радикализма оказалась социальной утопией, которая не должна быть основой формирования экономической и социальной политики, отражающей национальные интересы настоящего и будущего России.
В ходе реформирования произошло резкое социальное расслоение общества, в котором выделилось пять основных групп, различающихся, прежде всего, по величине доходов.
Первая группа – низкооплачиваемые работники – рабочие и служащие бюджетной сферы, государственных учреждений и организаций, преподаватели (включая профессуру), военнослужащие и др. – примерно 70% населения.
Вторая группа – среднеоплачиваемые работники – рабочие и служащие негосударственных учреждений, государственные служащие – высокие должности, элитный слой рабочих топливно–сырьевого комплекса – примерно 20% населения.
Третья группа – высокооплачиваемые работники – генералитет; обслуживающий персонал элитной части общества, служащие банков и других финансовых структур – примерно 4% населения, а также мелкие предприниматели – 3% населения.
Четвертая группа – богатые люди – обслуживающие, в основном, внутренний рынок – примерно 3% населения.
Пятая группа – сверхбогатые люди – предприниматели, связанные с внешним рынком – 0,2% населения. Им принадлежит больше половины всех доходов.
Проблема поляризации доходов – одна из острейших проблем современной России. По мере расширения «ножниц» она становится очень опасной. На Западе общество считается нестабильным, если доходы 10% богатых превышают доходы 10% бедных в 8 раз. В России эта планка значительно выше. По официальной статистике, превышение равно 12,3 раза, по расчетам Института социально–экономических проблем народонаселения РАН, грань превышена более чем в 20 раз. Все это породило нестабильность в обществе – постоянный стресс, депрессию, рост самоубийств, алкоголизма. По оценке ВОЗ, в России идет «вялотекущая деградация».
Более того, богатые и бедные находятся в состоянии социального антагонизма. Первые, как и во времена царизма, считают, что неимущие – это лодыри, которые ничего не делают, чтобы выбраться из ямы, и потому презирают их. Бедные, оставаясь месяцами без зарплаты и пенсии, в свою очередь, называют «новых русских» их грабителями, которые криминальным путем захватили государственные ценности, созданные многолетним трудом всего народа.
В современной России активно формируется «социальное дно»: бомжи, нищие, уличные проститутки, беспризорники. По данным Института социально–экономических проблем народонаселения РАН «на дне» уже 10% населения – примерно 14 млн. человек. А вокруг них, в так называемом «придонье», концентрируются группы риска с большой вероятностью люмпенизации. Социальный парадокс в том, что в категорию «новых бедных» вошли учителя, врачи, научно–техническая интеллигенция. «Новая» пирамида неравенства растет. Все это привело к возникновению как бы двух Россий, не похожих по своему материальному положению, поведению, предпочтениям, ориентациям. А средний класс – основа любого общества – так и не сформировался.
 
Уровень жизни населения
 
  1995 г. 1994 г.
Реальные среднедушевые денежные доходы 87 113
Реальная среднемесячная начисленная зарплата 74 92
Средний размер назначенных пенсий
(в месяц)
183,5 75,9
Реальный размер назначенной месячной пенсии 81 94
Прожиточный минимум (в среднем на душу в месяц), тыс. руб. 264,1 86,6
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, млн. человек 36,6 33,3
в % к общей численности населения 24,7 22,5
в % к соответствующему периоду прошлого года 110 80
     
 
В ходе рыночных реформ произошло увеличение смертности и сокращение рождаемости. За пять лет страна потеряла на 3,5 миллиона человек больше, чем родилось. Уходят из жизни трудоспособные мужчины. Уже сейчас ожидаемая средняя продолжительность их жизни – 58 лет. В большинстве своем они не доживают до пенсии.
Здоровье становится проблемой и для молодежи и детей. А это свидетельствует, нас ждет «больное» будущее. Потери идут не только в численности, но и в «качестве» людей: по физическому, психическому здоровью, образованию, профессиональному уровню. Мы теряем свой нравственный потенциал, культуру. Ситуация выходит за ту черту, когда уже эффективно не могут решаться ни экономические, ни государственные, ни политические проблемы, а Россия превращается в сырьевой придаток Запада. Об этом свидетельствует ситуация в решении продовольственной проблемы.
Агропромышленный комплекс. По производству сельскохозяйственной продукции на душу населения СССР в предреформенное время находился в одном ряду с наиболее развитыми государствами мира. По производству зерна, картофеля, птицы (кур) и молока Россия превосходила 12 стран Европейского Сообщества и уступала им только по производству мяса на душу населения. Картофеля и молока в стране производилось больше, чем в США.
 
Производство на душу населения, кг (в среднем за год)
 
Продукция 1986–1990 годы
  Россия США ЕС–12
Зерно 711 1360 512
Картофель 245 75 159
Молоко 370 267 359
Мясо 66 120 88
       
 
С 1990 года сокращение выпуска продукции растениеводства и животноводства приобрело устойчивый характер.
Политики образца 1991 года утверждали, что вся беда в колхозах и совхозах. А настоящая беда – в развале коллективных хозяйств; в неудовлетворительной материально–технической базе сельско–хозяйственного производства; особенно пищевых и перерабатывающих отраслей; отсталых технологиях; громадных потерях урожая.
Происходит возврат к примитивному земледелию и натуральному хозяйству. Все реформы на селе сведены к реорганизации и приватизации коллективных хозяйств и фермеризации. Государство свернуло инвестиционную и финансовую поддержку АПК, его материальное и техническое обеспечение. Это привело к тому, что в 1995 году объем продукции сельского хозяйства России, по сравнению со среднегодовым производством за 1986–90 годы, уменьшился на 35%, а в сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности – более чем в 2 раза. Производство зерна и сахарной свеклы сократилось почти в двое, картофеля в 4 раза, овощей – в 3, мяса и мясных продуктов – на 40%, молока в 2 раза. Резко снизилась численность крупного рогатого скота, овец и коз, свиней и птицы.
Животноводство отброшено на несколько десятков лет назад.
Сельское хозяйство
Валовые сборы крупяных культур снизились: гречихи – почти на четверть, риса – на 12%. В наибольшей степени уменьшилось производство зернофуражных культур (овса, ячменя, зернобобовых) – на 36%.
 
Результат – разрушена производственная база, заброшены прогрессивные технологии и научная поддержка аграрного сектора. Огромный урон причинен птицефабрикам и животноводческим комплексам, племенным и специализированным сельскохозяйственным предприятиям.
Возник губительный для крестьян диспаритет цен: из отрасли изъято за последние 5 лет около 200 трлн. рублей.
Разрушена финансово–кредитная система. С 1994 г. сельскохозяйственное производство в целом стало убыточным. Большинство товаропроизводителей не могут осуществлять даже простое воспроизводство.
Прекращено финансирование всех социальных программ (жилье, объекты соцкультбыта, газификация и электрификация, дороги, водоснабжение, связь, во многих селах не работают радио и телевидение). Крестьяне получают самую низкую заработную плату, и нерегулярно.
Современные международные нормы – импорт 30% продовольствия – угроза национальной продовольственной безопасности.
США – стабильно импортировали 17–19 % продовольствия;
СССР – импортировал 14–16%, что мало; дополнительные 3–5% импорта сняли бы проблему пресловутых очередей.
«Демократическая» Россия – 1995 г. (Госкомстат) – 54% импорта продовольствия. При этом брали кредит на оплату. 1996 г. – еще больше.
Обеспечение продуктами за годы «реформ» сократилось с 7 и перешло на 40–е место в мире. Потребление мяса, молока, яиц и масла уменьшилось на 30–40 % к дореформенному уровню.
1995 г. – среднедушевое потребление – 2347 килокалорий в сутки. По данным ООН: 2150 ккал. – это постоянное недоедание. 2/3 россиян вплотную подошли к этой черте.
Результатом всего этого явилось обнищание большинства населения страны, углубляющееся вот уже 6 лет. По масштабам потребления россияне оказались отброшенными на 20 лет назад. Общество подошло к самой границе возможности существования российской популяции. По данным Всемирной организации здравоохранения, потребление животного белка не должно опускаться ниже 30 граммов на человека в день. У россиян этот показатель – 32 грамма. При таком положении неудивительно, что 30% беременных женщин страдают анемией, рожают больных детей. Растут заболевания, связанные с ослаблением иммунитета.
Обобщенным показателем продовольственного благополучия является питание на уровне медицински обоснованных норм. В дореформенный период россияне потребляли, в среднем, 3300 ккал. В настоящее время на отечественные продукты приходится 1100–1200 ккал. – ниже грани, с которой начинается голод.
Реформаторы винят в этом общественную собственность на землю как детище коммунистической системы. Между тем, ее отстаивали Руссо, Толстой, Энгельгардт, Чаянов, Кондратьев и др. «Демократы» уверяют, что мелкие формы частного землевладения и производства – магистральный путь сельскохозяйственного развития современных капиталистических стран, тогда как во всем цивилизованном мире прогресс в аграрном производстве стоит на путях концентрации и специализации, внедрения новейших технологий.
Сама по себе форма собственности на землю не в состоянии обеспечить рациональное хозяйствование. Важна совокупность всех факторов, определяющих эффективность индустриального производства, позволяющих получить высокую отдачу. Ни в одном указе Президента РФ, постановлениях Правительства не ставятся задачи повышения эффективности и роста сельскохозяйственного производства, улучшения условий жизни сельского населения. Всюду речь о создании частной собственности, разрушении общественного хозяйствования. А в это время развитые страны активно используют интенсивные ресурсосберегающие технологии. Можно сказать, они стремятся специализировать землепользование и вообще вывести сельское хозяйство из сферы прямого воздействия рынка. Это потому, что в аграрном секторе оборот капитала совершается гораздо медленнее, чем в других сферах. Поэтому сельскохозяйственное производство не конкурентоспособно по сравнению с другими отраслями экономики.
В последние 6 лет цены на энергоносители и промышленную продукцию росли в России в 3 раза быстрее. В результате село не может укреплять и обновлять свою материально–техническую базу: приобретение сельскохозяйственных машин упало в 25 раз по сравнению с дореформенным периодом.
Внесение минеральных удобрений снизилось в 1995 г. до 8 кг. на1 га пашни против 100 кг в РСФСР, до реформ, и против 400–700 кг – в западноевропейских странах.
В десяти развитых странах мира вообще нет частной собственности на землю. В других развитых государствах частная собственность все в большей степени вытесняется арендой, а продажа земли – правом пользования землей и т.п.
Если в колхозах и совхозах труд был (на специализированных комплексах) полностью механизирован и автоматизирован на 75%, то у наших фермеров и частников он на 85% ручной. Хозяйство фермеров, как правило, убыточно.
Сегодняшняя аграрная программа называется «Стратегия реформ в продовольственном и агарном секторах экономики бывшего СССР. Программа мероприятий на переходный период».
Авторы: Международный валютный фонд и Международный Банк реконструкции и развития. Они исходили из аграрно–правовых теорий, предназначенных для стран третьего мира.
Все вышеизложенное позволяет заключить, что «реформы» создали определенные противоречия внутри общества и послужили причиной многих социальных конфликтов.
Внутренние противоречия:
Рассогласованность целей экономической реформы и методов ее осуществления с интересами большинства населения страны.
Основную угрозу безопасности российского государства создает противостояние и нарастающее противоречие между выбором власти и отношением к нему большинства населения России.
Нестабильность стимулируется разрывом между конституционными, правовыми основами и реальной практикой, а так же противоречием между национальной ориентацией России на социальный прогресс и несовпадающими с этим геополитическими интересами ведущих стран мира.
Источники социальных конфликтов:
дальнейшее снижение уровня и качества жизни населения;
углубление имущественной дифференциации;
развитие социального неравенства и антагонизация общественных отношений;
отсутствие равных стартовых возможностей для граждан России, номенклатурно–криминальный раздел государственной собственности;
отчуждение народа не только от собственности, но и от власти;
девальвация интеллектуального и творческого труда как основной социальной ценности;
рост безработицы;
криминализация общественных отношений;
использование военной силы и карательных функций государства при решении политических проблем;
разгул преступности.
Таким образом, необходим новый выбор пути реформирования общества, так как старые «реформы» 90–х годов завели Россию в тупик. Вывести из тупика страну на основе устаревших идейно–теоретических доктрин нельзя. Нужно заменить консервативно–либеральные ориентиры на иную идеологию реформ, способную консолидировать общество. Базовыми ценностями новой стратегии должны стать: многообразие форм собственности; правовое государство; свобода, равноправие, социальная справедливость; национальная солидарность и солидарная ответственность; укрепление национальной безопасности России. Это во–первых.
Во–вторых, без государственного управления экономикой России жить нельзя. Об этом сейчас говорят многие из руководства России.Без эффективной социальной поддержки многие не выживут. Обстановка требует упрочения Российской государственности. Без сильного государства не бывать сильной России.
В–третьих, Государ



Лекция, реферат. Экономика и социальная сфера Российской Федерации в 90–Е ГОДЫ - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Введение
2. Происхождение и исторические судьбы славян
3. Образование и расцвет древнерусского государства
4. Распад Киевской Руси (древнерусского государства)
5. Народы Руси в борьбе за независимость против монгольского ига
5.1 Подготовка похода на Русь.
5.2 Начало объединения земель вокруг Москвы.
5.3 Возвышение Москвы
5.4 Куликовская битва
6. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Иван III. Падение золотоордынского ига
7. Укрепление централизованного русского государства и расширение его границ при Иване IV. Опричнина
7.1 Реформы 50–х годов XVI в.
7.2 Внешняя политика Ивана 4
7.3 Опричнина (1565–1572 гг.)
8.
9. Русско–польская война 1654–1667 гг. Добровольное воссоединение Украины с Россией
10. Начало модернизации России. Реформы Петра Великого
10.1 Военная реформа Петра.
10.2 Промышленность и торговля.
10.3 Указ о единонаследии 23 марта 1714 г.
10.4 Реформа управления при Петре
10.5 Культура.
11. Крепостная Россия во второй половине XVIII века
11.1 Екатерина II . Просвещенный абсолютизм 60–80 гг. XVIII в.
11.2 Крестьянская война 1773–1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачева
12. Отечественная война 1812 года патриотическая эпопея русского народа
13. Движение декабристов и его значение
14. крымская война 1853-1856 гг.
15. Общественно–политические движения в России во второй половине XIX в. Революционные демократы и народничество
16. Отмена крепостного права в России
17. Крестьянская реформа 1861 года в России и ее значение
18. Политическая модернизация России 60–70–х годов XIX века
18.1 Судебная реформа 1864 г. в России.
18.2 Городская реформа 1870 г.
18.3 Военная реформа.
18.4 Школьная реформа.
19. Русская культура XIX в
20. Политическая реакция 80–90–х годов XIX века
21. Международное положение России и внешняя политика царизма в конце XIX века
22. Рабочее движение в России в конце XIX века
23. Подъем революции в 1905 ГОДУ.
24. Третьеиюньская монархия
25. Аграрная реформа П.А. Столыпина
26. Россия в годы первой мировой войны
27. Февральская революция 1917 года: победа демократических сил
28. двоевластие. классы и партии в борьбе за выбор исторического пути развития россии
29. Нарастание революционного кризиса
29.1 Корниловщина. Большевизация советов
29.2 Военная диктатура
30. победа социалистической революции
31. Второй всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов
32. Гражданская война и иностранная военная интервенция в россии. 1918–1920 годы
33. Политика «военного коммунизма»
34. Новая экономическая политика (НЭП).
35. Национальная политика советской власти.
35.1 Образование СССР
35.2 Национальный вопрос в процессе создания СССР
36. политика и практика форсированной индустриализации, сплошной коллективизации сельского хозяйства
36.1 Первая пятилетка в СССР
36.2 Достижения и трудности в решении социальных проблем в условиях реконструкции народного хозяйства ссср в 20–30–е годы
37. культурное строительство в ссср в 20–30–е годы
38. Основные итоги социально–экономического развития ссср к исходу 30–х годов
39. Внешняя политика СССР накануне великой отечественной войны
40. Укрепление обороноспособности ссср накануне немецко–фашистской агрессии
41. Великая отечественная война. Решающая роль СССР в разгроме фашистской германии.
42. Трудовой подвиг советского народа в восстановлении и развитии народного хозяйства ссср в послевоенные годы
43. Поиск путей социального прогресса и демократизации общества в 50–60–Е ГОДЫ
44. Советский союз В 70–е – первой половине 80–х годов.
45. НАРАСТАНИЕ ЗАСТОЙНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ 1985 года
46. Проблемы развития политического плюрализма в переходном обществе
47. КРИЗИС НАЦИОНАЛЬНО–ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И РАСПАД СССР
48. Экономика и социальная сфера Российской Федерации в 90–Е ГОДЫ
49. Хронологическая таблица




« назад Оглавление вперед »
47. КРИЗИС НАЦИОНАЛЬНО–ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И РАСПАД СССР « | » 49. Хронологическая таблица






 

Похожие работы:

Воспользоваться поиском

 

Учебники по данной дисциплине

История. Справочник для подготовки к ЕГЭ
Цивилизации Древнего Востока
История нового времени
История России
История России с древних времён до начала 19 века
История Казахстана - экзаменационные билеты
История СССР
История отечества - полный курс лекций
История России 19-20 века
История Древних цивилизаций
История государственного управления в России
Отечественная история. Учебник
История нового времени. Лекции
История нового времени. Лекции 2
История нового времени. Лекции 3
Российская империя во второй половине XIX
Российская империя в конце XIX - начале XX века
История России XVIII века
Российская империя во первой половине XIX
Источники отечественной истории государства и права кратко