---
Пройти Антиплагиат ©

Главная » Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ » 22. Глава 15. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ



Глава 15. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст 



 
Ст-я. 109. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы
 
Комментарий к статье 109
 
1. Воспитательная работа как средство исправления применяется при исполнении всех срочных наказаний. Как любое средство исправительного воздействия, воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, но также имеет и дополнительные задачи - повышение образовательного и культурного уровня осужденных. Воспитательная работа осуществляется на основе общих педагогических принципов воспитания: индивидуальный подход к личности воспитуемого, опора в воспитании на положительное, сочетание требовательности к воспитуемому с гуманным отношением к нему и т.д.
2. Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении мер поощрения и взыскания. Одним из оснований применения мер поощрения является активное участие осужденного в воспитательных мероприятиях (ч. 1 ст. 113 УИК РФ).
Распорядком дня могут быть предусмотрены мероприятия, участие в которых для осужденных обязательно, т.е. неучастие в них может рассматриваться как нарушение требований режима.
3. Воспитательная работа должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденного и обстоятельств совершения им преступления. Индивидуальная воспитательная работа предполагает изучение индивидуальных особенностей личности осужденного; выбор соответствующих средств психолого-педагогического воздействия; планирование индивидуальной работы; распределение личных поручений с учетом интересов и склонностей осужденного и педагогической целесообразности; личный контроль за выполнением поручений; индивидуальное шефство над осужденным сотрудника колонии и представителя общественности. Осужденный является не только объектом, но и субъектом воспитания, поэтому воспитательная работа должна включать и самовоспитание.
 
Ст-я. 110. Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы
 
Комментарий к статье 110
 
1. Воспитательное воздействие есть целостный процесс, в котором можно выделить составные части или виды: нравственное, правовое, трудовое, физическое, эстетическое, экологическое и иное воспитание. Любой вид воспитания имеет целью решение триединой задачи, а именно: дать воспитуемому представление о предмете, получить определенный минимум знаний о морали, праве, эстетике, экологии и т.п.; сформировать позитивное отношение к предмету воспитания; помочь воспитуемому реализовать это отношение в практической деятельности. Поскольку Россия является светским государством и церковь отделена от государства, то религиозное воспитание осужденных не организуется. Но верующие осужденные могут индивидуально или коллективно совершать религиозные обряды (см. комментарий к ст. 14).
2. Принцип дифференциации является универсальным, он применим не только к исполнению наказания, но и к проведению воспитательной работы с осужденными. Организация, содержание и методы воспитательной работы не могут быть одинаковыми для всех осужденных, необходимо учитывать условия, в которых воспитательная работа осуществляется, и характерологические особенности объекта воспитания. В ч. 2 комментируемой статьи устанавливаются только самые общие требования к дифференциации организации воспитательной работы - она проводится с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания и условий содержания (отбывания). В действительности эта дифференциация более глубокая. Воспитательная работа, как применение и других средств исправления, проводится с учетом пола, возраста воспитуемых, состояния их здоровья, уровня образования, наличия специальности, семейного положения и т.д. Например, лица пенсионного возраста и инвалиды привлекаются к труду по их желанию (ч. 2 ст. 103 УИК РФ); общее образование является обязательным для осужденных в возрасте до тридцати лет (ч. 1 ст. 103 УИК РФ); начальное профессиональное образование является обязательным для осужденных, не имеющих специальности (ч. 1 ст. 108 УИК РФ); разрешение на проживание за пределами колонии-поселения может быть дано только осужденным, имеющим семью (п. "б" ч. 1 ст. 128 УИК РФ).
Воспитательная работа с осужденными проводится в индивидуальных (объект воздействия - осужденный), групповых (отряд) и массовых (колония) формах на основе психолого-педагогических методов: убеждения, принуждения, педагогического стимулирования, организации поведения, включающих определенные методические приемы (наставление, поручение, внушение, похвалу и т.д.).
Индивидуально-воспитательная работа включает в себя изучение личности осужденного, составление на этой основе перспективной программы исправления с определением конкретных мероприятий и реализацию намеченных мероприятий. Эта работа осуществляется путем бесед с осужденным, изучения его переписки с родственниками, целенаправленного наблюдения за осужденным, дачи ему личных поручений и т.д.
Групповая воспитательная работа включает проведение таких мероприятий как лекции, спортивные и культурно-массовые мероприятия, встречи с известными людьми и т.д. Основной формой организации коллектива осужденных является отряд. Именно в рамках отрядного звена проводится основное количество воспитательных мероприятий. Организация работы отряда колонии регулируется Положением об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2005 г. N 259 (в ред. от 6 июня 2006 г. N 206). Массовая форма воспитательной работы включает такие мероприятия, как общие собрания, концерты художественной самодеятельности, подведение итогов соревнований, торжества по поводу знаменательных дат и т.д.
3. Для организации и проведения воспитательной работы в исправительных учреждениях создается необходимая материально-техническая база. В колониях есть зрительный зал для массовой воспитательной работы (клуб), летняя площадка для просмотра кинофильмов, радиоузел, комнаты воспитательной работы, спортивные сооружения и т.д. Нормы создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997 г. N 974 "Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях". Например, предусматривается количество мест в зрительном зале в исправительной колонии не более 50% вместимости колонии, в воспитательной колонии - на полную вместимость колонии.
 
Ст-я. 111. Самодеятельные организации осужденных к лишению свободы
 
Комментарий к статье 111
 
1. Одним из важных принципов воспитательной работы является воспитание в коллективе и через коллектив. Для участия осужденных в решении вопросов организации их труда, быта и досуга, развития их полезной инициативы и приобретения навыков самоуправления в исправительных учреждениях создаются самодеятельные организации осужденных. Это соответствует Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, в п. 23 которых рекомендуется создавать систему самоуправления, при которой ответственность за определенные виды социальной, воспитательной или спортивной деятельности возлагается на самих заключенных, которые работают под надзором в составе групп, создаваемых в целях их перевоспитания. Самодеятельные организации осужденных работают под контролем администрации учреждения, поэтому такую форму самоуправления следует рассматривать как ограниченную. Деятельность самодеятельных организаций осужденных регулируется Положением о ᴨᴏҏядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительном учреждении ФСИН, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 8 июня 2005 г. N 79. В настоящее время этот Приказ утратил силу в связи с Приказом Министерства юстиции РФ от 31 декабря 2009 г. N 440.
2. Участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Одним из оснований применения мер поощрения является активное участие осужденного в работе самодеятельных организаций (ч. 1 ст. 113 УИК РФ).
3. Самодеятельные организации создаются с целью формирования у осужденных навыков жизни в коллективе, участия в общественной деятельности. Их основными задачами являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям.
4. Участие в самодеятельных организациях не влечет предоставление каких-либо льгот и привилегий, но учитывается при определении степени исправления осужденного, при применении к нему мер поощрения и взыскания. Самодеятельные организации и их члены не могут обладать полномочиями администрации исправительного учреждения, но они имеют право требовать от других осужденных соблюдения дисциплины, сообщать о готовящихся или совершенных нарушениях, ходатайствовать перед администрацией о применении к осужденному мер поощрения или взыскания.
5. Прием в члены самодеятельных организаций осуществляется на основании письменного заявления осужденного. Нарушители режима не могут быть членами самодеятельных организаций. Самодеятельные организации учреждения состоят из коллективов отрядов и коллектива колонии. Для руководства их работой создаются выборные органы - совет коллектива отряда (колонии), в составе председателя и руководителей секций (профилактики правонарушений, производственная, учебная, санитарно-бытовая и т.п.). Выборы проходят один раз в год открытым голосованием (простым большинством) членов самодеятельных организаций в присутствии представителей администрации колонии. Результаты голосования утверждаются начальником колонии. При неутверждении начальником избранного состава проводятся новые выборы (довыборы). Непосредственное руководство самодеятельными организациями осужденных осуществляет заместитель начальника колонии по воспитательной работе и кадрам. Работа совета коллектива отряда (колонии) регулярно заслушивается на заседаниях совета воспитателей отряда и учебно-воспитательного совета колонии. Совет коллектива колонии представляет интересы осужденных, осуществляет общественный контроль и информирует администрацию о соблюдении прав и законных интересов осужденных.
6. В колониях допускается создание и других самодеятельных организаций, если их деятельность способствует исправлению осужденных и их социальной адаптации, например объединение по интересам. Для оказания материальной помощи осужденным, не имеющим достаточных средств, освобождающимся из исправительного учреждения, в исправительных учреждениях могут создаваться на добровольных началах кассы взаимопомощи осужденным. Касса создается за счет взносов осужденных; средств, заработанных на субботниках; перечислений физических и юридических лиц, общественных и религиозных объединений. Поступающие в кассу взаимопомощи средства сосредотачиваются на отдельном счете в бухгалтерии учреждения. Расходование средств кассы взаимопомощи производится на основании решения совета коллектива колонии, которое утверждается начальником колонии.
7. В тюрьмах и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа (единых помещениях камерного типа), самодеятельные организации не создаются. В строгих условиях отбывания наказания самодеятельные организации могут создаваться по решению начальника учреждения.
 
Ст-я. 112. Общее образование осужденных к лишению свободы
 
Комментарий к статье 112
 
1. Получение образования является конституционным правом осужденного, оно же выступает в качестве одного из основных средств исправления. Получение общего образования как средство исправления применяется только в отношении осужденных к лишению свободы, если не считать военное обучение и военную подготовку осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части (ст. 163 УИК РФ).
2. В исправительных учреждениях создаются вечерние общеобразовательные школы и консультационные пункты. Для большинства осужденных характерны длительные перерывы в учебе, в их знаниях имеются существенные пробелы. Значительная разница в уровнях знаний учащихся осужденных создает серьезные проблемы в комплектовании классов в вечерних общеобразовательных школах исправительных учреждений. Организация общеобразовательного обучения осужденных основывается на общих принципах государственного образования (всеобщность, обязательность, доступность, светскость и т.д.), но с определенной корректировкой. Так, получение общего образования является обязательным только для осужденных в возрасте до тридцати лет. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Это соответствует рекомендациям п. 77 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, что обучение неграмотных и молодежи следует считать обязательным. Обязательность получения общего образования для лиц, не достигших возраста 30 лет, означает, что уклонение от получения образования может рассматриваться как нарушение требований режима.
Обучение осужденных не на государственном языке Российской Федерации (русском), а на родном языке практически осуществимо только в том случае, если исправительное учреждение находится на территории соответствующего субъекта Федерации. Также принцип совместного обучения лиц разного пола неосуществим потому, что он противоречит уголовно-исполнительному принципу раздельного содержания осужденных мужчин и женщин.
3. Для сдачи необходимых экзаменов работающие осужденные освобождаются от работы (получают учебный отпуск) с сохранением среднемесячной заработной платы.
4. Стремление осужденных к получению образования может расцениваться как стремление к исправлению, как намерение изменить свой образ жизни после освобождения. Поэтому добросовестное отношение осужденных к обучению является одним из оснований применения мер поощрения (ч. 1 ст. 113 УИК РФ) и учитывается при определении степени их исправления.
5. Не секрет, что в исправительных учреждениях, наряду с начальниками отрядов (воспитателями отделений в воспитательных колониях), основными субъектами воспитательной работы с осужденными являются педагоги. Поэтому в комментируемой статье закреплена важная декларативная норма, что педагогические коллективы образовательных учреждений оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными. Эта помощь проявляется не только в непосредственном обучении осужденных, но и в методическом обеспечении воспитательной работы, индивидуальном шефстве над отдельными осужденными, организации и проведении групповых и массовых мероприятий и т.д.
6. Для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, общее образование не организуется. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания. Они могут использовать возможности библиотеки колонии, приобретать необходимые учебники, получать консультации и т.д. Учащиеся осужденные, переведенные в строгие условия отбывания наказания, а также водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещение камерного типа (единое помещение камерного типа) или одиночную камеру, на занятия не выводятся. Им разрешается иметь при себе учебники и предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями.
7. В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 27 декабря 2009 г.) в России общее образование является обязательным. Порядок организации получения осужденными общего образования регламентируется Положением об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденным совместным Приказом Министерства юстиции России и Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 61/70.
 
Ст-я. 113. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы
 
Комментарий к статье 113
 
1. Основанием применения к осужденным мер поощрения являются хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и обучению, активное участие в работе самодеятельных организаций и проводимых воспитательных мероприятиях. Для применения поощрений достаточно одного из этих оснований. Поощрение может быть применено и за какие-то иные социально полезные действия осужденного. Закон не определяет содержание оценочных понятий "хорошее", "добросовестное", "активное", их определение в каждом конкретном случае относится к компетенции правоприменителя (начальника). Именно начальник учреждения решает, соответствует ли поведение осужденного основанию применения нормы, т.е. следует ли применять норму и какую конкретную меру поощрения применить. Это, безусловно, может порождать субъективизм в применении мер поощрения. Осужденный не вправе требовать ни самого поощрения, ни выбирать его меру.
2. Меры поощрения, предусмотренные комментируемой статьей, могут быть классифицированы на группы по степени универсальности их применения:
а) меры поощрения универсальные, применяемые ко всем осужденным: благодарность; награждение подарком; денежная премия; досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
б) меры поощрения формально универсальные. Формальные в том смысле, что, хотя и нет на то прямого указания в ст. 113 УИК РФ, фактически их целесообразно применять только к отдельным категориям осужденных:
- предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания. В колониях-поселениях осужденные могут иметь неограниченное количество свиданий, а для осужденных, находящихся в льготных условиях отбывания наказания в воспитательных колониях, не ограничивается количество краткосрочных свиданий;
- разрешение на получение дополнительной посылки или передачи. Женщины и отбывающие наказание в воспитательных колониях и колониях-поселениях получают посылки, передачи и бандероли без ограничения их количества;
- разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме до пятисот рублей на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости. Эту меру нет смысла применять к осужденным, имеющим право расходовать деньги без ограничения, поскольку для них она не имеет никакого стимулирующего значения;
в) меры поощрения, применяемые только в исправительных учреждениях определенного вида:
- разрешение на проведение за пределами колонии выходных и праздничных дней - в колониях-поселениях;
- увеличение времени прогулки до двух часов в день на срок до месяца осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания - в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов. Такая же мера поощрения предусмотрена и для тюрем.
3. В ч. 3 комментируемой статьи раньше содержалась отсылочная норма, что к положительно характеризующимся осужденным могут быть применены также меры, предусмотренные ч. 2 ст. 78 и ст. 87 УИК РФ. Действительно, в этих статьях содержатся поощрительные нормы, предусматривающие возможность улучшения положения осужденного как в пределах исправительного учреждения, так и путем перевода в другое учреждение с более мягким видом режима. В этих нормах реализуется принцип изменения условий содержания осужденных в зависимости от их поведения (принцип дифференциации исполнения наказания). Но следует различать понятия "поощрительная норма (институт)" и "мера поощрения". Между персоналом исправительного учреждения и осужденными устанавливаются отношения подчинения. Меры поощрения, как принято считать, не изменяют правового положения осужденного, они являются мерами дисциплинарного воздействия, их может применять (в полном объеме) только начальник исправительного учреждения. Перевод же из одних условий в другие производится по решению комиссии исправительного учреждения (ч. 3 ст. 87 УИК РФ), а перевод в исправительное учреждение другого вида - по решению суда (ч. 5 ст. 78 УИК РФ). Можно отметить, что аналогичная отсылочная норма, только в отношении не положительно характеризующихся осужденных, а злостных нарушителей режима, содержавшаяся в ч. 4 ст. 115 УИК РФ, была исключена еще Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 46-ФЗ.
4. В ч. 5 статьи говорилось, что в отношении положительно характеризующихся осужденных может быть возбуждено ходатайство о помиловании. Но просить о помиловании - конституционное право осужденного, именно осужденный, причем не только положительно характеризующийся, может обращаться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании (см. комментарий к ст. 176). Кроме того, помилование вообще не является поощрительным институтом, это институт государственного прощения.
Теперь в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 46-ФЗ ч. ч. 3 и 5 комментируемой статьи утратили силу.
Конечно, не является мерой поощрения и поощрительный институт замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Замена наказания есть одно из оснований освобождения от наказания (см. комментарий к ст. 172), а не мера дисциплинарного воздействия. Право ходатайствовать перед судом о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания принадлежит самому осужденному (см. комментарий к ч. 3 ст. 175). Поэтому и ч. 4 комментируемой статьи целесообразно было бы исключить.
 
Ст-я. 114. Порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы
 
Комментарий к статье 114
 
1. Благодарность объявляется в устной или письменной форме, остальные поощрения только в письменной форме. Применяемые меры поощрения оформляются постановлением или приказом за подписью начальника учреждения (лица, его замещающего). Постановление или выписка из приказа после ознакомления с ним осужденного приобщается к его личному делу. Устная благодарность в личном деле осужденного не отражается, но учитывается в дневнике индивидуальной воспитательной работы.
2. В ч. 2 статьи установлены ограничения на применение таких поощрений, как разрешение на получение дополнительной посылки или передачи и предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания. В ᴨᴏҏядке поощрения осужденным в течение года может быть разрешено получение дополнительно до четырех посылок или передач и предоставлено дополнительно до четырех краткосрочных или длительных свиданий. Вид предусмотренного поощрением дополнительного свидания определяется начальником учреждения. Срок предоставления дополнительного свидания либо получения дополнительной посылки или передачи не связан с предоставлением очередных свиданий либо с получением очередных посылок или передач. Поэтому периодичность предоставления свиданий и получения посылок, устанавливаемая п. 70 и п. 98 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, не распространяется на свидания и посылки и передачи, получаемые в качестве поощрения.
3. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены особенности применения такой меры поощрения, как досрочное снятие ранее наложенного взыскания в зависимости от характера взыскания. Для таких взысканий, как выговор, дисциплинарный штраф, лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца, водворение в дисциплинарный изолятор, досрочное снятие допускается не ранее чем через три месяца, и этот срок начинает течь со дня наложения взыскания. Для таких взысканий, как водворение в штрафной изолятор, перевод в помещения камерного типа (единые помещения камерного типа) и одиночные камеры, досрочное снятие допускается не ранее шести месяцев, и срок начинает течь со дня отбытия взыскания. Не определен порядок досрочного снятия взысканий, предусмотренных ч. 2 ст. 115 УИК РФ для отбывающих наказание в колониях-поселениях, - отмена права проживания вне общежития и запрещение выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней.
4. К осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания. Эта новелла, введенная Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 75-ФЗ, с одной стороны, существенно повысила значимость данной меры поощрения в глазах осужденных, с другой - ограничила свободу выбора при применении мер поощрения.
Поэтому, строго говоря, абсолютно универсальных мер поощрения нет: досрочное снятие ранее наложенного взыскания может применяться только к осужденным, имеющим неснятые или непогашенные взыскания, а все остальные меры поощрения - только к осужденным, не имеющим взысканий. Эта норма носит блокирующий характер по отношению к осужденным, отбывающим некоторые срочные взыскания (водворение в штрафной или дисциплинарный изолятор, перевод в помещения камерного типа или одиночные камеры). К ним любые меры поощрения вообще не могут применяться, в том числе и такая, как досрочное снятие ранее наложенного взыскания (досрочное прекращение отбывания взыскания по медицинским показаниям не является досрочным снятием взыскания). В соответствии с этой нормой не может применяться к содержащимся в помещениях камерного типа (единых помещениях камерного типа) и такая мера поощрения, как увеличение времени прогулки. Чтобы выйти из этой ситуации, законодатель перенес увеличение времени прогулки из п. "з" ч. 1 ст. 113 УИК РФ, т.е. из мер поощрения, в п. "в.1" ч. 2 ст. 118 УИК РФ (Федеральный закон от 1 апреля 2005 г. N 29-ФЗ). Но остается проблема со злостными нарушителями режима, находящимися в строгих условиях в исправительной колонии, а также в тюрьме. Среди них есть осужденные, у которых взыскание не снято и не погашено. В отношении увеличения времени прогулки для таких осужденных положения ч. 4 комментируемой статьи не теряют своего блокирующего характера.
 
Ст-я. 115. Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы
 
Комментарий к статье 115
 
1. Меры взыскания, применяемые за нарушение установленного порядка отбывания наказания, также могут быть разделены на группы:
а) меры взыскания, применяемые ко всем осужденным: выговор; дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей;
б) меры взыскания, применяемые только в исправительных учреждениях определенного вида:
- отмена права проживания вне общежития; запрещение выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней - в колониях-поселениях;
- водворение в штрафной изолятор (ШИЗО) на срок до 15 суток - в исправительных колониях и тюрьмах;
в) меры взыскания, применяемые только к злостным нарушителям установленного порядка отбывания наказания в колониях общего, строгого и особого режимов:
- перевод в одиночные камеры на срок до шести месяцев - в колониях особого режима;
- перевод в помещения камерного типа (ПКТ) на срок до шести месяцев - в исправительных колониях общего и строгого режимов (мужчины);
- перевод в единые помещения камерного типа (ЕПКТ) на срок до года - в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов (мужчины);
- перевод в помещения камерного типа на срок до трех месяцев - в колониях общего режима (женщины).
2. К осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях, не применяются взыскания в виде перевода в помещения камерного типа (единые помещения камерного типа) и одиночные камеры. В колониях-поселениях все осужденные отбывают наказание в одинаковых условиях. Поэтому если осужденный признается злостным нарушителем режима, единственным отрицательным правовым последствием такого признания может быть перевод осужденного в исправительную колонию общего режима либо в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом.
 
Ст-я. 116. Злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы
 
Комментарий к статье 116
 
1. Все нарушения осужденными установленного порядка отбывания наказания делятся на простые нарушения и злостные (т.е. тяжкие) нарушения. В ч. 1 комментируемой статьи установлен исчерпывающий перечень единичных злостных нарушений. Злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.
2. Злостным может быть признано также совершение и простого нарушения, если в деянии присутствует признак систематичности - совершение повторного нарушения в течение одного года. Систематичность является необходимым, но не достаточным признаком признания простого нарушения злостным. Простое повторное нарушение признается злостным, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор. Закон не уточняет характер временного периода, порождающего систематичность: то ли это календарный год, то ли год со дня совершения первого нарушения.
Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 75-ФЗ устранил пробел в части признания несовершеннолетних осужденных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. До этого в ч. 2 и ч. 3 ст. 116 УИК РФ отсутствовало указание на такой вид взыскания, как водворение в дисциплинарный изолятор, поэтому осужденные в воспитательных колониях не могли признаваться злостными нарушителями и, соответственно, не могли переводиться в строгие условия отбывания наказания.
3. Совершение осужденным злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания не предопределяет признание осужденного злостным нарушителем. Осужденный, совершивший злостное нарушение, т.е. нарушение, указанное в ч. 1 или ч. 2 комментируемой статьи, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор, перевода в помещения камерного типа (единые помещения камерного типа) или одиночную камеру.
4. Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения (совета воспитателей отряда, начальников служб). В процедуре признания осужденного злостным нарушителем присутствует некоторая неопределенность, обусловленная взаимосвязанными положениями ч. 1 ст. 115 и ч. 3 ст. 116 УИК РФ. С одной стороны, осужденный признается злостным нарушителем при условии назначения ему взыскания в виде перевода в помещения камерного типа (единые помещения камерного типа) или одиночную камеру, с другой - эти взыскания применяются только к лицам, являющимся злостными нарушителями. Законодатель решил эту проблему таким образом: осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания одновременно с наложением взыскания.
 
Ст-я. 117. Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы
 
Комментарий к статье 117
 
1. В ч. 1 комментируемой статьи определяется порядок и условия применения дисциплинарных взысканий. При применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт.
Положение, обязывающее осужденных давать письменные объяснения по требованию администрации по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания, было оспорено в суде. По мнению заявителя, данное положение не соответствует уголовно-исполнительному законодательству и противоречит ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, поскольку возлагает на осужденного обязанность свидетельствовать против самого себя.
Верховный Суд РФ (решение от 11 декабря 2003 г. N ГКПИ2003-1282) пришел к выводу, что оспариваемое предписание не возлагает на осужденного обязанность свидетельствовать против самого себя. Обязанность давать объяснения по фактам нарушения режима, вообще говоря, не противоречит интересам осужденного, поскольку способствует объективному и всестороннему рассмотрению обстоятельств нарушения. При принятии решения начальник учреждения должен основываться не только на рапорте сотрудника, зафиксировавшего факт нарушения, но и на объяснении самого нарушителя (должна быть выслушана и другая сторона). Это вполне соответствует и международным нормам. В п. 30.2 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными говорится, что ни один заключенный не может быть подвержен наказанию, не будучи предварительно информирован о поступке, который ему ставится в вину, и не получив должной возможности высказаться в свое оправдание. Обязанность осужденного давать объяснения по фактам нарушения режима соответствует и ч. 5 ст. 11 УИК РФ, предусматривающей обязанность осужденных являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора суда. Вопросы соблюдения осужденными установленного порядка отбывания наказания относятся к вопросам исполнения требований приговора.
Для наложения взысканий устанавливаются сроки давности. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях, например болезни осужденного, - не позднее 30 дней со дня его наложения. По истечении этих сроков мера взыскания не может быть применена.
В соответствии с принципом справедливости запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
2. Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего. Постановление после ознакомления с ним осужденного приобщается к его личному делу. Устный выговор не отражается в личном деле осужденного, но фиксируется в дневнике индивидуальной воспитательной работы.
3. Дисциплинарный штраф налагается только за нарушения установленного порядка отбывания наказания, перечисленные в ч. 1 ст. 116 УИК РФ. Таким образом, дисциплинарный штраф не является полностью универсальным взысканием: он может применяться ко всем осужденным, но только за определенные нарушения. В настоящее время размер дисциплинарного штрафа как взыскания имущественного характера представляе



Лекция, реферат. Глава 15. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Без имени
2. Об Авторе
3. ВВЕДЕНИЕ
4. Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5. Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
6. Глава 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ
7. Глава 3. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
8. Раздел II. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ<br />С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА
9. Глава 4. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
10. Глава 5. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ШТРАФА
11. Глава 6. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
12. Глава 7. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
13. Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ
14. Глава 9. ИСПОЛНЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВИДОВ НАКАЗАНИЙ
15. Раздел III. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА
16. Глава 10. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА
17. Раздел IV. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
18. Глава 11. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
18.1 Ст-я. 73. Места отбывания лишения свободы
18.2 Ст-я. 74. Виды исправительных учреждений
18.3 Ст-я. 75. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания
18.4 Ст-я. 76. Перемещение осужденных к лишению свободы
18.5 Ст-я. 77. Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию
18.6 Ст-я. 78. Изменение вида исправительного учреждения
18.7 Ст-я. 79. Прием осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения
18.8 Ст-я. 80. Раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях
18.9 Ст-я. 81. Отбывание осужденными к лишению свободы всего срока наказания в одном исправительном учреждении
19. Глава 12. РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И СРЕДСТВА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
20. Глава 13. УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
20.1 Ст-я. 87. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы
20.2 Ст-я. 88. Приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости
20.3 Ст-я. 89. Свидания осужденных к лишению свободы
20.4 Ст-я. 90. Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей
20.5 Ст-я. 91. Переписка осужденных к лишению свободы, получение и отправление денежных переводов
20.6 Ст-я. 92. Телефонные разговоры осужденных к лишению свободы
20.7 Ст-я. 93. Прогулки осужденных к лишению свободы
20.8 Ст-я. 94. Просмотр осужденными к лишению свободы кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач
20.9 Ст-я. 95. Приобретение и хранение осужденными к лишению свободы литературы и письменных принадлежностей
20.10 Ст-я. 96. Условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения
20.11 Ст-я. 97. Выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений
20.12 Ст-я. 98. Обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы
20.13 Ст-я. 99. Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы
20.14 Ст-я. 100. Особенности мат/обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей
20.15 Ст-я. 101. Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы
20.16 Ст-я. 102. Материальная ответственность осужденных к лишению свободы
21. Глава 14. ТРУД, ПРОФ.ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
22. Глава 15. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
22.1 Глава 16. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНЫХ ВИДОВ
22.2 Ст-я. 120. Исправительные колонии общего режима
22.3 Ст-я. 122. Исправительные колонии строгого режима
22.4 Ст-я. 124. Исправительные колонии особого режима
22.5 Ст-я. 128. Колонии-поселения
22.6 Ст-я. 130. Тюрьмы
23. Глава 17. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ
23.1 Ст-я. 132. Воспитательные колонии
23.2 Ст-я. 141. Организация учебно-воспитательного процесса
24. Раздел V. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ, АРЕСТА И СОДЕРЖАНИЯ В ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
25. Глава 18. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
26. Глава 19. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
27. Глава 20. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СОДЕРЖАНИЯ В ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ
27.1 Ст-я. 155. Места отбывания содержания в дисциплинарной воинской части
27.2 Ст-я. 156. Режим в дисциплинарной воинской части
27.3 Ст-я. 170. Материально-бытовое и медицинское обеспечение осужденных военнослужащих
28. Раздел VI. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ. ПОМОЩЬ ОСУЖДЕННЫМ, ОСВОБОЖДАЕМЫМ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЬ ЗА НИМИ
29. Глава 21. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
29.1 Глава 22. ПОМОЩЬ ОСУЖДЕННЫМ, ОСВОБОЖДАЕМЫМ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЬ ЗА НИМИ
30. Раздел VII. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ
31. Раздел VIII. КОНТРОЛЬ ЗА УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫМИ




« назад Оглавление вперед »
21. Глава 14. ТРУД, ПРОФ.ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ « | » 22.1 Глава 16. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНЫХ ВИДОВ






 

Похожие работы:

Воспользоваться поиском

 

Учебники по данной дисциплине

Арбитражный процесс. Конспект лекций
Философия права в схемах
Гражданский кодекс РФ. Часть 1.
Источники римского права.
Общие положения Главы 1 ФЗ "О полиции". Комментарии.
Принципы деятельности полиции. Комментарий к Глава 2 ФЗ "О Полиции"
Обязанности полиции. Комментарий к Главе 3 ФЗ "О Полиции"
Применение полицией специальных средств и физической силы. Комментарии к главам 4 и 5 ФЗ "О полиции"
Земельное право. Учебник. 2010 год.
Гражданское право - том 1.
История государства и права России.
Право Европейского Союза (ЕС)
Комментарий к ГПК РФ.
Общие положения о гражданском судопроизводстве (гражданском процессе)
Муниципальное право. Краткий курс лекций.
Нотариат и нотариальная деятельность
Российское предпринимательское право. Учебник.
Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран.
Аграрное право
Административное право РФ
Международное частное право. Краткий курс лекций.
АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ С НИМИ ПРАВА
Должностные и служебные преступления: лекции к курсу
Международное частное право. Учебник.
Административное право - Шпаргалки.
Обществознание - учебник.
Хозяйственное право. Курс лекций.
Римское право - конспект
Медицинское право
Административное право. Лекции.
Трудовое право РФ. Учебник.
Муниципальное право. Билеты.
Проблемы теории государства и права. Лекции
Гражданский процесс. Ключевые вопросы
Как защитить свои интересы в ЖКХ
Криминалистика - лекции.
Уголовный процесс
Уголовное право РФ - экзаменационные ответы
Адвокатура. Основы адвокатуры
Теория государства и права - подробный курс лекций (ТГП)
Проблемные аспекты гражданского права
Трудовое право. Учебное пособие
Правовые гарантии иностранных инвесторов по законодательству РФ и в международном инвестиционном праве.
Арбитражный процесс
Основы права в кратком изложении
Гражданское право учебник
Гражданское право. Лекции
Семейное право учебник
Арбитражный процесс - билеты
Международное частное право. Курс лекций
Основы гражданского права
Основы наследственного права. Лекции
Основы земельного права
Прокурорский надзор. Лекции
Основы и проблемы права. Лекции
Основы государственного управления
История государства и права. Учебник
Административно-процессуальное право. Курс лекций
Семейное право учебник онлайн
Семейное право учебник 2
Семейное право учебник 3
Основы земельного права 2
Земельное право 3
Трудовые права работников
Уголовный процесс - билеты