-
Пройти Антиплагиат ©



Главная » Криминалистика - лекции. » 12. 3.2. Общие понятия следственной ситуации и ее логико-криминалистическое исследование



3.2. Общие понятия следственной ситуации и ее логико-криминалистическое исследование

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст 



 
Аналитическое рассмотрение всех выделенных ранее классификационных разновидностей позволяет сформулировать и общее понятие следственной ситуации. В криминалистической литературе она характеризуется чаще всего как совокупность данных, сумма информации, как картина, отражающая процесс расследования. Эта несомненно единственно перспективная позиция в той или иной степени связана с модельным, информационным подходом к исследуемому понятию. Раскрывая и расследуя преступления, воздействуя на реальные объекты, проводя практические действия и мероприятия, постоянно имея дело с носителями фактических данных, взаимодействуя с оперативными работниками, экспертами и специалистами, следователь тем не менее вынужден непосредственно руководствоваться в процессе своей деятельности информационными моделями, с большей или меньшей адекватностью отражающими реальную ситуацию по уголовному делу. Хотя следователь фактически действует в реальной обстановке, это еще не дает основание называть именно эту обстановку следственной ситуацией. Не подлежит сомнению, что, прежде чем приступить к любой рациональной деятельности, следователь стремится получить хотя бы минимум информации о существенных чертах внешней среды, проанализировать эти данные и создать адекватную модель реального положения по делу. Именно поэтому в психологии, педагогике, теории принятия решений, других научных дисциплинах твердо считают, что под ситуацией, на базе которой необходимо принять соответствующие решения, необходимо понимать не внешнюю ситуацию, а ситуацию для субъекта, т.е. информационную модель реальной ситуации.
При этом многие модели реальных ситуаций, особенно те из них, которые создаются в условиях недостатка информации, не всегда адекватны действительности, что серьезно усложняет работу следователя. Формируя различные решения по уголовным делам, выдвигая версии, проводя тактические операции и приемы, отдельные процессуальные и розыскные действия, следователь непосредственно исходит не из реальной ситуации (хотя это и представлялось бы наиболее оптимальным и желательным), а из ее информационной модели, из того, что отражено в его сознании для принятия следственных решений и их реализации. Создание информационных моделей реальных ситуаций расследования является объективной необходимостью процесса расследования, одной из закономерностей следственного (судебного) познания.
Что касается типовых следственных ситуаций, то модельно-информационный подход здесь совершенно очевиден. И действительно, типовые следственные ситуации являются результатом научного обобщения определенной категории уголовных дел и построения типовых моделей, описывающих существенные признаки, общие для определенной классификационной группы конкретных ситуаций. В литературе по кибернетике и теории управления подчеркивается, что метод ситуационного моделирования наиболее эффективен для успешного нахождения надежных решений в конкретных практических ситуациях. Этот метод становится ведущим в криминалистике, поскольку позволяет успешно решать наиболее сложные вопросы раскрытия преступлений.
Модельный подход не умаляет, а наоборот, подчеркивает первичность реальных ситуаций, необходимость их адекватного отражения, творческого исследования и оптимального преобразования. Поэтому информационные модели реальных ситуаций (как простых, так и сложных) и будут называться в дальнейшем следственными ситуациями, в отличие от реальных ситуаций, процесса расследования, которые существуют в действительности и носят внешний по отношению к сознанию следователя характер. Конечно, было бы крайне желательно, если бы реальные ситуации расследования и следственные ситуации были бы адекватны и полностью совпадали друг с другом. Но, к сожалению, это бывает далеко не всегда, и именно эта неадекватность, особенно если она значительна, и составляет основную методологическую сложность процесса расследования преступлений.
Таким образом, следственная ситуация - это мысленная динамическая модель, отражающая информационно-логическое, тактико-психологическое, тактико-управленческое и организационно-управленческое состояния, сложившееся по уголовному делу и характеризующее благоприятный или неблагоприятный характер процесса расследования.
Это определение следственной ситуации в той или иной мере разделяют большинство криминалистов. Иной точки зрения придерживались профессор Р.С. Белкин и его сторонники. Он отрицал информационно-модельный характер следственной ситуации, рассматривая эту криминалистическую категорию только как совокупность реальных (объективных) условий и обстоятельств.
Однако, раскрывая и расследуя преступления, воздействуя на реальные объекты, проводя практические действия с различными носителями фактических данных, взаимодействуя с оперативными работниками, экспертами и специалистами, следователь, тем не менее, непосредственно руководствуется полученными доказательствами, другими сведениями и созданными на их базе, информационными моделями реальной ситуации. Следователь фактически действует в реальной обстановке, но это не дает ни малейших оснований называть эту обстановку следственной ситуацией. Прежде, чем действовать, ему надо собрать, проверить и хотя бы предварительно оценить доказательственную и другую информацию о существенных чертах внешней среды, создать ее адекватную (в той или иной степени) модель. Именно поэтому в психологии, педагогике, теориях принятия решений и исследования операции, теории игр и многих других научных дисциплинах давно и однозначно считают, что под ситуацией, которую необходимо разрешить человеку, следует «понимать не внешнюю ситуацию, а ситуацию для субъекта». Поэтому критикуемая нами позиция всегда выглядела обособленной и отстраненной от поступательного развития научной мысли.
Необходимо отметить, что будучи выдающимся советским и российским ученым-криминалистом, Р.С. Белкин в своих последних работах фактически (хотя и с оговорками) отказался от своей ошибочной позиции, придя к выводу о том, что «между этими позициями нет противоречия: следственная ситуация - это реально существующие условия, в которых в данный момент ведется расследование. Но судить о ней следователь может лишь по ее информационной модели, т.е. по тем сведениям о ней, которые находятся в его распоряжении». Аналогичный вывод Р.С. Белкин сделал и в другой работе, подчеркивая, что «поскольку познание следственной ситуации как объективной реальности и заключается в построении информационной модели, отражающей результаты этого познания». Приведем цитату из еще одной работы Р.С. Белкина о том, что следственная ситуация «это существующая в данный ... момент реальность, в условиях которой действует следователь ..., но судить об этой реальности он может по информации о ней, по той информационной модели, которая ее отражает».
Тем самым, ненужную дискуссию, отвлекающую силы и время криминалистов от глубокого и многостороннего исследования комплексных проблем криминалистических и следственных ситуаций можно считать законченной.
Наиболее важной характеристикой следственных ситуаций является их адекватность реальным ситуациям расследования, правильность отражения в мышлении действительной обстановки по уголовным делам. Соответствие информационных моделей оригиналу - важнейший аспект практической деятельности. Однако сложность и неоднозначность информационных процессов расследования, поступление противоречивых и ложных сведений предопределяют возможность образования следственных ситуаций как достоверного, так и вероятностного типа. При возникновении второго типа ситуаций следователь может принять ошибочные решения. Поэтому в начале расследования при недостатке информации приемлемым может быть адекватное отражение лишь таких основных свойств реального процесса расследования, как проблемность, конфликтность, тактический риск, организационная неупорядоченность, или, наоборот, установление того, что указанные выше черты отсутствуют. Лишь после правильного определения соответствующей разновидности следственной ситуации можно перейти к ее более детальному исследованию, разработке и реализации оптимальных решений.
Возможны следующие основные варианты отношений между реальными ситуациями и их информационными моделями:
1) реальная сложная ситуация правильно отражена в сложной следственной ситуации;
2) реальная сложная ситуация неадекватно отражена как простая следственная ситуация;
3) реальная ситуация комбинированного типа, хотя и отражена как сложная следственная ситуация, но без полного воспроизведения всех åе разновидностей (например, представлены признаки конфликтной ситуации, в то время как фактически она носит проблемно-конфликтный характер);
4) реальная простая ситуация адекватно осознается как простая следственная ситуация;
5) реальная простая ситуация неадекватно отражается как сложная следственная ситуация.
Второй важной характеристикой следственных ситуаций является их динамичность. В связи с тем, что на изменение ситуации оказывается влияние не только следователем и взаимодействующими с ним лицами, но и другими, в том числе и противостоящими ему, субъектами и разнообразными внешними факторами, динамические процессы могут происходить не обязательно в позитивном направлении, завершаясь формированием простой ситуации. Нередко, несмотря на принимаемые меры, следователь так и не может устранить сложную ситуацию, что приводит к неполному раскрытию преступлений, необоснованному прекращению производства или возвращению его на дополнительное расследование, невозмещению материального ущерба и другим негативным последствиям. Наиболее общую схему развития следственных ситуаций можно представить следующим образом:

 
(ПС - простая ситуация (случай); СС - сложная ситуация; ПСм - мнимо простая ситуация; CC1 - сложная ситуация, разрешенная лишь частично).
В указанных пяти наиболее распространенных типичных вариантах изменения следственных ситуаций первый и третий варианты представляют позитивные процессы ситуационного развития. При этом третий вариант имеет не только более усложненную структуру, но и связан с преодолением дополнительных препятствий. Простая ситуация исходного этапа фактически является мнимопростой, неправильно воспринятой следователем. В действительности же это - сложная ситуация латентного (скрытого) типа. В дальнейшем следователь выявляет подлинные признаки реальной ситуации, адекватно отражает их в своем сознании и принимает все необходимые меры для преобразования ее в простую следственную ситуацию.
Второй вариант отражает негативное развитие ситуационного процесса, когда следователь неадекватно выявляет признаки реальной ситуации, создавая ложную модель простой ситуации. В дальнейшем он, хотя и устанавливает ошибочность своей позиции и отражает мнимо простую ситуацию в своем сознании как сложную, тем не менее из-за потери времени, утраты доказательств, усиления противодействия и других негативных факторов не может ее разрешить.
Четвертый вариант представляет динамический процесс с несколько большим числом этапов, когда в начале реальная ситуация адекватно отражается в сложной следственной ситуации. Тем не менее следователю не удается полностью устранить некоторые существенные трудности и, хотя отдельные задачи и были им решены (выявлена часть обвиняемых, раскрыты отдельные эпизоды и т.д.), завершающая ситуация по-прежнему носит сложный характер.
Пятый вариант отражает сложную ситуацию как мнимопростую. Впоследствии следователь правильно осознает ее как сложную, но полностью преобразовать ее в простую не может, и дальнейшее развитие происходит также, как в предыдущем варианте.
Для лучшего усвоения приведем примеры по конкретным делам. По уголовному делу, возбужденному в связи с обнаружением трупа П., следователь, изучив и оценив имеющуюся информацию и стоящие перед ним задачи, пришел к выводу, что все обстоятельства, подлежащие доказыванию, уже установлены (простая следственная ситуация). Основываясь на ошибочном заключении судебно-медицинской экспертизы и неправильных результатах поверхностного осмотра места происшествия и трупа, следователь прекратил производство по делу за отсутствием события преступления, полагая, что произошел несчастный случай. Фактически же простая следственная ситуация носила мнимый характер, поскольку неадекватно отражала реальную ситуацию расследования, так как по делу не только не было установлено действительное событие (убийство), но и многие другие важнейшие обстоятельства. Спустя шесть месяцев на территории одного из соседних городов за совершение тяжких преступлений были задержаны ранее судимые Д. и 3. В ходе расследования удалось получить оперативные данные о совершении обвиняемыми убийства П. Новая информация, в том числе и заключение повторной судебно-медицинской экспертизы в отношении причин смерти потерпевшего, была эффективно использована, и вина обоих обвиняемых полностью доказана. По этому делу динамическая структура следственной ситуации характеризовалась движением от мнимопростой к сложной, а затем и к действительно простой ситуации (псм — сс — ПС - третий вариант).
Второе уголовное дело было возбуждено в связи с разбойными нападениями, совершенными группой неустановленных преступников. Следователь правильно осознал следственную ситуацию как сложную и после ее всестороннего исследования составил детальный план раскрытия преступлений. В ходе реализации этого плана был задержан ранее неоднократно судимый за аналогичные преступления А., который после предъявления ему многочисленных доказательств признал свою вину. Однако в дальнейшем из-за нарушения взаимодействия следователя с органом дознания и других тактических ошибок не удалось установить трех других участников шайки. Динамическая структура следственной ситуации в этом случае характеризуется движением от сложной ситуации сразу в двух направлениях: к простой ситуации в отношении А и к сложной в отношении других преступников (четвертый вариант):
 

 
Классификация сложных объектов, к которым относятся и следственные ситуации, требует обязательного использования не одного, а нескольких оснований логического деления. Одним из таких критериев логического деления является чисто практическое свойство: благоприятна или неблагоприятна данная следственная ситуация для расследования. Исходя из этого существенного признака весь предельно широкий класс следственных ситуаций можно разделить на два вида: сложные (неблагоприятные) и простые (благоприятные) ситуации. В свою очередь сложные следственные ситуации, исходя из важнейшего содержательного признака - характера присущих им специфических трудностей, дифференцируются на пять классификационных групп: проблемные, конфликтные, тактического риска, организационно-неупорядоченные и комбинированные ситуации.
Что касается простых следственных ситуаций, то нет оснований для их логического деления на какие-либо разновидности по содержательным свойствам, поскольку все комплексно присущие им признаки (непроблемность, бесконфликтность, организационная упорядоченность, отсутствие тактического риска), создают структурную однородность этой единой классификационной группировки.
Динамический характер следственных ситуаций присущ не только сложным, но и их простым разновидностям. Поэтому все виды следственных ситуаций также можно дифференцировать на исходные, промежуточные и конечные (см. схему 2)
 
 
 
 
 
 
Схема 2

 
Необходимо отметить, что следственные ситуации являются разновидностью более общей классификационной группы - криминалистических ситуаций. В класс криминалистических ситуаций, кроме следственных, входят оперативно-розыскные, следственные и экспертные ситуации.
В отношении судебных ситуаций следует разделить позицию В.К. Гавло, который еще в 1985 г. до кардинальных изменений в уголовно-процессуальном законодательстве подчеркивал их самостоятельный характер.
 
 
 



Лекция, реферат. 3.2. Общие понятия следственной ситуации и ее логико-криминалистическое исследование - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Об авторах
2. Раздел I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИКИ
3. 1.1. Понятие, объект и предмет криминалистики
4. 1.2. Структура криминалистики
5. 1.3. Методы криминалистики
6. 1.4. Соотношение криминалистики с другими науками
7. 2.1. Понятийный аппарат и научные основы теории криминалистической идентификации
8. 2.2. Основные этапы процесса криминалистической идентификации
9. 2.3 Проблемы общей криминалистической теории распознавания
10. Глава 3. Теория следственных ситуаций
11. 3.1. Виды следственных ситуаций
12. 3.2. Общие понятия следственной ситуации и ее логико-криминалистическое исследование
13. Глава 4. Учение о криминалистических версиях
14. 4.1. Эвристическая (поисковая) природа, структура и этапы построения криминалистических версий
15. 4.2. Классификация криминалистических версий
16. 4.3. Проверка версий и процесс перерастания вероятных знаний в достоверные
17. 5.1. Понятие и структура криминалистической техники
18. 5.2. Технико-криминалистические приемы, методы и рекомендации
19. 5.3. Технико-криминалистические средства
20. Глава 6. Судебная трасология
21. 6.1. Общенаучные основы судебной трасологии
22. 6.2. Криминалистическое исследование следов человека
23. 6.3. Следы взлома
24. 6.4. Следы автотранспортных средств
25. Глава 7. Судебная баллистика
26. 7.1. Понятие и научные основы судебной баллистики
27. 7.2. Огнестрельное оружие и боеВЫЕ припасы - определения, устройство, классификация
28. 7.3. Механизмы производства выстрела и ОБРАЗОВАНИЯ его следов
29. 7.4. Установление обстоятельств применения огнестрельного оружия
30. Глава 8. Криминалистическое исследование письма
31. 8.1. Научные основы криминалистического исследования письма
32. 8.2. Идентификационные признаки письма
33. 8.3. Диагностические и автороведческие исследования
34. 8.4. Назначение и производство почерковедческой экспертизы
Коммуникативный уровень допрашиваемого
Тактика допроса военнопленных
Классификация способов дактилоскопирования
История развития методик расследования экономических преступлений




« назад Оглавление вперед »
11. 3.1. Виды следственных ситуаций « | » 13. Глава 4. Учение о криминалистических версиях






 

Похожие работы:

Воспользоваться поиском

 

Учебники по данной дисциплине

Арбитражный процесс. Конспект лекций
Философия права в схемах
Гражданский кодекс РФ. Часть 1.
Источники римского права.
Общие положения Главы 1 ФЗ "О полиции". Комментарии.
Принципы деятельности полиции. Комментарий к Глава 2 ФЗ "О Полиции"
Обязанности полиции. Комментарий к Главе 3 ФЗ "О Полиции"
Применение полицией специальных средств и физической силы. Комментарии к главам 4 и 5 ФЗ "О полиции"
Земельное право. Учебник. 2010 год.
Гражданское право - том 1.
История государства и права России.
Право Европейского Союза (ЕС)
Комментарий к ГПК РФ.
Общие положения о гражданском судопроизводстве (гражданском процессе)
Муниципальное право. Краткий курс лекций.
Нотариат и нотариальная деятельность
Российское предпринимательское право. Учебник.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ
Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран.
Аграрное право
Административное право РФ
Международное частное право. Краткий курс лекций.
АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ С НИМИ ПРАВА
Должностные и служебные преступления: лекции к курсу
Международное частное право. Учебник.
Административное право - Шпаргалки.
Обществознание - учебник.
Хозяйственное право. Курс лекций.
Римское право - конспект
Медицинское право
Административное право. Лекции.
Трудовое право РФ. Учебник.
Муниципальное право. Билеты.
Проблемы теории государства и права. Лекции
Гражданский процесс. Ключевые вопросы
Как защитить свои интересы в ЖКХ
Уголовный процесс
Уголовное право РФ - экзаменационные ответы
Адвокатура. Основы адвокатуры
Теория государства и права - подробный курс лекций (ТГП)
Проблемные аспекты гражданского права
Трудовое право. Учебное пособие
Правовые гарантии иностранных инвесторов по законодательству РФ и в международном инвестиционном праве.
Арбитражный процесс
Основы права в кратком изложении
Гражданское право учебник
Гражданское право. Лекции
Семейное право учебник
Арбитражный процесс - билеты
Международное частное право. Курс лекций
Основы гражданского права
Основы наследственного права. Лекции
Основы земельного права
Прокурорский надзор. Лекции
Основы и проблемы права. Лекции
Основы государственного управления
История государства и права. Учебник
Административно-процессуальное право. Курс лекций
Семейное право учебник онлайн
Семейное право учебник 2
Семейное право учебник 3
Основы земельного права 2
Земельное право 3
Трудовые права работников
Уголовный процесс - билеты