---
Пройти Антиплагиат ©

Главная » Нотариат и нотариальная деятельность » § 1. Общие правила совершения нотариальных действий по делам с иностранным элементом



§ 1. Общие правила совершения нотариальных действий по делам с иностранным элементом

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст 



 
Правила совершения нотариальных действий едины и общеобязательны на всей территории Российской Федерации. Они применяются также к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций или при наличии иностранного элемента в иной форме. Нотариальное производство*(102), как и судебная деятельность, подчинено законам lex fori, т.е. российскому законодательству о нотариате*(103). Тем не менее присутствие в правоотношении внешнего элемента придает ему ряд специфических черт.
Во-первых, это особенности правоприменительного процесса, в котором особое содержание приобретают такие его традиционные стадии, как квалификация материального правоотношения, выбор применимых норм права и собственно их применение.
Во-вторых, это особенности определения правового статуса иностранных граждан и организаций, участвующих в нотариальном производстве и соответствующем гражданско-правовом отношении.
Наконец, в-третьих, специфику имеет использование в нотариальном производстве документов иностранного производства, равно как российских нотариальных актов - за границей, т.е. их международная действительность.
 
1. Основные этапы нотариального производства по делам с иностранным элементом
 
Как всякая юридическая деятельность, осуществление нотариальных функций подчиняется определенной логике и, следовательно, может быть систематизирована. Для международных отношений конечная результативность нотариального акта в еще большей степени, чем для внутреннего оборота, зависит от последовательности действий нотариуса. В этом смысле деятельность нотариуса при столкновении с правовой ситуацией, имеющей связь с иностранным правопорядком, включает несколько стадий:
 
Квалификация правовой ситуации как включающая иностранный элемент

Выбор на основе коллизионных норм применимого материального права

Применение материальных норм компетентного правопорядка
-------------------------------
 
Квалификация правовой ситуации с иностранным элементом
 
Общим основанием для выбора в конкретной ситуации применимого права на основании норм международного частного права является наличие в правоотношении иностранного элемента*(104). Из п. 1 ст. 1186 ГК РФ следует, что иностранный элемент в гражданском правоотношении может выражаться:
1) в иностранном гражданстве (происхождении) хотя бы одного из его участников;
2) в отсутствии гражданства хотя бы у одного из участников;
3) в проживании участников правоотношения за рубежом;
4) в нахождение объекта права за границей;
5) локализацией за границей юридического факта.
Нотариус при обращении к нему заинтересованных лиц должен первоначально проанализировать правовую ситуацию применительно к каждому из ее элементов, с точки зрения наличия у них связи или реальной возможности ее возникновения в будущем с правовой системой другого государства.
При анализе правоотношения нотариус исходит прежде всего из сведений, предоставляемых сторонами относительно их правового положения и места жительства или нахождения, статуса и местонахождения имущества, а также тех целей и последствий, которые желают достичь заинтересованные лица посредством обращения за нотариальным удостоверением определенных юридических фактов.
Установив наличие в деле иностранного элемента в той или иной форме, необходимо перейти к следующему обязательному этапу - выбору права, применимого урегулировать субъективные права и обязанности сторон нотариального акта.
 
Выбор применимого права
 
При наличии в деле иностранного элемента выбор права, компетентного урегулировать отношения сторон, осуществляется на основании норм международного частного права, так называемых коллизионных норм.
Коллизионная норма - это норма непрямого действия. Она не регулирует правоотношения по существу и не предназначена для определения субъективных прав и обязанностей сторон нотариального акта. Ее единственная цель - обеспечить выбор применимого материального права из двух или более правопорядков, с которыми юридическая ситуация имеет связь.
Механизм действия коллизионной нормы, иначе говоря коллизионный метод, заключается в привязке решения о применимом праве к определенному элементу правоотношения или юридической ситуации, который рассматривается законодателем как наиболее значимый с точки зрения обеспечения адекватного ожиданиям сторон и публичного интереса регулирования отношений в целом.
Коллизионные нормы составляют часть национальной правовой системы, независимо от источника закрепления - во внутреннем праве или международных соглашениях. Поэтому российскому нотариусу при выборе компетентного правопорядка надлежит всегда обращаться к коллизионным нормам, установленным в Российской Федерации*(105). На практике следует учитывать, что в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы международного договора имеют приоритет по сравнению с внутренними источниками и нотариус при выборе применимого права должен отдавать предпочтение коллизионным нормам и правилам, содержащимся в международном договоре России с соответствующим государством. При возникновении коллизий между положениями дву- и многосторонних соглашений, участниками которых является Россия, предпочтение должно отдаваться нормам, устанавливающим более благоприятный с точки зрения заинтересованных лиц режим для полного признания их прав в международном обороте.
 
Применение материальных норм компетентного правопорядка
 
В результате выбора применимого материального права на основе коллизионных норм возможны только два варианта:
1) российская коллизионная норма указывает на российское материальное право как на применимое к отношению с иностранным элементом;
2) российская коллизионная норма указывает на нормы иностранного права как компетентные регулировать отношения сторон нотариального акта.
В первом случае нотариус применяет без каких-либо особенностей или изъятий нормы внутреннего законодательства. В случае же, когда коллизионная норма указывает на иностранное материальное право, как применимое по существу - перед нотариусом возникают два типа проблем. Во-первых, это проблема установления содержания иностранного закона (А). Во-вторых, это проблема реального применения иностранного права (Б) при: 1) невозможности установить его содержание; 2) противоречии основам национального правопорядка (публичному порядку).
 
А. Установление содержания иностранного закона
 
Указание российской коллизионной нормы на иностранное право как на применимое к отношению с внешним элементом обязательно для нотариуса. Отказ без законных оснований от применения норм иностранного права нарушает обязательные предписания российских коллизионных норм. Отсюда, а также в силу ч. 1 ст. 104 Основ законодательства РФ о нотариате, проистекает обязанность нотариуса применить иностранное право. Для этого нотариус должен предварительно предпринять все необходимые меры для установления содержания иностранного права и практики его применения в соответствующем государстве.
В то же время сторонам нотариального процесса, как имеющим связь с иностранным правопорядком, зачастую проще знать и подтвердить содержание норм иностранного права. Поэтому целесообразно в каждом случае предлагать самим заинтересованным лицам представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права.
Пути, по которым нотариус может собрать сведения о содержании применимых в деле иностранных норм, могут быть формальные и неформальные.
Формально нотариусу надлежит руководствоваться уже упоминавшимися двусторонними и многосторонними соглашениями Российской Федерации о правовой помощи. Абсолютное большинство из них содержат нормы об обмене правовой информацией между договаривающимися сторонами*(106). По общему правилу, такой обмен осуществляется между учреждениями юстиции государств*(107). Например, Минская конвенция 1993 г. и ее новая редакция в Кишиневской конвенции 2002 г. в ст. 15 предусматривают предоставление друг другу Центральными учреждениями юстиции стран-участниц по просьбе сведений о действующем или действовавшем на их территориях внутреннем законодательстве и о практике его применения учреждениями юстиции.
Таким образом, используя путь, предусмотренный дву- и многосторонними соглашениями России, нотариус не может обратиться за содействием в установлении содержания иностранного права напрямую к компетентным органам соответствующего государства. Первый обязательный этап - направление запроса в территориальное или центральное подразделение Минюста России и (или) МИД России*(108). Последние, исходя из собственных возможностей, могут либо дать ответ самостоятельно, либо передать просьбу в компетентный орган иностранного государства.
Параллельно с официальной процедурой или отдельно, нотариусам желательно использовать "неформальные" источники сведений об иностранном праве. В частности, за получением соответствующей информации и при согласии заинтересованных лиц нести необходимые расходы можно обращаться в консульства иностранных государств, представительства иностранных организаций, к компетентным научно-исследовательским организациям, российским и иностранным специалистам в соответствующих областях права иностранного государства. Нотариус может также обратиться с соответствующей просьбой к знакомым коллегам-нотариусам за рубежом или к коллективным органам нотариата в другом государстве. Латинский нотариат характеризует, помимо прочего, профессиональная солидарность нотариусов различных стран, и такое обращение может оказаться более действенным, чем иные традиционные средства.
 
Б. Препятствия для применения иностранного права
 
В ряде особых случаев применение норм компетентного иностранного права становится фактически или юридически невозможным. При этом происходит их замена на соответствующие положения российских материальных законов.
Применение к правоотношению с внешним элементом иностранного закона исключается в случаях, когда это материально или технически невозможно. Классический пример - невозможность установления содержания применимого иностранного права. Однако такая невозможность должна быть обоснована и может быть констатирована нотариусом только после того, как он предпринял все разумные меры для установления содержания иностранного права. Только после этого он может "подменить" иностранный закон российскими материальными нормами, регулирующими сходные отношения в России (п. 3 ст. 1191 ГК РФ).
Иностранный закон, выбранный на основе российской коллизионной нормы, может содержать положения, которые противоречат основополагающим социальным и правовым концепциям в России (ст. 1193 ГК РФ). В этом случае соответствующие материальные нормы иностранного права отбрасываются как нарушающие российский публичный порядок.
Публичный порядок (основы правопорядка) - оценочная категория, наполнение которой содержанием зависит от конкретных обстоятельств места и времени. Следует учитывать, что она очень подвижна и развивается вместе с национальным позитивным правом и судебной практикой. На сегодняшний день безусловным основанием для отказа в применении иностранного права является угроза суверенитету и (или) безопасности Российской Федерации, возможность нарушения основных прав и свобод или основ конституционного строя в Российской Федерации (гл. 1, 2 Конституции РФ).
Иногда публичный порядок может иметь сглаженный эффект. Публичный порядок может не нарушаться признанием в Российской Федерации последствий субъективных прав, приобретенных за рубежом в случаях, когда само их приобретение в России ему противоречит.
 
2. Правовое положение иностранных граждан и организаций в нотариальном производстве
 
Особенности правового положения иностранных граждан и организаций на территории Российской Федерации проистекают из факта их одновременного подчинения двум национальным правопорядкам: государства гражданства или происхождения (иностранный правопорядок) и государства места нахождения или деятельности (российский правопорядок). Их соотношение в регулировании статуса иностранных субъектов далеко не всегда однозначно и порождает значительное количество практических проблем.
Основной принцип заключается в распространении на иностранных лиц национального правового режима. Последний предполагает, что иностранцы пользуются в Российской Федерации такими же правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ст. 1196 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ)*(109). В отношении иностранных организаций в сфере торговых отношений международными договорами Российской Федерации может предусматриваться также режим наибольшего благоприятствования*(110). Кроме того, в исключительных случаях Правительство РФ может установить ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан иностранного государства, ограничившего права российских лиц (ст. 1194 ГК РФ). Здесь можно говорить об ограниченном правовом режиме для иностранцев.
Помимо правосубъектности иностранных лиц, участвующих в нотариальном производстве, первый вопрос, возникающий перед нотариусом - это вопрос о собственной компетенции.
 
Компетенция нотариуса по делам с участием иностранных лиц
 
Нотариус обязан соблюдать правила территориальной и предметной компетенции, установленные во внутреннем законодательстве и международных договорах. Это касается и тех случаев, когда компетенция нотариуса вступает в конфликт с полномочиями консула иностранного государства, имеющим право совершения определенных нотариальных действий в соответствии с международными договорами и своим национальным законодательством.
Иностранные граждане и организации без всяких ограничений могут обращаться за совершением нотариальных действий на территории России к компетентному российскому нотариусу, так как a priori они обладают равной с российскими лицами гражданской правосубъектностью. Поэтому российский нотариус не вправе отказать иностранному гражданину в совершении нотариального действия, когда соответствующей компетенцией обладает также консул государства, гражданство которого имеет заинтересованное лицо. Только самому заинтересованному лицу принадлежит право выбора между консулом государства его гражданства или происхождения и местным нотариусом. В то же время, когда наступление правовых последствий, совершаемых нотариальных действий, предполагается в основном за рубежом, нотариусу необходимо разъяснять заинтересованным иностранным гражданам или представителю иностранной организации предпочтительность их совершения у консула соответствующего государства, так как это упростит дальнейшее признание таких актов в стране действия в силу:
1) отсутствия требований о легализации;
2) совершения в форме, предусмотренной национальным законодательством.
 
Установление личности и дееспособности иностранного гражданина
 
Так же как в отношении российских граждан, участвующих в нотариальном производстве, основной вопрос, с которым сталкивается нотариус, - это установление дееспособности иностранного гражданина. Однако, в отличие от субъектов внутреннего права, проверка дееспособности иностранного гражданина имеет особенности, так как в большинстве случаев связана с применением материальных норм иностранного права. При этом нотариус, прежде чем переходить к вопросу о наличии дееспособности у заинтересованного лица, должен квалифицировать его именно как иностранного гражданина, а также установить его личность. Схематично деятельность нотариуса выглядит следующим образом*(111):
Квалификация лица как иностранного гражданина

Установление личности иностранного гражданина

Проверка дееспособности иностранного гражданина
 
А. Квалификация лица как иностранного гражданина и установление его личности
 
Квалификация нотариусом физического лица, участвующего в нотариальном производстве в качестве стороны или иного заинтересованного лица, как иностранного гражданина должна осуществляться в соответствии с российским законом. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Аналогичное определение содержится также в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве в Российской Федерации"*(112). Таким образом, для достоверного вывода о наличии у физического лица качества иностранного гражданина нотариус должен убедиться в двух обстоятельствах:
во-первых, в отсутствии у него российского гражданства и,
во-вторых, в наличии гражданства иностранного государства.
Как следует из текста закона, обязанность доказать факт наличия иностранного гражданства возлагается на само заинтересованное лицо. Роль нотариуса заключается в оценке представленных материалов и проверке содержащихся в них сведений в случае появления сомнений в их достоверности.
Необходимо учитывать, что подтверждение достоверными доказательствами иностранного гражданства (подданства) физического лица еще не исключает возможность того, что оно обладает одновременно российским гражданством (ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ). Лица с двойным гражданством, одно из которых - российское, рассматриваются на территории нашего государства исключительно как граждане России и, следовательно, их личным законом будут материальные нормы российского законодательства (п. 2 ст. 1195 ГК РФ).
В подтверждение иностранного гражданства (подданства) могут быть представлены официальные документы, выданные компетентными органами иностранного государства, из которых прямо следует гражданство лица. Как правило, таким документом является паспорт иностранного гражданина, включая дипломатический паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка) (ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ). В случае невозможности представления паспорта иностранного гражданина по объективным причинам (несовершеннолетние дети, утрата, нахождение на оформлении в иных органах и т.д.) для подтверждения иностранного гражданства могут быть также использованы иные документы, в частности:
1) свидетельство о гражданстве (certificat de nationalitй, certificate of nationality), выдаваемое консульствами соответствующих иностранных государств на территории Российской Федерации;
2) справки и свидетельства иных органов иностранного государства, ведающих вопросами гражданства (полиция, министерство иностранных дел);
3) свидетельства о рождении с отметкой о гражданстве и др.
Не являются документами, подтверждающими иностранное гражданство, разрешение на временное проживание и вид на жительство, выдаваемые территориальными органами внутренних дел иностранным гражданам, временно или постоянно проживающим в Российской Федерации. Хотя данные документы содержат указание на иностранное гражданство правообладателя (п. 7 ст. 6, п. 4 ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ), тем не менее они не могут быть положены в основание вывода об иностранном гражданстве лица, так как являются производными и выдаются органами государственной власти РФ, которые некомпетентны решать вопросы гражданства в соответствующем иностранном государстве. В то же время данные акты могут использоваться нотариусом дополнительно к основным документам, удостоверяющим иностранное гражданство лица. Не имеют никакого значения для целей подтверждения иностранного гражданства в нотариальном производстве такие документы, как миграционная карта иностранного гражданина, дипломатические, служебные или консульские карты.
Одновременно с проверкой сведений об иностранном гражданстве нотариус должен, по общему правилу, установить личность обратившегося к нему гражданина (ст. 42 Основ законодательства РФ о нотариате). Установление личности иностранного гражданина означает установление факта его личного обращения к нотариусу за совершением нотариального действия под собственным именем. Личность иностранного гражданина устанавливается на основании документов, предусмотренных Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан" и исключающих любые сомнения относительно его личности. Основным документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина на территории России, является его паспорт (ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ). Личность иностранного гражданина может быть также установлена на основании иного документа, установленного федеральным законом или признаваемым международным договором Российской Федерации в таком качестве. Ни при каких обстоятельствах личность иностранного гражданина в нотариальном производстве не может подтверждаться только на основании административных документов, опосредующих законность его пребывания на территории Российской Федерации (виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство, миграционная карта, дипломатическая, консульская или служебная карта).
Если содержащиеся в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, сведения вызывают у нотариуса сомнения, рекомендуется совершение нотариального действия отложить, предложив заинтересованному лицу представить дополнительные документы, устраняющие возникшие сомнения. Источником дополнительных сведений чаще всего являются документы, полученные от консульских и (или) дипломатических представительств иностранного государства. Вполне приемлемым документом, устраняющим возможные сомнения в личности иностранного гражданина, является удостоверение компетентного должностного лица консульства, в котором он либо свидетельствует достоверность сведений первоначального документа, либо восполняет его. Возможна также ситуация, когда выдается новый документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (временный паспорт). В любом случае нотариусу рекомендуется лично связаться с консульством для установления компетентного должностного лица и подтверждения факта обращения к нему иностранного гражданина - участника нотариального производства.
Нотариусам рекомендуется оставлять в своих делах копии всех документов, представленных заинтересованными лицами для подтверждения их иностранного гражданства и личности, внося реквизиты наиболее важных из них (паспорт, свидетельство о гражданстве, свидетельство о рождении) в Реестр нотариальных действий.
 
Б. Установление дееспособности иностранного гражданина
 
Согласно п. 1 ст. 1197 ГК РФ дееспособность физического лица определяется его личным законом, т.е. правом страны, гражданство которой это лицо имеет или в которой имеет обычное место жительства. Обычно применимым для определения дееспособности иностранного гражданина будет иностранное право. Российское материальное право будет применимым при определении дееспособности иностранных граждан, постоянно проживающих на российской территории, лиц с двойным гражданством, одно из которых российское (п. 2, 3 ст. 1195 ГК РФ). Личным законом лиц без гражданства является право страны, в которой это лицо имеет место жительства, а личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище (п. 5, 6 ст. 1195 ГК РФ).
В основных правовых системах мира наличие гражданской дееспособности связывается:
1) с достижением определенного возраста;
2) с возможной эмансипацией;
3) с отсутствием ограничений дееспособности.
1. Возраст достижения совершеннолетия варьируется в разных странах между 18 и 21 годами. Возраст иностранного гражданина может быть установлен на основании документов, удостоверяющих его личность. В случае появления сомнений относительно его реального возраста, а также расхождений между различными документами, предпочтение должно отдаваться актам гражданского состояния, выданным компетентными органами иностранного государства и отвечающим условиям их действительности на территории Российской Федерации (легализация, апостиль). Это может быть свидетельство о рождении (certificat de naissance; certificate of the birth) или так называемая семейная книга (carnet de famille; carnet of the family), а также выписки из них. Наконец, в исключительных случаях нотариус при согласии заинтересованного лица нести необходимые расходы вправе назначить медицинскую экспертизу для установления действительного возраста иностранного гражданина.
2. Эмансипация представляет собой дополнительный путь прекращения несовершеннолетия и наделения физического лица определенной дееспособностью. Внутреннее законодательство различных государств мира расходится при определении существенных условий эмансипации (возраст, орган, компетенция по вопросам эмансипации) и необходимых процедурных формальностей при ее осуществлении. Еще более значимые расхождения касаются правовых последствий эмансипации: в некоторых правовых системах эмансипированный ребенок наделяется полной дееспособностью, тогда как в других он получает лишь ограниченную дееспособность. Кроме того, в ряде государств эмансипация необратима, в других же - наоборот. Эмансипация возможна, как правило, в силу вступления в брак несовершеннолетнего лица или наделения его полной дееспособностью с согласия родителей. В подтверждение факта эмансипации иностранного гражданина нотариусу могут быть представлены самые различные документы: судебные решения, свидетельства и выписки органов регистрации актов гражданского состояния и т.д.
3. Установить отсутствие ограничений дееспособности у иностранного гражданина, обратившегося к нотариусу, довольно проблематично в силу сложности доступа к источникам такой информации. Естественно, что в очевидных случаях, когда в отношении лица имеются достоверные сведения о признании его недееспособным или ограниченно дееспособным, нотариус не вправе совершать нотариальное действие. Такие сведения могут содержаться в решении иностранного суда или выданных на его основе документах (о назначении опекуна, о помещении на лечение и т.д.), отметках в документах, удостоверяющих личность, свидетельстве о рождении, выписках из публичных реестров (актов гражданского состояния, регистрации прав на недвижимое имущество и др.)
 
2. Установление тождества иностранной организации, проверка ее правоспособности и полномочий представителя
 
Участие иностранных организаций в нотариальном производстве предполагает определенную систематизацию деятельности нотариуса в целях учета специфики правового положения таких субъектов. Таким образом, в случае с иностранными организациями деятельность нотариуса включает ряд последовательных этапов:
Квалификация организации как иностранной

Установление тождества иностранной организации

Проверка правоспособности иностранной организации и полномочий ее представителя
 
А. Квалификация организаций как иностранной и установление ее тождества
 
Согласно российскому законодательству (п. 2 ст. 11 НК РФ; ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ), иностранные организации - это юридические лица, компании и другие корпоративные образования, в том числе не являющиеся юридическими лицами, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранных государств. В качестве иностранных на территории России рассматриваются также международные организации, их филиалы и представительства.
Таким образом, любая организация, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства должна рассматриваться в Российской Федерации как иностранная*(113). В этом смысле не являются иностранными филиалы и представительства иностранной организации (за исключением международных организаций), создаваемые на российской территории в соответствии с российским законодательством*(114).
Проверка тождества иностранной организации означает установление идентичности между лицом, обратившимся к нотариусу за совершением нотариального действия, и лицом, приобретающим в его результате субъективные права и обязанности. Технически это означает установление соответствия наименования, организационно-правовой формы, учредителей, органов иностранной организации сведениям, содержащимся в соответствующих реестрах по месту учреждения такой организации.
Основным документом, который используется для квалификации организации в качестве иностранной и установления ее тождества, является выписка из торгового реестра (extrait du registre de commerce) страны ее учреждения. На основании данного акта компетентного органа иностранного государства нотариус проверяет прежде всего факт регистрации организации в иностранном государстве под определенным наименованием в соответствии с ее законодательством. Дополнительно для данных целей могут использоваться также учредительные документы организации, такие как устав и (или) учредительный договор, а также выписки из них. Анализируя данные документы, нотариусу следует обращать внимание на различные регистрационные отметки и их совпадение с данными иностранного реестра организаций. При расхождениях между данными, полученными из публичных реестров и учредительными документами, предпочтение должно отдаваться первым.
 
Б. Проверка правоспособности иностранной организации и полномочий ее представителя
 
В настоящее время иностранные юридические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно на территории Российской Федерации, включая и торговую деятельность, не создавая для этого каких-либо организационно-правовых структур, если в федеральном законодательстве не предусмотрены специальные изъятия*(115). Следовательно, наличие гражданской правосубъектности иностранной организации не связано, по общему правилу, с фактом ее аккредитации, постановки на налоговый учет и соблюдения иных административных формальностей.
Так же как при определении дееспособности иностранных граждан, нотариус должен устанавливать правоспособность иностранной организации исключительно на основании ее национального закона (ст. 1202, 1203 ГК РФ).
В отношении иностранных организаций также действует общий принцип национального правового режима. За исключениями, прямо предусмотренными в законе, они приравниваются к российским юридическим лицам или иным организациям внутреннего права. Следовательно, они способны пользоваться на ее территории теми же правами, что и российские организации. В то же время иностранные организации не могут иметь правосубъектность более обширную, чем это определяется их национальным правом. Иностранное право должно, как правило, применяться к иностранной организации при определении:
1) статуса в качестве юридического лица;
2) организационно-правовой формы;
3) требований к ее наименованию;
4) условий создания, реорганизации и ликвидации, в том числе вопросов правопреемства;
5) содержания правоспособности;
6) порядка приобретения гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
7) внутренних отношений, в том числе отношений с ее участниками;
8) способности отвечать по своим обязательствам (п. 2 ст. 1202, ст. 1203 ГК РФ).
Единственным документом, исключающим любые сомнения относительно способности организации иметь гражданские права и нести обязанности, является аналог свидетельства о государственной регистрации в иностранном реестре организаций. Кроме того, в целях получения наиболее точной и актуальной информации следует в каждом случае предлагать заинтересованным лицам представить выписку из соответствующего публичного реестра, отражающую юридический статус иностранной организации непосредственно перед совершением конкретного юридического акта. Кроме того, помимо сведений о регистрации организации данный документ содержит зачастую информацию об ее органах, компетентных представлять интересы организации без специального уполномочия.
Об объеме правоспособности иностранной организации и ее ограничениях можно судить в основном исходя из ее учредительных документов: устава и (или) учредительного договора. На их основании нотариус может сделать вывод о возможности участия иностранной организации в определенной юридической операции, а также убедиться в том, что лицо, представляющее ее интересы, назначено в полном соответствии с учредительными документами.
Не являются документами, на основании которых может быть установлена правоспособность иностранных организаций, акты российских государственных органов, осуществляющих их государственную аккредитацию, налоговый, таможенный и иной административный учет и контроль. Такие документы могут, тем не менее, использоваться нотариусом как дополнительные источники сведений об иностранной организации.
В нотариальный реестр вносятся реквизиты официальных документов, на основании которых определялась правоспособность иностранной организации и полномочия ее органа (представителя). Подлинники разовых доверенностей остаются в делах нотариуса. Копии всех правоустанавливающих документов на иностранном языке и их переводов также прилагаются к делу.
 
3. Международная действительность юридических документов в нотариальном производстве
 
В международных отношениях доказательственная сила документа, происходящего из иностранного государства, подтверждается с использованием процедур легализации. Исполнительная сила документа может распространяться на территорию других государств в рамках судебной процедуры его признания и исполнения - экзекватуры (exequatur).
 
Легализация
 
Легализация - это действие, посредством которого публичное должностное лицо свидетельствует достоверность подписи на официальном или частном документе и качество, в котором действовало лицо, подписавшее акт, а равно, в случае необходимости, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот акт, с тем чтобы он мог считаться достоверным везде, где будет представлен.
Эта формальность обязательна для иностранных публичных актов, используемых в нотариальном производстве и имеющих непосредственный правопорождающий эффект (ст. 106 Основ законодательства РФ о нотариате). Точно так же российские нотариальные акты и иные официальные документы, по общему правилу, подлежат легализации для действия за границей.
По общему правилу, если международным договором не установлено иное, легализация осуществляется в стране, где был совершен нотариальный или иной официальный акт, полномочным должностным лицом государства, в котором данный документ должен быть впоследствии представлен, т.е., как правило, консулом соответствующего государства.
Процедура международного оформления документов будет различаться в зависимости от того, идет ли речь о российских документах, представляемых за рубежом, или об иностранных актах, используемых в российском нотариальном производстве.
 
А. Российские документы, представляемые за границей
 
В отношении российских документов, предназначенных для действия за границей, нотариус непосредственно не выполняет каких-либо легализационных процедур. Его функция заключается в основном в подготовке таких актов, в том числе нотариальных, для последующей легализации или выполнения иных формальностей. Данная задача реализуется нотариусом при совершении таких нотариальных действий, как:
1) удостоверение копий официальных документов;
2) удостоверение верности перевода;
3) свидетельствование подписи переводчика.
В этом смысле нотариус играет роль передаточного звена в механизме, опосреду



Лекция, реферат. § 1. Общие правила совершения нотариальных действий по делам с иностранным элементом - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

Оглавление книги открыть закрыть

Об авторах
Предисловие
Глава 1. Законодательство о юридических лицах в нотариальной практике
§ 1. Понятие и признаки юридического лица
§ 2. Виды юридических лиц
Контрольные вопросы
Глава 2. Сделки в нотариальной практике
§ 1. Договор продажи недвижимости
§ 2. Договор об ипотеке
§ 3. Договор дарения
§ 4. Договор ренты
§ 5. Доверенность
Глава 3. Наследственное право в нотариальной практике
§ 1. Общие основания наследования
§ 2. Удостоверение завещаний и наследование по завещанию
- Порядок совершения завещательных распоряжений денежными средствами
§ 3. Наследование по закону
§ 4. Приобретение наследства
- Формы свидетельств о праве на наследство
- Свидетельство о праве на наследство
- Общая собственность наследников.
- Охрана наследства и управление им.
- Управление наследственным имуществом
- Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя
§ 5. Наследование отдельных видов имущества
Глава 4. Семейное право в нотариальной практике
§ 1. Общие положения о применении норм семейного права при осуществлении нотариальной деятельности
Брачный договор
§ 3. Соглашения об уплате алиментов
Глава 5. Земельное право в нотариальной практике
§ 1. Земельный участок как объект прав
§ 2. Государственный кадастровый учет земельных участков
§ 3. Право частной собственности на земельные участки
§ 4. Ограниченные вещные права на земельные участки
§ 5. Договор купли-продажи земельного участка
§ 6. Договор мены земельных участков
§ 7. Договор аренды земельного участка
§ 8. Договор ренты и пожизненного содержания с иждивением
§ 9. Наследование земельных участков
Глава 6. Особенности совершения некоторых видов нотариальных действий
§ 1. Свидетельствование верности копий документов и выписок из них
§ 2. Свидетельствование подлинности подписи на документах и свидетельствование верности перевода
§ 3. Удостоверение фактов
§ 4. Передача заявлений юридических и физических лиц
§ 5. Совершение протестов векселей
§ 6. Совершение морских протестов
§ 7. Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг
§ 8. Обеспечение доказательств
§ 9. Совершение исполнительных надписей
Глава 7. Международное частное право и нотариальная деятельность
§ 1. Общие правила совершения нотариальных действий по делам с иностранным элементом
§ 2. Некоторые категории дел с внешним элементом в нотариальной практике
Глава 8. Контроль за деятельностью нотариусов: правовые и этические аспекты
§ 1. Общие правила осуществления контроля за деятельностью нотариусов. Гражданская ответственность нотариусов
§ 2. Профессиональный контроль
§ 3. Судебный контроль в нотариате
§ 4. Уголовная ответственность нотариусов
§ 5. Административная ответственность нотариусов
§ 6. Налоговый контроль
§ 7. Правила нотариальной этики
§ 8. Дисциплинарная ответственность в нотариате
Глава 9. Защита прав нотариуса в гражданском процессе
§ 1. Соотношение ГПК РФ и Основ законодательства РФ о нотариате, Некоторые общие правила ГПК РФ
§ 2. Понятие и виды судебного контроля за нотариальной деятельностью, Правила подведомственности дел с участием нотариусов
§ 3. Доказательства и доказывание в гражданском процессе
§ 4. Модель поведения нотариуса в суде
§ 5. Основные правила обжалования судебных актов судов общей юрисдикции
§ 6. Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении
Глава 10. Особенности правового статуса нотариуса в уголовном судопроизводстве
§ 1. Соотношение норм УПК РФ и Основ законодательства РФ о нотариате
§ 2. Порядок истребования документов из архива нотариуса
§ 3. Порядок производства выемки и обыска
§ 4. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство
§ 5. Проблемные вопросы допроса нотариуса
Приложения




« назад Оглавление вперед »
Глава 7. Международное частное право и нотариальная деятельность « | » § 2. Некоторые категории дел с внешним элементом в нотариальной практике






 

Похожие работы:

Воспользоваться поиском

 

Учебники по данной дисциплине

Арбитражный процесс. Конспект лекций
Философия права в схемах
Гражданский кодекс РФ. Часть 1.
Источники римского права.
Общие положения Главы 1 ФЗ "О полиции". Комментарии.
Принципы деятельности полиции. Комментарий к Глава 2 ФЗ "О Полиции"
Обязанности полиции. Комментарий к Главе 3 ФЗ "О Полиции"
Применение полицией специальных средств и физической силы. Комментарии к главам 4 и 5 ФЗ "О полиции"
Земельное право. Учебник. 2010 год.
Гражданское право - том 1.
История государства и права России.
Право Европейского Союза (ЕС)
Комментарий к ГПК РФ.
Общие положения о гражданском судопроизводстве (гражданском процессе)
Муниципальное право. Краткий курс лекций.
Российское предпринимательское право. Учебник.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ
Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран.
Аграрное право
Административное право РФ
Международное частное право. Краткий курс лекций.
АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ С НИМИ ПРАВА
Должностные и служебные преступления: лекции к курсу
Международное частное право. Учебник.
Административное право - Шпаргалки.
Обществознание - учебник.
Хозяйственное право. Курс лекций.
Римское право - конспект
Медицинское право
Административное право. Лекции.
Трудовое право РФ. Учебник.
Муниципальное право. Билеты.
Проблемы теории государства и права. Лекции
Гражданский процесс. Ключевые вопросы
Как защитить свои интересы в ЖКХ
Криминалистика - лекции.
Уголовный процесс
Уголовное право РФ - экзаменационные ответы
Адвокатура. Основы адвокатуры
Теория государства и права - подробный курс лекций (ТГП)
Проблемные аспекты гражданского права
Трудовое право. Учебное пособие
Правовые гарантии иностранных инвесторов по законодательству РФ и в международном инвестиционном праве.
Арбитражный процесс
Основы права в кратком изложении
Гражданское право учебник
Гражданское право. Лекции
Семейное право учебник
Арбитражный процесс - билеты
Международное частное право. Курс лекций
Основы гражданского права
Основы наследственного права. Лекции
Основы земельного права
Прокурорский надзор. Лекции
Основы и проблемы права. Лекции
Основы государственного управления
История государства и права. Учебник
Административно-процессуальное право. Курс лекций
Семейное право учебник онлайн
Семейное право учебник 2
Семейное право учебник 3
Основы земельного права 2
Земельное право 3
Трудовые права работников
Уголовный процесс - билеты