---
Пройти Антиплагиат ©

Главная » Нотариат и нотариальная деятельность » Приложения



Приложения

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст 



 
Пояснительная записка к Программе повышения квалификации для нотариусов
 
Программа преследует двоякие цели. Во-первых, она рассчитана на восполнение базовых знаний нотариусов, которые утрачены ими в связи с большими сроками, которые прошли после окончания юридических вузов, а также в связи с тем, что отдельные нотариальные действия совершаются не так часто. Практика преподавания на курсах повышения квалификации показывает, что многие нотариусы нуждаются в восполнении базовых знаний в систематизированной форме.
Во-вторых, программа направлена на изучение новых проблемных вопросов нотариальной деятельности и применения нового законодательства как в виде отдельных тем, например, темы 6 и 11 программы, так и путем включения новых проблемных вопросов в рамки той либо иной темы более общего характера. Например, вопросы участия нотариусов в корпоративных отношениях могут быть рассмотрены в рамках темы 1, а новые вопросы "дачной амнистии" - в рамках тем 2 и 5.
Программа не преследует цели предельно жесткой регламентации содержания тем обучения, поскольку в различных регионах России могут быть в разной степени значимы те либо иные вопросы нотариальной практик. Кроме того, могут быть сложности с подбором квалифицированных преподавателей, в связи с чем в каждом обучающем центре могут быть сделаны в рамках общей программы свои акценты на те либо иные темы в зависимости от наличия тех либо иных специалистов - преподавателей.
Программа включает обязательное проведение итогового контроля, что, как показывает практика, программ повышения квалификации для других групп специалистов дисциплинирует слушателей, делает отношение к обучению более серьезным. В конечном счете, итоговый контроль, особенно путем подготовки нотариусом заключения по актуальной проблеме нотариальной практики, превращает нотариуса из обучаемого объекта в субъекта обучения, активно участвующего в образовательной деятельности и предлагающего свой вариант решения того либо иного вопроса.
Авторы благодарны за рецензию и замечания Н.В. Сучковой и З.И. Панковой, которые учтены в новом варианте Программы (с учетом вышеизложенной концепции).
Программа повышения квалификации для нотариусов (72 часа)
 
Подготовлена совместно Центром нотариальных исследований ФНП и Институтом нотариата юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Свидетельство установленного образца о прохождении обучающимся повышения квалификации может быть выдано при условии: 1) прохождения обучения по программе, соответствующей утвержденной Правлением ФНП, 2) получения положительной оценки при итоговом контроле знаний.
При получении неудовлетворительной оценки по результатам итогового контроля слушателю выдается справка о том, что он прослушал соответствующий курс повышения квалификации.
Программа курса повышения квалификации нотариусов объемом 72 академических часа должна состоять из двух частей: обязательный компонент и региональный компонент. Обязательный компонент включает 6 тем в объеме часов не менее установленного (44 часов). Региональный компонент должен включать предложенные в данном документе темы и любые иные, актуальные для нотариата, в объеме часов, установленном обучающим центром. Время, отведенное на региональный компонент, не может превышать 24 академических часа. Итоговый контроль проводится в письменной форме по методике, приведенной в данном документе. Документы, подтверждающие результаты итогового контроля, хранятся в обучающем центре не менее пяти лет.
 
Обязательный компонент (44 часа)
 
1. Законодательство о юридических лицах в нотариальной практике - 4 часа.
2. Сделки в нотариальной практике (односторонние сделки, рента, ипотека, купля-продажа недвижимости) - 8 часов.
3. Наследственное право в нотариальной практике - 10 часов.
4. Семейное право в нотариальной практике - 6 часов.
5. Земельное право в нотариальной практике - 4 часа.
6. Особенности совершения отдельных видов нотариальных действий - 8 часов.
7. Международное частное право и нотариальная деятельность - 4 часа.
 
Региональный компонент (24 часа)
 
1. Налоговое право и нотариат.
2. Контроль за деятельностью нотариусов: правовые (гражданская, уголовная, административная ответственность) и этические аспекты (правила нотариальной этики).
3. Защита прав нотариусов в гражданском и уголовном процессах.
4. Свободные темы по выбору обучающего заведения.
 
Итоговый контроль (4 часа)
 
Слушателям могут быть предложены три вида заданий.
1. Тесты в количестве не менее 15.
2. Задачи - не менее 3.
3. Заключение нотариуса по поводу актуальной проблемы нотариальной практики (по выбору слушателя из нескольких предложенных обучающим центром).
 
Рекомендуемая литература:
 
Гонгало Б.М. и др. Настольная книга нотариуса: В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004.
Нотариальное право России: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. проф. В.В. Яркова. М., 2003.
Практикум по нотариальному праву России: Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. проф. В.В. Яркова. М., 2004.
Тарбагаева Е.Б. Организация и деятельность нотариата в Российской Федерации: Учеб. пособие. СПб., 2006.
Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Нотариальное право Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2005.
Зайцева Т.И. Образцы нотариальных документов: Практическое пособие. М., 2004-2005.
Зайцева Т.И. Судебная практика по наследственным делам. М., 2007.
Судебная практика по вопросам нотариальной деятельности: Сборник / Сост. Е.Ю. Юшкова. 2-е изд., доп. М., 2004.
Компьютер и Интернет в нотариальной практике: Сборник статей / Александр Бенеш и др. Отв. ред. Йорг Беттендорф; Пер. с нем. С.С. Трушников. М., 2005.
Медиация в нотариальной практике (альтернативные способы разрешения конфликтов) / Пер. с нем. С.С. Трушникова. М., 2005.
Медведев И.Г. Международное частное право и нотариальная деятельность. 2-е изд., доп. М., 2005.
Вальц Р. Техника ведения переговоров для нотариусов / Пер. с нем. С.С. Трушникова. М., 2005.
Зайцева Т.И. Крашенинников П.В. Наследственное право в нотариальной практике: комментарии (ГК РФ, ч. 3, разд. V), методич. рекомендации, образцы док., норматив. акты, судеб. практика. М., 2005.
Медведев И.Г. Подготовка доверенности для действия за границей. (Включает CD-Rom с программой автоматического формирования двуязычных доверенностей на 20 иностранных языках.) СПб., 2006.
Нотариат за рубежом: позитивный опыт: Материалы и статьи / Отв. ред. И.Г. Медведев. СПб., 2006.
Вексельное право: Учеб.-практич. курс / Под ред. В.В. Яркова. СПб., 2006.
Зайцева Т.И. Нотариальная практика: ответы на вопросы. М., 2006.
Зайцева Т.И. Судебная практика по наследственным делам. М., 2007.
Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2002-2007.
Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2005.
Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева и Н.Д. Егорова. М., 2006.
Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М., 2006.
Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева. М., 2006.
 
Данный список может дополняться по решению обучающего центра в зависимости от наличия литературы и выхода новых книг.
 
Программа подготовлена коллективом в составе:
Н.Ю. Рассказова, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданского права и директор Института нотариата юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета;
В.В. Ярков, доктор юридических наук, профессор, президент Нотариальной палаты Свердловской области, директор Центра нотариальных исследований ФНП, заведующий кафедрой гражданского процесса Уральской государственной юридической академии.
 
Приложение 2
 
Утверждена
Решением Правления
Федеральной нотариальной палаты
от 13 мая 2008 года
(Протокол N 07/08)
 
Концепция Федеральной нотариальной палаты России по организации работы по повышению квалификации нотариусов, работников нотариальных палат
 
Подготовлена Центром нотариальных исследований ФНП и Институтом нотариата юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
 
I. Основные подходы к построению работы по повышению квалификации
 
1. В современных условиях признания необходимости непрерывности образования деятельность по повышению квалификации должна строиться на основе следующих посылок:
1) принципов Болонского соглашения о высшем образовании, участницей которого является Российская Федерация;
2) Лондонского коммюнике от 18 мая 2007 г., принятого министрами образования государств - участников Болонского соглашения;
3) принципов непрерывного юридического образования, поддерживаемых и претворяемых в жизнь Европейской Ассоциацией юридических факультетов (ELFA).
2. Среди принципов, упомянутых в п. 1, наиболее важными являются следующие:
1) условием профессиональной деятельности юриста является постоянное обновление профессиональных знаний;
2) квалификация юриста должна подтверждаться периодически и в установленной форме;
3) результаты получения профессиональных знаний в различных образовательных учреждениях должны быть сравнимы и совместимы, в первую очередь, через установление стандартов требований к обучению и эталонов оценки знаний.
3. В соответствии с резолюцией ELFA (Гамбург, февраль 2008 г.) послевузовское юридическое образование должно осуществляться на базе юридических факультетов (вузов, научных организаций), поскольку именно в них сосредоточены наиболее квалифицированные специалисты по подготовке и переподготовке кадров. Практика европейских стран показала преимущество этого подхода с точки зрения экономической эффективности вложений в обучение юристов.
4. В России в настоящее время организация последипломного обучения осуществляется в соответствии с приказом Минобразования России от 18 июня 1997 г. N 1221 "Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ"*(158). В указанном акте содержатся требования к формам и срокам повышения квалификации специалистов, в соответствии с которыми действуют курсы в тех образовательных центрах, которые имеют лицензию на оказание образовательных услуг. В целях сопоставимости результатов обучения на эти требования целесообразно ориентироваться и при организации обучения нотариусов.
 
II. Организация работы Комиссии по повышению квалификации и в целом всей деятельности по повышению квалификации
 
5. Комиссия по повышению квалификации нотариусов, работников нотариальных палат (в дальнейшем - Комиссия) сыграла определенную роль в становлении системы повышения нотариусов и сотрудников нотариальных палат.
Усилиями нотариального сообщества, правления и аппарата ФНП, Комиссии привлечены к процессу повышения квалификации нотариусов и сотрудников нотариальных палат основные юридические вузы России, в том числе Российская правовая академия, Санкт-Петербургский государственный университет (юридический факультет), Саратовская государственная академия права, Уральская государственная юридическая академия и другие юридические вузы, покрывающие практически всю территорию страны.
В 2006 г. в ФНП было проведено первое совещание представителей основных юридических вузов России, занимающихся повышением квалификации нотариусов. В 2007 г. правлением ФНП одобрена Программа повышения квалификации для нотариусов (72 часа), подготовленная совместно Центром нотариальных исследований Федеральной нотариальной палаты и Институтом нотариата юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Центром нотариальных исследований за пять лет работы (2002-2007 гг.) подготовлено 28 книг для нотариусов по самым разным направлениям нотариальной практики, доктрины, обобщения зарубежного опыта, в том числе 14 книг в рамках "Библиотека нотариуса", которые являются основой повышения квалификации наряду с книгами других авторов.
6. В настоящее время, когда создана сеть курсов по повышению квалификации нотариусов, в том числе при ведущих юридических вузах России, возникла необходимость изменения стиля и методов работы Комиссии.
Комиссии целесообразно отойти от работы по организации курсов, семинаров, поскольку соответствующая сеть создана и реально функционирует.
7. В новых условиях Комиссии необходимо сосредоточиться не на организационной, а на аналитической работе по следующим направлениям:
- разработка предложений для правления ФНП по структурированию и формам организации работы по повышению квалификации нотариусов и сотрудников нотариальных палат;
- сравнительный анализ программ повышения квалификации, разработка предложений по их совершенствованию;
- выяснение потребностей нотариусов в той либо иной форме обучения;
- определение потребностей сотрудников нотариальных палат в формах обучения;
- анализ территориальной привязки и размещения центров повышения квалификации с точки зрения их доступности для нотариусов и сотрудников нотариальных палат;
- проведение совместно с центрами повышения квалификации опросов нотариусов о качестве работы преподавателей по повышению квалификации, полезности предлагаемых учебных курсов;
- другие направления работы аналитического характера.
8. Для более эффективной организации повышения квалификации, установления обратной связи с нотариусами на сайте ФНП следует ввести отдельный раздел, посвященный вопросам повышения квалификации, на котором следует разместить как минимум следующую информацию:
- адреса и координаты для связи всех центров повышения квалификации;
- программы повышения квалификации с указанием читаемых курсов, предполагаемых преподавателей и учебных заведений, из которых будут привлекаться преподаватели;
- сроки проведения курсов в календарном году;
- стоимость курсов с расходами на оплату проживания.
Тем самым нотариусы будут иметь возможность оперативно получать необходимую информацию не только о курсах, но и их программах и преподавателях, а также выбирать интересующие их курсы.
 
III. Совершенствование повышения квалификации нотариусов
 
9. Повышение квалификации может осуществляться в двух формах. Во-первых, путем периодического прохождения обучения на курсах повышения квалификации по программе повышения квалификации объемом не менее 72 часов, соответствующей программе, утвержденной правлением ФНП. Во-вторых, путем участия и обучения на краткосрочных тематических семинарах и конференциях, посвященных отдельным вопросам нотариальной практики и законодательства.
Курсы повышения квалификации организуются ФНП на базе учебных заведений, имеющих лицензию на указанный вид образовательной деятельности.
10. Период действия свидетельства о повышении квалификации следует установить с учетом:
1) возможностей предоставления качественного послевузовского обучения нотариусов (наличие преподавательских кадров и т.п.), и
2) интенсивности изменения законодательства и практики.
Предлагается установить срок для повышения квалификации один раз в пять лет, в течение которого нотариус обязан в соответствии с правилами п. 11 набрать определенное количество баллов, подтверждающих повышение квалификации за каждые пять лет его работы.
11. Оценку повышения нотариусом квалификации целесообразно проводить по заранее установленным критериям. Для этого всем формам повышения квалификации присваивается определенная оценка в баллах и устанавливается, сколько условных единиц должен набрать нотариус за определенный период времени. Например, за пять лет нотариус должен повысить квалификацию, набрав при этом 50 баллов. При этом обучение на курсах объемом 72 академических часа*(159) дает 50 баллов; курсов, объемом не менее 36 и менее 72 часов - 25 баллов, и т.д.*(160)
При таком подходе нотариус может выбирать наиболее удобные для него формы повышения квалификации: один раз проучиться на курсах объемом 72 академических часа, поучаствовать в нескольких краткосрочных семинарах и т.д.
12. За основу обучения на курсах повышения квалификации следует взять Программу повышения квалификации нотариусов, утвержденную правлением ФНП. Указанная программа преследует двоякие цели. Во-первых, она рассчитана на восполнение базовых знаний нотариусов, которые утрачены ими в связи с большими сроками, которые прошли после окончания юридических вузов, а также в связи с тем, что отдельные нотариальные действия совершаются не так часто. Практика преподавания на курсах повышения квалификации показывает, что многие нотариусы нуждаются в восполнении базовых знаний в систематизированной форме.
Во-вторых, программа направлена на изучение новых проблемных вопросов нотариальной деятельности и применения нового законодательства как в виде отдельных вопросов, так и путем включения новых проблемных вопросов в рамки той либо иной темы более общего характера.
Программа курса повышения квалификации нотариусов объемом 72 академических часа состоит из двух частей: обязательный компонент и региональный компонент. Обязательный компонент включает шесть тем в объеме часов не менее установленного (44 часа). Региональный компонент должен включать предложенные в данном документе темы и любые иные, актуальные для нотариата, в объеме часов, установленном обучающим центром. Время, отведенное на региональный компонент, не может превышать 24 академических часа.
В этом плане программа не преследует цели предельно жесткой регламентации содержания тем обучения, поскольку в различных регионах России могут быть в разной степени значимы те либо иные вопросы нотариальной практики. Кроме того, не исключены сложности с подбором квалифицированных преподавателей, в связи с чем в каждом обучающем центре могут быть сделаны в рамках общей программы свои акценты на те либо иные темы в зависимости от наличия тех либо иных специалистов - преподавателей.
13. Свидетельство установленного образца о прохождении обучения на курсах повышения квалификации обучающимся может быть выдано при условии:
1) прохождения обучения по программе, соответствующей утвержденной правлением ФНП;
2) получения положительной оценки при итоговом контроле знаний.
Дело в том, что программа включает обязательное проведение итогового контроля, что по практике программ повышения квалификации для других групп специалистов дисциплинирует слушателей, делает отношение к обучению более серьезным. В конечном счете, итоговый контроль, особенно путем подготовки нотариусом заключения по актуальной проблеме нотариальной практики, превращает нотариуса из обучаемого объекта в субъекта обучения, активно участвующего в образовательной деятельности и предлагающего свой вариант решения того либо иного вопроса.
Поэтому слушателям могут быть предложены три вида заданий итогового контроля (по выбору обучающего центра):
1. Тесты в количестве не менее 15;
2. Задачи - не менее 3;
3. Заключение нотариуса по поводу актуальной проблемы нотариальной практики (тема по выбору слушателя из нескольких предложенных обучающим центром).
Итоговый контроль проводится в письменной форме по методике, приведенной в данном документе. Документы, подтверждающие результаты итогового контроля, хранятся в обучающем центре не менее пяти лет.
При получении неудовлетворительной оценки по результатам итогового контроля слушателю выдается справка о том, что он прослушал соответствующий курс повышения квалификации.
14. Участие и обучение на краткосрочных тематических семинарах и конференциях, посвященных отдельным вопросам нотариальной практики и законодательства, в отсутствие утвержденного Минобразования России документа, может подтверждаться документом, выдаваемым ФНП, нотариальной палатой субъекта РФ по форме, утвержденной ФНП, либо документом, выдаваемым соответствующей организацией, вузом, организовавшим такие семинары.
15. Перспективным является организация работы по внедрению системы дистанционного обучения нотариусов, с использованием возможности сети Интернет.
Для этого потребуется подготовка:
1) начинки (методические материалы, задачи, тесты и т.п.) и
2) технической "оболочки" (компьютерная программа, позволяющая преподавателю проводить занятия с учащимся или группой, где бы они ни находились).
Такая система обучения может быть эффективной для подготовки стажеров. Не секрет, что качественная подготовка стажеров порой невозможна из-за небольшого их числа. При дистанционном обучении эта проблема снимается. Кроме того, внедрение дистанционного обучения позволит обеспечить выравнивание уровня подготовки новых нотариусов по регионам.
Подобные программы уже используются в вузах, в том числе и на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.
16. Другое перспективное направление совершенствования повышения квалификации - создание электронной базы консультаций.
Это позволит практически предоставить нотариусам упорядоченную информацию по проблемам нотариальной практики; облегчить получение консультаций по типичным проблемам и проблемам, не требующим специальной экспертизы; уменьшить вероятность использования нотариусами неквалифицированных консультаций.
Такая работа уже ведется на базе сайта ФНП, Центра нотариальных исследований, сети ЕНОТ (единый нотариат).
Для более полного и системного движения в этом направлении необходимо:
1) создание программы для ЭВМ или приобретение прав на соответствующую программу;
2) разработка классификатора информации и словаря ключевых слов, актуального для нотариусов;
3) внесение в базу данных имеющейся информации (источниками для формирования базы должны явиться вопросы нотариусов, во множестве поступающие в палаты и на специальные сайты в сети Интернет, судебная практика, периодические издания, в том числе выпускаемые нотариальными палатами);
4) постоянное обновление информации.
 
IV. Организация проведения семинаров по повышению квалификации
 
17. Практика проведения семинаров по отдельным регионам нуждается в пересмотре. В настоящее время они проводятся в известной мере стихийно, в зависимости от степени активности той либо иной нотариальной палаты и предпочтений Комиссии. Более целесообразно проводить такие семинары в исключительных случаях, с привязкой к федеральным округам, только по тем темам, которые не охватываются тематикой соответствующих курсов повышения квалификации.
18. Правильным было бы составление ежегодного плана работы по повышению квалификации нотариусов, в который включались бы мероприятия, поддерживаемые ФНП, с правом получения финансовой поддержки из бюджета ФНП. Разумеется, нотариальные палаты свободны в проведении собственных мероприятий по повышению квалификации, однако за счет собственных средств, если соответствующее мероприятие не включено в общий годовой план повышения квалификации ФНП.
В этом плане следует решить вопрос о проведении центрами повышения квалификации, признанными ФНП, не только общих курсов повышения квалификации, но и тематических одно-, трехдневных семинаров по определенной проблеме нотариальной деятельности, как правило, по новому законодательству либо сложному большому вопросу нотариальной практики.
Тематические семинары также целесообразно сохранить для сотрудников нотариальных палат по отдельным направлениям деятельности.
 
V. Организация работы по взаимодействию с обучающими центрами, занимающимися повышением квалификации нотариусов
 
19. ФНП должна иметь список всех вузов и научных центров, которые занимаются или готовы заниматься обучением нотариусов. Необходимо составить список научно-педагогических работников, занимающихся проблемами нотариата, выделив специалистов с научной степенью, а также составить список нотариусов, склонных к научно-педагогической деятельности.
Это можно сделать путем опроса региональных палат, просмотра списка защищенных диссертаций на сайте Высшей аттестационной комиссии, анализа публикаций последних лет и т.д., с помощью личных контактов.
20. Отдельной задачей является анализ программ, по которым в вузах страны читаются специальные курсы по теме "Нотариат". Это позволит выяснить, в каких вузах проводится обучение по специализации "Нотариат", выявить потенциал научно-преподавательских кадров для привлечения к совместной работе, составить представление об имеющемся потенциале подготовки нотариусов в рамках базового юридического образования.
21. Полезным представляется постоянный мониторинг систем повышения квалификации для судей, специалистов Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов, других юридических профессий, для целей соотношения обучающих программ, использования положительного опыта, проведения совместных образовательных программ.
22. Отдельно следует выделить такое направление деятельности, как контроль фактического качества обучения. Общим требованием Минобразования России ко всем программам обучения является наличие итогового контроля знаний. Это требование включено и в программу обучения, утвержденную ФНП. Сейчас итоговое тестирование проводится достаточно мягко, поскольку многие нотариусы психологически не готовы к тестированию, а некоторые, увы, имеют невысокий уровень знаний. Требовать от человека, впервые за 30 лет приехавшего учиться, чтобы он за 72 часа восстановил всю систему знаний (при их значительном объеме - см. "Перечень теоретических вопросов для включения в экзаменационные билеты при проведении квалификационного экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности", утвержденный распоряжением Минюста России от 4 августа 2000 г. N 157*(161)), вряд ли возможно. С введением обязательного повышения квалификации и изменением отношения к непрерывному образованию ситуация постепенно изменится.
Однако для этого необходимо формировать соответствующее отношение к обучению и начать работу по контролю соблюдения обучающими центрами требования об обязательной итоговой аттестации специалистов, соответствии читаемых курсов программам и другим направлениям.
 
VI. Предложения в проект федерального закона о нотариате
 
23. В новом федеральном законе о нотариате целесообразно закрепить правила о периодическом повышении квалификации нотариусами, не менее одного раза в пять лет. Однако вряд ли такое повышение квалификации следует рассматривать как аттестацию на соответствие должности нотариуса, более правильно - для проверки профессионального уровня в различных сферах нотариальной деятельности. Поэтому такое повышение квалификации должно сопровождаться сдачей зачета в форме теста, защиты доклада или другой формы, избранной на курсах повышения квалификации (см. п. 13 Концепции), как это и предусмотрено одобренной правлением ФНП Программой повышения квалификации нотариусов (примерной) в 2007 г.
24. При этом следует предусмотреть право органов нотариальных палат субъектов Федерации обязывать нотариусов по результатам проверок профессиональной деятельности проходить внеплановые курсы повышения квалификации для устранения пробелов знаний, выявленных в ходе проверки. Такая практика существует, например, в Нотариальных палатах Воронежской, Свердловской и Самарской областей.
 
Приложение 3
 
Методика и рекомендации по решению задач
 
1
 
Решение любого юридического казуса подчиняется определенным правилам. Их знание и умелое использование составляет основу юридической профессии. В простых случаях опытный юрист обычно использует эти правила, не задумываясь над ними, и принимает грамотное решение. Но как только возникает неординарная проблема, приходится специально задумываться над тем, как искать ответ.
Поиск решения любого юридического казуса можно подчинить определенной логике. Ее использование поможет не только грамотно толковать и применять правовые нормы, но и последовательно, не пропуская юридически важные моменты, двигаться к верному решению.
При этом следует четко разграничивать решение казуса как такового, с одной стороны, и решение практического вопроса о том, что предпринять в конкретном случае, с другой. Не секрет, что иногда ожидаемое решение непривлекательно для участников оборота или для нотариуса. Это и подталкивает к поиску только "выгодных" и отторжению "невыгодных" аргументов. Либо к использованию "последнего" аргумента: "Почему нельзя, кому будет плохо, если мы так сделаем?" В результате такого подхода в обществе развивается правовой нигилизм, пагубные последствия которого нельзя недооценивать. Иное дело, что, правильно разрешив правовую проблему, каждый имеет возможность выбрать тот или иной вариант поведения, в том числе рискованный с правовой точки зрения.
Среди казусов встречаются такие, которые не имеют однозначного решения. Во-первых, законодательство всегда содержит пробелы и противоречия. Во-вторых, в законе формулируются не правила для конкретных ситуаций, а абстрактные правовые положения, удовлетворяющие интересам постоянно изменяющегося юридического быта. В обоих случаях применение права связано с его осознанием и интерпретацией. Иначе говоря, применение права - субъективный процесс. Отсюда и разнообразие решений*(162). Этого не стоит бояться. Из двух противоречащих друг другу решений победит то, которое лучше аргументировано. При соблюдении правил толкования и применения правовых норм можно получить аргументированное решение любого, в том числе самого, если так можно выразиться, "безнадежного" казуса.
Рекомендации по решению юридических казусов приведены в очередности, определенной исключительно учебными целями. На практике изложенные правила применяются в той последовательности, в какой это удобно, и в той степени, в какой это необходимо для грамотного решения вопроса. Главное - не упустить ни один из юридически значимых этапов принятия этого решения.
 
2
 
Сначала необходимо внимательно изучить фабулу казуса. Затем отделить фактические обстоятельства, безразличные с правовой точки зрения, от обстоятельств, имеющих юридическое значение. Последние необходимо сгруппировать таким образом, чтобы можно было сформулировать юридическую проблему, которую, собственно, и требуется решить. Иначе говоря, начинать нужно с постановки юридической задачи.
Например, гражданин обратился к нотариусу с заявлением об отказе от наследства, пояснив при этом, что дни будущего наследодателя сочтены, а он, будучи наследником по закону первой очереди, хочет подать заявление сейчас, поскольку уезжает в длительную командировку. На замечание о том, что негоже заранее хоронить родственника, гражданин ответил, что действует бескорыстно, более того, этот отказ успокоит умирающего, поскольку увеличивает долю его несовершеннолетней дочери. Для того чтобы оценить правомерность действий гражданина, выделим обстоятельства, имеющие юридическое значение:
1. Подача заявления - это совершение односторонней сделки.
2. Момент совершения - до открытия наследства.
3. Субъект сделки - лицо, которое может быть призвано к наследованию при условии открытия наследства.
Иные обстоятельства, изложенные в казусе, не имеют юридического значения. Очевидно, что решение задачи связано с ответом на вопрос: будет ли действительна сделка, совершенная при описанных условиях?
Сделки принято оценивать с точки зрения формы, содержания, субъектного состава и процесса формирования воли и волеизъявления сторон. Если казус касается действительности сделки, то, оценив его фабулу применительно к четырем названным элементам, можно определить, какой из них следует рассмотреть специально. Это и будет постановкой проблемы. Оценим сделку, описанную в казусе, по ее элементам:
1) форма - дефекты отсутствуют;
2) содержание - дефекты отсутствуют;
3) воля и волеизъявление гражданина - воля сформирована и изъявлена без дефектов;
4) субъектный состав сделки - очевидно, что сомнения вызывает именно этот элемент сделки.
Теперь можно поставить юридическую задачу: кто может быть субъектом сделки по отказу от наследства?
 
3
 
После постановки задачи необходимо приступить к ее решению. К решению целесообразно подходить с трех сторон:
1) с точки зрения позитивного права;
2) с точки зрения доктрины;
3) с точки зрения практики.
В зависимости от сложности проблемы, от степени ее неординарности при решении можно отказаться от исследования доктрины или практики. Но, в любом случае, начинать нужно с анализа позитивного права, т.е. права, отраженного в нормативных актах и обычаях (ст. 5 ГК РФ).
Необходимо заметить, что чаще всего для решения юридических казусов недостаточно анализа только текста закона. Это нормально. Право не следует отождествлять исключительно с правовыми положениями, сформулированными в нормативных актах. Правовые понятия, правовые принципы, правила установления связей между правовыми нормами - эти элементы правовой системы сформулированы юридической наукой. Более того, право предстает не набором, но системой норм именно благодаря его научному осознанию. Поэтому эффективное применение права невозможно без обращения к теоретическим положениям. Только невежда может использовать в качестве контраргумента довод: "А покажите, в каком законе это написано?". Если бы "все" было детально описано в законе, разобраться в правовых проблемах мог бы любой, умеющий читать. А профессии юриста не существовало бы.
Немалую роль для решения казусов играет и правоприменительная практика. Не будучи источником права, она помогает выяснить смысл правовых положений в контексте конкретного времени, устранить дефекты формулировок норм в текстах нормативных актов.
 
4
 
Для решения казуса необходимо отобрать нормы, подлежащие применению. Они могут быть расположены в самых разных актах. Целесообразно провести в справочных правовых системах специальный поиск по ключевому слову, либо просмотреть акты по выбранной тематике.
При отборе норм необходимо оценить действие соответствующего нормативного акта во времени. Применять можно только действующие нормы.
Нормативные правовые акты появляются в результате процедуры, состоящей из трех этапов:
1) принятие акта;
2) опубликование;
3) вступление его в силу.
Прекращение действия нормативного акта (или отдельных правовых норм) возможно в следующих случаях:
1) истечение указанного в акте срока;
2) отмена акта принявшим его органом;
3) признание акта недействующим в силу решения суда (ст. 253 ГПК РФ, ст. 195 АПК РФ);
4) замена акта (нормы) новым актом (нормой), регулирующим те же отношения (см. п. 4 Постановления КС РФ от 25 июня 2001 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"*(163): "По общему правилу, при расхождении норм действующего законодательства по одному и тому же вопросу применению подлежит норма, изданная позднее");
5) фактическая утрата актом силы.
Нормативный акт подлежит применению только в случае, если его форма и содержание соответствуют установленным требованиям.
Форма нормативного акта оценивается по трем направлениям:
1) каков вид документа (например, федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание



Лекция, реферат. Приложения - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

Оглавление книги открыть закрыть

Об авторах
Предисловие
Глава 1. Законодательство о юридических лицах в нотариальной практике
§ 1. Понятие и признаки юридического лица
§ 2. Виды юридических лиц
Контрольные вопросы
Глава 2. Сделки в нотариальной практике
§ 1. Договор продажи недвижимости
§ 2. Договор об ипотеке
§ 3. Договор дарения
§ 4. Договор ренты
§ 5. Доверенность
Глава 3. Наследственное право в нотариальной практике
§ 1. Общие основания наследования
§ 2. Удостоверение завещаний и наследование по завещанию
- Порядок совершения завещательных распоряжений денежными средствами
§ 3. Наследование по закону
§ 4. Приобретение наследства
- Формы свидетельств о праве на наследство
- Свидетельство о праве на наследство
- Общая собственность наследников.
- Охрана наследства и управление им.
- Управление наследственным имуществом
- Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя
§ 5. Наследование отдельных видов имущества
Глава 4. Семейное право в нотариальной практике
§ 1. Общие положения о применении норм семейного права при осуществлении нотариальной деятельности
Брачный договор
§ 3. Соглашения об уплате алиментов
Глава 5. Земельное право в нотариальной практике
§ 1. Земельный участок как объект прав
§ 2. Государственный кадастровый учет земельных участков
§ 3. Право частной собственности на земельные участки
§ 4. Ограниченные вещные права на земельные участки
§ 5. Договор купли-продажи земельного участка
§ 6. Договор мены земельных участков
§ 7. Договор аренды земельного участка
§ 8. Договор ренты и пожизненного содержания с иждивением
§ 9. Наследование земельных участков
Глава 6. Особенности совершения некоторых видов нотариальных действий
§ 1. Свидетельствование верности копий документов и выписок из них
§ 2. Свидетельствование подлинности подписи на документах и свидетельствование верности перевода
§ 3. Удостоверение фактов
§ 4. Передача заявлений юридических и физических лиц
§ 5. Совершение протестов векселей
§ 6. Совершение морских протестов
§ 7. Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг
§ 8. Обеспечение доказательств
§ 9. Совершение исполнительных надписей
Глава 7. Международное частное право и нотариальная деятельность
§ 1. Общие правила совершения нотариальных действий по делам с иностранным элементом
§ 2. Некоторые категории дел с внешним элементом в нотариальной практике
Глава 8. Контроль за деятельностью нотариусов: правовые и этические аспекты
§ 1. Общие правила осуществления контроля за деятельностью нотариусов. Гражданская ответственность нотариусов
§ 2. Профессиональный контроль
§ 3. Судебный контроль в нотариате
§ 4. Уголовная ответственность нотариусов
§ 5. Административная ответственность нотариусов
§ 6. Налоговый контроль
§ 7. Правила нотариальной этики
§ 8. Дисциплинарная ответственность в нотариате
Глава 9. Защита прав нотариуса в гражданском процессе
§ 1. Соотношение ГПК РФ и Основ законодательства РФ о нотариате, Некоторые общие правила ГПК РФ
§ 2. Понятие и виды судебного контроля за нотариальной деятельностью, Правила подведомственности дел с участием нотариусов
§ 3. Доказательства и доказывание в гражданском процессе
§ 4. Модель поведения нотариуса в суде
§ 5. Основные правила обжалования судебных актов судов общей юрисдикции
§ 6. Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении
Глава 10. Особенности правового статуса нотариуса в уголовном судопроизводстве
§ 1. Соотношение норм УПК РФ и Основ законодательства РФ о нотариате
§ 2. Порядок истребования документов из архива нотариуса
§ 3. Порядок производства выемки и обыска
§ 4. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство
§ 5. Проблемные вопросы допроса нотариуса
Приложения




« назад Оглавление Следующая глава »
§ 5. Проблемные вопросы допроса нотариуса « | »






 

Похожие работы:

Работодатель как субъект трудовых правоотношений

14.09.2013/реферат

Общее определение и содержание правосубъектности работодателя. Виды работодателей: физическое и юридическое лицо, иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры, их отличительные характеристики и права. Правовой статус работодателя.

"Зеленые", как субъект мировой политики

3.08.2010/курсовая работа

Зеленое движение: теоретические основания возникновения зеленых движений, история возникновения, классификация. Зеленое движение как субъект мировой политики. Методы деятельности зеленых движений, в том числе и на международной арене и их перспективы.

"Обычай" и "обычное" как категории гражданского права: отдельные вопросы теории и практики

23.12.2008/реферат

Понятия обычая делового оборота и делового обыкновения, особенности их применения в Республике Беларусь. Сущность "обычного" в Гражданском кодексе РБ. Роль децентрализованных мер правового регулирования гражданского оборота в условиях рыночных отношений.

"План государственных преобразований" М. Сперанского

5.03.2010/доклад

Анализ становления и развития конституционной традиции в России. Характеристика проекта М.М. Сперанского "План государственных преобразований". Особенности разделения властей и разделения сословий (высший, низший класс) согласно "конституции" Сперанского.

"Присвоение" и "растрата": сущность и признаки

23.07.2010/дипломная работа

Особенности формирования и развития понятий "присвоение" и "растрата". Анализ основных квалифицирующих признаков присвоения и растраты, а именно с использованием служебного положения, неоднократности совершения и по предварительному сговору группой лиц.

"Русская Правда" как памятник Древнерусского права

7.03.2009/контрольная работа

Происхождение и состав "Русской Правды". Состав, время и место возникновения. Источники кодификации. Содержание "Русской Правды". Правовое положение населения. Частный характер права в "Русской Правде". Имущественное и уголовное право. Система наказаний.

"Русская правда" как памятник права

25.12.2002/реферат

Правовое положение населения. Происхождение и источники. Гражданское право. Право собственности. Обязательственное право. Наследственное право. Преступление и наказание. Суд и процесс.

"Саксонское зерцало" - памятник права средневековой Германии

8.05.2010/контрольная работа

"Саксонское зерцало" — один из важнейших памятников истории немецкой культуры и германского права эпохи феодализма. Его содержание как свидетельство экономического, политического, социального и правового быта средневекового феодального общества.

"Табель о рангах" и его значение

5.05.2010/курсовая работа

Изучение основных исторических этапов подготовки проекта "Табель о рангах" - законодательного акта, определявшего порядок прохождения службы чиновниками, который сформировал единую государственную службу, включающую военную, гражданскую, придворную.

Aдвoкaтскaя деятельнoсть, ее виды и oргaнизaциoнные oснoвы

28.07.2010/курсовая работа

Пoнятие, виды, основы и признaки aдвoкaтскoй деятельнoсти. Oргaнизaциoннaя структурa сoвременнoй рoссийскoй aдвoкaтуры. Oргaны aдвoкaтскoгo сaмoупрaвления. Сoвoкупнoсть aдвoкaтских oбрaзoвaний Российской Федерации. Общественные объединения aдвoкaтoв.


 

Учебники по данной дисциплине

Арбитражный процесс. Конспект лекций
Философия права в схемах
Гражданский кодекс РФ. Часть 1.
Источники римского права.
Общие положения Главы 1 ФЗ "О полиции". Комментарии.
Принципы деятельности полиции. Комментарий к Глава 2 ФЗ "О Полиции"
Обязанности полиции. Комментарий к Главе 3 ФЗ "О Полиции"
Применение полицией специальных средств и физической силы. Комментарии к главам 4 и 5 ФЗ "О полиции"
Земельное право. Учебник. 2010 год.
Гражданское право - том 1.
История государства и права России.
Право Европейского Союза (ЕС)
Комментарий к ГПК РФ.
Общие положения о гражданском судопроизводстве (гражданском процессе)
Муниципальное право. Краткий курс лекций.
Российское предпринимательское право. Учебник.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ
Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран.
Аграрное право
Административное право РФ
Международное частное право. Краткий курс лекций.
АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ С НИМИ ПРАВА
Должностные и служебные преступления: лекции к курсу
Международное частное право. Учебник.
Административное право - Шпаргалки.
Обществознание - учебник.
Хозяйственное право. Курс лекций.
Римское право - конспект
Медицинское право
Административное право. Лекции.
Трудовое право РФ. Учебник.
Муниципальное право. Билеты.
Проблемы теории государства и права. Лекции
Гражданский процесс. Ключевые вопросы
Как защитить свои интересы в ЖКХ
Криминалистика - лекции.
Уголовный процесс
Уголовное право РФ - экзаменационные ответы
Адвокатура. Основы адвокатуры
Теория государства и права - подробный курс лекций (ТГП)
Проблемные аспекты гражданского права
Трудовое право. Учебное пособие
Правовые гарантии иностранных инвесторов по законодательству РФ и в международном инвестиционном праве.
Арбитражный процесс
Основы права в кратком изложении
Гражданское право учебник
Гражданское право. Лекции
Семейное право учебник
Арбитражный процесс - билеты
Международное частное право. Курс лекций
Основы гражданского права
Основы наследственного права. Лекции
Основы земельного права
Прокурорский надзор. Лекции
Основы и проблемы права. Лекции
Основы государственного управления
История государства и права. Учебник
Административно-процессуальное право. Курс лекций
Семейное право учебник онлайн
Семейное право учебник 2
Семейное право учебник 3
Основы земельного права 2
Земельное право 3
Трудовые права работников
Уголовный процесс - билеты