---
Пройти Антиплагиат ©

Главная » Организационное поведение. Учебник » 26. Власть и влияние менеджера



Власть и влияние менеджера

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст 



Руководитель, управляя трудовым коллективом, оказывает на него влияние, в результате изменяются поведение подчиненных, а также взаимоотношения между ними. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может повлиять на другое, могут быть самыми разнообразными: от
просьбы, высказанной шепотом, до угрозы увольнения. Чтобы это влияние было целенаправленным, эффективным, руководитель должен применять власть.
Власть — это возможность влиять на поведение других людей; она может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:
• власть — это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т. е. она существует не только тогда, когда применяется;
• между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;
• тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.
В современной организации практически никто не будет полностью подчиняться приказам одного лица только потому, что он — начальник. Тем более что существует зависимость не только подчиненного от руководителя, но и руководителя от подчиненного. Поэтому для обеспечения оптимального функционирования работника или коллектива необходимо надлежащим образом применять власть.
Для того чтобы обладать властью, руководитель должен держать под контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя, в результате чего возникает его зависимость от руководителя. Это могут быть физиологические или социальные потребности, потребность в защищенности, уважении и самовыражении.
В связи с этим выделяют следующие виды власти.
1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что руководитель может наказать его таким образом, что это помешает удовлетворению его насущной потребности.
Данная система власти негуманна. Кроме того, невозможно поддерживать эффективный контроль при умеренных затратах, так как усиливается стремление людей сознательно обманывать организацию. Исследования показали, что в организациях, где используется такая система власти, как правило, менее высокая производительность труда и более низкое качество продукции, а также наблюдается неудовлетворенность сотрудников своей работой.
2. Власть, основанная на вознаграждении. Обещание вознаграждения — это один из старых и эффективных способов влияния на людей. Исполнитель не сопротивляется влиянию, так как он в обмен на выполнение того, что хочет руководитель, надеется получить вознаграждение, верит, что руководитель сможет удовлетворить его насущную потребность.
Однако на практике руководитель не всегда может вознаградить своих сотрудников, так как у каждой организации ресурсы ограничены. Трудности возникают также в связи с тем, что часто бывает непросто определить, что следует понимать под вознаграждением. Деньги и более престижная должность не всегда способны повлиять на поведение работника.
3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что руководитель обладает специальными знаниями о данном проекте. В этом случае влияние считается разумным, потому что исполнитель принимает решение подчиниться осознанно.
Данная система власти весьма ограничена, так как если руководитель окажется не прав, то подчиненный больше не будет разумно следовать его совету и его влияние уменьшится.
4. Власть, основанная на обладании ресурсами. Каждая организация и подразделение нуждаются в ресурсах. Регулирование доступности к ресурсам образует источник власти. В организации поток распределения ресурсов обычно имеет направленность сверху вниз, чем достигается соответствие между задачами и требуемыми для их решения ресурсами. Разделение организации по уровням управления дает возможность руководителям соответствующих уровней контролировать ограниченные ресурсы и тем самым укреплять свою власть.
5. Власть, основанная на доступе к информации и ее использовании. Эта власть применяется для влияния на окружающих и подчиненных. Получаемая информация позволяет ее обладателю принимать необходимые решения и осуществлять тем самым власть. Регулирование информационных потоков и контроль над коммуникационной сетью делают человека властным. Особое значение это приобретает в век информатизации.
6. Власть примера, основанная на харизматических качествах личности. Эта власть основывается на личных качествах или способностях лидера. Личностные свойства руководителя настолько привлекательны для исполнителя, что он желает быть таким же.
Данный вид власти имеет серьезные недостатки, например некоторые харизматические руководители далеко не лучшим образом выполняют свои управленческие функции, однако слепая любовь окружающих позволяет им длительное время не замечать этого, в результате чего проблемы усугубляются.
7. Законная (или традиционная) власть. Исполнитель верит и знает, что руководитель занимает более высокую ступеньку иерархии и имеет право отдавать приказания, которые он должен выполнять, что подчинение приведет к получению определенных благ и удовлетворению потребностей. Неподчинение или ненадлежащее подчинение лишит его этих благ. Поэтому законную власть часто называют традиционной. Руководители, в свою очередь, пользуются этой властью, так как им делегированы полномочия управлять другими. Причем возможность поощрять и наказывать укрепляет полномочия руководителя отдавать приказы. Таким образом, бесперебойное функционирование организации зависит от готовности подчиненных по традиции признавать законную власть руководства.
Власть, основанная на традициях, имеет недостаток. Новое, прогрессивное подчас приходит в противоречие со сложившимся, устаревающим.
Перечисленные формы власти помогают руководителю заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации. Эти формы могут также быть использованы неформальным лидером, чтобы помешать достижению целей организации, и менеджер должен это учитывать.
Имеются также две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к активному сотрудничеству: убеждение и участие.
Убеждение — это эффективная передача своей точки зрения другому. Руководитель заставляет подчиненного поверить в необходимость выполнения работы самостоятельно.
Он признает квалификацию подчиненного, доверяет ему как специалисту и выражает уверенность, что все будет сделано в срок и качественно. Руководитель говорит подчиненному не что надо делать, а что надо сделать. Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что подчиненный обладает какой-то долей власти, другими словами, признает свою зависимость от подчиненного. Для убеждения руководитель использует логику и эмоции в зависимости от ситуации и расположенности подчиненного.
Этот способ влияния на людей особенно эффективен, если у руководителя нет или крайне мало формальной власти над людьми или если он не может предложить им достойное вознаграждение.
При этом способность влиять зависит от ряда факторов: прежде всего руководитель должен заслуживать доверие; его аргументация должна учитывать интеллектуальный уровень исполнителей; цель, которую ставит руководитель, не должна противоречить системе ценностей исполнителей.
Важным преимуществом влияния путем убеждения является то, что человек, на которого влияют, постарается выполнить работу лучше и в большем объеме, чем от него требуется, потому что считает, что эти действия помогут удовлетворить его личные потребности. Слабой стороной влияния путем убеждения являются медленное воздействие и неопределенность.
Необходимо иметь в виду, что, оказывая влияние путем убеждения, нельзя отказываться от других форм влияния и власти. Так, харизма только способствует убеждению, помогая слушателю отождествлять себя с руководителем. Влияние с помощью традиции и вознаграждения усиливает убеждение, повышает доверие к руководителю. Если исполнитель знает, что руководитель имеет возможность принудить его, но старается избежать этого, сила убеждения значительно возрастает.
Оказывая влияние через участие (привлечение) сотрудников в управлении, руководитель не делает никаких усилий, чтобы навязать исполнителям свою волю или мнение. Он просто направляет их усилия и способствует свободному обмену информацией. Влияние при этом имеет успех, потому что люди работают лучше на ту цель, которая была сформулирована с их участием.
Этот подход можно использовать только в тех случаях, когда такие потребности, как власть, успех или самовыражение, являются активными стимулирующими факторами, и при условии, что можно положиться на то, что исполнитель будет работать на цели, которые он сам выбрал.
Таким образом, страх, вознаграждение, традиция, харизма, разумная вера, убеждение и участие в управлении руководитель использует для влияния на исполнителя, апеллируя к его потребностям. Однако он при этом должен также учитывать и другие факторы. Власть должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе, и направлена на достижение целей организации. Причем наиболее сильное влияние будет оказано тогда, когда исполнитель высоко оценивает ту потребность, к которой апеллирует, и думает, что его усилия обязательно оправдают ожидания руководителя.
 



Лекция, реферат. Власть и влияние менеджера - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Теории поведения человека в организации
2. Понятие организационное поведение
3. Вхождение человека в организацию
4. Научение поведению человека в организации
5. Взаимодействие человека и организации
6. Особенности организационного поведения в различных странах
7. Российская модель организационного поведения
8. Межкультурные взаимодействия в современных организациях
9. Понятие организационных изменений
10. Управление изменениями в организации
11. Сопротивление изменениям и его преодоление
12. Организационные коммуникации
13. Коммуникационный процесс
14. Деловые совещания
15. Деловое общение в организации
16. Телефонные коммуникации
17. Коммуникационные барьеры
18. Понятие, виды и процесс мотивации
19. Теории мотивации
20. Стимулирование трудовой деятельности
21. Менеджеры: понятие, функции, качества менеджера
22. Лидерское поведение менеджера
23. Стиль управления и имидж менеджера
24. Деловая этика менеджера
25. Правила поведения менеджера. Этикет менеджера
26. Власть и влияние менеджера
27. Формальное и неформальное управление менеджера
28. Поведение менеджера и собственника
29. Организация и условия управленческого труда
30. Самоменеджмент руководителя
31. Трудовой коллектив (группа): понятие, виды
32. Команда и этапы ее развития
33. Организационная культура современной организации
34. Социально-психологический климат в коллективе
35. Неформальные коллективы в организации
36. Формирование трудового коллектива
37. Диагностика организационного поведения коллектива
38. Участие работников организации в управлении
39. Внутриорганизационные конфликты: понятие, виды, причины возникновения
40. Управление конфликтами в организации
41. Стрессы и управление ими




« назад Оглавление вперед »
25. Правила поведения менеджера. Этикет менеджера « | » 27. Формальное и неформальное управление менеджера






 

Похожие работы:

Управление персоналом

19.02.2009/контрольная работа

Восприятия, их особенности и индивидуальные проявления. Понятие о руководителе и лидере, их типы и виды. Власть и влияние, их формы. Феноменология малых групп: конформизм, групповое давление, конкуренция, сотрудничество, групповое сознание и их нормы.


 

Учебники по данной дисциплине

Система муниципального управления
Финансовый менеджмент
Менеджмент. Краткий курс.
Инновационный менеджмент. Учебник.
Коммерческая деятельность. Конспект лекций
История менеджмента
Стратегический менеджмент
Теория организации. Лекции
Теория управления
Менеджмент. Учебное пособие
Административный менеджмент
Менеджмент. Лекции
HR-менеджмент. Лекции
Государственное муниципальное управление
Теория организации. Краткие лекции
Менеджмент качества в таможенной деятельности
Конфликтология. Сборник лекций
Основы управления карьерой. Лекции
Планирование в организации
Организационная культура. Лекции
Основы менеджмента. Учебник
Управление человеческими ресурсами
Управление человеческими ресурсами. Лекции 2
Кадровая безопасность организации учебник
Управление изменениями. Учебник
Управление изменениями. Лекции
Институциональный менеджмент