---
Пройти Антиплагиат ©

Главная » Организационное поведение. Учебник » 33. Организационная культура современной организации



Организационная культура современной организации

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст 



Организационная культура — это набор базовых предположений, традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов организации, выдержавших испытание временем. Это в своем роде выражение индивидуальности данной компании, проявление ее отличий от других.
Организационная культура вырабатывается и формируется в значительной мере менеджментом организации, и прежде всего его высшим уровнем. Носителями ее являются сотрудники организации, хотя и в организациях с устоявшейся оргкультурой она существует как бы отдельно от людей, активно воздействуя на них.
Понятие "организационная культура" включает три ключевых момента:
— базовые предположения, которых придерживаются члены организации в своей деятельности;
— ценности (нематериальные), которых придерживается человек в принятии и реализации решений;
— символика, посредством которой целостные ориентации как бы передаются членам данной организации. Многие фирмы имеют специальные, предназначенные для всех документы, в которых детально описаны их ценностные ориентации.
Американский ученый Э. Шейн выделил три уровня познания организационной культуры. Первый — поверхностный, или символический, включающий видимые внешние элементы, которые можно воспринимать с помощью органов чувств человека. Второй — подповерхностный уровень, на котором изучаются ценности и верования членов организации, отражаемые в символах и языке. Третий уровень — глубинный, включающий базовые, скрытые и принимаемые на веру предположения (рис. 1).

Рис. 1. Модель организационной культуры Э. Шейна
Организационную культуру можно рассматривать с субъективной и объективной сторон. Субъективная служит основой формирования управленческой культуры, т. е. стиля руководителя и решения проблем, объективная — связывается с физическими атрибутами организации — зданием, его месторасположением, мебелью и т. д.
Существует несколько типологий организационной культуры. Одна из наиболее популярных предложена К. Камероном и Р. Куинном. В ее основу положены четыре группы критериев, определяющих стержневые ценности организации: гибкость и дискретность, стабильность и контроль, внутренний фокус и интеграция, внешний фокус и дифференциация. На основании этого выделены следующие типы организационной культуры:
1. Клановая культура: весьма дружественное место работы, где у людей масса общего. При этом поощряются бригадная работа, участие людей в бизнесе и согласие.
2. Адхократическая культура: динамичное предпринимательское и творческое место работы. Здесь поощряются инициатива, творчество и свобода.
3. Иерархическая у или бюрократическая, культура: весьма формализованное и структурированное место работы.
Ценится поддержание сложившегося в организации порядка деятельности.
4. Рыночная организационная культура. Она доминирует в организациях, ориентированных на результаты. В них жестко проводится линия на поддержание конкурентоспособности организаций.
Развитие организационной культуры предполагает ее формирование, поддержание и изменение.
Формирование организационной культуры происходит в условиях решения организацией двух важных проблем — ее внешней адаптации и внутренней интеграции. Процесс внешней адаптации связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению, а также достижения своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. Значительное влияние на данный процесс оказывает лидер организации, особенно если он является личностью, а организация лишь создается. Вторая проблема — это внутренняя интеграция. Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования в организации.
Поддержание организационной культуры во многом зависит от ее силы, которая характеризуется:
— "толщиной" культуры (определяется количеством важных предположений, разделяемых работниками);
— степенью разделяемости организационной культуры членами данной организации;
— ясностью приоритетной культуры.
Таким образом, сильные организационные культуры характеризуются широкой областью общности предположений и ценностей. Слабые культуры очень раздроблены и не связаны общими целями и убеждениями.
К основным методам поддержания организационной культуры, относятся:
— прием на работу и социализация работников;
— увольнение работников, не поддерживающих организационную культуру;
— моделирование ролей, обучение и тренинги работников;
— система наград и статусов;
— критерии подбора и продвижения по службе;
— организационная символика и обрядность (обряды продвижения, ухода, усиления статуса, разрешение конфликтов, единения).
С течением времени в организации может возникнуть необходимость изменения организационной культуры, в связи со сменой миссии организации, значительным усилением конкуренции, с изменениями конъюнктуры или другими причинами. Методы изменения культуры созвучны методам ее поддержания:
— смена объектов внимания менеджмента;
— изменение критериев стимулирования кадров;
— изменение кадровой политики;
— изменение приоритетов в программах обучения кадров;
— смена организационной символики и обрядности. При проведении изменений организационной культуры возникают те или иные трудности. Некоторые из них порождаются изменениями в организационной культуре. Дело в том, что организационная культура не является монолитом, а состоит из преобладающей культуры и субкультур групп, разделяющих эти компоненты культуры лишь частично, а потому ослабляющих культуру организации в целом.
Кроме того, в организации могут существовать также контркультуры, весьма упорно отвергающие то, чего организация в целом хочет достигнуть. Такие контркультуры появляются в организации тогда, когда отдельные члены организации или группы находятся в условиях, которые не могут обеспечить удовлетворения их потребностей.
Организационная культура является важным фактором повышения конкурентоспособности, адаптации, эффективности производства и управления организацией, может играть огромную роль в мобилизации всех ресурсов организации на достижение ее целей. Чем выше уровень организационной культуры, тем в меньшей степени персонал нуждается в директивах, наставлениях, детальных схемах и подробных инструкциях.
Организационная культура рассматривается как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения организации и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать преданность, облегчать общение.
Вместе с тем организационная культура может являться и тормозом на пути достижения целей организации, особенно если для этого потребуется проведение существенных организационных изменений. Поэтому менеджмент организации должен уделять серьезное внимание решению вопросов формирования, поддержания и развития организационной культуры.
Можно выделить ряд ценностных принципов, характерных для культуры преуспевающих фирм:
• ориентация на действия, достижение целей;
• постоянный контакт с потребителями;
• самостоятельность и предприимчивость (поощрение лидеров, новаторов);
• производительность, зависящая от человека (рядовой персонал рассматривается как главный источник достижений в области качества и производительности);
• простота форм управления, немногочисленность управленческого штата;
• одновременное сочетание свободы и жесткости в управлении (фирма предстает одновременно и централизованной, и децентрализованной, с одной стороны, распространяя автономию вплоть до цехов и групп разработчиков продукции, а с другой — последовательно проводя жесткую централизованную политику, касающуюся ценностей фирмы).



Лекция, реферат. Организационная культура современной организации - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Теории поведения человека в организации
2. Понятие организационное поведение
3. Вхождение человека в организацию
4. Научение поведению человека в организации
5. Взаимодействие человека и организации
6. Особенности организационного поведения в различных странах
7. Российская модель организационного поведения
8. Межкультурные взаимодействия в современных организациях
9. Понятие организационных изменений
10. Управление изменениями в организации
11. Сопротивление изменениям и его преодоление
12. Организационные коммуникации
13. Коммуникационный процесс
14. Деловые совещания
15. Деловое общение в организации
16. Телефонные коммуникации
17. Коммуникационные барьеры
18. Понятие, виды и процесс мотивации
19. Теории мотивации
20. Стимулирование трудовой деятельности
21. Менеджеры: понятие, функции, качества менеджера
22. Лидерское поведение менеджера
23. Стиль управления и имидж менеджера
24. Деловая этика менеджера
25. Правила поведения менеджера. Этикет менеджера
26. Власть и влияние менеджера
27. Формальное и неформальное управление менеджера
28. Поведение менеджера и собственника
29. Организация и условия управленческого труда
30. Самоменеджмент руководителя
31. Трудовой коллектив (группа): понятие, виды
32. Команда и этапы ее развития
33. Организационная культура современной организации
34. Социально-психологический климат в коллективе
35. Неформальные коллективы в организации
36. Формирование трудового коллектива
37. Диагностика организационного поведения коллектива
38. Участие работников организации в управлении
39. Внутриорганизационные конфликты: понятие, виды, причины возникновения
40. Управление конфликтами в организации
41. Стрессы и управление ими




« назад Оглавление вперед »
32. Команда и этапы ее развития « | » 34. Социально-психологический климат в коллективе






 

Похожие работы:

Корпоративный дух и организационная культура

25.04.2009/дипломная работа

Теоретические и методические основы формирования корпоративного духа и организационной культуры в организации. Корпоративный дух и его влияние на личность человека внутри организации. Анализ системы корпоративных норм и правил ЗАО "Русский стандарт".

Стратегия персонала и организационная культура

18.01.2009/курсовая работа

Адаптация персонала к новому месту работы. Стратегия персонала и организационная культура в организации. Исследование компании ООО "Комфорт", выявление стратегий персонала и организационной культуры. Проблема адаптации персонала в организации.

Анализ внешней среды как начальный этап в формировании стратегии предприятия

2.03.2002/контрольная работа

Анализ внешней среды как начальный этап в формировании стратегии предприятия. Функциональные стратегии: типы и общая характеристика. Реализация стратегии предприятия и организационная культура.

Анализ внутренней среды предприятия

11.06.2010/реферат

Основные функциональные зоны управленческого обследования. Оценка маркетинговой деятельности предприятия. Анализ состава розничной торговой сети и ее типология. Влияние финансового состояния на выбор стратегии фирмы. Организационная культура и имидж.

Деятельность Болгарской средней общеобразовательной школы № 1 и решение проблем организации

14.05.2010/курсовая работа

Характеристика Болгарской средней общеобразовательной школы № 1. Проблемы образовательного учреждения и проект их решения. Взаимодействие организации с внешней средой. Функции организации и ее организационная культура. Диагностика организационных проблем.

Исследование организационной структуры, процессов и методов управления на предприятии

6.09.2010/курсовая работа

Технико-экономическая характеристика ОАО "Некрасовский машиностроительный завод". Миссия предприятия, его цели и задачи. Стиль руководства и организационная культура на предприятии. Стратегический менеджмент на ОАО "Некрасовский машиностроительный завод".

Менеджмент в организации (на примере АО ИП "ЭФЕС Караганда пивоваренный завод")

30.03.2010/курсовая работа

Общая характеристика, стратегическое управление предприятием: миссия, цели и ценности предприятия. Организационная структура, функции и методы управления, анализ внешней и внутренней среды предприятия. Организационные процессы и организационная культура.

Место и роль организации в управлении

22.02.2009/контрольная работа

Понятие организации, ее сущность и особенности, место и роль в управлении. Сопоставление проявлений и сферы взаимодействия организации и управления. Сущность и закон развития организации, его этапы и условия. Организационная культура и ее характеристики.

Определение стратегии оптимизации организационной структуры предприятия на примере ОАО "Краснолучский машиностроительный завод"

17.09.2009/курсовая работа

Анализ внутренней среды, краткая история завода, миссия и цели организации. Организационный, производственный, кадровый, маркетинговый, финансовый срезы, организационная культура. Анализ влияния факторов внешней среды, сильных, слабых сторон организации.

Организационная культура

14.12.2008/курсовая работа

Стратегия персонала, организационная культура в организации. Компания ООО «Комфорт» ее характеристика. Исследование компании ООО «Комфорт», выявление стратегий персонала и организационной культуры. Проблема адаптации персонала в организации ООО «Комфорт».


 

Учебники по данной дисциплине

Система муниципального управления
Финансовый менеджмент
Менеджмент. Краткий курс.
Инновационный менеджмент. Учебник.
Коммерческая деятельность. Конспект лекций
История менеджмента
Стратегический менеджмент
Теория организации. Лекции
Теория управления
Менеджмент. Учебное пособие
Административный менеджмент
Менеджмент. Лекции
HR-менеджмент. Лекции
Государственное муниципальное управление
Теория организации. Краткие лекции
Менеджмент качества в таможенной деятельности
Конфликтология. Сборник лекций
Основы управления карьерой. Лекции
Планирование в организации
Организационная культура. Лекции
Основы менеджмента. Учебник
Управление человеческими ресурсами
Управление человеческими ресурсами. Лекции 2
Кадровая безопасность организации учебник
Управление изменениями. Учебник
Управление изменениями. Лекции
Институциональный менеджмент