---
Пройти Антиплагиат ©

Главная » Организационное поведение. Учебник » 41. Стрессы и управление ими



Стрессы и управление ими

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст 



Стресс (от англ. stress — давление, напряжение) — термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Согласно теории стрессов Г. Селье стресс рассматривается как состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.
Стресс является неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности, по мнению Г. Селье. Человек не может полноценно функционировать, если на его органы чувств не действует достаточное число соответствующих раздражителей. В этом случае организм реагирует состоянием стресса, которое играет мобилизующую и поэтому положительную роль. С другой стороны, раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном количестве могут вызвать дистресс и повлечь соматическое заболевание, деформации психики и даже гибель.
Менеджер постоянно находится в состоянии нервного напряжения. Согласно исследованиям психологов частота возникновения стрессовых ситуаций в его деятельности составляет примерно 6—7 баллов по десятибалльной шкале. В современной жизни стрессы стали бедой очень и очень многих.
Вместе с тем стресс во многом даже полезен. Реакция на стресс часто заставляет работать эффективнее, прилагать большее усилий, направленных на достижение поставленной цели, т. е. преодолевать его. Пассивность же может обернуться такими расстройствами, как гипертония, инфаркт, инсульт, нарушение психики и т. д.
Таким образом, стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации. Однако граница между стрессом и дистрессом очень подвижна и зависит от многих факторов, среди которых главным является эмоциональная устойчивость человека.
Стрессы, которым могут быть подвержены руководители, характеризуются чрезмерным психическим или физиологическим напряжением. Факторами физиологического стресса являются: чрезмерная физическая нагрузка, неправильное питание, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, собственная болезнь. Физиологические проявления его — язва, гипертония, мигрень, астма, боли в сердце.
Психический стресс может быть двух видов: эмоциональный и информационный.
Эмоциональный стресс возникает в ситуациях производственных неурядиц, опасений, тревог и т. д. Этот стресс вызывают: ситуации угрозы, опасности, обиды, грубость, зависть, измена, несправедливость, борьба за власть, неоправдавшиеся надежды, плохое обслуживание, денежные проблемы, вынужденное ожидание, увольнение с работы, трудности с начальством, условия труда, ожидаемое повышение, финансовые трудности, получение значительного кредита, строительство собственного дома и многое другое. Такие стрессы вызываются, как правило, не каким-нибудь одним раздражителем, а серией мелких постоянных, каждодневных волнений. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к общению.
Для менеджеров наиболее характерным является информационный стресс, который возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, с потоком информации, не успевает принимать решения при высокой степени ответственности за их последствия.
Причины стресса в работе менеджеров:
1. В бизнесе любое начинание — это всегда риск и работа в условиях повышенного нервного напряжения, что не проходит бесследно.
2. "Ловушка богатства". Порой бизнесмена охватывает азарт: прибыль любой ценой, работа ради работы.
3. Боязнь (страх) потери семьи, имущества, денег. Заработав деньги, они зарабатывают страх, живут в состоянии вечного стресса.
4. "Болезни разрушенных идеалов". Утрата ценностей и идеалов является нередко причиной заболеваний, приводит к тяжелым последствиям — угасанию, заканчивающемуся смертью, к неконтролируемой агрессии, к борьбе как способу существования. Чаще это болезни пожилых.
5. "Работоголизм", при котором теряется контакт с близкими, с собой, собственное прошлое становится чужим.
6. "Деловой сумбур" — крайний беспорядок в работе. Такие люди постоянно нервничают, не находя нужные им вещи, паникуют, вспоминая вдруг о несделанном, хватаются то за одно, то за другое, хронически опаздывают.
Существует весьма большое количество факторов, способствующих возникновению стрессов. Их можно условно подразделить на три группы:
1. Внешние факторы. К ним относятся, например, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляция, рост безработицы и т. п.
2. Факторы, зависящие от организации. Среди них выделяют: характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, степень ответственности, условия труда и т. п.), нечеткое распределение ролей и функций работников, неблагоприятные взаимоотношения и психологический климат в коллективе, определенная организационная структура (например, двойное подчинение), стиль управления, связанный с неоправданным систематическим давлением, угрозами и т. п.
3. Факторы, связанные с самим человеком (особенности нервной системы, личные проблемы и т. п.).
Большое значение для характеристики стресса имеет также определение степени напряженности. Для этих целей можно пользоваться методикой американских исследователей Томаса Холмса и Ричарда Рея. Они доказали, что каждый человек носит в себе вполне конкретный заряд стресса, и, когда этот заряд достигает критической силы, человек умирает. Данные ученые выявили целый ряд факторов, которые по степени их воздействия выразили в баллах. Если в течение полугода человек набирает до 200-300 баллов, то он находится на грани потрясения, а если к 700, то и к более серьезному исходу.
Холмс и Рей предложили на этой основе шкалу определения степени напряженности, которая построена на предположении, что стрессовые явления вызываются резкими изменениями в жизнедеятельности человека. При этом практически не учитывается характер изменений (положительный или отрицательный). Кроме того, показатели шкалы отражают разную напряженность у людей с разными типами нервной деятельности и, естественно, с разными темпераментами.
По степени устойчивости к стрессам все люди подразделяются на специфические типы, а именно: тип "А" и тип "Б".
Тип "А" характеризуется тем, что испытывает постоянное стремление быть впереди; непременно хочет достичь своей цели; чувствует потребность соревноваться и одерживать верх; всегда занят сразу многими делами; обычно спешит; стремится форсировать дела; находится в состоянии сильного беспокойства. Такой человек относится к коронарному типу и очень сильно подвержен стрессу.
Тип "Б" прямо противоположен типу "А". Стрессы на него влияют меньше.
Следует также заметить, что в зависимости от темперамента люди в разной степени подвержены стрессам в такой последовательности (по мере возрастания подверженности стрессам):
— флегматики;
— сангвиники;
— холерики;
— меланхолики1.
Управление стрессами требует выявления актуальных для конкретного человека стрессоров, т. е. неблагоприятных
факторов, вызывающих стресс. Для этих целей служат перечни стрессоров, например:
— высокая напряженность труда;
— нехватка времени;
— неблагоприятные гигиенические факторы;
— монотонность труда;
— отсутствие творчества;
— вынужденная бездеятельность;
— несогласованность планов;
— неудовлетворенность правами и обязанностями;
— длительное пребывание на работе;
— неудовлетворенность трудом;
— ощущение своей бесполезности;
— бремя ответственности;
— неблагоприятные ситуации на работе;
— тревога о должностном продвижении;
— конфликты с сотрудниками;
— неблагоприятная атмосфера в семье;
— волнение в связи с перемещениями;
— неприятности с родственниками;
— неудовлетворенность должностью;
— трудности взаимоотношений с руководством;
— раздвоенность между семьей и работой;
— плохое самочувствие.
Со временем под влиянием прогрессирующей напряженности труда у каждого человека складывается "своя" группа сигналов, свидетельствующих о наличии стрессового состояния:
— кратковременные сигналы (раздражительность, усиленная тяга к курению, "говорливость", периодические боли в затылке, изжога, икота);
— долговременные сигналы (длительные боли в какой-то области головы, сердца, депрессия, полная потеря аппетита, затухание жизненного тонуса, лихорадочный блеск в глазах).
Управление стрессами — это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранения источников стресса и овладения методами их нейтрализации всем персоналом организации. Этот процесс предполагает применение методов профилактики стресса. Наиболее распространенным средством является отдых (но не ничегонеделание). Чтобы избежать дистресса, необходимо создавать и поддерживать у себя мажорное настроение. Для этого следует приучить себя включать психорегулирующие упражнения в свой режим дня. Начать надо с подъема и утренних процедур, а также проделывать в течение дня некоторые упражнения, которые можно подразделить на следующие группы:
— утренняя физзарядка;
— дыхательная гимнастика;
— лицевая гимнастика.
Профилактика и нахождение путей преодоления стрессов должны осуществляться как на уровне организации, так и на уровне индивида. На первом уровне — за счет правильного подбора и расстановки кадров, постановки конкретных и выполнимых задач, верного проектирования работ, взаимодействия с членами коллектива и группового принятия решений, а также реализации программы оздоровления работников.
На уровне индивида справиться со стрессом можно, если:
— планировать свою жизнь;
— правильно соотносить свои возможности и потребности;
— иногда отвлекаться от жизненных проблем и находить для себя приятные, интересные занятия;
— избегать критики других и стараться хвалить людей за те качества, которые вы в них цените;
— научиться понимать, прощать и принимать других;
— стараться избегать ненужной конкуренции;
— регулярно выполнять физические упражнения;
— овладевать методами снятия психического напряжения.
В настоящее время специалистами в области психологии разработано огромное количество тестов, анкет, которые могут помочь человеку определить уровень раздраженности, возможности нервного срыва, угрозы стресса.
 

Рекомендации по преодолению стресса


Специалисты по преодолению последствий стрессов рекомендуют:
— использовать физические упражнения, заряжающие организм бодростью и энергией;
— в каждом виде достижении есть своя вершина, поэтому следует стремиться к ней и довольствоваться этим;
— постоянно сосредоточивать внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше состояние;
— если предстоит удручающе неприятное дело, не откладывать его;
— не забывать, что нет рецепта успеха, пригодного для всех;
— возможен и такой подход к сложившейся ситуации: я не принимаю общество, в котором живу, однако не воюю с ним, а отгораживаюсь от него или учусь реализовывать свои жизненные программы в этих условиях;
— "профилактика радостью". Предполагается овладение тренингом самовнушения радости дня, выполняемой работы;
— разработать систему приоритетов в своей работе;
— научиться говорить "нет", когда нет больше сил для дальнейшей работы;
— наладить хорошие отношения с руководителем;
— не занимать обвинительно-агрессивной позиции.
 



Лекция, реферат. Стрессы и управление ими - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Теории поведения человека в организации
2. Понятие организационное поведение
3. Вхождение человека в организацию
4. Научение поведению человека в организации
5. Взаимодействие человека и организации
6. Особенности организационного поведения в различных странах
7. Российская модель организационного поведения
8. Межкультурные взаимодействия в современных организациях
9. Понятие организационных изменений
10. Управление изменениями в организации
11. Сопротивление изменениям и его преодоление
12. Организационные коммуникации
13. Коммуникационный процесс
14. Деловые совещания
15. Деловое общение в организации
16. Телефонные коммуникации
17. Коммуникационные барьеры
18. Понятие, виды и процесс мотивации
19. Теории мотивации
20. Стимулирование трудовой деятельности
21. Менеджеры: понятие, функции, качества менеджера
22. Лидерское поведение менеджера
23. Стиль управления и имидж менеджера
24. Деловая этика менеджера
25. Правила поведения менеджера. Этикет менеджера
26. Власть и влияние менеджера
27. Формальное и неформальное управление менеджера
28. Поведение менеджера и собственника
29. Организация и условия управленческого труда
30. Самоменеджмент руководителя
31. Трудовой коллектив (группа): понятие, виды
32. Команда и этапы ее развития
33. Организационная культура современной организации
34. Социально-психологический климат в коллективе
35. Неформальные коллективы в организации
36. Формирование трудового коллектива
37. Диагностика организационного поведения коллектива
38. Участие работников организации в управлении
39. Внутриорганизационные конфликты: понятие, виды, причины возникновения
40. Управление конфликтами в организации
41. Стрессы и управление ими




« назад Оглавление Следующая глава »
40. Управление конфликтами в организации « | »






 

Похожие работы:

Воспользоваться поиском

 

Учебники по данной дисциплине

Система муниципального управления
Финансовый менеджмент
Менеджмент. Краткий курс.
Инновационный менеджмент. Учебник.
Коммерческая деятельность. Конспект лекций
История менеджмента
Стратегический менеджмент
Теория организации. Лекции
Теория управления
Менеджмент. Учебное пособие
Административный менеджмент
Менеджмент. Лекции
HR-менеджмент. Лекции
Государственное муниципальное управление
Теория организации. Краткие лекции
Менеджмент качества в таможенной деятельности
Конфликтология. Сборник лекций
Основы управления карьерой. Лекции
Планирование в организации
Организационная культура. Лекции
Основы менеджмента. Учебник
Управление человеческими ресурсами
Управление человеческими ресурсами. Лекции 2
Кадровая безопасность организации учебник
Управление изменениями. Учебник
Управление изменениями. Лекции
Институциональный менеджмент