⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » Рефераты » Текст работы «Этика науки»


Этика науки

Понятие профессиональной этики. Сущность и содержание этики науки, проблема их взаимосвязи. Профессиональная этика ученого и её принципы.

Дисциплина: Этика и эстетика
Вид работы: реферат
Язык: русский
ВУЗ: --
Дата добавления: 5.11.2017
Размер файла: 33 Kb
Просмотров: 664
Загрузок: 1

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Этика науки (предмет: Этика и эстетика) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.
Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)
.

Текст работыСкачать файл







Хочу скачать данную работу! Нажмите на слово скачать
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте. Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.

Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.
Сделать работу самостоятельно с помощью "РЕФ-Мастера" ©
Узнать подробней о Реф-Мастере
РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Этика науки.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!
Как правильно написать введение?
Подробней о нашей инструкции по введению
Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.
Как правильно написать заключение?
Подробней о нашей инструкции по заключению
Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.
Всё об оформлении списка литературы по ГОСТу Как оформить список литературы по ГОСТу?
Рекомендуем
Учебники по дисциплине: Этика и эстетика


Краткое описание документа: Этика науки реферат по дисциплине Этика и эстетика. Понятие, сущность и виды, 2017.

Как скачать? | + Увеличить шрифт | - Уменьшить шрифт





реферат по дисциплине Этика и эстетика на тему: Этика науки; понятие и виды, классификация и структура, 2015-2016, 2017 год.

Реферат по основам этики и этикета на тему:

Этика науки и профессиональная этика ученого, 2017.


ВВЕДЕНИЕ
Весьма характерная для нынешней эпохи ситуация возникающих кризисов, последствия которых отражаются на судьбах большинства человечества и представляют собой зачастую опасности действительно глобального характера, накладывают особую ответственность на науку как силу, причастную к возникновению подобных ситуаций, и на творцов этой науки, т.е. на учёных. Именно поэтому тематика этики науки и профессиональной этики ученых приобретает всё большую актуальность.
Цель данной работы - изучить содержание этики науки в целом, а также рассмотреть сущность профессиональной этики учёного.
 

1. Понятие профессиональной этики

Сначала надо рассмотреть, что в целом представляет собой профессиональная этика. 
Профессиональная этика — это отрасль этического знания, отражающая уровень морального отношения человека к обществу и к себе самому в опредмеченных формах: в содержании, средствах, процессе и последствиях профессиональной деятельности. Профессиональную этику трактуют как:
1)  определенную совокупность правил поведения социально-профессиональной группы, обеспечивающих морально-этический характер взаимоотношений, которые обусловливаются спецификой профессиональной деятельности;
2)  отрасль гуманитарных наук, исследующую специфику проявления моральных норм в различных видах профессиональной деятельности;
3) совокупность уникальных моральных норм, определяющих отношение людей к профессиональному долгу;
4)  кодексы поведения, детерминирующие нравственный характер социально-профессиональных взаимоотношений между людьми;
5)  прикладную философскую дисциплину, изучающую сущность, происхождение, общественные функции и специфику моральных социально-профессиональных отношений и норм, выявляющую закономерности их развития в различные исторические периоды;
6) самостоятельный раздел этики как науки, изучающий особенности морали, специфику реализации обобщенных принципов нравственности в определенной сфере труда.
Объект исследования профессиональной этики — специфические морально-профессиональные отношения, а также принципы, нормы и заповеди главенствующей в обществе морали, приспособленные к особенностям конкретной профессиональной деятельности. Целью профессиональной этики является выяснение уровня овладения работниками этическими нормами, правилами, которые становятся их личностными принципами. Задачи профессиональной этики таковы:
1) изучение процесса становления и отражения профессиональных взаимоотношений работников в их этическом сознании и профессиональных нормах;
2) уточнение сущности профессионально-этических качеств и профессионального мастерства специалиста;
3)  предоставление рекомендаций профессионалам, должностным лицам, руководителям относительно моральной составляющей в выполнении профессиональных функций;
4)  мониторинг осознания общественных задач и целей выбранной профессии, ее значения для общества.
Профессиональная этика имеет собственное назначение, которое заключается в формировании профессионально-этических правил каждой профессиональной деятельности. Виды человеческой деятельности (научная, педагогическая, художественная и др.) определяют соответствующие виды профессиональной этики, имеющие свои традиции и нормы профессионального поведения, свидетельствующие о преемственности главных профессионально-этических норм, разработанных представителями данной профессии на протяжении многих лет.
Профессиональная этика как аспект морали базируется на ее общечеловеческих принципах и установках, но позиционирует их с точки зрения профессиональных проблем различных сфер деятельности.
В структуре профессиональной этики можно выделить следующие составляющие:
•   отношение людей к своей профессиональной деятельности, а через отношение к профессии и к людям, с которыми соприкасаешься в процессе деятельности (добросовестность, ответственность, профессиональный долг и др.);
•   мотивы профессиональной деятельности (чувство патриотизма, материальный стимул, построение карьеры, престиж профессии и т.д.);
•   средства реализации профессиональных целей (обучение, воспитание и др.);
•   управленческо-производственная регламентация профессиональных обязанностей (организация труда в коллективе, материальное и моральное поощрение добросовестных работников и др.);
•   оценка результатов профессиональной деятельности (финансовая, нравственная, управленческая и др.);
•   теоретико-методологическая разработка вопросов профессиональной этики в связи с трансформацией общества и появлением новых профессий.
Профессиональная этика — это кодексы профессионального поведения людей, которые предписывают определенные нравственные требования. Их цель — достижение максимальных результатов в профессиональной деятельности.
Родина возникновения первых нравственных требований в профессиональной деятельности — Древний Египет. При этом моральные проблемы данного вида этики интересовали и философов Древней Греции — Платона, Аристотеля и др. Например, именно в этот период возникает и знаменитая Клятва Гиппократа, которая регламентировала с моральной точки зрения вид профессиональной деятельности, имеющей важное значение для всего общества.
Если говорить о профессиональных кодексах как регламентированном перечне морально допустимого, то они возникают только в Средние века (XI—XII вв.) и формируются в период средневековой цеховой организации труда, которая объединяла людей со сходными социальным статусом и видом профессиональной деятельности. Позже появляется многообразие уставов, которые регламентируют деятельность цехов в городах Западной Европы — распределение заказов, обучение подмастерьев и др.
Таким образом, регламентация нравственных взаимоотношений людей в рамках определенной профессии довольно рано потребовала оформления соответствующих профессиональных требований. Поэтому можно сказать, что формирование требований профессиональной этики происходит раньше, чем она начинает изучаться теоретически.
На сегодняшний день существует разветвленная этическая система, регламентирующая процесс трудовой деятельности: служебная этика, этика руководителя, этика служебных отношений, управленческая этика и т.д. В условиях кризисной ситуации общественной морали она в какой-то мере компенсирует ущербную мораль и играет воспитательную роль.
Развитие современного социума приводит к еще большему разделению труда и появлению новых профессиональных сфер деятельности. Эта тенденция способствует возникновению соответствующих им моральных кодексов трудовых отношений. Кроме того, современные рыночные отношения требуют и профессиональной идеологии, которая бы коррелировала с современной ситуацией. Нравственно-ценностными основаниями ее являются активность, предприимчивость, профессиональная и деловая культура и др. Это дает основание утверждать, что профессиональную мораль необходимо рассматривать в единстве с общественной моралью. В случае возникновения конфликта между профессиональной и общественной моралью предпочтение отдается последней, так как она «старше», основательнее.
Профессиональная этика, как и любая теория, не может дать однозначного ответа на все вопросы, возникающие в профессиональной ситуации. Ее задача — очертить границы «можно» и «нельзя». Поэтому каждое следующее поколение с учетом новых требований общества должно трансформировать механизм взаимодействия «человек — профессионал — коллектив — общество».
Профессиональная этика исторически сложилась как результат общественного разделения труда. Она посредник в отношениях личности и общества. В деятельности человек утверждает уровень нравственности в объектированных формах, т.е. предметно закрепляет свое соприсутствие в бытии. Профессиональная этика отражает уровень вторичной социализации личности.
Профессионализм — это способность человека освоить умения и навыки определенной деятельности и сконструировать на их основе собственные творческие способности. Профессионализмом личность предметно подтверждает признание общества. Профессионализм становится не только объективным основанием для уважения со стороны общества, но и реальным базисом для самоуважения.
Понятие профессионализма не тождественно понятию «специальность». Мастерское овладение каким-либо ремеслом — основа чувства собственного достоинства и нужности людям, а также основа психической комфортности. В конце концов, это важный фактор ощущения полноты и содержательности жизни.
Следует, однако, иметь и виду, что профессия не делает человека нравственным. Дело не в профессии, а в моральных качествах человека. Аморальный человек может самую благородную профессию использовать в собственных корыстных целях. Нравственность не формируется профессией и ею не определяется. В профессиональной деятельности и через нее нравственность может лишь проявляться. Существуют профессии, непосредственно и тесно связанные с моральной ответственностью человека — это прежде всего учитель, врач и юрист. В их руках — важнейшие аспекты человеческой жизни, поэтому они имеют гуманистически определенное направление. От совести врача зависит здоровье и жизнь человека; от компетентности и нравственности юриста — доброе имя, гражданский статус, в конце концов, судьба человека; гуманизм и любовь к ребенку в учительской профессии являются решающими факторами становления творческой личности.
В современную эпоху к ряду профессий, которые непосредственно опираются на моральные факторы, принадлежит также профессия ученого. От уровня гуманистической направленности науки сегодня, без преувеличения, зависит существование планетарной жизни в целом.
профессиональная этика науки реферат 2017

2. Этика науки

Проблема связи этики и науки — одна из древних. Она обоснована еще в этике Сократа и Аристотеля. В Новое время в связи с ростом уровня научного знания и его влиянием на человеческую жизнь остроту приобретают вопросы нравственного направления науки. В работах Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса, К.А. Гельвеция звучит большое уважение к научному знанию и человеку, способному к познанию. Правда, в трудах Ж.-Ж. Руссо имеется предостережение относительно преклонение перед наукой, поскольку ее достижения   могут служить  и аморальным целям.
Сейчас при исследовании связи естественнонаучного знания и этики следует учитывать два основных аспекта проблемы. Первый связан с процессом создания научного знания. Второй — с социальными последствиями его применения. Относительно    первого    аспекта: актуальность связи этики и науки обусловлена изменением ситуации формирования научного знания. Массовость и слабая управляемость процесса создают ряд неожиданностей. Если в предыдущие эпохи наука была призванием сравнительно небольшого количества людей, то в XX в. ситуация кардинально изменилась. Как пишет известный французский ученый Пьер Оже в работе «Современные тенденции в научных исследованиях», 90% всех известных человечеству ученых и научно-исследовательских работников являются нашими современниками в XX—XXI вв.
Бурное развитие научного знания ставит перед учеными ряд этических проблем и требует их решения. Это, в первую очередь, осознание учеными себя как некоей духовной общности, а не научного знания состоит в совместном творческом поиске специалистов определенной отрасли, как целостного процесса, внутри которого идет расширение и углубление границ известного. Этот процесс предполагает творческие дискуссии, выдвижение параллельно с существующими новых гипотез для расширения границ поиска объективной истины. Этический подход к решению научных проблем, что определились как философия науки, был сделан в 20-х гг. XX в. английским философом и социологом К. Поппером. Он выдвинул идею, согласно которой фактом науки следует считать не опыт отдельного ученого, а то, что признано фактом научным сообществом. Этот подход обусловлен сложностью процесса достоверного знания вследствие сложности его проверки. Научное сообщество выступает носителем морально-ценностного отношения к содержанию знания, включающего в себя также нравственно определенный подход к процессу его создания. Научное сообщество является, следовательно, конструктивным началом в научном познании.

3. Профессиональная этика ученого

Этической нормой для ученого является признание ошибочности выдвинутой им теории, сформированной на основе малого количества фактов. Такую моральную позицию занял, например, Ч. Дарвин, дополнив свою теорию межвидовой борьбы как закона выживания природных видов теорией взаимопомощи внутри вида. Ни один ученый не может претендовать на обладание абсолютной истиной. Научное знание, которое существует в виде истин и гипотез может быть схожим с биологическими видами в их эволюционном развитии: оно рождается, совершенствуется и отмирает вследствие замены совершенным знанием.
Возможны ситуации использования достижений науки в антигуманных целях. Соперничество государств, разница вер и культур являются сегодня важными факторами нестабильности на планете. Наряду с ответственностью правительств за судьбу своих граждан растет ответственность научных сообществ за последствия научных открытий. В XX в. вопрос о моральной ответственности ученых поднимали такие выдающиеся ученые, как Ф. Жолио-Кюри, А. Эйнштейн, Дж. Бернал, Б. Рассел, А. Швейцер и др. Известное Пагуошское движение (англ. Pugwash Conferences on Science and World Affairs — первая конференция, посвященная антивоенным мерам и направленная против применения ядерного оружия; прошла в Пагуоше, Канада) начал Манифест Рассела — Эйнштейна, обращающий внимание не только на индивидуальную ответственность ученых за их научную работу. На ученых как некое интеллектуальное сообщество возлагается особая ответственность, обусловленная их знаниями, техническими возможностями пользования научной информацией и международными связями. Названные аспекты нравственного долга ученых перед человечеством были определенные на 28-й Пагуошской конференции 1978 г., состоявшейся в Варне (Болгария). Еще раньше, на Пагуошской конференции 7—10 июля 1957 г., состоялась дискуссия по поводу соотношения науки и этики и социальной ответственности ученых. В том же году под эгидой ЮНЕСКО начато осуществление проекта «Наука в современном мире: развитие науки и ее человеческие последствия». В нем большое внимание уделяется изучению культурных, этических, эстетических проблем, возникающих на почве уже имеющегося знания и новых научных данных.
Американский философ Р. Коэн в работе «Этика и наука» (1974) определяет ряд аспектов связи этики и науки. Во-первых, научные открытия могут склонять к принятию этических решений. Во-вторых, они способствуют реализации потенциала некоторых этических решений. В-третьих, научные методы могут помочь в рациональном контроле и этическом планировании общественной и личной жизни. В-четвертых, наука может предложить модель демократического образа жизни тем, кто интересуется ею.
Одним из вариантов новой этической теории стала работа главного теоретика Ханса Ионаса «Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации». Суждения Ионаса основываются на концепции об угрожающем характере последствий научно-технических достижений современной цивилизации. По мнению философа, осознание глубины сложившихся проблем и их решение невозможны без создания новой этической теории, формирования новых ценностей и норм. Ионас предлагает принципы, отвечающие потребностям современной этики, которые позволят сохранить природу самого человека и окружающий мир от нажима техногенной цивилизации. Главным принципом прикладной этики, по мнению Ионаса, становится принцип ответственности. 
В классической этической науке ответственность человека за свои поступки и их последствия всегда считалась одной из добродетелей, но в этических системах чаще всего она оставалась на втором плане.


Похожие работы:
Этика бизнеса

30.10.2007/реферат

Становление науки "Этика бизнеса" и ее развитие в современных условиях. Экономическая этика-понятие, история. Управленическая этика как психология бизнеса. Деловой этикет. Этика поведения: деликатность, тактичность, точность, обязятельность. Общение.

Этика бизнеса

24.08.2002/реферат

Этика бизнеса и деловых отношений. История экономической этики, этико-экономическая концепция Г. Форда. Повышение показателей этичности поведения. Деловой этикет, этические принципы и нормы деловых людей. Этико-экономические установки Форда.

Этика бизнеса и благотворительности

26.05.2009/контрольная работа

История возникновения этических основ бизнеса. Непосредственная связь этики с жизненной практикой. Развитие этических норм бизнеса в России. Общие понятия благотворительности. Нравственные ориентиры в организации благотворительной деятельности.

Этика бизнеса: современные концепции

7.02.2007/контрольная работа

Взаимоотношение этики и экономики. Влияние религии, морали, культуры на экономическое поведение человека. Этика бизнеса как прикладная область знаний. Этические направления: утилитаризм, деонтическая этика (этика долга) и этика справедливости.

Этика делового общения

11.03.2009/реферат

Основные правила ношения костюма. Стереотипы поведения женщин и мужчин. Имидж как необходимый атрибут эффективных деловых отношений. Основные механизмы психологической защиты. Критика сотрудников и что за этим следует. Правила хорошего тона в общении.

Этика делового общения

31.10.2009/контрольная работа

Визитные карточки, их назначение и особенности использования. Расшифровка международного протокола сокращений. Моральная ценность труда как способ формирования человеческого достоинства. Рекомендации по разрешению этических дилемм в работе менеджера.

Этика делового общения

8.01.2010/курсовая работа

Характеристики и признаки делового общения. Деловое общение как предметно-целевая деятельность, способ оптимизации и организации разных видов предметной деятельности (научной, коммерческой). Предмет делового общения, его статус среди других видов общения.

Этика делового общения сотрудников органов безопасности

25.04.2010/реферат

Общение как необходимое условие нормального развития человека и условие его духовного здоровья. Основы делового общения, постановка целей и решение конкретных служебных задач. Основные принципы делового общения, культура поведения в деловом общении.

Этика делового общения: сущность, содержание, принципы

3.08.2007/курсовая работа

Содержание делового этикета. Деловой этикет офиса. Внешний вид сотрудников. Правила вежливости на работе. Офис и его корпоративный имидж. Подготовка деловых бумаг по правилам этикета. Проведение деловых переговоров, встреч и совещаний.

Этика деловой беседы

9.12.2009/курсовая работа

История развития принципов этики делового общения. Факторы, сопутствующие проведению успешной деловой беседы. Правила в отношении одежды и внешнего вида, вербального этикета. Приветствие при официальном знакомстве. Культура делового общения по телефону.

Этика деловых отношений

9.03.2009/контрольная работа

Компоненты личности и характер связей человека с внешним миром. Совесть как способность ощущать социальные нормы как свои собственные. Критерии самопознания личности. Действия руководителя, в случае, если подчиненный второй раз не выполнил задание.

Этика Древнего Китая

15.02.2010/курсовая работа

Социальный, антропологический, гносеологический и онтологический смысл этики в китайской философии. Особенности мировоззрения Конфуция. Конфуций и конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение. Этические стандарты Древнего Китая.

Этика древней Индии

7.04.2010/реферат

Глубокая философская насыщенность, интровертивность религиозных систем Индии. Генезис этических взглядов Древней Индии (Веды). Шесть ортодоксальных брахманских систем об этике. Джайнизм как учение фанатично-сектантского типа. Этика джайнизма, буддизма.

Этика и культура в деловых коммуникациях

5.10.2008/курсовая работа

Суть этики и культуры деловых отношений. Принципы этикета. Факторы, под влиянием которых складывается комплекс этических норм и представлений каждого человека. Развитие этических требований в деловой сфере. Восприятие и понимание в деловом общении.


Похожие учебники и литература:    Готовые списки литературы по ГОСТ

Этикет и этика делового общения. Курс лекций.
Риторика. Лекции
Риторика. Лекции 2
Этика и мораль. Обоснование и парадоксы морали. Мораль лжи и насилия
Прикладная этика и её направления
Виды профессиональной этики
Этические основы русской философии



Скачать работу: Этика науки, 2017 г.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по
         дисциплине Этика и эстетика