⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » Рефераты » Текст работы «Перестройка и распад СССР»


Перестройка и распад СССР

оциальные, политические и экономические предпосылки перестройки. Кризисные явления в КПСС и госуправлении. Начало перестройки. Россия после ГКЧП. кончательный распад СССР. Дальнейшие перспективы и проблемы для России.

Дисциплина: История и исторические личности
Вид работы: реферат
Язык: русский
ВУЗ: --
Дата добавления: 6.11.2017
Размер файла: 46 Kb
Просмотров: 490
Загрузок: 1

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Перестройка и распад СССР (предмет: История и исторические личности) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.
Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)
.

Текст работыСкачать файл







Хочу скачать данную работу! Нажмите на слово скачать
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте. Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.

Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.
Сделать работу самостоятельно с помощью "РЕФ-Мастера" ©
Узнать подробней о Реф-Мастере
РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Перестройка и распад СССР.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!
Как правильно написать введение?
Подробней о нашей инструкции по введению
Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.
Как правильно написать заключение?
Подробней о нашей инструкции по заключению
Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.
Всё об оформлении списка литературы по ГОСТу Как оформить список литературы по ГОСТу?
Рекомендуем
Учебники по дисциплине: История и исторические личности


Краткое описание документа: Перестройка и распад СССР реферат по дисциплине История и исторические личности. Понятие, сущность и виды, 2017.

Как скачать? | + Увеличить шрифт | - Уменьшить шрифт





реферат по дисциплине История и исторические личности на тему: Перестройка и распад СССР; понятие и виды, классификация и структура, 2015-2016, 2017 год.

ВВЕДЕНИЕ
М.С. Горбачев, был инициатором проведения реформ экономической системы в 1985-86 гг. Но в то же время само руководство СССР не имело своей научно разработанной политической концепции реформ, в которой бы отражались исходные позиции, были определены их цели и задачи. А так же был механизм решения проблем. Со временем изменения условий методов руководства и производства стали перерастать изменения внутриполитического устройства и самой внешней политики государства. 
Изменения в общественно политической и социально экономической сферах стали выходить за рамки которые были установлены «перестройкой».
Все это в конечном итоге привело  к распаду советского государства. 
Так в чем же актуальность этой темы? Она выражена тем,  что даже не смотря на то, что все деятели политической сцены уже покинули ее, изменения как политические так экономические до сих пор продолжаются в России. Сами же ошибки  и достижения совершенные М.С. Горбачевым и его приспешниками актуальны даже спустя десятилетия после начала реформ.  При этом, хоть реформы и потерпели тогда фиаско из за распада советского союза, они все же одержали победу.  Все те вопросы и проблемы существующие в России сегодня, начинают становится объяснимыми и понятными благодаря изучению попыток реформирования во второй половине 80-х гг.
 
1. Социальные, политические и экономические предпосылки
Советский Союз достигает нового технического уровня в начале восьмидесятых годов. Начали развиваться промышленные отрасли такие как электроника, атомная промышленность, точное приборостроение и другое. Создание производственных, агропромышленных и межколхозных объединений стало массовым явлением для СССР. Наконец была сформирована  и начала действовать единая энерго и транспортная система, так же появилась нефте- и газоснабжение. Сами связи регионов и республик стали более тесными. Но все же система управления и практика планирования сохранилась.
Неоднократно руководством страны на съездах КПСС принимались решения, которые были направлены на преодоление диктата ведомственной бюрократии, развитие экономических методов хозяйствования, а так же расширение самостоятельности предприятий. Но все же. Как правило данные решения так и оставались на бумаге. Не наблюдалось так же перехода от экстенсивного к интенсивному экономическому развитию. Вяло действовал научно технический прогресс. Все так же старая система управления не давала применять прогрессивные изменения. В планировании копились серьезные деформации. Так же были допущены просчеты в товарно-денежных отношениях. Кооперативные формы ведения хозяйства так же недооценивались и не принимали во внимание. Был ослаблен контроль по использованию форм собственности. Повышение доходов населения и улучшения жилищных условий привел к тому,  что развились потребности, повысился спрос новые качественные предметы и товары потребления. А ведь производство товаров общего потребления, само снабжение продовольствием, а так же развитие сфер торговли, транспорта, медицинского обслуживания было на низком уровне. Возникла же наибольшая потребность в социально – экономическом обновлении и выработке новой политики уже в шестидесятые –первой половине восьмидесятых годов. 
Для того что бы добиться понимания выше перечисленных проблемы, мы остановимся на краткой характеристике развития СССР.
Число депутатов местных Советов — представителей рабочих увеличилась почти в 2 раза с 1961 по 1985 г.. Тот же процесс был характерен и для Верховных Советов союзных республик.
Все представители трудящихся воздействовали недостаточно на государственные т политические решения и их выработку. В основном они выступали как посредники, где выражали волю избирателей исполнительному аппарату Советов.  Все это действовало когда различные представители классов, а именно, интелигенция, рабочие и крестьяне собирались вместе на сессиях Советов  только что бы обсудить и утвердить  то что было уже выработано бюрократией исполнительных органов. Депутатов Советов лишили самостоятельности принимать и утверждать решения, а так же влиять на жизнь этих принятых решений.  Вся эта работа, которая проходила на сессиях имела формальный характер. Часто было принято выносить уже решенные  и второстепенные вопросы. А единогласное решение было основным правилом. Все действия исполнительных органов не контролировались выборными организациями. Шло усиление прерогатив исполнительных органов. 
Схожесть развития процессов других общественных организаций и профсоюзов так же была характерна.
У в первой половине восьмидесятых годов был рост их численности. В начале восьмидесятых шло объединение в профсоюзах, достигающее 130 миллионов рабочих и служащих, а так же 12 миллионов колхозников. К тому времени профсоюзным членством было охвачено 98.6% всех рабочих. В начале семидесятых численность ВЛКСМ достигала 27 миллионов человек, а в последствии спустя десять лет уже 41,7 миллиона человек.
Характер контрольной деятельности трудящихся является одним из наиважнейших показателей общественной деятельности трудящихся.  Например в 1980 году в нашей стране уже насчитывалось примерно 1.3 миллиона групп и постов народного контроля. А уже на 1 января 86 года было 5 миллионов рабочих, которые были членами народного контроля.  При этом, реальное воздействие на контроль трудящихся в 70- начале 80 гг. оказался незначительным.
 
2. Кризисные явления в КПСС и госуправлении.
КПСС все же поразил кризис. Были предприняты попытки преодолеть преодоления культа поклонения личности Сталина уже после двадцатого съезда КПСС. Все же в реальности демократизм отсутствовал напрочь.
Было сложено четкое расслоение коммунистов на партийную верхушку, руководящий слой и рядовую партийную массу. Так же стала  ослаблена роль выборных партийных органов.  Настоящая власть полностью стала переходить в руки различным исполнительным структурам КПСС, а именно секретарям партийных комитетов, бюро, а бывало что и к аппарату партийных органов.
Сама же логика командно-административной системы стала приводить к тому, что трансформация руководящей роли КПСС перешла в управленческую деятельность по решениям текущих хозяйственных проблем, культурных и прочих проблем.  А партийные комитеты стали принимать на себя текущие распорядительные функции. Командные методы и подходы стали ярко выражено преобладать в их деятельности. Политические методы руководства стали вытесняться административно распорядительной работой. 
В партийный аппарат с начала шестидесятых годов стали выдвигать специалистов из промышленных и сельских хозяйств. Но не учитывали они умение вести работу в сферах политики и работы с людьми.  В конечном результате  в работе партийных подходов усилился технократический подход, а так же командная работа, что отразилось на качестве работы.
 Формирование роста в КПСС  с шестидесятых по первую половину восьмидесятых  было в основном искусственно. В партию приняли десять миллионов человек, что в итоге к середине восьмидесятых годов она стала насчитывать 19 миллионов человек. 
Все это привело к тому что в КПСС было много политически и социально незрелых людей.
При этом уже в начале  восьмидесятых годов стало понятно, что план поставленный в 6 году на 20 съезде КПСС выполнить не удастся . Стала требоваться новая идейно политическая платформа. Суть ее предложил Л.И. Брежнев.  Он заявил, что главным итогом всего пройденного пути советского государства  станет построение и развитее социалистического общества. Концепция коммунизма была заменена социализмом.  Пропагандируя социализм, его представляли как наивысшее достижение прогресса общественности.
В конечном итоге . к середине восьмидесятых годов, даже не смотря на элементы демократизации политической жизни советского общества, было сохранено и даже усиленно множество деформаций. Расформировали сферы представительной и законодательной власти. Стала резко усиливаться роль бюрократии. В то же время стала отсутствовать реальная контрольная деятельность  трудящихся. Была ослаблена самостоятельность общественных организаций, при всем при всём этом они особо и не выражали интересы групп трудящихся от чьего имени выступали.  Судебная власть так же осталась зависимой. КПСС перестала быть авангардом советского общества, она потеряла свою роль руководства и организации среди трудящегося народа.
 
 
3. Начало перестройки.
В непосредственно сложившихся условиях требовались перестройка и на ее основе создание качественно новой политической и общественно-экономической обстановки для значительного улучшения социальных условий жизни трудящихся. Последний Генеральный секретарь ЦК КПСС, первый и единственный Президент СССР, начавший весной 1986 г. перестройку и стоявший у ее истоков и последующих событий, М.С. Горбачев в статье "Новая политика в новой России" отмечал: "Перестройка — не изобретение Горбачева. Это даже не изобретение группы лиц. Попытки   непосредственно реформировать страну предпринимались не раз после смерти Сталина. Первая, самая му-жественная попытка, сопряженная с опасностью дважды или трижды быть свергнутым, была предпринята Хрущевым. Затем произошла стабилизация, но такая, за которой последовали консервация и возрождение, реанимация сталинских норм жизни, а кое в чем даже еще хуже. Но и в это время предпринимались попытки добиться перемен, в том числе реформа 1965 г. Косыгина. Точно так же непосредственно  были разрозненные попытки реформировать наше сельское хозяйство, капитальное строительство и другие сферы. Нарастало понимание того, что мы теряем темпы — самое главное наше преимущество; что начинаем пятилетку за пятилеткой сдавать позиции, уступаем по производительности труда: в 5 раз по производительности в сельском хозяйстве стали отставать от Америки, в 2,5-3 раза в промышленности. Нас непосредственно губила расточительная экономика, затратная, всепожирающая. Латали дыры за счет нефти, нефтяного бума, который пришелся как раз на времена правления Брежнева, а также за счет водки, спаивали народ... Кроме того, начали брать кредиты в сбербанках и покрывать дефицит бюджета, который давно уже существовал, но о котором никто нам никогда не докладывал. Выплачивали зарплату, люди откладывали свои деньги, вкладывали их опять. Иными словами, какую сферу ни взять, везде все загоняли в тупик.
Непосредственно перестройка в стране началась с подготовки и проведения реформ по всем направлениям общественно-политической, социально-экономической и научно-культурной жизни. Эти реформы готовили сверху, по инициативе центра, точнее, руководства КПСС. Когда же стало ясно, что экономические реформы не идут, возник вопрос: что делать? По этому вопросу много дискутировали в Политбюро, ЦК КПСС, Секретариате ЦК КПСС, в самом Центральном Комитете партии. Непосредственно  вывод был один — нужны политические реформы. Пленум ЦК КПСС принял решение о проведении XIX партийной конференции, на обсуждение которой были вынесены все кардинальные вопросы политической реформы. На конференции определились различные позиции не только у ее делегатов, но и у руководства ЦК КПСС. Проведение реформ столкнулось с тяжелейшими проблемами, требовавшими всестороннего осмысления и решения. Одна из них — национальный вопрос.
Национальный вопрос, в том виде, в каком он достался советскому обществу от царской России, был решен. Советский народ непосредственно воспитывался в духе дружбы и гордости за свои достижения. Сформировалась национальная государственность многих народов Советского Союза. Стало доступным образование для людей всех национальностей, были созданы национальные университеты, театры, кино, литература. Но одновременно не забывались и репрессии против целых народов. Во многом республики непосредственно оставались бесправными. Не все благополучно было и с развитием национальных языков и культур. По существу после XII съезда Коммунистической партии (1923 г.) национальный вопрос на партийных съездах самостоятельно и специально не обсуждался.
При этом невнимание к национальным вопросам стало приводить к деформациям в сфере национального строительства.
Тем временем в постсоветских государствах непосредственно было сильно стремление сохранить связи с внешним миром  и придать им новое значение. Они ставят как задачу национального характера вхождение своих государств в общемировые процессы.
Будучи многонациональным государством, Россия, всегда выполнявшая историческую миссию собирательницы земель, серьезно заинтересована в Содружестве, в добрых отношениях со всеми странами. Например, какие бы сегодня не возникали проблемы между двумя странами, велико значение связей с Россией и для Украины. Непосредственно экономика последней сильно зависит от импорта русской нефти, природного газа, леса, автомобилей, многих технологий.
Объективно природа этих процессов между странами СНГ рано или поздно пробьет себе дорогу. Исторический опыт подтверждает это. Определенный интерес представляет в этом отношений и статья А.М. Салмина в журнале "Полис" (1992. № 1-2), посвященная национально-государственным отношениям после развала СССР. Как пишет автор, причины гибели могущественных государств никогда не бывают ясными до конца... Не только СССР периода хаотической "перестройки", но и Союз, подошедший к 1985 г. к порогу реформ, имел мало общего с бывшим государством под этим названием.
30 декабря 1922 г. была принята Декларация об образовании Советского Союза как объединения четырех формально независимых государственных образований: Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Закавказской Федерации, в составе которых было 26 автономных образований.
В Союзе 1922 г. по сути воссоединилась, за исключением Польши, Финляндии и реинтегрированной позже Прибалтики, Российская империя. При этом необходимо помнить, что тогдашняя РСФСР — совсем не то же самое, что сегодняшняя. Непосредственно нечто подобное можно сказать об Украине и Белоруссии. В Российскую Федерацию входили в 1922 г. все нынешние республики Средней Азии и ряд областей и районов Украины и Белоруссии.
В 1922 г. на территории СССР существовало 33 национально-государственных и национально-автономных образования. Их дальнейшее национально-государственное развитие было связано с решением многоплановой проблемы взаимоотношений центра, союзных и автономных республик, автономных областей и округов в границах единого Советского Союза.
 
4. Россия после ГКЧП.
При этом проведение реформ было остановлено, а по существу сорвано чрезвычайными событиями, происшедшими ми в августе 1991 г. и вошедшими в историю как "Путч ГКЧП" (Государственный комитет по чрезвычайному положению), попыткой государственного переворота. Их инициаторами являлись тогдашние руководители страны. Среди них: председатель Совета Министров СССР, руководители силовых министерств и ведомств.
М.С. Горбачев писал: "...Августовские события подтолкнули процессы дезинтеграции страны, которые и без того уже к тому времени набрали большую скорость. Непосредственно в то же время срыв заговора и переворот нанес тяжелый удар и по реакционным силам. Они были ослаблены, и значительно, и это расчистило плацдарм для ускорения реформ. Как же были использованы эти возможности, как ими распорядились? Осенью прошлого года мы оказались перед выбором. Он был сделан в заявлении президента страны и руководителей 11 республик, в решениях Съезда народных депутатов СССР. Далее, на базе этих принципиальных решений и документов мы вышли на экономический договор, который был парафирован восемью республиками и находился в Верховных Советах для изучения и ратификации" (Свободная мысль. 1992. № 13).
Не будем подробно останавливаться на дальнейшем развитии событий. Отметим лишь основные из них. Непосредственно после августовского шока Горбачев сделал последний официальный визит в Мадрид, где встретился с лидерами западного мира и заручился их поддержкой по спасению Союза. В результате 25 ноября 1991 г. был подготовлен вариант Союзного договора, в котором были учтены новые реалии жизни многонационального советского общества. Но начавшаяся дискуссия политических руководителей остановилась на определении характера будущего государственного образования. Горбачев выступал за "союзное государство" с новым центром, которому будут решением членов Союза отведены соответствующие полномочия. Б.Н. Ельцин, президент России, при поддержке Шушкевича неожиданно выступил против единого государства. Сложившаяся ситуация оказалась трудно преодолимой и трудно предсказуемой.
Пока сначала в Минске, а потом в Беловежской пуще (недалеко от Минска) за закрытыми дверями встречались руководители России, Белоруссии и Украины (Ельцин, Шушкевич и Кравчук), М.С. Горбачев сумел дать два развернутых интервью с попыткой объяснить сложившуюся ситуацию. Непосредственно к тому времени, как его интервью передали по общественному телевидению, союзное государство перестало существовать.
 
5. Окончательный распад СССР.
21 декабря 1991 г. состоялась встреча лидеров 11 республик. Информационное агентство "Интерфакс" первым опубликовало историческое сообщение о результатах этой встречи: "СССР прекратил существование". Следом пришла экспресс-информация № 5: "М.С. Горбачев уведомляет о прекращении института президентства в СССР" (Московские новости. 1992.15 ноября).
Внезапность прекращения существования СССР потрясла мир. Исчезла с политической карты мира великая держава, раскинувшаяся на огромном евразийском пространстве, с более чем 320-миллионным населением, мощным, еще недавно сравнимым с США военно-стратегическим потенциалом. Ликвидировав СССР, бывшие республики учредили Содружество Независимых Государств (СНГ), сразу же заявив, что последнее — не государство и не национальное образование. Цель СНГ — облегчить переход бывших республик в качественно новое состояние. Его основная функция — согласование политики государств-членов в областях, представляющих взаимный интерес.
К этому времени интересы бывших республик совпали в главном — в стремлении как можно быстрее завершить процесс собственной суверенизации. Каждая из них хотела максимально наполнить "материальным" содержанием свои права — на собственность, бюджет, налоги и т.д. Каждая мечтала о самостоятельной внешнеэкономической политике, о скорейшем дипломатическом признании внешним миром.
Стремление республик окончательно освободиться от центральных властей, опереться "на собственные силы" подстегивалось обстановкой глубокого экономического кризиса, социальной неустроенностью населения.
Обострение конфликтов на этнической, религиозной, межрегиональной почве подталкивало руководство республик к созданию национальной гвардии, захвату размещенных на их территории союзных военных коммуникаций и вооружений, а в ряде случаев — и армейских подразделений.
Республиканские лидеры торопились с принятием актов о независимости своих республик в связи с начавшимися во многих из них процессами так называемой "внутренней суверенизации", охватившей их собственные национальные и культурные автономии и грозящей перерасти в дезинтеграцию самих республик.
Оставался груз спорных и нерешенных проблем — от союзной собственности до внешних долгов. Начавший складываться механизм двусторонних договоров и соглашений между республиками оказался явно недостаточным для их урегулирования. И это было одной из главных причин, заставивших лидеров 11 государств пойти на создание СНГ.
Появление Содружества было встречено международной общественностью с весьма сдержанным оптимизмом. С одной стороны, возникло достаточно аморфное, не известное мировой практике образование.
Три проблемы глубоко взволновали политиков и общественность в стране и за рубежом: как поведут себя государства СНГ в вопросах о ядерном оружии и вооруженных силах, о внутренних границах, о рыночной реформе.
Обязательства, взятые на себя участниками СНГ, отвечают общепринятым международным нормам. Стороны подтвердили свою приверженность целям и принципам ООН, обязались соблюдать международные нормы в сфере прав человека и народов. Они гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений, подписанных СССР.
Соглашение о Содружестве рождалось в экстремальной ситуации, требовавшей от руководителей республик быстрых и решительных действий.
В то же время внутри СНГ стали проявляться серьезные разногласия, носящие порой довольно острый характер. Разногласия в Содружестве очень скоро приобрели конфликтный характер. В первую очередь это коснулось военно-оборонных проблем.
Благодаря договоренности России с Украиной, Белоруссией и Казахстаном удалось найти решение проблемы единого контроля за стратегическим оружием. Также была подтверждена готовность стран СНГ ликвидировать тактические ядерные средства.
При этом множество вопросов остались неурегулированными: начиная с такого, как координировать управление "ядерной кнопкой" одновременно с четырех пультов (в Москве, Киеве, Алма-Ате, Минске), и кончая финансовыми — кто и сколько будет платить за уничтожение ядерных боеголовок и ракет.
Главный же предмет острых разногласий в СНГ прежде всего возник между Украиной и Россией — это раздел армии и флота. Здесь столкнулись две концепции, два подхода. В то время как одна группа стран — Россия и Среднеазиатские республики выступали за сохранение единых вооруженных сил под общим командованием, другая ратовала за передачу под национальную юрисдикцию находящихся на их территориях воинских частей и вооружений.
С суверенизацией республик встал вопрос о границах и территориях. По мере того, как происходит раздел союзных структур, собственности, армии, а в самих республиках идет становление государственности, определение границ и статуса территорий вырастает в крупную, общую для всех стран СНГ национально-государственную проблему.
 
6. Дальнейшие перспективы и проблемы для России.
Россия не только выиграла от ликвидации Союза, но и потеряла, если сравнить ее нынешнее геополитическое положение с тем, которое имело Российское государство до октября 1917 г. Ее территории сжались, западные границы отодвинулись на восток. Она утратила самые важные порты, и выходы к морю на Балтике. Известно, что Россия граничит с тремя балтийскими государствами, два из которых уже сегодня официально предъявили претензии на ее территорию. Отношения с Эстонией, Латвией и Литвой далеки от идеала и вполне очевидно, что в ближайшем будущем иными не станут. Здесь проблемы и границ, и прав человека в этих государствах и контрабанды в огромных размерах. С обретением странами Балтии независимости Россия потеряла четыре стратегически важных торговых порта на Балтийском побережье — Новоталлиннский, Рижский, Вентспилс и Клайпедский и в обозримом будущем компенсировать эти потери ей едва ли удастся. В 1992 г. перевалка одной тонны нефти через Вентспилс обходилась России в 7 долларов США, или почти 60 рублей. К тому же, если учесть уязвимость коммуникационного сообщения с Калининградской областью через Литву, то значение "прибалтийской зоны" становится очевидным. Россия сегодня озабочена также всплеском контрабандного вывоза стратегических товаров в страны Балтии. В середине 1992 г., по оценкам Таможенного комитета России, ежесуточно с российской территории контрабандным путем в Балтийские государства переправлялось товаров на сумму 5-7 млн. рублей (металлы, особенно цветные, бензин, строительные материалы, древесина, валюта, драгоценные металлы (Международная жизнь. 1993. № 8. С. 129).
В связи с отсутствием законодательного оформления границ у России возникло множество территориальных споров. Помимо споров со странами Балтии, у России существуют серьезные разногласия с Украиной по поводу Крыма, который Россия потеряла по воле Хрущева. Существует еще свыше 30 пограничных территорий, которые могут быть поводом для политических осложнений. В самом деле, три крупные русские области с целинными землями и богатыми природными ресурсами в свое время по росчерку сталинского пера отошли к Казахстану. Независимость Среднеазиатских и Закавказских республик изменила политическую структуру на юго-восточных границах России. В самой России независимыми объявили себя Татарская и Чеченская республики. Созданы немецкие национальные районы в Поволжье, на Алтае и в Сибири. Находящаяся в Грузии Юго-Осетинская республика стремится к объединению с Северо-Осетинской в составе Российской Федерации. Резко обострилась политическая обстановка на Северном Кавказе. Здесь произошли кровопролитные столкновения между Северной Осетией и Ингушетией. В декабре 1994 г. по существу началась война самой России с Чечней. Потребуется немало времени для цивилизованного решения всех перечисленных проблем.
И еще одна проблема, связанная с распадом СССР и развитием России. Это — проблема понятия "империя", применяемого к СССР. По этому поводу в одной из публикаций справедливо ставился вопрос: если СССР "империя", то какая? На этот вопрос ответил доктор исторических наук А.Б. Зубков: "В европейских империях (имеются в виду Британская, Французская, Итальянская, Нидерландская, Португальская, Испанская), завершивших свое существование в течение трех первых десятилетий после окончания второй мировой войны, метрополия всегда четко противопоставлялась колониальной периферии. Метрополия всегда имела собственную систему законодательной, исполнительной и судебной власти. Только граждане метрополии имели право избирать национальные законодательные учреждения, а в президентских республиках (например в Португалии, согласно конституции 13 марта 1933 г.) и главу государства. Население колоний и прочих зависимых территорий в число избирателей властей метрополии никогда не включалось. При этом эти законодательные власти метрополий, — и президенты, где они были, — обладали правом верховной власти над всей территорией империи, в том числе и над колониями, и над теми властными учреждениями, которые в колониях имелись. Фактически метрополии обладали полнотой власти также и над протекторатами и иными зависимыми территориями: например, Франция — над Тунисом и Французским Марокко, Великобритания — над Хайдарабадом, княжествами Малайи или королевствами Северной Нигерии, Испания — над Испанским Марокко, США — над Филиппинами (до 1946 г.) и Пуэрто-Рико.
Граждане метрополии избирали власть над всей империей, а граждане иных частей империи подчинялись этой не ими избранной власти" (Полис. 1992. № 1-2).
Россия создавалась на иной идеологической основе. Идеи христианизации или аккультурации народов не часто и только на короткое время появлялись в общественном сознании русских, например попытки христианизации казанских татар при Елизавете Петровне (середина XVIII в.) или русификации и обращения в православие латышей и эстонцев при Александре III и в годы царствования Николая II.
Главной целью империи, создававшейся в России на протяжении четырех столетий от присоединения Казани в 1552 г. и Астрахани в 1554 г., была не религиозная и культурная ассимиляция, а безопасность русского государства. К примеру, поволожские народы большей частью сохранили и мусульманскую религию, и язык, и историческую память до сего дня. Подъем татарского и башкирского национализма, возрождение ислама сегодня — яркие тому свидетельства. Подобным же образом сохранились языки и культура мусульман Северного Кавказа, ламаистов Южной Сибири и Калмыцкой степи, дохалкидонских христиан-армян, лютеран Прибалтики и Финляндии, католиков Польши и Литвы. Россия вошла в советскую эпоху страной сотен языков и наречий, многих религий, конфессий и сект. В так называемой "советской империи" ничего похожего на классические империи Запада не было.
После распада СССР страна столкнулась с большими трудностями и в социально-экономической и политической областях. В этой связи приведем оценку состояния экономики России, данную в постановлении Совета Министров Российской Федерации от 6 ноября 1993 г. о социально-экономическом положении страны: за январь — сентябрь 1993 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года произведенный национальный доход сократился на 15 %, объем промышленного производства — на 16,5 %, общая задолженность промышленных предприятий и строительных организаций возросла, составив 11,3 трлн. рублей, замедлились темпы приватизации крупных и средних предприятий, не удалось добиться повышения жизненного уровня населения.
Введения рынка, похоже, хотели все. Поначалу убеждение, что нужно как можно быстрее ввести рынок, и тогда в бывшем СССР начнется такая же райская жизнь, как и на Западе, овладела интеллигенцией. А затем эта убежденность передалась практически всем слоям общества. Никто не задумывался над тем, что, чем быстрее вводится рынок, тем тяжелее страдания народа. Это и понятно, так как рыночных хозяйств в мире сотни, а высокий уровень жизни — лишь в нескольких государствах.
Социально-экономическую и политическую обстановку начала 90-х гг. характеризуют и такие негативные явления, как большая волна преступности в различных сферах, коррупция, взяточничество, открытый бандитизм. Отметим, что коррупция была всегда: и в России дореволюционной, и в России социалистической. Но в современных условиях ее масштабы несоизмеримы. Причины ее расцвета заложены в тех процессах, которые проходят в современном российском обществе: становление рынка; появление богатых, так называемых "новых русских"; приватизация по существу за бесценок.
В годы перестройки казалось, что страна вступает в новый цикл модернизации общественных отношений, направленной на формирование политической демократии, демонополизацию экономики, освобождение частной инициативы, появление трудовой мотивации. Эти преобразования должны были повысить уровень социального благосостояния и создать социально-экономический и политический комфорт для раскрытия духовного, творческого, нравственного потенциала личности. Государству при всём этом отводилась роль гаранта сохранения того социального состояния населения и тех прав человека, которые были достигнуты на предыдущей стадии развития.
Ожидания не оправдались.
Во-первых, потому, что к началу 90-х гг. оказалась почти полностью разрушенной индустриальная экономика, доведенная до такого состояния, когда она лишилась способности адаптироваться к новым, и прежде всего финансовым и политическим, условиям воспроизводства.
Во-вторых, потому, что к этому времени был практически полностью дискредитирован созидательный труд, фальсифицирован социальный статус работника, отвергнуты ценностные ориентиры, определяющие гражданские приоритеты.
В-третьих, потому, что была дезорганизована система управления экономикой. Корпоративные интересы чиновников привели к созданию замкнутых структур, подменявших народнохозяйственные цели корыстными планами новых групп, стремительно овладевших всем тем, чем до политики "перестройки" они только управляли.
Наконец, в-четвертых, потому, что под прикрытием реформ развернулась ожесточенная борьба за власть. Ее результаты многоплановы и опустошительны.
Заключение
В конечном итоге рассмотрев, все основные политические и экономические преобразования совершенные в эпоху перестройки, можно перейти к обзору ее итогов. 
Так что же я имел ввиду говоря и применяя термин «перестройка»? Вообще в широком понимании это есть совокупность политических, правовых и социальных процессов и явлений, которые связаны с реформами и разрушением государственных институтов СССР.  Перестройка, это масштабная попытка изменить общественный строй СССР, которую предпринял Горбачев в восемьдесят пятом году. По факту, это определенная система революций  и реформ, которые были направлены с целью обновления и возможности дать второе дыхание социализму. Все эти изменения связанные  с обществом. ВВЕДЕНИЕм гласности, идейный плюрализм, введения различных реформ не принесли перестройке предполагаемых целей. Вся эта перестройка породила ряд проблем, которые можно рассматривать двояко, например как демократическую и посткоммунистическую революцию, а так же как распад России и превращение ее в придаток сырьевой для других стран.
У нас произошла мировая геополитическая катастрофа в 90-91 гг. Она стала неожиданностью для советского народа. Конец коммунизма в 85-91 гг. начало приватизации. Частная собственность узаконилась. Превращение советской номенклатуры в капиталистов и олигархов.  Все это идеен на фоне разгрома страны, которая проиграла в психологической и холодной войне как внутри страны так и во внешнем мире.  Все это заканчивается распадом и поражением могущественного государства СССР.
Причиной политической дестабилизации которая повлекла развал систем управления советского народного хозяйства являлась катастрофа «перестройки».
Все это привело к длительной дискуссии можно ли было избежать катастрофы применяя реформы в отношении советской экономики.  
Так как присутствовало тотальное засилье марксизма и не было подготовленных экономистов к началу перестройки, в вину Горбачеву можно поставить только то что у  него не было реальных представлений и знаний о механизме советской экономики. В конечном итоге  все результаты истории будут определены историей и российскими реформами сравнительными с западными моделями, которым дал дорогу Горбачев.


Похожие работы:
Перестройка и возрождение политического плюрализма 1985-1991 гг.

28.07.2010/курсовая работа

Перестройка как название совокупности политических и экономических реформ, проводившихся в СССР в 1986-1991 годах. Основные события перестройки. Реформы в экономике, формирование многопартийной системы и тенденции перестройки. Причины неудач перестройки.

Историческая наука в России в 30-е гг.

7.07.2010/реферат

Унификация исторического знания в 30-е годы ХХ в. Процесс политизации истории как науки. Влияние Сталина на историческую науку. Перестройка исторических учреждений и преподавания истории. Денационализация, тенденции фальсификации исторической реальности.

Период экономических и политических реформ в России

7.06.2008/реферат

Попытки обновления общества во второй половине 80-х – начале 90-х годов. Перестройка и "новое мышление" во внешней политике СССР. Деятельность нового правительства - программы сокращения бюджетного дефицита и пенсионной реформы, борьба с коррупцией.


Похожие учебники и литература:    Готовые списки литературы по ГОСТ

История отечества. Курс лекций
История. Справочник для подготовки к ЕГЭ
Цивилизации Древнего Востока
История нового времени
История России
История России с древних времён до начала 19 века
История Казахстана - экзаменационные билеты
История СССР
История отечества - полный курс лекций
История России 19-20 века
История Древних цивилизаций
История государственного управления в России
Отечественная история. Учебник
История нового времени. Лекции
История нового времени. Лекции 2
История нового времени. Лекции 3
Российская империя во второй половине XIX
Российская империя в конце XIX - начале XX века
История России XVIII века
Российская империя во первой половине XIX
Источники отечественной истории государства и права кратко



Скачать работу: Перестройка и распад СССР, 2017 г.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по
         дисциплине История и исторические личности