⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » Рефераты » Текст работы «Речевой этикет и культура общения»


Речевой этикет и культура общения

Понятие и сущность речевого этикета, его роль в культуре общения и ораторском искусстве. Признаки речевого этика. Нарушения речевого этика. 

Дисциплина: Этика и эстетика
Вид работы: реферат
Язык: русский
ВУЗ: -
Дата добавления: 8.11.2017
Размер файла: 34 Kb
Просмотров: 3900
Загрузок: 9

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Речевой этикет и культура общения (предмет: Этика и эстетика) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.
Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)
.

Текст работыСкачать файлЗаказать работу без рисков и посредников








Хочу скачать данную работу! Нажмите на слово скачать
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте. Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.

Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.
Сделать работу самостоятельно с помощью "РЕФ-Мастера" ©
Узнать подробней о Реф-Мастере
РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Речевой этикет и культура общения.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!
Как правильно написать введение?
Подробней о нашей инструкции по введению
Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.
Как правильно написать заключение?
Подробней о нашей инструкции по заключению
Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.
Всё об оформлении списка литературы по ГОСТу Как оформить список литературы по ГОСТу?
Рекомендуем
Учебники по дисциплине: Этика и эстетика


Как скачать? | + Увеличить шрифт | - Уменьшить шрифт






реферат по предмету Этика и эстетика на тему: Речевой этикет и культура общения; понятие и виды, классификация и структура, 2017-2018 год.

Реферат на тему: Речевой этикет и культура общения

ВВЕДЕНИЕ
Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой речевого общения и культурой речевого поведения. Ораторское искусство невозможно без использования речевого этикета.
В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают, совершают определенные речевые действия. При этом, прежде чем перейти к обмену логико-содержательной информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Они почти не замечаются, поскольку являются привычными. Заметным становится нарушение неписаных правил: продавец обратился к покупателю на «ты», знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок. Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения и общения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом между двумя индивидами в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт и его использование в ораторском искусстве.
Цель данной работы - изучить содержание и роль речевого этикета в общении и ораторском мастерстве в частности.
 

1. Понятие речевого этикета

Этикет определяется как совокупность правил поведения, обеспечивающих поддержание существующих в данном обществе представлений о подобающих манерах и стиле учтивости и взаимоуважения. Речевой этикет составляет основу культуры общения.
Правила этикета распространяются на основные формы активности людей: на собственно поведение, а также на общение и деятельность. Этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. В этикетных целях мы часто используем предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы и т.д.), особенности одежды (выбор праздничной, траурной или будничной одежды хорошо показывает, как мы воспринимаем обстановку, как относимся к другим участникам общения). Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь.
Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом — сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта, произнесения речей. Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения.
Богатый набор языковых средств дает возможность выбрать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата форму общения — ты или вы, — установить дружескую, непринужденную или, напротив, сдержанно-официальную тональность разговора.
Важно подчеркнуть, что в речевом этикете «передается» в первую очередь социальная информация о говорящем и его адресате. О том, знакомы они или нет, об отношениях равенства или неравенства по возрасту, служебному положению, об их личных отношениях, о том, в какой обстановке происходит общение, и т.д. Так, если кто-то говорит другому: «Доброго здоровьица!» — то нет сомнения, что это пожилой житель деревни или выходец из нее. Если кто-то бросает: «Привет!» — значит, обстановка неофициальная, люди находятся в равных, непринужденных, дружеских отношениях. Но представим себе, что слово «Привет!» скажет ученик учителю. Нетрудно заключить, что такое обращение будет явно некорректным, нарушением этикета.
Выбор наиболее уместных выражений речевого этикета и составляет правила (да и речевое искусство) вербального вступления в коммуникацию. Можно для примера привести ситуацию из литературно-художественного произведения, в которой герой повествования, интеллигент, сумел быстро установить речевой контакт с человеком иной социальной среды, замешанным в неблаговидных делах:
Я подождал в стороне, пока он освободится, пока отъезжающие скроются в вагоне, а провожающие рассредоточатся вдоль состава по окнам купе. И тут он вышел из тамбура запыхавшись, суя чаевые в карман. Этакий рыжеватый детина, этакий хитрый кот с бегающими глазами. Я чуть было не допустил оплошность — едва не обратился к нему на «вы», да еще чуть не извинился за беспокойство.
—  Привет, Утюг, как дела? — сказал я ему насколько возможно бесцеремонней.
—  Дела как в Польше: у кого телега, тот и пан, — бойко ответил он, точно мы с ним сто лет были знакомы (Ч. Айтматов).
ЕСЛИ бы герой, следуя собственным привычкам, обратился к собеседнику на «вы», да еще с извинением за беспокойство, адресат сразу бы понял, что перед ним чужак, а значит, необходимо быть с ним осторожным или вовсе не говорить ни о чем. Можно сделать вывод, что в языковых знаках речевого этикета заложены, а в речи реализуются социальные сигналы типа «свой — чужой», «равный — неравный», «старший — младший» и т.д.
Любое общество во всякий момент своего существования неоднородно, многолико. Для каждого слоя и социальной общности есть свой набор этикетных средств, а также совокупность общих, для всех нейтральных корректных выражений (общеупотребительных). И есть осознание того, что в контактах с иной средой необходимо выбирать или стилистически нейтральные, или свойственные этой среде средства общения. Так, если среди подростков возможно обращение: «Эй, ты!», то к взрослому человеку подростку следует обращаться иначе — например: «Разрешите спросить».
Употребляя выражения речевого этикета, мы совершаем сравнительно несложные речевые операции в сознании и речевые действия на практике: обращаемся, приветствуем, благодарим и т.д. Но почему же в языке существует такое множество способов это делать? В русском языке сформировалось до сорока выражений, применяемых в приветствиях, а у японцев — более пятидесяти. Существует также множество речевых форм прощания, благодарности и т.п. А сколько возможностей осуществить просьбу: «Я прошу вас сделать это», «Просьба не шуметь», «Сделайте это, пожалуйста», «Если вам не трудно, подайте, пожалуйста, книгу», «Вам не трудно подвинуться?», «У вас не найдется, чем записать?» и др.
А все дело в том, что каждое выражение мы выбираем с учетом того, кто, кому, где, когда, почему и зачем говорит. Вот и получается, что сложная языковая социальная информация заложена как раз в речевом этикете в наибольшей степени.
этикет культура общения реферат

2. Признаки речевого этикета

Можно выделить несколько сущностных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную актуальность и значимость для ораторского искусства.
Первый признак связан с естественным императивом (рекомендацией) общества к употреблению знаков этикета. Хочешь быть «своим» в этой группе — большой или малой, национальной или общесоциальной, — исполняй соответствующие ритуалы поведения и общения. Например, мы пишем новогодние открытки. Они, как правило, стереотипны: «Поздравляю... Желаю счастья, здоровья, успехов...» Но как бесприютно и холодно без этих поздравлений, без знаков внимания, без словесных «поглаживаний». И воспринимать эту информацию следует именно как знак социальных контактов и понимать, что вопрос «Как здоровье?» вовсе не предполагает рассказа о ваших болезнях. Это не содержательный вопрос врача или заинтересованного родственника, это знак социального «поглаживания», речевого контактирования.
Второй важный признак речевого этикета заключается в том, что произношение этикетного выражения представляет собой внешнее речевое действие, связанное с выполнением конкретного дела с помощью речи. Известно, что для осуществления множества действий внешняя речь не нужна. Вы шьете или строите, сажаете дерево или ходите — все эти практические операции сопровождает, как правило, только внутренняя речь. Она в основном не связана с речевым этикетом. Но есть такие действия, которые могут совершаться преимущественно с помощью одного инструмента — языка, речи. Как осуществить действие «совет», или «обещание», или «благодарность»? Для этого надо сказать: советую, обещаю, благодарю. Исследования выявили, что зафиксированные в словарях названия речевых действий в совокупности составляют около тысячи форм, способов же непосредственного их выражения — великое множество. В каждой ситуации речевого этикета можно обнаружить высказывания, объединенные в системно организованную семантическую группу. Так, например, в группе под названием «Благодарность» встречаем: «Благодарю вас», «Спасибо», «Я вам (так) благодарен», «Я вам признателен», «Я хочу поблагодарить», «Я хотел бы поблагодарить», «Позвольте поблагодарить», «Примите мою благодарность» и т.д. Причем некоторые выражения употребляются преимущественно с «вы»-формой, другие — с «ты»- и «вы»-формами одновременно.
Важно учитывать, что произнесение выбранного выражения происходит тогда, когда собеседники «я» и «ты» встречаются «здесь» и «сейчас», поэтому для всех выражений характерна реальная модальность соответствия ситуации непосредственного общения, настоящее время момента речи независимо от формы предложения, в том числе с сослагательным или повелительным наклонением глагола. А поскольку произнесение выражения речевого этикета и есть само дело, причем социально и личностно значимое, ясно, насколько важен речевой этикет.
Третий признак речевого этикета раскрывает структуру высказываний, в которых соотносятся «я» и «ты»: «Я благодарю вас», «Извините меня». Открытое «я» и «ты» эксплицитно представлено в грамматике предложения, но может быть и скрытным, имплицитным. Семантически скрытое соотношение «я» и «ты» может быть представлено в выражениях от «третьего лица» или иными способами. Например, благодарность — «Спасибо» или извинение — «Виноват», в силу синонимии, функциональной эквивалентности с представленными ранее открытыми формами, содержат в глубинной структуре «я» говорящего и «ты» адресата: «(Я говорю вам) спасибо» или «(Я перед вами) виноват». Когда коммуниканты открыты в структуре выражений речевого этикета, сила его воздействия проявляется более ярко, чем в скрытых структурах.
Четвертым важным признаком речевого этикета можно считать его связь с категорией вежливости. С одной стороны, вежливость — это моральное качество, характеризующее учтивого человека, для которого проявление уважения к людям стало привычным способом общения с окружающими, повседневной нормой поведения и общения. С другой стороны — это абстрагированная от конкретных людей этическая категория, получившая закрепление и в формах языка. Вежливость необходимо выражать, прежде всего, вербально, демонстрировать при общении. Если я внутренне кого-то уважаю, но никак этого не проявляю, уважительность к человеку окажется явно нереализованной.
Речевое высказывание уважительности особенно важно в официальной разговорной ситуации при обращении с незнакомыми людьми, а также между представителями различных возрастных категорий.
Вступая в контакт с родными, друзьями, знакомыми, мы, заранее зная «меру» любви и уважения друг к другу, имеем множество способов это подчеркнуть. С незнакомыми же людьми мера хорошего отношения — это в первую очередь вежливость. Здесь речевой этикет незаменим. С нравственно-ценностной точки зрения речевого поведения и общения вежливость предполагает «ненанесение ущерба» речью, оказание вербальных знаков внимания, по возможности одобрение партнера и в то же время отведение от себя комплиментов. Речевой этикет предполагает проявление скромности в самооценках и даже некоторое преуменьшение собственных достоинств.
Проявление такта не позволяет вторгаться в личные сферы собеседников, задавать нескромные вопросы. Вежливые люди в разных ситуациях и по отношению к разным партнерам ведут себя корректно, учтиво, галантно. А вот неумелая и неуместная вежливость воспринимается как манерность, церемонность или вовсе невоспитанность. Вежливость бывает искренней, идущей от чистого сердца, а также как «вежливость-маска», за внешним вербальным проявлением которой скрываются иные, часто корыстные отношения. В ситуативном общении с незнакомыми люди соприкасаются главным образом лишь своими социальными ролями: продавец — покупатель, врач — пациент, юрист — клиент, чиновник — проситель, пассажир — пассажир, кассир — покупающий билет и т.д. В этих ситуациях «вежливость-маска» как формальная вежливость предпочтительнее, чем открытая грубость.
Проявления грубости многообразны. Это и заносчивость, и спесивость, и высокомерие или манерность, это оскорбление, нанесение обиды. Невежливостью в речевом общении является отсутствие речевого такта при совершении каких-либо проступков или неосторожных действий: толкнул пассажира в автобусе и не извинился; не сдержался, нагрубил родителям и не попросил прощения; непризнание своих действий как хулиганских и т.д. Невежливость в речевом общении означает также использование слов, имеющих негативную окраску и содержание, а также слов нелитературного языка, воспринимающихся другими как оскорбление. Невежливые высказывания строятся преимущественно с «ты»-формами: «Что ты ребенку на голову напялила?», «Зачем ты столько воды в суп набухала?» (примеры Е.А. Земской).
Неуместны также «вы»-формы в ситуациях общения давно и близко знакомых людей, в общении с детьми. В таких случаях эффект невежливости усиливается. Обида может быть нанесена также негативной оценкой третьего лица, близкого адресату (друга, жены, ребенка и т.д.) и просто прямым употреблением ругательства. Нужно усвоить, что на грубость нельзя отвечать грубостью. Это общение порождает целый поток взаимных оскорблений, может вовлечь окружающих и перерасти в конфликт. Корректный и подчеркнуто вежливый ответ, как правило, снижает проявление грубости или прекращает общение ретировкой грубияна. Речевой этикет служит действенным средством снятия речевой агрессии.
Пятый сущностной признак связан с тем, что речевой этикет — важный элемент культуры народа, продукт культурной деятельности человека и инструмент такой деятельности. Речевой этикет является составной частью духовной культуры общества и социальной активности личности. В выражениях речевого этикета зафиксированы социальные отношения той или иной эпохи. Этикетные выражения «Покорнейше благодарю», «Ваш покорный слуга», «Нижайше кланяюсь» или «Бью челом», «Милостивый государь», «Ваша светлость» и многие другие сегодня употребляются редко. Но они сохранились как архетипы духовной культуры народа, обладают высокой значимостью для социальных отношений.
культура общения речь этикет.


Заказать реферат (курсовую, диплом или отчёт) без рисков, напрямую у автора.

Похожие работы:

История обращения людей друг к другу в России

18.02.2009/эссе

Возможность общаться – одно из самых больших достояний и удовольствий человека. Обращение людей друг к другу и его основная функция. Речевой этикет и его роль в современном обществе. Виды обращения и зависимость их от социальной роли говорящего.


Похожие учебники и литература:    Готовые списки литературы по ГОСТ

Этикет и этика делового общения. Курс лекций.
Риторика. Лекции
Риторика. Лекции 2
Этика и мораль. Обоснование и парадоксы морали. Мораль лжи и насилия
Прикладная этика и её направления
Виды профессиональной этики
Этические основы русской философии



Скачать работу: Речевой этикет и культура общения, 2017 г.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по
         дисциплине Этика и эстетика