⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » Рефераты » Текст работы «Зарубежная практика и международный уровень правового регулирования оперативно-розыскной деятельности»


Зарубежная практика и международный уровень правового регулирования оперативно-розыскной деятельности

Международная практика правового регулирования ОРД. Общие черты и различия правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в России и за рубежом. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в странах Западной Европы и в США. Правовые основы регулирования оперативно-розыскной деятельности в странах ближнего зарубежья. Правовые основы международного сотрудничества в оперативно-розыскной деятельности. 

Дисциплина: Криминалистика и криминология, ОРД
Вид работы: курсовая работа
Язык: русский
ВУЗ: --
Дата добавления: 9.02.2018
Размер файла: 64 Kb
Просмотров: 1459
Загрузок: 4

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Зарубежная практика и международный уровень правового регулирования оперативно-розыскной деятельности (предмет: Криминалистика и криминология, ОРД) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.
Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)
.

Текст работыСкачать файл








Хочу скачать данную работу! Нажмите на слово скачать
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте. Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.

Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.
Сделать работу самостоятельно с помощью "РЕФ-Мастера" ©
Узнать подробней о Реф-Мастере
РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Зарубежная практика и международный уровень правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!
Как правильно написать введение?
Подробней о нашей инструкции по введению
Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.
Как правильно написать заключение?
Подробней о нашей инструкции по заключению
Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.
Всё об оформлении списка литературы по ГОСТу Как оформить список литературы по ГОСТу?
Рекомендуем
Учебники по дисциплине: Криминалистика и криминология, ОРД


Краткое описание документа: Зарубежная практика и международный уровень правового регулирования оперативно-розыскной деятельности курсовая работа по дисциплине Криминалистика и криминология, ОРД. Понятие, сущность и виды, 2017.

Как скачать? | + Увеличить шрифт | - Уменьшить шрифт






курсовая работа по дисциплине Криминалистика и криминология, ОРД на тему: Зарубежная практика и международный уровень правового регулирования оперативно-розыскной деятельности; понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год.

Курсовая работа на тему: Зарубежная практика и международный уровень правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, 2018.
 

1. Общие черты и различия правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в России и за рубежом

Оперативно-розыскная деятельность в зарубежных странах (имеются в виду страны Западной Европы, США), как и в России, сначала также не имела законодательного регулирования. При этом в отличие от России в западных государствах намного раньше начался рост организованной преступности, наркопреступности, терроризма и иных видов преступлений, характерных для XX, а затем и XXI в. Борьба с ними не могла ограничиваться только официальной юриспруденцией и уголовным судопроизводством, необходимо было активно использовать оперативные методы работы в деятельности правоохранительных органов.
В целях обеспечения внутренней безопасности, под напором роста опасных видов криминальных явлений, таких как террористические акты, коррупционные преступления, наплыв нелегальных мигрантов и т.д., в 1960-е гг. в западных странах начало формироваться оперативно-розыскное законодательство. В США и в ФРГ в 1968 г. были приняты первые законодательные акты, разрешающие прослушивать телефонные переговоры, т.е. осуществлять мероприятия, ограничивающие конституционные права и свободы граждан. Во Франции такой закон был принят в 1991 г., а в Великобритании — в 2000 г. В это же время и в других странах Западной Европы стали приниматься аналогичные законы.
В отличие от оперативно-розыскного законодательства России в западных странах ряд оперативно-розыскных мероприятий регулируется уголовно-процессуальными законами (Германия, Франция). Уголовный процесс в зарубежных странах широко использует сведения, получаемые через осведомителей или агентурный аппарат, в том числе для доказывания при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел, что в России пока не может быть широко применено в силу сложившегося менталитета, следственной и судебной практики. Агентурная работа в России носит больше информационный, а не доказательственный характер.
Одним из отличий норм оперативно-розыскного законодательства иностранных государств является отсутствие привилегий в отношении любых должностных лиц, т.е. возможно проведение оперативно-розыскных мероприятий без учета служебного положения гражданина и его статуса. Это способствует реальному равноправию всех граждан и серьезно влияет на борьбу с коррупцией в сфере государственной власти на любом уровне.
Другая отличительная черта оперативно-розыскной деятельности зарубежных спецслужб и правоохранительных органов — широкое применение судебной практики. Значение имеют судебные решения как внутри страны, так и прецеденты Европейского суда по правам человека, которые определяют руководящие принципы по применению Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод для практики работы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Сравнительный анализ законодательства России и зарубежных стран показывает, что во многих государствах оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные нормы взаимосвязаны и органически дополняют друг друга. Вместе с тем, в отличие от западных стран, в России действует ФЗ об ОРД, где сконцентрированы основные принципы и правовые положения, регулирующие всю оперативно-розыскную деятельность, являющуюся стержневым фактором для всего оперативно-розыскного законодательства, чего нет в зарубежных нормах права. В то же время сближение уголовного судопроизводства и оперативно-розыскного права в
России будет идти не такими быстрыми темпами, как на Западе, в силу сложившегося правосознания и общественных отношений, отсутствия правовых традиций, необходимости проверки временем нововведений в этой сфере.
С начала XXI в. практически во всех странах Запада, в США и в России совершены акты терроризма, которые по своей жестокости и масштабам ранее не имели аналогов. Результатом таких действий стали принесенные в жертву мнимым идеалам и идеологии тысячи жизней, огромные материальные разрушения, страх и некоторая дестабилизация. В связи с этим законодательство, регулирующее оперативно-розыскную деятельность, стало меняться в сторону уменьшения правовых и судебных гарантий при проведении оперативных мероприятий с предоставлением больших прав оперативно-розыскным органам, ведущим борьбу с терроризмом и иными государственными преступлениями. В США в оперативно-розыскное законодательство было введено понятие «дознание с пристрастием», обсуждается вопрос о прослушивании телефонных переговоров без санкции суда, осуществляется общий мониторинг   радиоэфира   и   сетей   передачи   информации,   включая
Интернет, с целью выявления признаков готовящихся террористических актов, разрешается получать информацию о лицах, подозреваемых в террористической деятельности, с использованием баз данных любого уровня и т.д.
При этом эти меры имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Свернуть демократические институты, которые исламским фундаменталистам и представителям других радикальных течений кажутся слабостью западных стран, можно за минимальные сроки. Это, несомненно, повысит эффективность борьбы со всеми видами преступлений, включая террористические и экстремистские действия, позволит оперативно-розыскным органам применить весь потенциал своих средств и методов для результативной оперативной работы. При этом, с другой стороны, формирование правовых норм, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, должно оптимально совмещать в себе дальнейшее ее совершенствование с обеспечением остроты и точности проведения оперативных мероприятий, но с сохранением и развитием конституционных гарантий основных прав и свобод граждан.
 

2. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в странах Западной Европы и в США

Великобритания. Органами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность в Великобритании, являются Столичная лондонская полиция (Скотланд-Ярд), Национальное управление по борьбе с преступностью, Шотландское управление по борьбе с преступностью, Национальная служба криминальной разведки, Служба безопасности, Секретная разведывательная служба и др.
В стране создана четкая система контроля за деятельностью оперативно-розыскных органов. С 2000 г. существует Трибунал для рассмотрения жалоб граждан на действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, ограничивающие их конституционные права и интересы. Особенностью Трибунала является то, что его решения окончательны и не подлежат обжалованию внутри страны.
Образованы контролирующие институты специальных уполномоченных для органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: для спецслужб — Специальный уполномоченный по разведывательным службам; для правоприменительных органов — Специальный уполномоченный по вопросам перехвата сообщений, Специальный уполномоченный полиции, Специальный уполномоченный по розыскным операциям в Северной Ирландии. Кроме того, создан институт Главного уполномоченного по наблюдению, который решает вопросы, не входящие в компетенцию перечисленных уполномоченных.
Таким образом, в Великобритании суды не участвуют в контроле за оперативно-розыскными органами и не уполномочены давать санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Источниками права в области оперативно-розыскной деятельности являются:
•    законодательные акты, принимаемые парламентом;
•    акты, принятые на основе делегированного права;
•    ведомственные приказы и инструкции;
•    судебные решения.
В настоящее время в Великобритании действуют следующие законы, регулирующие оперативно-розыскную деятельность: Акт о регулировании розыскных полномочий 2000 г., Акт о Службе безопасности 1989 г., Акт о разведывательных службах 1994 г., Акт о полиции 1997 г., Акт о полицейских и уголовных доказательствах 1984 г. и др.
Государственным секретарем Великобритании (делегированное право) также утверждены правила проведения отдельных оперативно-розыскных действий, которые носят название кодексов: о наблюдении, об операции «под прикрытием», об использовании осведомителей.
Для регулирования организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органы, ее осуществляющие, издают закрытые и открытые ведомственные приказы и инструкции.
Определенную роль в стране продолжают играть суды, выносящие решения, которые становятся прецедентом в области того или иного вопроса, касающегося оперативно-розыскной деятельности.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий, не ограничивающих конституционные права граждан, действуют:
•    Кодекс об осведомителях, регулирующий привлечение (вербовку) граждан к оперативно-розыскной деятельности;
•    Кодекс о наблюдении, регулирующий порядок наблюдения в общественных и частных местах с проведением фото- и видеосъемки;
•    Кодекс об операциях «под прикрытием», регулирующий такие мероприятия, как проверочная закупка, внедрение с проникновением в преступную среду и «подстава» — для имитации жертвы преступления при аресте преступника.
Германия.  Органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в Федеративной Республике Германия, являются:
•    Федеральное ведомство по охране Конституции (политическая разведка и контрразведка);
•    земельные ведомства по охране конституции;
•    Федеральная разведывательная служба;
•    Служба военной контрразведки;
•    Военная полиция Бундесвера;
•    Федеральная пограничная охрана;
•    Федеральное ведомство по уголовным делам (криминальная полиция) и др.
До 1968 г. германские службы безопасности и органы криминального расследования не имели законных оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, хотя проводили их. При этом в связи с разгулом терроризма в середине 1960-х гг. Бундестаг принял решение дополнить ст. 10 Основного закона и перечислить обстоятельства, при которых органы национальной безопасности и другие спецслужбы могут перехватывать телефонные разговоры и почтовые отправления.
В настоящее время федеральными законодательными актами, регулирующими оперативно-розыскную деятельность в ФРГ, являются:
•    Закон 1968 г. об ограничении тайны переписки, почтовых отправлений и телефонной связи ;
•    Уголовно-процессуальный кодекс  1877 г. (в редакции от 7 апреля 1987 г.);
•    Закон о Федеральной разведывательной службе (БНД) 1990 г.;
•    Закон о Службе военной контрразведки (МАД) 1990 г.;
•    Федеральный закон об охране Конституции 1990 г. Кроме указанных федеральных законов в Германии имеются и местные — земельные — акты, которые практически дублируют федеральное законодательство, а также подзаконные акты соответствующих ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Существует принципиальная разница в санкционировании проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека (право на тайну телефонных переговоров, почтовой, телеграфной и электронной связи, неприкосновенность жилища), спецслужбами и полицейскими ведомствами. Указанные правоограничительные мероприятия до возбуждения уголовного дела или в разведывательных либо контрразведывательных целях могут проводиться Федеральной разведывательной службой (БНД) с санкции уполномоченного Федеральным канцлером федерального министра, а также Службой военной контрразведки для обеспечения собственной безопасности и Федеральным ведомством по охране конституции (БВФ), т.е. без судебного разрешения . В данных случаях полиция не вправе осуществлять какие-либо действия, связанные с ограничением конституционных прав граждан.
После возбуждения уголовного дела и начала предварительного расследования, когда материалы передаются в полицию для сбора доказательств, все оперативные мероприятия, согласно УПК, проводятся с санкции судьи либо (при неотложности мероприятий) с санкции прокурора, но при последующем получении санкции суда в течение 3 суток.
Оперативно-розыскные мероприятия, которые не ограничивают права человека, изложены в УПК, подзаконных ведомственных инструкциях и иных нормативных актах.
На основании судейского решения также проводятся и другие оперативно-розыскные мероприятия: негласное фотографирование, создание фотороботов интересующих лиц, негласное прослушивание и запись разговоров граждан, проведение полицией негласного наружного наблюдения за обвиняемым и связанными с ним лицами, их транспортными средствами. УПК РФ запрещает применение физического воздействия, обмана, гипноза, обещания не предусмотренных законом выгод, а также применение детектора лжи.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, на практике используют и такие формы оперативно-розыскных мероприятий, как проверочная закупка, создание легендированных юридических лиц, использование осведомителей (без ограничения по лицам), что не запрещается законом с целью раскрытия и расследования преступлений.
Франция. В этой стране нет четкой регламентации компетенции различных полицейских органов и спецслужб, а соответственно, и порядка проведения оперативно-розыскной деятельности.
Органами, компетентными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, являются:
•    Национальная гражданская полиция;
•    Дирекция   по   наблюдению  за  территориями  —  служба контрразведки;
•    Национальная жандармерия (подчинена Минобороны Франции);
•    Служба охраны высших должностных лиц;
•    Центральная дирекция пограничной полиции.
После того как Европейский суд по правам человека установил, что французские нормы нарушают Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, поскольку в законодательстве страны нет закона, регулирующего оперативно-розыскную деятельность, связанную с ограничением прав человека, французский парламент 10 июля 1991 г. принял Закон № 91-646 о тайне корреспонденции на каналах телекоммуникации. Указанный Закон считается основным законодательным актом Франции в области оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, оперативно-розыскная деятельность регулируется принятым в 1991 г. Законом № 91-1264, регламентирующим контролируемую поставку в области наркоторговли.
Также оперативно-розыскная деятельность регулируется правительственными Декретами:
•    от 26 мая 1975 г. № 75-752 «Об определении положения НЦБ Интерпола Франции в структуре МВД»;
•    от 2 апреля 1982 г. № 82-306 «О создании и функциях Генеральной дирекции внешней безопасности» — разведывательной службы Франции;
•    от 22 декабря 1982 г. № 82-1100 «О функциях Дирекции по наблюдению за территорией»;
•    от 17 июля 1998 г. № 98-608 «Об организации защиты секретов национальной обороны».
По аналогии с оперативно-розыскным законодательством ФРГ во Франции существует первый (административный) и второй (судебный) уровень проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека,
На первом уровне, при проведении оперативно-розыскного мероприятия вне рамок уголовного дела, целью сбора необходимых сведений является национальная безопасность, защита важных элементов научного и экономического потенциала Франции, предотвращение терроризма, пресечение бандитизма и организованной преступности, обеспечение собственной безопасности Министерства обороны. Санкция на проведение оперативно-розыскных мероприятий в этом случае выдается премьер-министром либо одним из двух специально назначенных им лиц по письменному мотивированному запросу министра обороны (ему подчиняется Генеральная дирекция внешней безопасности), министра внутренних дел (ему подчиняются полицейские органы, контрразведка, пограничная полиция и Служба охраны высших должностных лиц) либо руководителя таможенной службы на срок до 4 месяцев с возможностью дальнейшего продления.
Второй уровень проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, осуществляется с санкции следственного судьи в рамках расследуемого уголовного дела по преступлениям, за которые предусмотрено тюремное заключение свыше 2 лет. Срок проведения таких мероприятий — не более 4 месяцев1. При этом в отношении любых должностных лиц ни в германском, ни во французском законодательстве нет каких-либо исключений.
Порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, не ограничивающих конституционные права граждан, в законодательстве Франции не отрегулирован. Конкретизация проведения таких мероприятий регламентирована внутриведомственными актами с учетом их дальнейшей судебной оценки в случае использования при доказывании по уголовным делам.
США. Здесь нет четкой единой системы полиции, подразделяющейся на федеральные и местные органы с подчинением их друг другу. В стране существуют примерно 20 полицейских подразделений, в функции которых входит пресечение, предупреждение и раскрытие преступлений. При этом эти подразделения не взаимосвязаны, существуют автономно и занимаются выявлением, раскрытием и расследованием преступлений в основном лишь на своих территориях.
Кроме этого, в стране существуют более 20 федеральных служб по борьбе с конкретными видами преступлений: Федеральное бюро расследований, Федеральная таможенная служба, Федеральное бюро тюрем, Служба иммиграции и натурализации, Федеральная служба почтовой инспекции, Администрация по борьбе с наркотиками, Федеральная секретная служба, Федеральная служба маршалов (судебные приставы), Федеральная лесная служба и др. Должностные лица перечисленных и других органов в пределах своей компетенции вправе выявлять, пресекать, предупреждать и раскрывать преступления, в том числе подвергать задержанию и аресту подозреваемых, выполнять другие действия, которые по аналогии с российскими нормами права могут быть названы следственными и оперативно-розыскными.
Большая роль в следственной и оперативно-розыскной деятельности отводится Федеральному бюро расследований (ФБР), имеющему представительства во всех штатах и численный состав более 24 тыс. сотрудников. ФБР занимается расследованием около 200 составов наиболее опасных видов преступлений, караемых в соответствии с федеральными законами.
Правовыми   источниками   при   регулировании   оперативно-розыскной деятельности в США являются:
1)    Конституция США, включая имеющиеся к ней поправки;
2)    законодательные акты, принимаемые конгрессом США;
3)    исполнительные приказы Президента США;
4)    ведомственные инструкции;
5)    судебные решения.
В области оперативно-розыскной деятельности сегодня действуют следующие законодательные акты:
•    Закон о контроле над преступностью и безопасностью на улицах, включающий раздел о перехвате проводных и электронных линий 1968 г. ;
•    Закон о наблюдении за иностранной разведкой 1978 г. ;
•    Закон об обеспечении правоприменения средств связи 1994 г. Кроме того, применяются инструкции Генерального атторнея:
•    Об использовании осведомителей и конфиденциальных источников от 2 декабря 1980 г. ;
•    Об операциях ФБР «под прикрытием» от 31 декабря 1980 г.;
•    О порядке расследования по делам об общеуголовных преступлениях, предприятиях организованной преступности, внутренней безопасности и терроризме от 7 марта 1983 г. ;
•    О методах добывания документальных материалов, находящихся у третьих лиц.
Как и в России, в США оперативно-розыскные мероприятия делятся на ограничивающие и не ограничивающие конституционные права граждан, но они имеют свои особенности.
Для проведения мероприятий, ограничивающих права граждан, — прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, устных, телеграфных и иных сообщений, — а также мероприятий, проводимых с ограничением права на неприкосновенность жилища, требуется разрешение суда. В соответствии с Законом 1968 г. указанные мероприятия могут быть проведены по любому преступлению, за которое предусмотрено наказание в виде смертной казни либо лишения свободы на срок более одного года. При этом санкция суда требуется и при записи разговоров лиц в частных владениях, например при использовании направленного микрофона, или «слуховом контроле». Такие оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться и без разрешения суда, но в этом случае разрешение должно быть получено в течение 48 часов после начала мероприятия, в противном случае оно должно быть прекращено. Общий срок проводимого мероприятия — 30 суток2.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий, не ограничивающих права граждан, разрешение суда не требуется. При этом их проведение в зависимости от значения и материальных затрат санкционируется либо директором ФБР, либо руководителем территориального органа ФБР.
При выявлении общеуголовного преступления производство по делу начинается с регистрации заявления или сообщения, после чего начинается их проверка. Для этого используются все приемы и способы оперативно-розыскной деятельности. Полицейскому дозволено выявлять и собирать предметы и документы, которые впоследствии могут стать вещественными или письменными доказательствами, опрашивать свидетелей и потерпевших, а также подозреваемого, находящегося на свободе, осуществлять другие действия, не ограничивающие права граждан. При этом закон при раскрытии и расследовании преступлений не проводит существенных отличий между следственными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями, результаты которых также могут быть использованы при доказывании в суде.
После завершения всех мероприятий по выявлению и собиранию данных для изобличения лица в совершении преступления полицейский, который выполнял следственные и оперативно-розыскные мероприятия, представляет своему руководителю отчет о выполненных действиях, после чего все собранные материалы направляются прокурору или в суд для начала предварительного слушания.
 

3. Правовые основы регулирования оперативно-розыскной деятельности в странах ближнего зарубежья

Практически во всех странах ближнего зарубежья, или бывших республиках СССР в 1990-х гг. были приняты отдельные законы, регулирующие оперативно-розыскную деятельность. Как и в странах Запада, такие законы обособлены от законодательства, регулирующего уголовное судопроизводство. Вместе с тем, в отличие от западного законодательства, где различные направления оперативной работы «разбегаются» по множеству законов и ведомственных нормативных актов, регулирование оперативно-розыскной деятельности в странах ближнего зарубежья, как правило, сосредоточено в одном законодательном акте, являющемся базовым для остального законодательства в этой сфере.
В Республике Беларусь новый Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» был принят в 15 июля 2015 г. (до этого был Закон об ОРД 1999 г.). Он состоит из 11 глав, включающих 74 статьи.
Учитывая, что данный Закон был принят в 2015 г., то он вобрал в себя наиболее свежие идеи теории оперативно-розыскной деятельности, разрабатываемые на постсоветском пространстве.
Так, ст. 2 объясняет многие термины, которые имеются в оперативно-розыскной деятельности. В задачи оперативно-розыскной деятельности согласно названному Закону входят государственная защита участников уголовного судопроизводства, сбор сведений о допусках к определенным видам деятельности. Среди субъектов, которые вправе проводить оперативно-розыскную деятельность, кроме правоохранительных органов и спецслужб, названы такие организации, как Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь и органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Одним из главных достоинств Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» является наличие в нем развернутого определения оперативно-розыскного мероприятия и описание всех перечисленных в Законе оперативно-розыскных мероприятий. Под оперативно-розыскным мероприятием понимается способ действия, применяемый органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, при выполнении задач оперативно-розыскной деятельности в целях получения сведений в соответствии с настоящим Законом. Всего описано 14 оперативно-розыскных мероприятий, сходных с российскими.
В законе имеются отдельные нормы о проведении оперативно-розыскной деятельности в отношении должностных лиц со специальным статусом, перечислены меры государственной защиты участников уголовного судопроизводства, указаны сроки проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Подробное регламентирование оперативно-розыскной деятельности в соответствующем законе Республики Беларусь является в правовом отношении, во-первых, хорошей базой для соблюдения прав и свобод человека, во-вторых, эффективным средством осуществления оперативной работы соответствующими службами правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» Республики Украина принят в 1992 г. С тех пор в него были внесены и вносятся многочисленные изменения, что, конечно, требует принятия нового закона в этой области. Всего закон имеет 14 статей. Это свидетельствует о том, что данный нормативный правовой акт — лишь первая попытка законодательного регулирования этой сферы.
Согласно ст. 2 оперативно-розыскная деятельность — это система гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мер, осуществляемых с применением оперативных и оперативно-технических средств. Согласно ст. 1 задачами оперативно-розыскной деятельности являются поиск и фиксация фактических данных о противоправных деяниях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины, разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и организаций с целью пресечения правонарушений и в интересах уголовного судопроизводства, а также получения информации в интересах безопасности граждан, общества и государства.
Оперативно-розыскные мероприятия определяются как права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. При этом, к сожалению, самого описания конкретных оперативно-розыскных мероприятий нет. Вместе с тем в УПК Украины введен институт негласных следственных (розыскных) действий процессуальный характер деятельность которого в ряде случаев не согласован с Законом об ОРД Украины.
Закон Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» был принят 15 сентября 1994 г. Согласно данному закону оперативно-розыскная деятельность — это научно обоснованная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом об ОРД и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан   органами,  осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций.
Как и в Законе об ОРД Республики Беларусь в соответствующем законе Республики Казахстан описаны все оперативно-розыскные мероприятия. Органами, которые вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность в Республике Казахстан, являются: органы внутренних дел, органы национальной безопасности, уполномоченный орган в сфере внешней разведки, органы военной разведки Министерства обороны, антикоррупционная служба, Служба государственной охраны Республики Казахстан и служба экономических расследований.
Оперативно-розыскных мероприятий по Закону «Об оперативно-розыскной деятельности» Республики Казахстан значительно больше, они подразделяются на общие и специальные.
Общими оперативно-розыскными мероприятиями являются: опрос лиц; установление гласных и негласных отношений с гражданами, использование их в оперативно-розыскной деятельности; внедрение; применение модели поведения, имитирующей преступную деятельность; создание конспиративных предприятий и организаций; контролируемая поставка; применение технических средств для получения сведений, не затрагивающих охраняемые законом неприкосновенность частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, а также тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; наведение справок; получение образцов; оперативный закуп; применение служебно-розыскных собак; поиск и отождествление личности по приметам; поиск устройств незаконного снятия информации; обнаружение, негласная фиксация и изъятие следов противоправных деяний, их предварительное исследование; преследование лица, готовящего, совершающего или совершившего преступление, его задержание; осуществление с участием понятых личного досмотра задержанных лиц, изъятия находящихся при них вещей и документов, могущих относиться к преступной деятельности, а также досмотра жилых помещений, рабочих и иных мест, досмотра транспортных средств; проведение операций по захвату вооруженных преступников; наблюдение.
К специальным оперативно-розыскным мероприятиям, проводящимся с санкции прокурора, относятся: контроль почтово-телеграфных отправлений; оперативный поиск на сетях связи; негласное прослушивание и запись разговоров с использованием видео-, аудиотехники или иных специальных технических средств, прослушивание и запись переговоров, производящихся по телефонам и другим переговорным устройствам, а также получение сведений о произведенных телефонных переговорах; снятие информации с технических каналов связи, компьютерных систем и иных технических средств; оперативное проникновение.
Закон Азербайджанской Республики об оперативно-розыскной деятельности принят в 1999 г. Согласно ст. 1 названного Закона оперативно-розыскная деятельность — это осуществление соответствующими государственными органами гласными и негласными методами мер, установленных названным Законом. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется с целью защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека, законных интересов юридических лиц, государственной и военной тайны, а также национальной безопасности от преступных посягательств. К задачам оперативно-розыскной деятельности относятся: пресечение готовящихся и совершающихся преступлений; выявление и раскрытие совершенных преступлений; установление лиц, готовящих, совершающих или совершивших преступления; розыск лиц, скрывающихся от судебных, следственных органов и органов дознания, уклоняющихся от отбывания наказания или пропавших без вести; установление личности неопознанных трупов.
Также интересным является перечень оперативно-розыскных мероприятий: опрос граждан; сбор сведений; прослушивание телефонных разговоров; проверка почтовых, телеграфных и других отправлений; извлечение информации из технических каналов связи и других технических средств; проверка писем осужденных; проведение досмотра транспортных средств; вход в здания, в том числе жилые здания, а также другие крытые строения, сооружения и на земельные участки с целью проведения досмотра; наблюдение за зданиями, в том числе жилыми, а также другими крытыми строениями, сооружениями, земельными участками, транспортными средствами и иными объектами; выслеживание людей; идентификация личности; получение товара в порядке контроля; исследование вещей и документов; сбор образцов для сравнительного исследования; подконтрольное отправление; вхождение в преступные группы или криминогенные объекты; создание юридического лица; оперативный эксперимент, т.е. применение модели поведения, имитирующей преступную деятельность.
 

4. Правовые основы международного сотрудничества в оперативно-розыскной деятельности

Тенденции мировой глобализации в социальных отношениях, выражающиеся в системе открытых границ, свободном передвижении граждан между государствами, возможности транспортных средств, способных за одни сутки доставить человека в любую точку мира, и иные новшества имеют не только положительные стороны для общества, но и создают благоприятную почву для развития международной преступности. Демократия и свобода позволяют преступникам свободно пересекать границы, совершать преступления в любой точке мира, переводить денежные средства в виртуальном пространстве без идентификации отправителя и получателя и т.д. Все это способствует развитию международных видов преступлений. Например, только по инициативе правоохранительных органов России в международном розыске ежегодно находятся более 2 тыс. преступников. Всего же совместными усилиями органов полиции по всему миру ежегодно задерживаются до 5 тыс. лиц, совершивших противоправные деяния. Причем объявляемые в международный розыск преступники — это, как правило, лица, имеющие финансовые средства и материальные ресурсы, совершившие общественно опасные тяжкие преступления в сфере экономики, наркоторговли, коррупции, терроризма. И наконец, практически все преступления, подготавливающиеся, совершаемые и совершенные на международном уровне, выходят на ресурсы Интернета, что само по себе создает дополнительные сложности их выявления, раскрытия и пресечения, требующие сотрудничества оперативно-розыскных сил во всем мире.
Базовыми правовыми актами, устанавливающими главные цели и принципы сотрудничества правоохранительных органов во всем мире, являются Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948), Устав ООН (1945), Международный пакт о гражданских и политических правах (ООН, 1966), Устав Совета Европы (1949), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 1950) и иные основополагающие международные правовые акты. В названных документах провозглашаются основные права человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, равенство, соблюдение политических и экономических прав и интересов, защита от преступных посягательств, в том числе со стороны отдельных должностных лиц государства, основных прав человека, гарантирующих неприкосновенность его жизни, здоровья, свободы, собственности. Принимая и ратифицируя международные акты, государства берут на себя обязанности и политико-правовую ответственность за соблюдение и исполнение перечисленных в них прав человека всеми государственными органами, включая правоохранительные органы и суды. И поскольку преступные посягательства на человека, общество и государство перешли на международный уровень, государства вынуждены создавать адекватные ответные правовые механизмы сотрудничества правоохранительных органов.
Указанные тенденции закономерно ведут к тому, что все государства в мире, международные организации, и в первую очередь Организация Объединенных Наций, для эффективного исполнения международных актов и в свете защиты основных прав человека от преступных посягательств предпринимают следующие шаги:
• принимают развернутые международные акты в сфере борьбы с преступностью в международном масштабе;
•    создают международные организации по борьбе с преступностью;
•    развивают и укрепляют сотрудничество между правоохранительными органами отдельных государств и во всем мире.
К основным международным актам по борьбе с преступностью относятся:
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (2000). В России данная Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ.
Целью Конвенции является содействие сотрудничеству для эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней. В качестве основных направлений борьбы с транснациональной организованной преступностью в Конвенции указаны:
1)    криминализация  участия  в  организованной   преступной группе;
2)    криминализация отмывания доходов от преступлений;
3)    меры по борьбе с отмыванием денежных средств;
4)    криминализация коррупции;
5)    меры против коррупции;
6)    ответственность юридических лиц;
7)    международное сотрудничество в целях конфискации имущества приобретенного преступным путем;
8)    выдача преступников;
9)    передача осужденных лиц;
10)  совместные расследования;
11)  передача уголовного производства;
12)  криминализация воспрепятствования осуществлению правосудия;
13)  защита свидетелей и потерпевших;
14)  взаимная правовая помощь между правоохранительными органами государств мира, которая согласно ст. 18 выражается в следующем:
•    получение свидетельских показаний или заявлений от отдельных лиц;
•    вручение судебных документов;
•    производство обыска, выемки или ареста;
•    осмотр объектов и участков местности;
•    предоставление  информации,  вещественных  доказательств и оценок экспертов;
•    предоставление подлинников или заверенных копии соответствующих документов и материалов, включая правительственные, банковские, финансовые, корпоративные или коммерческие документы;
•    выявление или отслеживание доходов от преступлений, имущества, средств совершения преступлений или других предметов для целей доказывания;
•    содействие добровольной явке соответствующих лиц в органы запрашивающего государства-участника;
•    оказание любого иного вида помощи, не противоречащего внутреннему законодательству запрашиваемого государства-участника.
Сотрудничество между правоохранительными органами выражается в том, что государства-участники тесно сотрудничают друг с другом, действуя сообразно своим внутренним правовым и административным системам, в целях повышения эффективности правоприменительных мер для борьбы с преступлениями, охватываемыми Конвенцией. Каждое государство-участник, в частности, принимает эффективные меры, направленные:
•    на укрепление или, где это необходимо, установление каналов связи между их компетентными органами, учреждениями и службами для обеспечения надежного и быстрого обмена информацией обо всех аспектах преступлений, охватываемых Конвенцией, включая, если заинтересованные государства-участники сочтут это надлежащим, связи с другими видами преступной деятельности;
•    на сотрудничество с другими государствами-участниками в проведении расследований в связи с преступлениями, охватываемыми Конвенцией, с целью выявления личности, местонахождения и деятельности лиц, подозреваемых в участии в совершении таких преступлений, или местонахождения других причастных лиц; перемещения доходов от преступлений или имущества, полученного в результате совершения таких преступлений; перемещения имущества, оборудования или других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении таких преступлений;
•    на предоставление, в надлежащих случаях, необходимых предметов или необходимого количества веществ для анализа в целях расследования;
на содействие эффективной координации между компетентными органами, учреждениями и службами государств-участников и поощрение обмена сотрудниками и другими экспертами, включая, при условии заключения заинтересованными государствами-участниками двусторонних соглашений или договоренностей, направление сотрудников по связям;
на обмен с другими государствами-участниками информацией о конкретных средствах и методах, применяемых организованными преступными группами, включая, в надлежащих случаях, маршруты и средства транспорта, а также использование поддельных удостоверений личности, измененных или поддельных документов или других средств сокрытия их деятельности;
на обмен информацией и координацию административных и других мер, принимаемых в надлежащих случаях с целью заблаговременного выявления преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией;
на сбор и анализ информации о характере организованной преступности и обмен такой информацией; на   предупреждение   транснациональной   организованной
преступности.
2. Международная конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., принятая резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН. В России Конвенция ратифицирована 10 июля 2002 г.
Согласно ст. 12 названной Конвенции сотрудничество в борьбе с финансированием терроризма между государствами состоит в следующем:
1)    государства-участники оказывают друг другу максимальную помощь в уголовном расследовании, уголовном преследовании или процедурах выдачи в связи с преступлениями, указанными в Конвенции, включая содействие в получении имеющихся у них доказательств, которые необходимы для разбирательства;
2)    государства-участники не могут отклонять просьбы о взаимной правовой помощи, ссылаясь на банковскую тайну;
3)    запрашивающая сторона не передает и не использует информацию или доказательства, представленные запрашиваемой стороной, для проведения расследований, уголовного  преследования  или  судебного  разбирательства по преступлениям, не указанным в просьбе, без предварительного согласия на это запрашиваемой стороны;
4)    каждое государство-участник может рассмотреть вопрос о создании механизмов для того, чтобы делиться с другими государствами-участниками информацией или доказательствами, необходимыми для установления уголовной, гражданской или административной ответственности согласно (ст. 5);
5)    государства-участники выполняют свои обязательства по п. 1 и 2 в соответствии с любыми договорами или другими договоренностями о взаимной правовой помощи или обмене информацией, которые могут существовать между ними. В отсутствие таких договоров или договоренностей государства-участники оказывают друг другу помощь согласно их внутреннему законодательству.
3. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г. Ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 20 апреля 2006 г. № 56-ФЗ.
Международное сотрудничество по уголовным делам, связанным с терроризмом, согласно ст. 17 названной Конвенции, заключаются в следующем:
1)    стороны оказывают друг другу максимальную помощь в связи с уголовными расследованиями, следственными действиями или процедурами выдачи в связи с преступлениями, указанными в Конвенции, включая содействие в получении имеющихся у них доказательств, которые необходимы для разбирательства;
2)    стороны выполняют свои обязательства, указанные в п. 1 настоящей статьи, в соответствии с любыми договорами или другими соглашениями о взаимной правовой помощи, которые могут действовать между ними. При отсутствии таких договоров или соглашений стороны оказывают друг другу помощь в соответствии со своим внутренним законодательством;
3)    стороны всемерно сотрудничают друг с другом согласно соответствующим законам, договорам, соглашениям и договоренностям запрашиваемой стороны в отношении уголовных расследований или разбирательств, связанных с преступлениями, за совершение которых к ответственности в запрашиваемой стороне может быть привлечено юридическое лицо в соответствии со ст. 10 Конвенции;
4)    каждая сторона может рассмотреть вопрос о создании дополнительных  механизмов для того,  чтобы делиться с другими сторонами информацией или доказательствами, необходимыми для установления уголовной, гражданской или административной ответственности согласно ст.   10 Конвенции. 4. Конвенция ООН по борьбе с коррупцией от 31 октября 2003 г. Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН и ратифицирована Российской Федерацией 8 марта 2006 г.
Согласно названной Конвенции сотрудничество между национальными правоохранительными органами выражается в том, что каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться для поощрения, в соответствии с его внутренним законодательством, сотрудничества между, с одной стороны, его публичными органами, а также публичными должностными лицами и, с другой стороны, своими органами, ответственными за расследование и преследование в связи с уголовными преступлениями. Такое сотрудничество может включать:
1) предоставление таким ответственным органам информации по своей собственной инициативе, если есть разумные основания полагать, что было совершено любое из преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией;
2)    предоставление таким ответственным органам по соответствующей просьбе всей необходимой информации;
3)    выдачу преступников.
Кроме этого государства оказывают друг другу взаимную правовую помощь, заключающуюся в следующем:
1)   в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с преступлениями, охватываемыми данной Конвенцией;
2)  во взаимной правовой помощи, предоставляемой в объеме, максимально возможном, согласно соответствующим законам, международным договорам, соглашениям и договоренностям запрашиваемого государства-участника, в отношении расследования, уголовного преследования и судебного разбирательства в связи с преступлениями, за совершение которых к ответственности в запрашивающем государстве-участнике может быть привлечено юридическое лицо в соответствии со ст. 26 Конвенции;
3)  во взаимной правовой помощи, которая может запрашиваться для любой из следующих целей:
получение свидетельских показании или заявлении от отдельных лиц;
вручение судебных документов;
проведение обыска и наложение ареста, а также приостановление операций (замораживание); осмотр объектов и участков местности; предоставление информации, вещественных доказательств и оценок экспертов;
предоставление подлинников или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая правительственные, банковские, финансовые, корпоративные или коммерческие документы;
выявление или отслеживание доходов от преступлений, имущества, средств совершения преступлений или других предметов для целей доказывания;
содействие добровольной явке соответствующих лиц в органы запрашивающего государства-участника; оказание любого иного вида помощи, не противоречащего внутреннему законодательству запрашиваемого государства-участника;
•    выявление, замораживание и отслеживание доходов от преступлений в соответствии с положениями гл. V Конвенции;
•    изъятие активов в соответствии с положениями гл. V Конвенции.
Для целей практического применения Конвенции государства-участники рассматривают возможность заключения двусторонних или многосторонних соглашений или договоренностей о непосредственном сотрудничестве между их правоохранительными органами, а в случаях, когда такие соглашения или договоренности уже имеются, их изменения. В отсутствие таких соглашений или договоренностей между заинтересованными государствами-участниками они могут рассматривать данную Конвенцию в качестве основы для взаимного сотрудничества между правоохранительными органами в отношении преступлений, охватываемых Конвенцией. В надлежащих случаях государства-участники в полной мере используют соглашения или договоренности, в том числе механизмы международных или региональных организаций, для расширения сотрудничества между своими правоохранительными органами.
5. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в Минске 22 января 1993 г. между членами Содружества Независимых Государств.
Согласно данной Конвенции взаимная помощь по уголовным делам осуществляется в целях выдачи преступников и уголовного преследования по поручению других государств. Сношения по вопросам выдачи, уголовного преследования, а также исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкций прокурора, осуществляются генеральными прокурорами (прокурорами) договаривающихся сторон.
 

Международные правоохранительные организации, созданные для борьбы с международной преступностью.

1. Международная организация уголовной полиции — Интерпол, созданная в 1919 г.
В 1956 г. принят новый Устав Международной организации уголовной полиции. СССР был принят в Интерпол 27 сентября 1990 г. на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола (Оттава, Канада). После распада СССР Россия стала правопреемницей Национального бюро Интерпола в СССР. Согласно Уставу любая страна может уполномочить любой свой официальный полицейский орган, функции которого соотносятся с деятельностью Организации, выступать в качестве члена Организации. Цели Интерпола:
а)  обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства страны и в духе Всеобщей декларации прав человека;
б) создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней.
Организации категорически запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.
2. Правоохранительное агентство Европейского Союза — Европол.
26 июля 1995 г., представители 15 стран — членов Европейского Союза подписали Конвенцию о создании Европола. Организация имеет цель оказание информационной поддержки и практического содействия правоохранительным органам стран — членов Евросоюза в борьбе с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом  и другими тяжкими формами преступности международного характера. Сфера действия Европола распространяется на 8 видов преступлений и предусматривает такие формы взаимодействия, как обмен стратегической и технической информацией, опытом работы и наилучшей практикой, нормативно-правовыми актами, методическими пособиями, научно-технической литературой и другими материалами, касающимися борьбы с организованной преступностью, а также проведение конференций, семинаров, консультаций и ознакомительных визитов.
Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европолом было заключено 6 ноября 2003 г. (Рим, Италия).
Компетентными российскими органами, ответственными за реализацию Соглашения, являются МВД, ФСБ, ФТС и Росфинмониторинг. Головной орган по взаимодействию с Европолом — Министерство внутренних дел РФ, а непосредственные функции по информационному обмену, координации оперативных мероприятий, организации совместных конференций, семинаров и совещаний осуществляет входящий в его структуру Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом.
3.  Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ (БКБОП). Создано на основании Решения Совета Глав Правительств СНГ от 24 сентября 1993 г.
Бюро является постоянно действующим органом, предназначенным для обеспечения эффективного взаимодействия министерств внутренних дел и госорганов государств — участников Содружества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, иными опасными видами преступлений. Работой БКБОП руководит Совет министров внутренних дел государств — участников Содружества.
4.  Америпол — Континентальная полицейская международная организация на территории Северной и Южной Америки, созданная 14 ноября 2007 г., в состав которой входят 18 государств Америки, включая США.
Согласно ст. 1 Устава Америпола им осуществляется деятельность в следующих сферах:
•    научно-техническое сотрудничество;
•    обмен информацией и разведывательная деятельность против организованной преступности;
•    помощь в процессе осуществления уголовного преследования и уголовного судопроизводства в рамках борьбы с организованной преступностью;
•    подготовка и обучение кадров.
Америпол также действует в качестве консультативного органа и органа оказания региональной поддержки другим полицейским организациям в мире.
Развитие и укрепление сотрудничества правоохранительных органов между отдельными государствами и во всем мире осуществляется в процессе борьбы с отдельными видами преступлений, основными из которых являются: терроризм, пиратство, общеуголовная организованная преступность, похищения людей, хищения произведений искусства, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, распространение фальсифицированных медицинских препаратов, коррупция, киберпреступность и др.


Похожие работы:

Воспользоваться поиском

Похожие учебники и литература:    Готовые списки литературы по ГОСТ

Криминалистика
Криминалистическая тактика
Киберугрозы. Виды киберпреступлений
Состояние преступности в России: статистика, структура, география
Основы криминологии



Скачать работу: Зарубежная практика и международный уровень правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, 2017 г.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по
         дисциплине Криминалистика и криминология, ОРД