⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » Рефераты » Текст работы «Теоретические основы функционирования территориальных финансов, в том числе выявления их роли в социально-экономическом развитии территорий»


Теоретические основы функционирования территориальных финансов, в том числе выявления их роли в социально-экономическом развитии территорий

Введение
1.Сущность территориальных финансов и их назначение
2.Финансовая база территориальных финансов (территориальные бюджеты, муниципальные внебюджетные фонды, финансы предприятий)
3.Социально-экономическая политика территорий
4.Проблемы социально-экономического развития территорий и роль территориальных финансов в их решении
Заключение
Список использованных источников

Дисциплина: Финансы, деньги и налоги
Вид работы: курсовая работа
Язык: русский
ВУЗ: ---
Дата добавления: 13.02.2018
Размер файла: 61 Kb
Просмотров: 371
Загрузок: 1

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Теоретические основы функционирования территориальных финансов, в том числе выявления их роли в социально-экономическом развитии территорий (предмет: Финансы, деньги и налоги) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.
Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)
.

Текст работыСкачать файл








Хочу скачать данную работу! Нажмите на слово скачать
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте. Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.

Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.
Сделать работу самостоятельно с помощью "РЕФ-Мастера" ©
Узнать подробней о Реф-Мастере
РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Теоретические основы функционирования территориальных финансов, в том числе выявления их роли в социально-экономическом развитии территорий.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!
Как правильно написать введение?
Подробней о нашей инструкции по введению
Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.
Как правильно написать заключение?
Подробней о нашей инструкции по заключению
Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.
Всё об оформлении списка литературы по ГОСТу Как оформить список литературы по ГОСТу?
Рекомендуем
Учебники по дисциплине: Финансы, деньги и налоги


Краткое описание документа: Теоретические основы функционирования территориальных финансов, в том числе выявления их роли в социально-экономическом развитии территорий курсовая работа по дисциплине Финансы, деньги и налоги. Понятие, сущность и виды, 2017.

Как скачать? | + Увеличить шрифт | - Уменьшить шрифт






курсовая работа по дисциплине Финансы, деньги и налоги на тему: Теоретические основы функционирования территориальных финансов, в том числе выявления их роли в социально-экономическом развитии территорий; понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год.

ВВЕДЕНИЕ
 
В рыночных условиях хозяйствования сложно переоценить роль территориальных финансов в развитии субъектов Российской Федерации, в решении социально-экономических проблем, присущих территориям. 
Вместе с тем, территориальные финансы имеют достаточно сложную структуру, механизм их формирования и использования не всегда прозрачен и понятен, что предопределяет актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ функционирования территориальных финансов, в том числе выявления их роли в социально-экономическом развитии территорий.
Предметом исследования в курсовой работе выступает система экономических отношений по поводу формирования и использования территориальных финансов.
Основные принципы организации территориальных финансов исследованы в трудах многих ведущих зарубежных и российских ученых-экономистов. В них  изложены, в том числе, теоретические основы, функции, направления использования территориальных финансов.
При этом, вопросы эффективного формирования финансовой базы территориальных финансов, в том числе поиска собственных доходных источников, требуют детальной проработки и дальнейшей теоретической и методической систематизации. 
Кроме того, недостаточно исследованы такие механизмы финансирования социально-экономического развития территорий, как государственно-частное партнерство, в том числе за счет привлечения финансовых ресурсов территориальных бюджетов.
Эти теоретические вопросы крайне важны для понимания на современ-ном этапе развития экономики Российской Федерации.   
В соответствии с целью курсовой работы сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть экономическое содержание категории территориаль-ных финансов.
2. Проанализировать финансовую базу формирования территориальных финансов в Российской Федерации.
3. Провести анализ основных направлений социально-экономической политики территорий.
4.Выявить основные проблемы социально-экономического развития территорий и роль территориальных финансов в их решении.
Курсовая работа состоит из четырех теоретических вопросов (парагра-фов).
В первом вопросе раскрывается экономическая сущность, функции и назначение территориальных финансов.
Второй вопрос работы посвящен анализу финансовой базы территори-альных финансов, особое внимание уделено рассмотрению структуры территориальных бюджетов.
В третьем вопросе работы раскрыты сущность и основные направления социально-экономической политики территорий, показана роль территориальных финансов.
Основные проблемы социально-экономического развития территорий и пути их решения представлены в четвертом вопросе работы.
В ходе исследования были использованы такие научные методы как ме-тод анализа и синтеза, выводы основаны на результатах исследований и наблюдений, полученных на основе статистических методов и наблюдений.
Информационную базу исследования составили материалы соответст-вующей учебной литературы, материалов периодической печати и справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Объем работы составляет 26 страниц печатного текста. 
 
 
1.Сущность территориальных финансов и их назначение
 
Государственное устройство Российской Федерации является федеративным, что подразумевает присутствие федерального уровня власти и территориальных уровней власти. На каждом из этих уровней органы власти используют определенные финансовые ресурсы для осуществления своих функций. К источникам формирования таких ресурсов относят средства федерального и территориальных бюджетов, внебюджетных фондов и кредитных ресурсов [3].
Рассматривая экономическое содержание природы территориальных финансов, можно утверждать, что к ним относятся следующие виды ресурсов:
региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ),
муниципальные (местные) бюджеты,
территориальные (региональные) внебюджетные фонды
территориальные кредиты и займы
средства хозяйствующих субъектов
финансовые ресурсы населения, генерируемые в домашних хозяйствах.
Дадим определение термину «территориальные финансы».
Можно утверждать, что территориальные финансы представляют собой систему экономических отношений, через которую перераспределяется часть стоимости валового внутреннего продукта на экономическое и социальное развитие территорий.
Сущность любой экономической категории можно конкретизировать через призму выполняемых функций. Остановимся на основных функциях, присущих экономической категории «территориальные финансы».
Поскольку финансы территорий являются составной частью государст-венных финансов, необходимо начать с функций, выполняемых системой государственных финансов.
Поскольку различные научные школы и ведущие ученые-экономисты расходятся в определении числа функций, выполняемых категорией «государственные финансы», остановимся лишь на тех основных функциях, которые упоминают все ученые.
Во-первых, финансы (как государственные, так и территориальные) вы-полняют распределительную функцию.
За счет этого через систему территориальных финансов (как впрочем, и государственных) распределяется и перераспределяется часть стоимости валового внутреннего продукта (ВВП). Перераспределение ВВП обеспечивает территории финансовыми ресурсами [6].
Во-вторых, финансам как экономической категории присуща функция контроля (контрольная функция). За счет осуществления территориальными финансами контрольной функции происходит контроль процесса пропорционального распределения финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней (между федеральным и региональными, между региональным и местными). Выполнение этой функции позволяет контролировать создание территориальных фондов денежных средств, выявлять уровень финансовой (бюджетной) обеспеченности различных территорий, контролировать эффективность процессов использования финансовых ресурсов и пр.
Часть экономистов выделяет в составе функций, выполняемых террито-риальными финансами, стимулирующую и фискальную функции. Другие ученые считают, что эти функции являются вспомогательными и входят в состав описанных выше функций.
Роль стимулирующей функции финансов заключается в создании дифференцированных (различных) условий для разных отраслей, производств, и даже территорий с целью стимулирования эффективности и скорости их развития. Такое стимулирование возможно с помощью применения различных финансовых инструментов (в частности, особенностей налоговых режимов, предоставления льготного кредитования, бюджетных ссуд и т.д.). Например, на территориях создаваемых особых экономических зон государством устанавливаются льготные режимы налогообложения для производственных и научно-технических организаций, зарегистрированных в особой зоне, с целью стимулирования их быстрого развития и наращивания экономического потенциала.
 Выполнение территориальными финансами фискальной функции связано с тем, что большая часть доходов бюджетов всех уровней формируется за счет налоговых поступлений (уплаты федеральных, региональных и местных налогов). Таким образом, через систему финансов изымается часть ВВП в виде налоговых отчислений юридических и физических лиц, которая затем перераспределяется через процесс расходования бюджетных средств между федеральным, региональными и местными уровнями власти. Этот процесс невозможен без эффективного контроля  за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, в чем как раз и проявляется фискальная функция.
С выполняемыми функциями тесно связано назначение территориальных финансов [9].
Основное назначение территориальных финансов заключается в вырав-нивании уровней бюджетной обеспеченности, социального и экономического развития территорий. 
Различные субъекты Российской Федерации характеризуются разными уровнями развития. Так, например, рассматривая территорию Центрально-Черноземного экономического региона, можно видеть, что социально-экономическое развитие Воронежской области хуже по сравнению с такими же показателями Липецкой области (присутствие Новолипецкого металлургического комбината как ключевого субъекта, обеспечивающего значительные налоговые отчисления, большое количество рабочих мест; наличие особой экономической зоны в регионе и т.д.). Сравнивая развитие муниципальных территорий в одном регионе, также можно отметить неравномерность социально-экономического развития, которое объясняется наличием или отсутствием градообразующих предприятий, экономическим потенциалом и пр. 
Для бюджетного «выравнивания» территорий разрабатываются, в том числе, региональные целевые программы, направленные на улучшение соци-альных и экономических показателей развития регионов. Денежные средства на реализацию таких программ как раз распределяются через систему территориальных финансов (в виде субвенций, дотаций), часть ресурсов перераспределяется и через федеральный бюджет, в расходной части которого «закладываются» средства на реализацию региональных целевых программ.    
Наиболее значимыми  являются территориальные целевые программы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, по развитию инновационной деятельности в регионах, по совершенствованию системы жилищного ипотечного кредитования и т.д. Часть финансовых ресурсов на реализацию таких программ выделяет федеральный бюджет, однако значительная часть нагрузки приходится и на территориальные финансы. Необходимо учитывать и тот факт, что в свете последних экономических и политических событий, влекущих значительное ослабление национальной валюты и потерю части доходов от продажи нефти, происходит секвестирование расходов, предназначенных для финансирования региональных целевых программ в целях выравнивания социально-экономического развития регионов [3].
Рассматривая природу территориальных финансов, необходимо иметь в виду, что это не только система экономических отношений, но и фонд денежных средств, которые используются на социальное и экономическое развитие территорий. Главным направлением использования территориальных финансов является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Через систему территориальных финансов государство проводит социальную политику. Через территориальные бюджеты осуществляется финансирование большей части образования, здравоохранения, охраны окружающей среды и т. п.
Рассматривая состав территориальных финансов, необходимо отметить наличие двух больших «блоков» - централизованных финансов и децентрализованных финансов.
К централизованным финансам в составе территориальных финансов относят бюджетные средства (средства бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов). Их формирование происходит централизованно, регулируется Бюджетным Кодексом Российской Федерации, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Учет поступления и расходования этой части территориальных финансов происходит также централизованно, через систему бюджетных счетов Центрального Банка Российской Федерации.
В составе децентрализованных финансов принято выделять:
средства предприятий, находящихся в собственности территориальных органов власти,
финансовые ресурсы коммерческих организаций, используемые ими для финансирования социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов,
средства территориальных внебюджетных фондов, которые, как правило, имеют целевое назначение и формируются за счет добровольных взносов организаций и населения или законодательно установленных налогов и сборов,
территориальные кредиты и займы, т. е. средства, полученные или пре-доставляемые субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам;
финансовые ресурсы, создаваемые населением в рамках домашнего хо-зяйства.
Анализируя рассмотренную структуру территориальных финансов, необходимо отметить, что значительную долю в их составе занимают централизованные финансы. На долю остальных средств (ресурсов хозяйствующих субъектов, фондов и пр.) приходится лишь небольшая часть территориальных финансов.
Обобщая изложенный материал, необходимо выделить назначение территориальных финансов в разрезе централизованного и децентрализованного уровня.
Так, на централизованном уровне территориальные финансы имеют следующее основное значение:
- осуществление финансово-бюджетной политики территории,
- финансирование эффективных инвестиционных территориальных проектов (в том числе, на условиях государственно-частного партнерства),
- финансовая поддержка предприятий и организаций, услуги и продукция которых необходимы территории для развития.
Основным предназначением территориальных финансов на децентрализованном уровне выступает:
- формирование валового регионального продукта,
- осуществление социальных выплат, в том числе пенсий.
Основные функции территориальных финансов на обоих уровнях дополняют друг друга, способствуя эффективному функционированию финансовой системы в целом.
 
 
2.Финансовая база территориальных финансов (территориальные бюджеты, муниципальные внебюджетные фонды, финансы предприятий)
Рассмотрев экономическую сущность, функции, назначение и состав территориальных финансов, мы убедились, что они представляют собой не только систему экономических отношений по формированию и распределению фондов денежных средств, но и сами эти фонды денежных средств. В этом заключается двоякое понимание категории «финансы»: финансы как «отношения» и финансы как «средства».
Принимая во внимание, что территориальные финансы – это, в первую очередь, денежные средства, аккумулируемые на территории, необходимо проанализировать финансовую базу территориальных финансов, т.е. понять, откуда берутся эти денежные средства [9].
В составе финансовой базы (финансовых ресурсов) территориальных финансов выделяют денежные средства бюджетов субъектов РФ (совокупность закрепленных и регулирующих доходов), ресурсы региональных внебюджетных фондов, ресурсы предприятий.
Основной составляющей частью территориальных финансов являются, конечно, бюджеты субъектов РФ, или региональные бюджеты.
Исполнительные органы власти субъектов РФ, используя свои бюджет-ные и имущественные права (согласно законодательству РФ), составляют проекты таких бюджетов и исполняют их, а также осуществляют распоряжение переданными в их ведение предприятиями и получают доходы от их деятельности. Рассмотрение и принятие региональных бюджетов закреплено за законодательной ветвью власти.
Рассмотрим подробно структуру территориальных бюджетов. 
Консолидированные территориальные бюджеты представляет собой статистический свод бюджета соответствующего субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта.
Бюджет любого уровня состоит из двух частей – доходной и расходной. Профицитом называется явление, когда доходная часть территориального бюджета превышает его расходную часть. Дефицитный территориальный бюджет – это бюджет, у которого расходная часть больше доходной. 
Поскольку все субъекты на территории РФ имеют неодинаковый уровень бюджетной обеспеченности, характеризуются разным уровнем социально-экономического развития, бюджеты субъектов РФ могут быть как профицитными, так и дефицитными [3, 10]. 
Так, согласно данным Министерства финансов РФ, по состоянию на 1 июля 2015 года, бюджеты пятидесяти одного субъекта в составе РФ являются дефицитными, общий дефицит бюджетов составляет 127 млрд. руб. За анало-гичный период 2014 года с дефицитом были выполнены бюджеты сорока девяти субъектов РФ, что меньше на 2 региона.
Профицитными на 01.07.2015 года стали бюджеты тридцати двух регионов, причем общая сумма профицита бюджетных средств составила 480 млрд. руб. За аналогичный период 2014 года с профицитом были исполнены бюджеты тридцати четырех субъектов РФ, что больше на 2 региона.
Эти данные представлены без учета сведений по Крымскому Федераль-ному округу.
Проанализируем, из чего состоит доходная часть территориальных бюджетов.
В структуре доходной части выделяют налоговые доходы, неналоговые доходы и прочие поступления.
К налоговым доходам относят отчисления от налогов платежей, которые закреплены за соответствующими уровнями бюджетов. Закрепление налоговых доходов и нормативов отчислений от них в уровни бюджетов происходит при подготовке и принятии законопроектов о бюджетах.
При закреплении налоговых источников за уровнями бюджетов, руководствуются принципом бюджетного федерализма, согласно которому большая часть налоговых доходов закрепляется за федеральным бюджетом, остальная часть распределяется между региональными и местными бюджетами. Как правило, в структуре доходной части муниципальных бюджетом доля налоговых доходов оказывается самой маленькой, что вынуждает муниципальные власти вести активный поиск собственных источников доходов и улучшать налоговое администрирование на местах.
Собственные налоговые источники доходов - это, в основном, местные и региональные налоги (земельный налог, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес).
По данным Министерства финансов, доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2015 года составили 4 трлн. 451 млрд. руб., что на 11% больше, чем за аналогичный период 2014 года. 
Величина поступающих доходов (как налоговых источников, так и неналоговых) выросла за первое полугодие 2015 года на 12% и составила чуть более 3,5 трлн. руб.
Рассматривая структуру налоговых доходов в 2015 году, остановимся на основных источниках доходов региональных бюджетов.
Произошел рост и поступлений от налога на имущество организаций (на 11 % по сравнению с 2014 годом), которые составили в 2015 году 341 млрд. руб.
Доходы от других налоговых поступлений также увеличились (в среднем, на 13%) и были зачислены на бюджетные счета в сумме 361 млрд. руб.
Помимо  налоговых источников доходов, в структуре региональных и местных бюджетов имеются и источники неналогового характера (поступления от предпринимательской деятельности, от сдачи собственности в аренду, безвозмездные поступления, поступления из вышестоящих уровней бюджетов,  и прочее) [4].
Так, неналоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ по состоянию на 01.07.2015 г. продемонстрировали рост на 2% и составили 293 млрд. руб. Безвозмездные поступления из вышестоящего федерального бюджета составили 743 млрд. руб., при всём этом увеличились на 3% по сравнению с 2014 годом, и составили 17% от общей суммы источников доходов.
Таким образом, безвозмездные поступления играют значительную роль в формировании доходной части территориального бюджета, способствуя бюджетному выравниванию различных территорий, в том числе за счет механизмов трансфертов.
Из средств доходной части территориальных бюджетов финансируются расходы, осуществляемые на этих территориях.
Так, бюджеты субъектов РФ являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Кроме того, из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом программы повышения народного благосостояния.
В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.
По состоянию на 1 июля 2015 года, расходы территориальных бюджетов профинансированы в объеме 4 трлн. 097 млрд. руб., увеличившись на 4%. 
В структуре расходной части наблюдался рост расходов на выплату заработной платы на 5 %, эти расходы составили в 2015 году 1,5 трлн. руб. Удельный вес расходов на оплату труда в общей величине расходов в 2015 году остался на уровне прошлого, 2014 года  (37%).
Расходы инвестиционного характера остались на уровне 2014 года  и составили 246 млрд. руб., их доля - всего 6% (как и в 2014 году).
Привлечение банковских займов на уровне территорий составило 371 млрд. руб., погашение - 445 млрд. руб. (в 2014 году - 377 млрд. руб. и 398 млрд. руб. соответственно). Остатки средств бюджетов составили 1 трлн. 139 млрд. руб. и выросли с начала 2015 года на 68%.
Государственный долг субъектов Российской Федерации на 1 июля 2015 года составляет 2 трлн. 120 млрд. руб., с начала года он вырос на 1,5%.
Крайне важной тенденцией последнего времени является тренд расходования территориальных финансов на финансирование развития производственных кластеров на основе государственно-частного партнерства.
Так, например, на территории Воронежской области практически завершено создание кластера мясоперерабатывающих предприятий, в ближайшей перспективе – финансирование так называемого «молочного» кластера, способного объединить производителей и переработчиков молочной продукции (в том числе для импортозамещения в условиях экономических санкций), на создание которого из регионального бюджета области планируется выделить 17,68 млрд. руб. в период до 2020 года.
Помимо территориальных бюджетов, в составе финансовой базы выде-ляют и средства муниципальных внебюджетных фондов. Их отличительными особенностями является то, что они имеют целевой характер финансирования расходов, с одной стороны, и определенные закрепленные источники доходов, с другой стороны (например, отчисления на страхование, производимые работодателями).
Финансовые ресурсы предприятий занимают незначительную долю в структуре финансовой базы территориальных бюджетов и представлены, в основном, такими собственными источниками предприятий, как прибыль и амортизационные отчисления [11].
 
3.Социально-экономическая политика территорий
 
В настоящее время на формирование и реализацию политики социально-экономического развития регионов Российской Федерации влияют следующие основные группы факторов: 
1) государственная региональная политика, 
2) экономические отношения в регионе, 
3) природно-ресурсный и производственный потенциал региона; 
4) организационно-управленческие факторы.
Под региональной политикой в Российской Федерации понимается сис-тема целей и задач органов государственной власти по управлению экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. 
Критический анализ литературных источников и официальных прави-тельственных документов позволяет сделать вывод, что основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:
обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства; 
обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной со-циальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установ-ленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов; 
выравнивание условий социально-экономического развития регионов; 
предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов; 
приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; 
максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; 
становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. 
Важными составляющими государственной региональной политики яв-ляются экономическая и социальная политика.
Социальная политика прорабатывает меры по повышению занятости населения и реализуется в активной региональной политике, направленной на удовлетворение потребностей населения в добровольном выборе вида деятельности, на развитие предпринимательства, стимулирование создания инновационных технологий, внедрение новых форм организации труда и пр. Стратегической целью регионального управления в системе обеспечения занятости населения должно стать расширение частного сектора, регулирования процесса создания малых и средних предприятий. Составляющими социальной политики является обеспечение роста благосостояния населения, социальная защита, обеспечение равных прав и возможностей всех граждан, права на труд, заработную плату и собственность, на достойное социальное обеспечение, образование, здравоохранение [13].
Сущность экономической политики заключается в предоставлении территориям возможностей для самостоятельного развития в условиях самофинансирования и самообеспечения.
В состав экономической политики территорий входят бюджетная и налоговая политика, политика планирования, прогнозирования и программирования развития региона, использования природных ресурсов и собственности регионов на основе активной инвестиционной политики, размещения производительных сил, политика развития региональных комплексов (АПК, транспортный, строительный), контрольно-аналитическая деятельность и информационное обеспечение.
 Региональная политика государства предусматривает постепенное вы-равнивание существующих различий между экономическими и социальными уровнями развития отдельных регионов, учитывая их исторические, демографические, природно-ресурсные и экономические особенности и направляется на поддержку внутренней региональной и межрегиональной сбалансированности социально-экономического развития и существенное улучшение экологического состояния регионов.
В отдельных странах существуют разные принципы разделения цен-тральными и региональными властями функций в сфере региональной политики, специфические схемы сочетания макро- и микроинструментов. Под макроинструментами понимаются рычаги монетарной, фискальной и торговой политик, под микроинструментами – рычаги непосредственного воздействия на рабочих (труд) и на предпринимателей (капитал). 
Ясно, что в России – государстве с федеративным устройством, регио-нальная политика должна проводиться как правительством, так и субъектами Федерации. Известно, что основная прибыль в Российской Федерации сейчас образуется в добывающих отраслях, главным образом  в топливно-энергетическом комплексе. Только федеральное правительство может рацио-нально перераспределять ее между отраслями и регионами, чтобы стимулировать экономический рост страны в целом и помочь слабым субъектам Федерации. Субъекты Федерации должны быть заинтересованы в проведении региональной политики правительством РФ и всячески подталкивать его к этому, а не добиваться полной самостоятельности во всех вопросах [7].
Основными проблемами, решение которых возможно средствами региональной социально-экономической политики, на наш взгляд, являются:
1. Адаптация к местным условиям мероприятий экономической ре-формы, проводимых федеральным правительством;
2. Координация региональной политики федерального правительства, субъектов Федерации и местных властей;
3. Стабилизация социально-экономического состояния и поиск путей выхода из кризиса;
4. Сведение к минимуму региональных различий в условиях жизни, работы и развития предпринимательства.
Основным документом, в котором находит свое отражение социально-экономическая политика территории, является «Программа социально-экономического развития территории» и закон соответствующего субъекта «О стратегии социально-экономического развития территории». Например, на территории Воронежской области действующим является Закон Воронежской области от 30 июня 2010 г. № 65-ОЗ «О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями).
 
4.Проблемы социально-экономического развития территорий и роль территориальных финансов в их решении
Рассматривая основные проблемы социально-экономического развития территорий, необходимо выделить две основные группы проблем:  переориентации капитала и переориентации труда в регионах.
Проанализируем возможные пути решения проблемы переориентации труда в регионах, с точки зрения привлечения территориальных финансов. 
Считается, что если рабочие обладают полной информацией о возможном спросе на рабочую силу и готовы к смене профессии или работы, (жительства), проблем профессионального или пространст¬венного несоответствия спроса и предложения не возникает. При этом в действительности такое положение нигде не наблюдается [2].
В период экономического спада трудности с перемещением рабочей силы возрастают и создается излишек рабочих в «депрессивных ареалах». Эти «излишки» рабочие сами по себе не могут переориентировать на новые рабочие места — здесь необходимо государственное регулирование. Один из путей вмешательства государства в решение проблемы занятости — воздействие на профессиональную переориентацию рабочих на месте или их пространственное перемещение. Профессиональная переориентация на месте осуществляется через изменение качества рабочей силы — государственное и частное переобучение — или через субсидии (налоговые льготы) предпринимателям на создание или сохранение рабочих мест. Если эти меры не срабатывают, необходимо пространственное перемещение. При этом на этом пути есть немало барьеров:
- межрегиональная разница в оплате труда;
- недостаточная информированность потенциальных мигрантов о свободных рабочих местах в других регионах;
- большие затраты на переезд.
В качестве средств решения проблемы миграции из депрес¬сивных рай-онов обычно рассматриваются: совершенствование рынка труда (информированность), субсидии на компенсацию денежных и физических затрат, связанных с переездом, помощь мигрантам в приобретении жилья на новом месте, облегчение продажи и купли жилья и др. 
В отдельных странах (Австралия, Индия) используют такой стимул, как зональный подоходный налог – (ставка подоходного налога в депрессивном регионе ниже чем в других регионах страны) [6].
При этом надо иметь в виду, что миграция может еще больше подорвать жизнестойкость депрессивных ареалов, ибо ввиду оттока квалифицированных специалистов создается дисбаланс в демографи¬ческой и экономической структурах, что в свою очередь ухудшает возможности развития предпринимательства. Кроме того, мигранты могут быть неудовлетворены новыми условиями работы и жизни, что создает новые проблемы. Тем не менее, многие преуспевающие страны широко применяют политику перемещения рабочих из одного ареала в другой.
С разными аспектами проблемы миграции столкнулись в насто¬ящее время и субъекты Российской Федерации. Прежде всего это:
стихийная миграция, вызванная экономическим спадом в северных ре-гионах;
большой приток в Россию, преимущественно в центральные районы, часто в перенаселенные города, мигрантов из стран бывшего СССР в связи с политической напряженностью в бывших республиках;
перемещение большого количества военнослужащих из-за рубежа в слабоосвоенные ареалы.
Сейчас в Российской Федерации практически нигде нет повышенного спроса на рабочие руки, так что миграция, даже регулируемая, обостряет проблему занятости населения. Отсюда заинтересованность администраций субъектов Федерации в широком использовании второго направления микрополитики — в привлечении капитала в места повышенного предложения труда.
Анализируя возможные пути решения проблемы переориентации капитала, необходимо отметить следующее. Микроэкономическая политика регулирования капитала состоит в воздействии на внутренние или внешние условия деятельности хозяйствующих субъектов. К методам внутреннего регулирования относятся:
- воздействие на структуру затрат действующих хозяйствующих субъектов с целью укрепления их финансового положения. Политика сохранения рабочих мест применяется сейчас и в России: вводится неполная рабочая неделя, административные отпуска, сдерживается повышение и выплата зарплаты. При этом все это направлено не на сохранение конкурентоспособности предприятий и снижение затрат, а только на то, чтобы предотвратить безработицу. Все эти меры не влияют на внутреннюю перестройку предпринимательства, не ведут к модернизации предприятия, росту масштабов производства, а в результате кризисные явления затягиваются;
- повышение конкурентоспособности продукции путем предоставления грантов (денежных вознаграждений) фирмам на улучшение организации производства, технологии и другие мероприятия. Этот способ хорош там, где не очень остро стоят проблемы конкуренции. При этом в России сейчас гранты следует использовать, так как без внешних инвестиционных поступлений в скором времени большая часть предприятий не сможет укрепить свои позиции на рынке: внутренних накоплений у них мало, а кредиты (даже льготные) не всем доступны по условиям возврата. Сейчас роль грантов часто выполняют безвозмездные государственные субсидии (дотации) предприятиям. Этот инструмент целесообразно применять и на уровне субъектов Федерации, так как именно здесь можно полнее учесть внутрирегиональную специфику и при стимулировании производства решать не только проблему занятости, но и наполнения региональных товарных рынков; 
- помощь хозяйствующим субъектам в разработке альтернативного плана дальнейшего функционирования. Этот путь широко используется в Японии, где рабочих и предпринимателей связывают долгосрочные соглашения и обязательства. В условиях России ему можно было бы отдать предпочтение, так как исторически сформировалось много моноспециализированных городов и поселков, где предприятия были основными владельцами объектов производственной и социальной инфраструктуры. Банкротство (закрытие) таких предприятий недопустимо, так как нет альтернативной занятости для вторых членов семей и бюджеты органов местного самоуправления останутся без собственных доходов,
- полная физическая перестройка предприятия на месте, как это произошло в автомобильной и химической промышленности США и как поступают в Европе и Японии, испытывающих дефицит промышленных площадок [3].
Другая форма переориентации (привлечения) капитала - регулирование внешних условий деятельности хозяйствующих субъектов - фактически является одним из направлений стимулирования регионального развития. Ее цель - помочь новым фирмам «встать на ноги», избежать больших первоначальных затрат и работать эффективно независимо от места размещения. Такое регулирование осуществляется через административный контроль, налоги, обеспечение инфраструктурой, предоставление грантов, субсидий, льгот.
Политика административного контроля заключается в направлении инвесторов в определенные (желаемые для государства) ареалы и города и запрещении размещения предприятий в перенаселенных (перенасыщенных) ареалах. Такая политика почти не требует государственных затрат и очень эффективна в период экономического роста.
Налоги как инструмент регулирования на уровне микроэкономики оказывают как позитивное, так и негативное воздействие. По существу, эта мера распространяется только на действующие предприятия и организации [13].
Налоговые скидки должны предоставляться центральными и региональными правительствами с учетом региональной специфики при согласовании на всех правительственных уровнях и совместно с другими мерами (субсидиями и контролем). Налоговые скидки, как правило, предоставляются фирмам в проблемных областях, где вопросы занятости и экономического развития без помощи государства не решить.
Налоговые льготы должны стать активным инструментом региональной политики, прежде всего субъектов Федерации, поскольку им лучше видно реальное экономическое состояние отдельных производств и яснее представляется специфика социальных проблем. Субъекты Федерации могут не только устанавливать льготы по налогам своей компетенции, но и выступать инициаторами льгот на своей территории по федеральным налогам.
 
Заключение
В курсовой работе рассмотрены экономическая сущность территориальных финансов и их роль в социально-экономическом развитии территорий.
Показано, что территориальные финансы представляют собой систему экономических отношений, через которую перераспределяется часть стоимости валового внутреннего продукта на экономическое и социальное развитие территорий.
Территориальные финансы имеют двоякую экономическую природу, так как, с одной стороны, представляют собой экономические отношения по поводу формирования фондов денежных средств, а с другой стороны, сами являются этими фондами денежных средств.
В работе проанализированы основные функции, выполняемые территориальными финансами. К ним отнесены распределительная и контрольная функция, часть исследователей выделяют еще и стимулирующую и фискальную функции, хотя большинство экономистов относят их к составным частям распределительной функции.
Исследована структура территориальных финансов, показано, что они состоят из централизованных финансов (ядра территориальных финансов) и децентрализованных финансов (в том числе финансов хозяйствующих субъектов).
Проанализирована финансовая база территориальных финансов. Выявлено, что основой финансовой базы выступают консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
Рассмотрены основные источники доходов бюджетов РФ (с точки зрения основ бюджетной классификации). Показана роль налоговых доходов в общей величине источников, вскрыт принцип бюджетного федерализма. Выявлены собственные и закрепленные источники доходов.
Проанализированы основные статьи расходов из бюджетов территорий.
В курсовой работе исследована статистика Министерства финансов по выполнению консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета Крымского федерального округа) по состоянию на 01.07.2015 г. Показаны доли профицитных и дефицитных региональных бюджетов, объемы финансирования основных расходов на территориях РФ.
В работе особое внимание уделено вопросам социально-экономической политики территорий, роли государства в реализации данной политики. 
Вскрыты основные проблемы реализации социально-экономической политики в регионах, к которым можно отнести переориентацию труда и капитала, показаны пути их решения, в том числе за счет средств территориальных финансов.
Особое внимание в работе уделено актуальным направлениям социально-экономической политики, таким как, адаптация к местным условиям мероприятий экономической реформы, проводимых федеральным правительством; координация региональной политики федерального правительства, субъектов Федерации и местных властей; стабилизация социально-экономического состояния и поиск путей выхода из кризиса; сведение к минимуму региональных различий в условиях жизни, работы и развития предпринимательства.
Решение этих первоочередных задач способно значительно повысить эффективность социально-экономического развития территорий Российской Федерации.
 
Список использованных источников
1. Налоговый кодекс: [принят Гос. Думой 16 июля 1998 года по сост. на 05 мая 2015 г.] справочно - правовая система Консультант Плюс. - М.: ЗАО [!!! В соответствие с ФЗ-99 от 05.05.2014 данная форма заменена на непубличное акционерное общество] «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Аврамова, Е.Н. О причинах воспроизводства социально-экономического неравенства: что показывает ресурсный подход? / Е.Н. Аврамова, Т.С. Малева // Вопросы экономики. – 2014. - № 7. – С. 30-35.
3. Андреев, А.В. Региональная экономика: учебник / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плуговская. – С.-нкт.петербург: ИД «Питер», серия «Учебник для ВУЗов», 2012. – 464 с.
4. Бабленкова, И.И. Финансы: учебник / И.И. Бабленкова, А.П. Балакина. – М.: ИД «Дашков и К», 2012. – 384 с.
5. Берзон, Н.И. Финансы: учебник для бакалавров / Н.И. Берзон. – М.: ИД «Юрайт», серия «Бакалавр. Углубленный курс», 2013. – 590 с.
6. Борисова, О.В. Корпоративные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.В. Борисова. – М.: ИД «Юрайт», серия «Бакалавр. Академический курс», 2014. – 651 с.
7. Жилкина, А.Н. Финансы: учебник для бакалавров / О.В. Борисова. – М.: ИД «Юрайт», серия «Бакалавр. Углубленный курс», 2015. – 402 с.
8. Золотарева, Г.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Г.И. Золотарева, Н.И. Смородинова. – М.: ИД «КноРус», 2015. – 232 с.
9. Ковалев, В.В. Финансы: учебник / В.В. Ковалев. – М.: ИД «Проспект», 2013. – 277 с.
10. Литягин, И.Н. Бюджетное право: учебное пособие / И.Н. Литягин. – М.: ИД «Инфра-М», серия «ВУЗовский учебник», 2014. – 106 с.
11. Мазурина, Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): учебник / Т.Ю. Мазурина. – М.: ИД «Инфра-М», серия «Высшее образование: Бакалавриат», 2014. – 462 с.
12. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева. – М.: ИД «Инфра-М», серия «Высшее образование: Бакалавриат», 2015. – 393 с.
13. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров / В.Г. Пансков. – М.: ИД «Юрайт», серия «Бакалавриат. Углубленный курс», 2015. – 216 с.
14. Романовский, М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / М.В. Романовский. – М.: ИД «Юрайт», 2012. – 714 с.
15. Слепов, В.А. Финансы: учебник / В.А. Слепов, В.Н. Бурлачков, А.Ф. Арсланов. – М.: ИД «Инфра-М», серия «Магистр», 2015. – 336 с.
16. Чалдаева, Л.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для ВУЗов / Л.А. Чалдаева. – М.: ИД «Юрайт», 2012. – 418 с.


Похожие работы:

Воспользоваться поиском

Похожие учебники и литература:    Готовые списки литературы по ГОСТ

Государственные и муниципальные финансы
Финансовое право. Курс лекций.
Финансы предприятия. Учебник
Инвестиции. Курс лекций.
Управление финансами
Финансы. Электронное пособие
Корпоративные финансы
Финансовое право. Билеты
ДКБ - курс лекционных материалов
Налоги
Лицензирование
Основы финансовой политики организации
ДКБ - лекции
Финансовый менеджмент учебник



Скачать работу: Теоретические основы функционирования территориальных финансов, в том числе выявления их роли в социально-экономическом развитии территорий, 2017 г.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по
         дисциплине Финансы, деньги и налоги