⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » Рефераты » Текст работы «Причины содержательных различий древнегреческой и древнеримской экономической мысли.»


Причины содержательных различий древнегреческой и древнеримской экономической мысли.

Содержание
Введение
1.Экономические взгляды древнегреческих и древнеримских мыслителей
2.Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции
Заключение
Список использованной литературы

Дисциплина: История и исторические личности
Вид работы: контрольная работа
Язык: русский
ВУЗ: ---
Дата добавления: 13.03.2018
Размер файла: 36 Kb
Просмотров: 366
Загрузок: 2

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Причины содержательных различий древнегреческой и древнеримской экономической мысли. (предмет: История и исторические личности) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.
Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)
.

Текст работыСкачать файлЗаказать работу без рисков и посредников








Хочу скачать данную работу! Нажмите на слово скачать
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте. Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.

Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.
Сделать работу самостоятельно с помощью "РЕФ-Мастера" ©
Узнать подробней о Реф-Мастере
РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Причины содержательных различий древнегреческой и древнеримской экономической мысли..
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!
Как правильно написать введение?
Подробней о нашей инструкции по введению
Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.
Как правильно написать заключение?
Подробней о нашей инструкции по заключению
Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.
Всё об оформлении списка литературы по ГОСТу Как оформить список литературы по ГОСТу?
Рекомендуем
Учебники по дисциплине: История и исторические личности


Как скачать? | + Увеличить шрифт | - Уменьшить шрифт






контрольная работа по предмету История и исторические личности на тему: Причины содержательных различий древнегреческой и древнеримской экономической мысли.; понятие и виды, классификация и структура, 2017-2018 год.

ВВЕДЕНИЕ
В произведениях и высказываниях мыслителей античности экономическая мысль древнего мира выражена в наиболее развитом виде. По своему содержанию она несколько отличается от экономических взглядов мыслителей Древнего Востока, во многом обусловлено отличиями античного общества Древней Греции и Древнего Рима от патриархального общества стран Древнего Востока
Древнеримская экономическая мысль представляет собой экономические представления мыслителей античного Рима. По сравнению с древнегреческими учеными римляне в общетеоретическом плане оставили значительно меньшее наследство, их мало интересовали вопросы обмена, торговли, денег, ценности, капитала, процента и т.п. Такое положение вещей имело место в силу того, что Древний Рим на протяжении своей истории (от патриархальных времен завоевания Греции во II-I вв. до н.э. и до окончательного краха Римской империи в 476 г. н. э.) был сельскохозяйственной страной, которая, несмотря на значительный объем торгового оборота, не смогла выйти за пределы замкнутого хозяйства. Из-за недостаточного развития промышленность обслуживала преимущественно потребности сельского хозяйства. Римское государство почти ничего не производило для мирового оборота, его торговля имела пассивный характер, а деньги выполняли преимущественно функцию номинальной расчетной единицы. Огромные капиталы римских земельных и денежных магнатов направлялись на новые завоевания и беспощадную эксплуатацию провинций через откуп, ростовщичество и т.д. Сохранился значительный объем натурального обмена. Все шире использовался труд рабов. Это тормозило процесс общественного разделения труда. Промышленность и торговля отделились от сельского хозяйства практически только в начале III в. н.э., но, по сути, без смены собственника – римской плутократической олигархии. Единственным продуктивным использованием этих капиталов было сельское хозяйство плантаторськой модели, сосредоточенное в огромных латифундиях и до конца I в. н.э. базировавшееся исключительно на использовании рабского труда. Именно эта отрасль хозяйства, которая во II в. до н.э. – II в. н.э. достигла высокой степени развития и совершенства. Вместе с тем именно в этой сфере все отчетливее проявлялись признаки кризиса, вызванного непомерным ростом латифундий, недостаточной для их нужд производительностью рабского труда, разорением мелких землевладельцев, упадком земледелия и т.д. Эти факты и объясняют то, что именно сельское хозяйство стало предметом особого внимания древнеримских мыслителей.
Целью данной работы является исследование причин содержательных различий древнегреческой и древнеримской экономической мысли.
1. Экономические взгляды древнегреческих и древнеримских мыслителей
Природные условия в Древней Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения, как на древнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные условия для развития частной собственности на землю, на земельный участок, а основой производственной ячейкой стали не громоздкие царские хозяйства или общинное производство, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое частное хозяйство, построенное на рациональных основаниях, жесткой эксплуатации рабского труда и относительно высокой доходностью.
Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов самых разных категорий. Одной из важнейших особенностей социальной структуры в греческих полисах было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, т.е. совокупность полноправных граждан данного полиса. К гражданам полиса принадлежали коренные жители, проживающие в этой местности несколько поколений, владеющие наследственным земельным участком, принимающие участие в деятельности народных собраний и имеющие место в фаланге тяжело вооруженных гоплитов[1, с. 96].
Владение земельным участком рассматривалось как полноценная гарантия выполнение гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом.
В Греции середины V в. до н.э. сформировалось экономическая система, которая без особых изменений просуществовало до конца IV в. до н.э. и которую можно определить как классическую рабовладельческую экономику.
Греческая экономика в целом не была однородной. Среди многочисленных греческих полисов можно выделить два основных хозяйственных типа, отличающихся по своей структуре.
Для первого типа полиса (аграрного) - было характерно абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли.
Другой тип полиса можно условно определить как торгово-ремесленный, в структуре которого роль ремесленного производства и торговли была значительно выше, чем полисах первого типа.
Именно в полисах второго типа была создана ставшая классической рабовладельческая экономика, которая имела довольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивались особенно быстро (примером таких полисов были Афины, Коринф, Родос и др.). Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V - IV вв. до н.э[7, с. 81].
В целом сельское хозяйство Греции V - IV вв. до н.э. имело следующие особенности: многоотраслевой характер, преобладание трудоемких интенсивных культур (виноградарство, маслиноводство), внедрение рабского труда как основы земледелия, товарная направленность рабовладельческого поместья как нового типа организации сельскохозяйственного производства.
Следует отметить, что описанная структура крупного афинского землевладения должна была переживать серьезный внутренний кризис по мере того, как укреплялось правовое и имущественное положение афинского гражданства, росло его самосознание, увеличивалось богатство афинского полиса, оказавшегося во главе обширного Морского союза. Также упрочивалась система афинской демократии с ее продуманной политикой материального обеспечения бедных граждан, интенсивного развития городской жизни и городского ремесла.
Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и в Греции V - IV вв. до н.э. в целом, не могла существовать без привлечения к труду большой массы рабов, абсолютное количество и удельный вес которых в греческом обществе V - IV вв. до н.э. непрерывно возрастал[4, с. 101].
Система классического рабства сформировалась в более или менее законченном виде в развитых торгово-ремесленных полисах (Афины), в то время как в аграрных полисах (Спарта) социально-классовая структура отличалась целым рядом особенностей. Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности социально-классовой структуры торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитии древней Греции V - IV вв. до н.э.
Таким образом, экономические взгляды Платона и Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, между демократической Афиной и олигархической Спартой. Это, конечно, сильно отражалось в работах древнегреческих философов.
Древний Рим являлся античным государством, в котором рабовладельческие производственные отношения были более развиты, чем в Древней Греции. Территориальная экспансия Рима привела к созданию огромной империи, к порабощению многих племен и народов. Положение римских рабов, происходивших в основном из военнопленных, было более тяжелым, чем рабов в античной Греции. В отличие от Древней Греции, в которой рабы в основном эксплуатировались в сфере ремесла и торговли, в Древнем Риме главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство. Именно в Древнем Риме противоречия рабовладельческого способа производства достигли наибольшей остроты и привели, в конечном счете, к возникновению колоната. В то же время на протяжении целых столетий шла упорная борьба беднейших слоев свободного населения за землю, нередко принимавшая драматические формы. Все это наложило отпечаток на характер экономической мысли Древнего Рима, которая в основном решала аграрные проблемы, и прежде всего проблемы рациональной организации рабовладельческих вилл и латифундий[2, с. 73].
Возникшее в Римской империи христианство - самая распространенная религия, господствующая до сих пор во многих странах мира. Изучение экономических идей этой религиозной доктрины важно не только для характеристики идеологии Римской империи, но и потому, что многие экономические концепции поздней античности, средневековья и нового времени имели религиозную окраску, развивались в рамках христианского мировоззрения, апеллировали к христианским нормам морали и права.
Христианство возникло в условиях экономического, политического и морального кризиса римского общества. Результатом римских завоеваний стало нивелирование национальных и культурных различий входящих в империю народов. На передний план все более выступали не национальные и этнические особенности отдельных народов, а пропасть между бедными и богатыми гражданами. Именно в это время возникает острая потребность всех классов в такой религии, в которой можно было бы «спастись» от господствовавшей в обществе социальной несправедливости. Старые религии были разрушены или пришли в упадок вместе с падением культивировавших их государств. Новой религии необходимо было подняться над этнической ограниченностью и сословными предрассудками. Религия должна была стать простой и понятной верующим, способной указать решение возникших проблем. Этим требованиям удовлетворяло учение, родившееся на почве иудаизма и вобравшее в себя многие элементы восточных религий (почитание иранского божества Митры, египетского культа Исиды и Осириса и т. д.) и античных философских течений (учение стоиков, а позднее - неоплатонизм и др.) [6, с. 88].
Главной идеей христианства является идея греха и спасения человека. В существующих порядках повинны все люди, начиная от Адама и Евы, совершивших «первородный» грех. Умерший мученической смертью Христос искупил этот грех и тем указал путь к спасению. Вера в Иисуса Христа - этого «великого божественного спасителя» - условие очищения от греха. Раскаяние в грехах и благочестивая жизнь - необходимое условие достижения царства небесного после смерти. Грешникам и стяжателям уготован ад на том свете, а на этом - второе пришествие Христа и Страшный суд. «...Общераспространенному чувству, что люди сами виновны во всеобщей испорченности,- писал Ф. Энгельс,- христианство дало ясное выражение в сознании греховности каждого отдельного человека; в то же время в жертвенной смерти своего основателя христианство создало легко понятную форму внутреннего спасения от испорченного мира, утешения в сознании, к чему все так страстно стремились».
Хотя раннее христианство первоначально было религией отверженных и угнетенных, оно не было ориентировано на какой-либо богоизбранный народ, социальную группу или определенный класс. Оно было обращено ко всем людям, ко всем, кто проявлял веру в божественного спасителя (Мессию), в Христа, в его искупительную жертву.
Экономические воззрения христианства, как и вероучения в целом, сформировались в борьбе различных течений. В результате одни произведения были признаны «истинными» и канонизированы, другие не были канонизированы, а третьи осуждены как ереси. Лишь 27 произведений (написанных во второй половине I -начале II в. н. э.) в IV в. были канонизированы, составив Новый завет[6, с. 89].
Важное социально-экономическое значение имела христианская проповедь равенства. И хотя она доказывалась теологически (основой равенства людей является то, что все они грешны перед богом), идея равенства была направлена не только против племенных и этнических различий, но и против рабовладельческого строя. Это особенно ярко выражено в Посланиях к Колоссянам и к Галатам, приписываемых апостолу Павлу. «...Нет ни Еллина, ни Иудея... варвара. Скифа, раба, свободного...» (Кол., 3:11; Гал., 3:28). Равенство людей перед богом выступает как основной вид равенства, от которого все другие виды производны.  
2. Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции
 
В древности экономической науки как таковой еще не было. В трудах мыслителей, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства. Литературные источники, созданные за несколько сот лет до нашей эры, представляют конгломерат различных знаний о хозяйстве и обществе;  своего рода преддверие обобщений, понятий, категорий, сложившихся намного позже. Что касается самого термина «экономика» («домоводство»), то он пришел к нам из древнегреческого (oikos – дом, хозяйство; nomos – закон, правило).
В широком смысле истоки современной цивилизации мы находим в идеях и трудах мыслителей далекого прошлого – Древнего Востока, Древнего Рима, Древней Греции. И потому их взгляды, наблюдения, мнения представляют интерес и сегодня.
Выразителем интересов крупного хозяйства, основанного на труде рабов, был Катон Марк Порций (234–149 до н.э.), автор трактата «о земледелии». Катон – военачальник, квестор, консул в Испании. Талантливый оратор и наблюдательный историк, он досконально знал сельское хозяйство. Из земледельцев, как утверждал Катон, «выходят самые верные люди и самые стойкие солдаты. И доход этот самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти» [3, с. 94].
Трактат содержит 162 главы. Главы напоминают страницы записной книги, которую вел хозяин рабовладельческого имения. Из нее мы узнаем, как приобретать имение («не бросайся на покупку – не жалей своего труда на осмотр и не считай, что достаточно один раз обойти его кругом»), как вести хозяйство, «подвести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину, маслу; подсчитать, что он продал, что взыскано, что остается, что есть на продажу» («хозяину любо продавать, а не покупать»). Катон пишет об обязанностях вилика (управителя), об организации труда рабов, об уходе за посевами и скотом, о постройках и сельскохозяйственных орудиях.
Знакомясь с трактатом, можно получить представление и о хозяйственной жизни страны, о «шкалах земельной доходности», о значении земледелия и торговли, о даче денежных ссуд и сбережении имущества («смотри, чтобы тебе не просчитаться на имении»).
О характере экономического строя Древней Греции узнаем из трудов Ксенофонта Афинского (444–356 до н.э.). Своеобразны названия его трудов: «Домострой», «Экономикос». Трактат Ксенофонта«О земледелии» – настоящая сельскохозяйственная энциклопедия, в ней 12 томов. И у греков сельское хозяйство – наиболее ценимая сфера деятельности. Ремеслом занимаются рабы и иностранцы (плотники, кузнецы, сапожники, сукновалы). Интенсивно развита в Древних Афинах торговля. Источники государственных средств – налоги, пошлины, дань с колоний, доходы от внешней торговли. Денежное богатство Афин – основа их военного могущества[5, с. 112].
Согласно Ксенофонту, хороший хозяин дома тот, кто умело ведет сельское хозяйство, держит запасы на целый год, мелет хлеб на ручных мельницах, заставляет печь дома хлеб, при участии хозяйки прясть шерсть, ткать пряжу, изготовлять одежду для господ и рабов. Покупки на рынке не играют важной роли. Всю работу в домашнем хозяйстве и в поле исполняют только рабы.
«Домоводство», по словам Ксенофонта, наука об управлении хозяйством, при помощи которой люди могут обогащать хозяйство. Важно «не только справляться со своим хозяйством, но и иметь излишек, чтоб и родной город украсить, и друзьям облегчать нужду».
Платон (427 - 347 гг.) - один из самых известных философов. Он одновременно много написал и о экономике. Он также сообщал, что софисты учили домоводству. Он рассматривал практически все вопросы экономики. Из них упомянем следующие[5, с. 116]:    
  —  учение о благах: их сущность, систематика. С этой точки зрения, его идеи богаче мнений утилитаристов ХХ века. В любом случае, это учение Платона надо использовать и сегодня;      
— необходимость оптовых и розничных купцов, то есть тех, кто ведёт заморскую торговлю и торгует на рынке. Это очень важно, так как вступает в противоречие с современными устремлениями коммерсантов («челноков»), которые хотят быть и теми и другими;  
— внимание к разработке наставления (руководства) по организации экономики колоний (поселений). Любопытно, что практическое значение этого вопроса не понимают до настоящего времени. Тогда греки организовывали много колоний по берегам морей, в том числе и Черного моря (кто-то из древних юмористически говорил –«греки жили по берегам средиземного моря, как лягушки сидят по берегам пруда»). Какой-либо лидер организовывал группу людей, садились на корабль и ехали на новое место жительства. И важно было знать как выбрать участок, организовать жизнь и т.п. людей. Это была практическая потребность.  Платон дал такое руководство. Его труд не утопия (как обычно пишут), а руководство для современников. Известно, что Платону приходилось ездить в такие поселения для оказания помощи в их организации, что было опасно для него:      
—  порча золотых монет их обрезкой. Тогда монеты  часто были как пластинки («лепешечки»), на которых стояла круглая печать.  Постепенно метал вокруг печати обрезали, так возникла круглая форма монеты;      
— предложение регламентации производства, торговли, контролировании цен.      
Аристотель, живший в Афинах за триста с лишним лет до нашей эры, стоял у начала начал экономической науки. Он, естественно, не мог претендовать на создание системы. У него отсутствуют привычные теперь термины. Но он сумел нащупать и наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов.
Одна из проблем – стремление понять, что лежит в основе обмена продуктами? Чем определяются отношения обмена? К примеру, обмена «продукта» деятельности врача и земледельца – людей, заинтересованных во взаимном обмене, но «не одинаковых и не равных»?
По мнению Аристотеля, основой обмена может служить заинтересованность членов общества в том, что подвергается обмену. Измерителем неоднородной продукции служат деньги. Связующей основой является потребность. «В качестве же замены потребности, по соглашению (между людьми), возникла монета».
Обмен, как утверждает Аристотель, должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Производство необходимых для жизни продуктов и их справедливый обмен – естественная сторона хозяйственной деятельности, именуемой «экономика». В противоположность ей деятельность, направленная на обогащение, «искусство наживать состояние», заслуживает осуждения. Аристотель именует ее «хрематистикой» (от греч. chrěmata – имущество, богатство) [2, с.152].
В Древнем Риме можно встретить две идейные линии: работы римских «аграриев» (М.П.Катон, М.Т. Варрон, Ю.Колумелла) и учение римских стоиков (М.Т.Цицерон и Л.А.Сенека) [1, с. 97]
 Выразителем интересов крупного хозяйства, основанного на труде рабов, был Катон Марк Порций (234 -149 до н. э.), военачальник, квестор, консул в Испании, автор трактата «О земледелии». Трактат содержит 162 главы. Главы напоминают страницы записной книги, которую вел хозяин рабовладельческого имения. Из нее мы узнаем, как приобретать имение («не бросайся на покупку - не жалей своего труда на осмотр и не считай, что достаточно один раз обойти его кругом»), как вести хозяйство, «подвести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину, маслу; подсчитать, что он продал, что взыскано, что остается, что есть на продажу» («хозяину любо продавать, а не покупать»). Катон пишет об обязанностях вилика (управителя), об организации труда рабов, об уходе за посевами и скотом, о постройках и сельскохозяйственных орудиях[7, с. 117].
 Трактатом, дает представление и о хозяйственной жизни страны, о «шкалах земельной доходности», о значении земледелия и торговли, о даче денежных ссуд и сбережении имущества («смотри, чтобы тебе не просчитаться на имении»).
 Таким образом, основная форма экономического мышления древ них римлян - это система взглядов на ведение рабовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и продуктивности говорится преимущественно в виде практических рекомендаций.
Катон старший давал своим современникам практические наставления по организации сельского хозяйства в трактате «Земледелие»: каким образом можно извлечь максимальную прибыль из своего имения. Путь к процветанию лежит через правильную организацию труда. В хозяйстве все должно быть рациональным. От того, что перестает приносить прибыль, следует избавляться, например, от износившегося инструмента, больного скота, старых рабов. Тот же рационализм и прагматичность требовали, чтобы рабам не было плохо: их нельзя держать в голоде и холоде. Они не должны и простаивать без дел[1, с. 99].
Катон также ставил проблему рыночности.товарности имения. По его мнению, имение нужно больше продавать и меньше покупать. Цена товара равняется трудовым затратам на его изготовление. Несоблюдение этого правила порождает зло и ведет общество к упадку. Злом также считалось ростовщичество, присвоение торговой прибыли.
«Римское право» стало основой последующего права. На его основе был разработан кодекс Наполеона - основа современной юридической науки. В то же время и сейчас по-разному рассматривают «римское право». Это было право обычаев, которое предполагало принадлежность имущества тому, кто его произвел и у кого оно находится.
Цицерон (106 - 43 г. до н. э.). Проблемам права много внимания уделил Цицерон. Он был многосторонним мыслителем, государственным деятелем, основоположником идеи о правовом госу¬дарстве. Его формула: «Под действие закона должны подпадать все». Он разрабатывал идею «есте¬ственного права», доказывал необходимость ростовщичества как начальной формы кредита.
Тиберий и Гай Гракхи (второй век до новой эры). Важное значение в тот период име¬ла собственность на землю. Земля принадлежала в целом крупным рабовладельцам. Эту землю обрабатывали рабы. Но были и свободные крестьяне. Тогда наметилось противоречие между двумя формами земельной собственности (мелкой и крупной), которое привело к кризису Римской империи. На этой основе происходили восстания рабов. Идеологами борьбы с крупной земельной собственно¬стью были братьяГракхи. которые погибли в этой борьбе.
Распад Римской империи привел к отрицанию рабства. Рабы постепенно превратились вколон[6, с. 136]:
Рабы    —>    колоны    —>    крестьяне     —> фермеры.
                 (арендаторы)      (свободные)        (для рынка)
Таким образом, основная форма экономического мышления древних римлян и греков – это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и продуктивности говорится преимущественно в виде практических рекомендаций. У греков в отличие от римлян больше внимания уделяется вопросам хозяйственной этики.
Заключение
Экономическая мысль античности нашла отражение в экономической политике законодателей и реформаторов Ликурга, Драконта, Солона, братьев Гракхов, сочинениях древнегреческих и древнеримских мыслителей Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Варрона, Сенеки, в публичных выступлениях выдающихся общественных деятелей Катона, Колумеллы, Цицерона и ин.Module . В трудах мыслителей античного мира были изложены много исторических наблюдений за социально-экономической действительностью Древней Греции и Древнего Рима, высказано интересные научные идеи относительно экономических процессов и явлений. Произведения античных философов отличает: 
глубокая разработка важнейших хозяйственных проблем; 
повышенное внимание к вопросам эффективной организации рабовладельческого хозяйства; 
попытки построить модель «идеального» государства и выявить принципы организации и управления городами-государствами (полисами) 
тесная взаимосвязь теоретических обобщений и практических рекомендаций.
Эти достижения по праву вошли в сокровищницу экономических знаний человечества, античность как особая эпоха в истории средиземноморских народов охватывает период с VIII в. до н.э. (Формирование древнегреческих городов-государств Спарты, Афин, Фив, подъем Карфагена, основания Рима) до V в. н.э. (Падение Западной Римской Империи). 
Характерной чертой античности является сочетание различных экономических, политических моделей и укладов: демократии и деспотии, аристократии и олигархии, республики и монархии военной и административно-бюрократической систем управления.
Как и в странах Древнего Востока в Древней Греции и Древнем Риме экономика имела преимущественно натуральный характер, основная масса населения была занята сельскохозяйственной, прежде земледельческим трудом. Время постепенно росли масштабы ремесленничества (гончарства, кузнечного, строительства), развивались товарно-денежные отношения и торговля, осуществлялись широкомасштабные кредитные операции.
Социальную структуру античного общества составляли крупные землевладельцы и рабовладельцы (аристократы, патриции), мелкие землевладельцы (демос, плебеи), рабы, ремесленники и торговцы, занятия которых считалось позорным и недостойным свободных граждан. В период поздней античности появились колонны (рабы, переведены на арендные отношения, зависящие землевладельцы), люмпены (граждане, лишенные самостоятельных источников существования, которых удерживала государство или частные лица в обмен на политическую или силовую поддержку), чиновничье-бюрократический аппарат управления и т.д. .
Список использованной литературы
1. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. –М.: 2005. – 134с.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. -М.:  Дело ЛТД, 2009. -528с.
3. Войтов А. Г. История экономических учений. Краткий курс, переработанный. 3-е изд. - М.: Маркетинг, 2002. - 103 с.
4. Горяинова Л.В. История экономических учений: учебное пособие/ Горяинова Л.В.- М.: Евразийский открытый институт, 2011.- 248 c.
5. История экономических учений : учеб.пособие/ [под ред.: В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой]. – М.: ИНФРА-М, 2009. -783с.
6. История экономических учений : учебник / под ред.: А. Н. Марковой, Ю. К. Федулова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ, 2009. - 471 с.
7. Ядгаров Я.С. История экономических учений : учебник / Я. С. Ядгаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2010. - 478 с


Заказать реферат (курсовую, диплом или отчёт) без рисков, напрямую у автора.

Похожие работы:

Воспользоваться поиском

Похожие учебники и литература:    Готовые списки литературы по ГОСТ

История отечества. Курс лекций
История. Справочник для подготовки к ЕГЭ
Цивилизации Древнего Востока
История нового времени
История России
История России с древних времён до начала 19 века
История Казахстана - экзаменационные билеты
История СССР
История отечества - полный курс лекций
История России 19-20 века
История Древних цивилизаций
История государственного управления в России
Отечественная история. Учебник
История нового времени. Лекции
История нового времени. Лекции 2
История нового времени. Лекции 3
Российская империя во второй половине XIX
Российская империя в конце XIX - начале XX века
История России XVIII века
Российская империя во первой половине XIX
Источники отечественной истории государства и права кратко



Скачать работу: Причины содержательных различий древнегреческой и древнеримской экономической мысли., 2017 г.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по
         дисциплине История и исторические личности