⭐⭐⭐ Единый реферат-центр






Новые рефераты:

Главная » Рефераты » Текст работы «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Государственное регулирование цен
1.2 Виды и методы государственного регулирования цен
2 АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Анализ влияния уровня цен на экономику Российской Федерации
2.2 Проблемы государственного регулирования цен в РФ
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН В РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Дисциплина: Государство и право
Вид работы: курсовая работа
Язык: русский
ВУЗ: ---
Дата добавления: 11.05.2018
Размер файла: 105 Kb
Просмотров: 379
Загрузок: 0

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ (предмет: Государство и право) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.
Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)
.

Текст работыСкачать файл








Хочу скачать данную работу! Нажмите на слово скачать
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте. Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.

Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.
Сделать работу самостоятельно с помощью "РЕФ-Мастера" ©
Узнать подробней о Реф-Мастере
РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!
Как правильно написать введение?
Подробней о нашей инструкции по введению
Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.
Как правильно написать заключение?
Подробней о нашей инструкции по заключению
Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.
Всё об оформлении списка литературы по ГОСТу Как оформить список литературы по ГОСТу?
Рекомендуем
Учебники по дисциплине: Государство и право


Краткое описание документа: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ курсовая работа по дисциплине Государство и право. Понятие, сущность и виды, 2017.

Как скачать? | + Увеличить шрифт | - Уменьшить шрифт






курсовая работа по дисциплине Государство и право на тему: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ; понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год.

ВВЕДЕНИЕ
Государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования включает такие важные средства, как: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики. Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и научно-технический прогресс, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний.
В современной России серьезной проблемой является установление эффективных методов экономического регулирования. Между тем с самого начала экономических реформ стали применяться такие методы государственного регулирования, которые усиливали нестабильность национальной экономики. Мы знаем, что спрос и предложение определяют цену товара и количество проданного товара, как воздействуют на спрос и предложение и, следовательно, изменяют равновесную цену и равновесный объем различные события. Еще одна сторона регулирования цен – регулирование цен на продукцию монополиста. На конкурентом рынке государственное регулирование цен всегда приводит к полным чистым убыткам. Это, однако, не совсем так, когда фирма обладает монопольной властью. Наоборот, регулирование цен может устранить полные чистые потери, которые проистекают из монопольной власти. Одним словом, регулирование монополии направлено на снижение цен и увеличение выработки в интересах потребителей, а также на получение монополистом справедливой прибыли.
Взаимодействие между частномонополистическим и государственным регулированием имеет целью не только приспособление к изменяющимся условиям, но и осуществление структурных сдвигов, необходимых для дальнейшего экономического развития.
Государство в условиях рыночной экономики может оказывать прямое или косвенное воздействие на национальное хозяйство, например, через государственную собственность или налоговую систему, процентную ставку или тарифы.
Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики. В этом и заключается актуальность исследуемой темы.
Объектом исследования является система государственного регулирования экономики в России. 
Предмет исследования составляет государственное регулирование цен и контроль за ценами в Российской Федерации.
Целью исследования является определение роли действующей сегодня в Российской Федерации системы государственного регулирования цен и контроля за ценами.
Основными задачами в ходе раскрытия темы являются:
- характеристика основных теоретических положений о государственном регулировании цен;
- анализ влияния уровня цен на экономику Российской Федерации;
- определение проблемы государственного регулирования цен в РФ;
- рассмотрение перспектив развития государственного регулирования цен в Российской Федерации.
В ходе исследования применялись методы системного и факторного анализа, а также метод сравнения.
При написании работы использовались труды российских экономистов,  периодическая  литература, материалы официальных сайтов, а также нормативные документы.
 
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
 
1.1 Государственное регулирование цен
 
Цены - самый сложный и деликатный объект государственного регулирования. В стране ежедневно осуществляются десятки миллионов сделок купли - продажи товаров и услуг. Цены позволяют согласовать противоречивые интересы продавцов и потребителей, обеспечить необходимые экономические условия их функционирования и процесса воспроизводства [16, с. 43].
Государственное регулирование процессов формирования и динамики цен преследует стратегические цели, которые находят выражение в государственной политике цен. Эта политика меняется на разных этапах развития общества и трансформации экономики, в разных фазах экономических циклов. Политика цен осуществляется органами государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также во внешнеэкономических отношениях. Основные цели и задачи государственной политики цен на современном этапе развития России, в начале XXI века[15, с. 96]:
Во-первых, эта политика должна способствовать закреплению тенденции экономического роста, преодолению глубочайшего кризиса, который постиг экономику России и отбросил ее на десятилетия назад, привел, к росту цен во многие тысячи раз, искажению ценовых пропорций, падению уровня реальных доходов населения. Необходимо создать экономическое условия роста и обновления производства, свести к минимуму уровень инфляции. Ho добиться этого простым провозглашением предельно допустимого уровня инфляции, равно как и прямыми запретами повышения цен, в рыночной экономике невозможно. Перед государственными органами стоит сложнейшая задача - использовать весь арсенал методов прямого и косвенного воздействия на агентов рынка, чтобы добиться расширения спроса, увеличения производства и продажи товаров и услуг, снижения на этой основе издержек производства и трансакционных издержек, сокращения государственных расходов, уменьшения сферы деятельности теневой экономики. Сокращение ставок налогов на доходы физических лиц и на прибыль способствует относительно более низкому уровню цен и в то же время - расширению объема спроса, росту предпринимательской активности, привлечению инвестиций. 
Во-вторых, долгосрочной целью современной политики цен является устранение глубоких ценовых диспропорций, сложившихся за годы кризиса и бесконтрольной динамики цен в интересах монополий. Условия расширенного воспроизводства должны быть созданы для всех отраслей и во всех регионах. Это предполагает прежде всего регулирование цен отечественных монополий, подтягивание уровня цен сельскохозяйственных производителей и цены на рабочую силу (т.е. контроль за реальной заработной платой). В то же время следует учитывать, что за время кризиса обновление основных фондов почти прекратилось, что привело к падению конкурентоспособности отечественной продукции и нарастанию числа техногенных аварий. Поэтому амортизация основных фондов и капитализируемая прибыль должны быть достаточны для осуществления масштабных инвестиций за счет собственных средств предприятий и банковских кредитов. Необходимо также существенное увеличение затрат на поддержку стратегических и социальных инноваций и на экологические цели. Все эти задачи должны решаться перспективной политикой цен. 
В-третьих, стратегической целью государственной политики цен является ограничение влияния монополий (включая естественные) на цены, создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, который насыщает рынок товарами и услугами и обеспечивает занятость для миллионов работников.
Для этого требуются тонкие и четкие механизмы государственного регулирования цен, достаточно прозрачные, чтобы свести к минимуму возможность коррупции и сферу действия и влияние на эти процессы теневой экономики. 
В-четвертых, необходимо своевременно менять задачи и методы регулирования цен на разных фазах экономических циклов - как среднесрочных, так и долгосрочных (Кондратьевских). В фазах оживления и подъема политика цен должна содействовать расширению спроса и производства, освоению новых и улучшенных видов товаров и услуг. В фазах кризиса и депрессии — выживанию наиболее эффективных и перспективных видов продукции и производств, поддержанию уровня реальных доходов населения. Государственным служащим нужно владеть методологией прогнозирования и анализа цикличной динамики экономики, умело использовать цены в механизме антикризисного регулирования. 
Наконец, в-пятых, в условиях ускоряющейся глобализации, открытости рыночной экономики политика цен российского государства должна быть использована как действенный инструмент защиты национальных интересов и обеспечения экономической безопасности с учетом правил, действующих на мировом рынке и обеспечивающих взаимовыгодность межстрановых экономических отношений. Каковы здесь конкретные задачи ценовой политики? Прежде всего это - ограничение стремления транснациональных корпораций устанавливать завышенные цены на свою продукцию на внутреннем рынке. Это - и регулирование валютного курса, который непосредственно влияет на цены экспортных и импортных товаров, и установление уровня таможенных пошлин с учетом интересов отечественных производителей, и согласование ценовой политики со странами СНГ, особенно в случае совместных выступлений на рынках третьих стран. Необходимо также проведение активной ценовой политики на мировых рынках, если имеется возможность оказывать влияние на уровни и соотношения цен. 
Государственное регулирование цен – комплекс рычагов прямого и опосредованного влияния государства на механизм ценообразования[12, с. 18].
Государственное регулирование цен – объективная необходимость в современных условиях, поскольку[11, с. 119]:
- непосредственно связано с проблемой формирования, распределения и перераспределения доходов различных социальных слоев и групп населения, и от его эффективности в значительной степени зависит социальная стабильность в народном хозяйстве,
- выполняя стимулирующую функцию, цены влияют на развитие производства,
- от динамики цен, их равновесия зависит вопрос, какие товары и услуги производить, как и для кого их производить,
- с проблемой цен органически связана проблема инфляции (дефляции), экономического цикла.
Механизм государственного регулирования цен состоит из[13, с. 89]:
определения задач и целей,
изучения спроса на товар,
оценки средних издержек производства,
анализа поведения различных противодействующих сторон,
выбора метода ценообразования,
окончательных выводов относительно государственного вмешательства в ценообразование (в частности, возможное установление окончательной цены).
Государственное регулирование цен не исключает свободы выбора потребителей в приобретении необходимых им товаров и услуг. При этом оба элементы механизма ценообразования (рынок и государственное регулирование) ориентируются на достижение таких целей[14, с. 74]:
обеспечение равновесия между предложением товаров и их потреблением, формирование равновесной цены,
покрытие общественно необходимых затрат производства,
стимулирование научно-технического прогресса и повышение качества продукции, создание условий для внедрения новой техники и технологии, что положительно влияет на рациональное использование ресурсов производства,
обеспечение высокого жизненного уровня населения,
стимулирование интеграционных процессов и взаимовыгодного международного разделения труда, повышение эффективности внешнеэкономических связей.
Реализации таких целей препятствуют диспропорции распределения доходов, монополизм экономики, колебания уровня безработицы и т.д. Поэтому государство пытается найти оптимальную пропорцию между централизацией и децентрализацией, между двумя формами регулирования цен – экономической (рыночной) и административной (осуществляемой на основании правительственных постановлений).
 
1.2 Виды и методы государственного регулирования цен
 
Различают два вида административного государственного регулирования: прямое и косвенного (рис. 1) [17, с. 73].
Прямое регулирование – непосредственное установление нижней и верхней границ цен на важнейшие товары, которые формируют расходы на производство других видов товаров, например, на топливо, сырье, продукцию тяжелой промышленности и т.д[18, с. 13]. Методы прямого воздействия на цены – их замораживание, блокирование, введение ценовых режимов, заключение соглашений о ценах, субсидирование цен, направленное на развитие отдельных отраслей и производств, особенно сельского хозяйства.

Рисунок 1 - Государственное регулирование цен
 
Косвенное государственное регулирование цен осуществляется посредством[18, с. 14]:
эмиссии денег,
регулирования кредитных отношений вследствие удешевления банковского процента и возмещения платежей в счет основного долга,
регулирования налоговых ставок,
субвенций (государственных дотаций), которые зависят от выполнения обязательных условий, предусмотренных программой,
политики ускорения амортизации, направленной на приобретение более эффективной техники и технологии, при покупке которой разрешается списывать до 50% их стоимости в течение первого года, а остальные – в следующие два года.
Соотношение между прямым и косвенным государственным регулированием цен зависит от особенностей экономического развития страны, традиций и других факторов. При разработке методологических проблем ценообразования следует учитывать условия различных типов рынка. Государственное регулирование цен в странах с развитой экономикой осуществляется на основании законодательства.
Для реализации политики цен необходимо умело использовать разнообразные методы государственного регулирования цен, которые выработаны и проверены на практике как в нашей стране, так и за рубежом. 
К методам регулирования цен относят[19, с. 228]:
Статистическое наблюдение и прогноз динамики цен, изменения их уровней, соотношений, структуры. Статистикой выработаны разнообразные методы мониторинга цен. Таковы индексы различных видов цен, паритеты (соотношения) разных видов цен, в различных регионах страны и в разных странах, структура цен по их основным элементам, выборочные обследования отдельных видов цен или цен на отдельных рынках и т.п. Показатели статистики цен регулярно публикуются в статистических сборниках, они помогают выявлять тенденции динамики цен и своевременно вырабатывать меры против негативных тенденций. Динамика цен служит своеобразным барометром экономической погоды. 
Сложнее обстоит дело с прогнозированием цен. Им занимаются все - от покупателей конкретных товаров и услуг до их производителей, проектировщиков, банков, государственных органов. При этом успехи в этом деле невелики, цены нередко осуществляют неожиданные повороты, непредсказуемые сдвиги, что связано с колебаниями коньюктуры внутренних и внешних рынков и факторов, которые эти колебания определяют. При этом без прогноза динамики цен невозможно разработать достоверный долгосрочный или среднесрочный прогноз или стратегический план социально-экономического развития страны и ее регионов, обосновать инвестиционную программу или проект, определить перспективы социальной политики. Поэтому прогнозы цен должны стать непременной составной частью системы прогнозов. 
Законодательное регулирование ценообразования и политики цен является важнейшим элементом государственного воздействия на цены. В законодательном порядке должны быть определены основные категории этой сферы деятельности, виды цен, образующих единую систему, порядок формирования цен, цели и методы государственной политики цен, принципы деятельности осуществляющих эту политику государственных органов, санкции, применяемые при нарушении законодательства. Отдельные вопросы ценообразования и государственного регулирования цен рассматриваются во многих законодательных актах. При этом до сих пор федеральный закон о ценообразовании и политике цен не принят, хотя работа над ним ведется много лет. Это объясняется не только сложностью объекта законодательного регулирования, но и незаинтересованностью в этом мощных финансовых группировок. Этот серьезный пробел в законодательном регулировании рыночной экономики необходимо заполнить. 
Что касается нормативных основ ценового регулирования, согласно п. «ж» ст. 71 российской Конституции в ведении Российской Федерации находятся основы ценовой политики, что является довольно широким понятием[1]. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [4] Правительство РФ разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен, при всём этом исключительно на заседаниях Правительства РФ устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен.
Статья 424 ГК РФ устанавливает принцип свободы ценообразования и правовые основания ограничения этой свободы (в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления) [2]. Органы местного самоуправления были вовлечены в процесс ценового регулирования Федеральным законом от 29 июня 2009 г. № 132-Ф3 «О внесении изменения в статью 424 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [5]. 
На законодательном уровне применение государственного регулирования цен (тарифов) как одного из методов регулирования закреплено в Федеральном законе от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» [6], Федеральном законе от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» [7] и др. 
Собственно, в ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях» исчерпывающим образом перечислены сферы деятельности субъектов естественных монополий. Соответственно перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Имеются постановления Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» [10] и др.
Использование дифференцированных методов государственного регулирования цен в различных отраслях и сферах. Здесь неприменимы единые шаблонные схемы, нужен конкретный подход, учитывающий специфику отдельных видов деятельности. В наиболее прямой и открытой форме такое регулирование должно осуществляться в государственном секторе экономики и применительно к деятельности естественных монополий. Возможны методы даже прямого установления цен и тарифов, определения предельного уровня цен. В меньшей мере требуется государственное вмешательство в ценообразование в сфере деятельности малого и среднего бизнеса, в розничной торговле и в реализации бытовых услуг, в научно-технической сфере. 
Итак, ценообразование одна из самых сложных областей экономической деятельности, и государственное воздействие на эту область должно осуществляться на профессиональной, квалифицированной основе, при ясном понимании всех предпосылок и последствий принимаемых мер. Поверхностный подход, непрофессионализм, ошибки, как показал опыт 90-х гг., могут принести непоправимый, долговременный ущерб. Поэтому нужно обучать всех госслужащих вопросам ценообразования и политики цен, а также готовить по этим вопросам специалистов, которые профессионально занимаются этой деятельностью в государственных органах ценообразования. 
 
2 АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
2.1 Анализ влияния уровня цен на экономику Российской Федерации
 
В 2015 год в России началась сложная адаптация экономики к шоку, обусловленному глубоким падением цен на нефть и экономическими санкциями, введенными в 2014 году. В результате непростого процесса адаптации к такому двойному шоку Российская экономика погрузилась в глубокую рецессию, пик которой пришелся на второй квартал 2015 года. После непродолжительного роста в перовой половине 2015 года в августе возобновилось падение цен на нефть, что отложило ожидаемое восстановление экономического роста, и реальный ВВП сократился на 3,7% за год[21].
В 2016 году потребительская инфляция несколько замедлилась и за первые четыре месяца составила 7,9% против 3,2% в январе-апреле прошлого года. В Москве с начала года цены увеличились на 8,5%, в Санкт-Петербурге - на 8,9%. Замедление роста цен на потребительские товары и услуги в апреле наблюдалось во всех сегментах потребительского рынка. При этом наиболее заметно эта тенденция проявилась в динамике цен на продовольственные товары, в основном за счет ощутимого снижения цен на фрукты и овощи (табл. 1) [22].
В целом за 2015 года продовольственные товары подорожали на 11,2%, что внесло 3,9 п.п. в потребительскую инфляцию. В 2014 году прирост цен за аналогичный период был равен 5,4%. Без учета плодоовощной продукции цены на продовольственные товары увеличились за 2015г. на 9,3% против 3,7% в 2014 году. Цены на плодоовощную продукцию увеличились на 27,6% против 19,8% за аналогичный период прошлого года. Особенно тяжело переносят такую ситуацию на продовольственном рынке группы населения с низкими доходами. За 2015г. цены на макаронные изделия и крупы выросли на 15,4 и 13,9%. В 2014 году за аналогичный период прирост цен на макаронные изделия составил 0,3%, а крупы и бобовые подорожали на 2%[21].
Таблица 1 -  Оценка вкладов в инфляцию отдельных групп товаров и услуг, в 2015 г.
Прирост потребительских цен Доля отдельных составляющих в индексе потребительских цен (%) Прирост цен Вклад в инфляцию (п.п)
Продовольственные товары 36,0 11.2 3.9
в том числе:      
плодоовощная продукция 3.9 27.6 1.1
хлеб и хлебобулочные изделия 1.8 8.7 0.2
крупа и бобовые 0.8 13.9 0.1
макаронные изделия 0.8 15.4 0.1
мясо и птица 13.0 4.6 0.6
рыба и морепродукты 2.8 17.2 п.5
молоко и молочная продукция 6.7 7.4 0.5
масло сливочное 1.1 8.1 0.1
масло подсолнечное 1,1 19.1 0.2
яйца 0.9 5,3 0.1
сахар-песок 0.5 13.6 0.1
алкогольные напитки 4.9 6.2 0.3
Непродовольственные товары 39.4 7.8 3.1
в том числе:      
одежда и белье 5.9 5.4 0.3
трикотажные изделия 2.3 5.4 0.1
моющие и чистящие средства 2.9 14.0 0,4
табачные изделия 15.5 7.1 1.1
строительные материалы 4.2 7.1 0.3
бензин автомобильный 3.1 -0.7 0.0
медикаменты 6.1 14.9 0.9
Платные услуги населению 26.6 3.4 0.9
в том числе:      
ЖКХ 16.6 1.4 0.2
медицинские 6.3 6.6 0.4
пассажирского транспорта 4.5 4.8 0.2
санаторно-оздоровительные 0.4 5,3 0,0
связи 2.7 1.7 0,0
образования 1.8 2.2 0.0
организаций культуры 0.4 3.4 0.0
дошкольного воспитания 0.9 11.9 0.1
Всего 100.0 7.9
Несмотря на замедление продовольственной инфляции в апреле, темпы роста цен на отдельные группы товаров были по-прежнему высоки. Так, рыба и морепродукты подорожали за первые четыре месяца на 17,2% против прироста в 4,6% за аналогичный период прошлого года.
Цены на молоко и молочную продукцию в 2015г. продолжали расти, увеличившись на 7,4%. В 2014 году за аналогичный период прирост цен составил 7,3%. Сливочное масло с начала текущего года подорожало на 8,1% против 6,8% за тот же период прошлого года. Также продолжился рост цен на подсолнечное масло, которое с начала года стало дороже на 19,1% против снижения на 2,4% за аналогичный период прошлого года. Прирост цен на мясо и птицу за четыре первых месяца составил 4,6%, тогда как в прошлом году за этот же период прирост был 1,9%[21].
Вместе с тем в 2015г. несколько снизились цены на яйца и сахар-песок - товары, которые наиболее ощутимо дорожали в предыдущие месяцы. Если на яйца в 2014 году было отмечено снижение цен на 12,5%, то в 2015 году цены выросли на 5,3%. Прирост цен на сахар 2015 г. составил 13,6%, что практически сопоставимо с прошлогодним приростом в 12,0%. Цены на алкогольные напитки увеличились на 6,2% против 7,3% в аналогичный период 2014 года[21].
Таким образом, цены на продукты питания заметно замедлили свой бег. Уменьшение внутреннего спроса и укрепление рубля сдерживали рост цен на продукты питания. При этом вряд ли снижение цен затронет широкую группу товаров и услуг. Динамику цен на продовольственные товары в ближайшей перспективе будут определять курс рубля и цены производителей продовольственных товаров.
Ослабление курса рубля относительно основных мировых валют вызвало рост цен на непродовольственные товары, но укрепление рубля привело к перелому указанной тенденции в динамике цен на непродовольственные товары. За 2015г. цены на них выросли на 7,8% против 2,0% в прошлом году. Вклад прироста индекса цен на непродовольственные товары в потребительскую инфляцию в 2015г. составил 3,1 п.п.
С конца 2014 года наблюдался ускоренный рост цен на медикаменты, которые за первые четыре месяца 2015 года выросли на 14,9%. В 2014 году прирост цен на них был много ниже - 3,4%. Также ускоренными темпами растут цены на моющие и чистящие средства, которые за период с начала 2015 года подорожали на 14,0% против прироста в 2,4% за аналогичный период прошлого года.
Цены на табачные изделия несколько замедлили свой рост - за 2015г. они выросли на 7,1%. Также на 7,1% подорожали строительные материалы. В прошлом году показатели прироста цен составили 10,9 и 1,4% соответственно. За 2015 г. цены на автомобильный бензин снизились на 0,7% против прироста в 2,6% за аналогичный период 2014 года.
Цены на платные услуги населению за 2015 г. выросли на 3,4% против 2,1% за тот же период прошлого года. Вклад прироста данного показателя в потребительскую инфляцию в январе—апреле составил 0,9 п.п.
В 2015г. из рыночных услуг наиболее значимо выросли цены на медицинские услуги (на 6,6%). Прирост цен на них в тот же период 2014 года составил 4,3%. Приближение сезона отпусков ощутимо сказалось на росте цен на санаторно-курортные услуги и услуги пассажирского транспорта, которые за 2015г. подорожали на 5,3 и 4,8% соответственно. Прирост цен на эти виды услуг в 2014 году составлял 1,9 и 3,0% соответственно.
В 2015 года курс рубля значительно укрепился, что послужило поводом для ослабления инфляционного давления. Действительно, показатели прироста цен на отдельные товары и услуги могут быть снижены. Но пока не ясно, насколько устойчивой окажется тенденция к укреплению рубля. Внешнеполитические риски по-прежнему достаточно велики, что в любой момент может привести к перемене тенденций. Таким образом, трудно говорить о масштабном снижении потребительских цен.
Для того чтобы выявить зависимость развития национальной экономики Российской Федерации с изменением уровня цен на те или иные товары и услуги, необходимо скоординировать данные по основным показателям, характеризующим цены и степень развития экономики.
Основным показателем, характеризующим уровень цен, являются средние цены по Российской Федерации за тот или иной период. В качестве примера представим данные о средних ценах за 2011-2016 года в таблице 2 [23].
Таблица 1 – Средние цены на некоторые товары и услуги по России за 2012-2016 гг
Показатели 2012 2013 2014 2015 2016 Темп роста, %
Масла растительные, т, 35448,94 37605,08 30094,5 42452,46 54880,0 154,8
Молоко питьевое стерилизованное,т 27130,4 31380,81 33379,26 35249,75 37337,5 137,6
Говядина, т, 174532,9 174418,97 182306,9 220725,81 251092,31 143,9
Колбасы (колбаски) вареные, т, 159047,37 164157,18 216778,49 211630,94 214391,78 134,8
Консеpвы pыбные всех видов, тыс усл банк, 33779,07 29005,76 35223,88 48111,55 50111,36 148,4
Мука пшеничная, т, 13958,55 11695,71 14620,05 15459,18 15339,66 109,9
Крупа гречневая, т, 17177,02 14028,04 35817,64 38492,98 45148,07 262,8
ВВП           128,56
 
Анализируя таблицу мы видим, что средние цены на товары и услуги с каждым годом возрастает. Это связано с ростом инфляции, а также с повышением тарифов на первичное сырье и энергоресурсы.
Для полной оценки взаимосвязи экономического роста и процесса изменения средних цен необходимо связать показатели средних цен  с показателем, характеризующим уровень развития экономики страны в целом. Основным таким показателем является валовой внутренний продукт. Значения данного показателя за последние 5 лет представлены в таблице 2 [23].
Таблица 2 – Валовой внутренний продукт в текущих ценах за 2012-2016 гг.
  2012 2013 2014 2015 2016 Темп роста, %
Значения показателя
ВВП (млрд. руб.)
66926,9 71016,7 79199,7 83232,6 86043,6 128,56
Значения валового внутреннего продукта проецируем на значения средних цен на товары и услуги за одинаковый промежуток времени, а именно с 2012 по 2016 гг. Зависимость между динамикой уровня цен и динамикой значения валового внутреннего продукта представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Темпы роста ВВП и цен на продукты
 
Рисунок 2 отражает прямую зависимость между динамикой цен и динамикой значения валового внутреннего продукта. На таком примере можно сделать вывод о том, что рост уровня цен происходит параллельно с повышением значения валового внутреннего продукта страны, т.е. эти процессы взаимосвязаны между собой. Таким образом, повышение уровня цен в России не препятствует развитию национальной экономики страны. Но государству, в то же время, необходимо вести четкую политику регулирования цен в стране в первую очередь для сохранения стабильности сложившейся ситуации.
 
2.2 Проблемы государственного регулирования цен в РФ
 
Несовершенство политики цено- и тарифообразования последних лет обусловлено отсутствием эффективного механизма управления неналоговыми доходами на уровне органа местного самоуправления. Отсутствие цивилизованных методов государственно-частного управления на уровне органов местного самоуправления приводит к неточному отражению[20, с. 15]:
1) доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
2) доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
3) средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
4) иные неналоговые доходы.
В связи с отсутствием формирования и управления консолидированным сводным бюджетом, ввиду неполного отражения безвозмездных и безвозвратных перечислений на уровне органа местного самоуправления, например[20, с. 16]:
1) финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
2) субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
3) субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
4) иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;
5) безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
6) безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований доходная сторона бюджетов органов местного самоуправления отражается не полностью, следовательно, расходная сторона также формируется с искажениями. Управление политикой цено- и тарифообразования в таких условиях затруднительно. В связи с отсутствием четких механизмов управления доходами от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, например:
- средств, получаемых в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- средств, получаемых в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средств, получаемых от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
- платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
- доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Все вышеперечисленные искажения в формировании бюджетов разных уровней являются следствием неэффективного составления проектов бюджетов, предшествующих разработок прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовки сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов [15, с. 98].
В условиях отсутствия эффективных методологий статистического наблюдения, составление проектов бюджетов для Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления является сложной задачей. Для обеспечения эффективной государственной политики ценообразования должен быть налаженный механизм управления статистическими данными. В настоящее время непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Зачастую на уровне органов местного самоуправления бюджет формируется только на собственное содержание аппарата управления органа местного самоуправления. В таких условиях политика ценообразования не может быть осуществлена и никакое управление не обеспечивается. Для эффективного составления проектов бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц. Для формирования политики ценообразования необходимы сведения в части[14, с. 75]:
- действующего на момент планирования налогового законодательства;
- предполагаемых объемов финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- вида и объемов расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;
- нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг.
Политика ценообразования является основой прогноза Стратегии социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год. Цель разработки Стратегии – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе, укрепления позиций РФ в мировом сообществе. В соответствии со Стратегией целью в государственной политике ценообразования сформулированы[14, с. 76]:
- характеристика целей долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом основных вызовов предстоящего периода;
- стратегия – способы, направления и этапы – достижения поставленных целей, а также формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества в достижении целей Стратегии;
- цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной политики в развитии социальной сферы, науки и технологий, структурных преобразований в экономике и ценообразовании;
- цели и приоритеты внешнеэкономической политики ценообразования;
- параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития в долгосрочной перспективе на основе стандарта экономической устойчивости.
В середине прошлого десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Первый вызов – усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.
Действие структурных ограничений усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем. Среди важнейших из них являются[14, с. 77]:
- высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;
- сохранение высокого уровня рисков ведения предпринимательской деятельности в РФ, в том числе высокий уровень коррупции и административных барьеров, недостаточная защищенность прав собственности, запутанная система земельных отношений, низкая корпоративная культура;
- слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;
- низкий уровень конкуренции на целом ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности;
- недостаточное развитие национальной инновационной системы, слабая взаимосвязь образования, науки и бизнеса.
Решив за последние годы задачи создания институциональной основы рыночной экономики и посткризисного восстановления производства, РФ, с одной стороны, получила возможность ставить амбициозные, стратегические цели развития на основе использования вновь открывающихся возможностей, с другой - оказалась перед необходимостью решения как остающихся острых проблем, в частности государственной политики ценообразования.
Государственная политика ценообразования напрямую зависит от управления и регулирования экономики в целом. Ценообразование необходимо рассмотреть как понятие цены как экономической категории и многообразие ее функций для обеспечения стандарта экономической устойчивости населению.
С помощью цен разнообразный и многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. С помощью цены в ее учетной функции исчисляются все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: ВВП; национальный доход; объем розничного товарооборота; объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий[12, с. 19].
В данном случае цена выступает также как инструмент расчета таких качественных показателей, как производительность труда, рентабельность производства. Так как цена является носителем информации, она выступает как важный инструмент анализа, прогнозирования, планирования всех показателей в денежном выражении и занимает ключевое место в системе хозяйственного механизма управления как предприятия, региона, так и национальной экономики. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Причем на рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой происходит уравнивание спроса и предложения и не возникает стимулов для изменения объема предложения, объема спроса и величины цены) устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил предложения и спроса.
В условиях реформирования на рынках с разной степенью монополизации как на стороне предложения, так и на стороне спроса производители и потребители могут оказывать непосредственное влияние на формирование и движение цены. Поэтому производительный монополист в случае затоваривания может не снижать цену, а пойти на изменение предложения товара, сохранив прежнюю цену. При этом в случае дефицита товара он может не увеличивать предложение, а повышать цену. Как правило, в итоге цена теряет свое качество как результат действия стихийных сил спроса и предложения. Уровень цены в значительной степени определяется элементами регулирования, проводимого либо производителем с монопольной властью, либо монополистом-потребителем, либо государством.
В условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс имеет свою цену, которая, как и товарная цена, реагирует на изменение спроса и предложения указанного ресурса. Как известно, действующие уровни цен на производственные ресурсы делают возможным выбор таких производственных ресурсов, при которых определенный объем производства достигается при минимуме издержек. Поэтому более высокая оплата рабочей силы стимулирует внедрение более технически оснащенных процессов производства, и наоборот, низкая оплата рабочей силы способствует консервации устаревших и трудоемких процессов производства. Тем самым цены производственных ресурсов, ориентируя предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономии на дорогих, в той же мере, как и товарные цены, воздействуют на более эффективное распределение производственных ресурсов в масштабе общества, то есть цена выполняет регулирующую роль в распределении производственных ресурсов[22].
Рыночное ценообразование создает возможности для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений, что способствует повышению эффективности производства. По теории есть альтернатива сочетания различных факторов производства для создания той или иной продукции. Например, между капиталоемкими процессами, требующими значительных затрат, но затем дающими большую экономию в издержках производства, или более трудоемким процессом, требующим меньше капиталовложений, но зато с большей величиной издержек. К этому добавляется выбор рынков, выбор производимой продукции, выбор инвестора, кредитора. Стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов. Цена входит в состав экономического механизма стимулирующего воздействия на производство через следующие ориентиры[11, с. 245]:
- повышенная (пониженная) рентабельность;
- надбавки (скидки) к цене;
- применение различных видов цен.
Учитывая стимулирующее воздействие перечисленных ориентиров-показателей, субъект будет иметь различный уровень доходов, следовательно, возникают экономические стимулы пересматривать ассортимент выпускаемых товаров, расширять производство тех, где прибыль на единицу продукции выше, или тех, где может быть наибольший сбыт. При этом в условиях отсутствия четких границ регулирования ценообразования данный механизм не достигнет эффективных результатов. Как правило, с помощью розничных цен стимулируется потребление продукции. Например, при снижении абсолютного уровня и при снижении розничных цен на единицу полезного эффекта (например, по бытовой технике) расширяется сфера потребления соответствующей продукции.
Как известно, посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов. Иными словами, распределительная, или более правильно - перераспределительная функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения. При этом сегодня необходимо формирование политики ценообразования для обеспечения стандарта экономической устойчивости на уровне органов местного самоуправления. В каждом определенном субъекте РФ набор механизмов ценообразования должен быть индивидуальным из-за множества различий самих субъектов РФ.
В то же время перераспределение доходов через цены осуществляется через уровень цен, их структуру, соотношения цен на различные виды продукции добывающих и обрабатывающих отраслей, продукции сельского хозяйства и промышленности, системы жилищно-коммунального хозяйства. Конкретно это достигается путем действия относительно высоких или низких цен, с помощью включения или, наоборот, не включения в цену налогов, путем установления системы разных уровней цен для различных потребителей (при государственном вмешательстве в ценообразование, ценовой дискриминации) на одну и ту же продукцию, например, для промышленных потребителей и для населения, для предприятий различных форм собственности (госсектора и частного) [14, с. 78].
В случае, если государство регулирует с помощью цен накопления отдельных отраслей экономики, то оно влияет на темпы их развития, разрешает противоречия между изготовителем и потребителем продукции, между интересами предприятий и интересами общества, подчиняя деятельность предприятия национальным интересам. Как правило, выполнение ценой перераспределительной функции не является ее привилегией. В таких процессах участвует также и финансовая система, роль которой может быть гораздо выше, чем системы ценообразования, и растет по мере снижения роли цены. Понимание конкретных направлений участия цен и финансовой системы в перераспределительных процессах повышает эффективность хозяйствования как субъектов рынка, так и государственного воздействия в процессах реформирования.
Воздействие на цены служит глобальным целям формирования Стратегии социально-экономического развития регионов, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования в свою очередь отражается на процессах формирования цен и цено- и тарифообразования. Государственная политика ценообразования – это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением. В настоящее время политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством[16, с. 44].
Учитывая, что конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели государственного регулирования – оптимизации темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы. Как известно, классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. При этом в действительности идеальной всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Только вопрос в степени и формах ограничения свободной игры цен. Если абстрагироваться от возможностей сговора производителей или продавцов, на протяжении всей истории капитализма можно проследить воздействие государства на цены и ценообразование [16, с. 45]. 
Цены и тарифы на электроэнергию, газ и газоснабжение, нефть, углеводородная продукция, услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, государственные монопольные цены на «акцизные» товары, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены, вот далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен за последние годы.
  
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН В РФ
 
Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен. 
Используя для решения экономических задач регулирующую функцию цены, государство принимает участие в перераспределении чистого дохода между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения. Государство также должно участвовать в процессе ценообразования (прямо или косвенно) для защиты интересов национальных товаропроизводителей.
Государственное регулирование цен можно рассматривать как одно из направлений макроэкономического регулирования экономики.
Цели государственного регулирования цен состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса. 
Важной задачей при всём этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.
В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.
Система цен - один из важнейших элементов рыночной экономики, и она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит, других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства[22].
В России роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка: развитие предпринимательства, принятие антимонопольного законодательства и т. д. Проведение государством антимонопольной политики должно обеспечить снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержание и всяческое поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования.
Либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказанию им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.
Таким образом, на макроэкономическом уровне вырабатываются исходные принципы и концепции политики цен, а также законодательного и нормативного их обеспечения. 
Наряду с макроэкономическим воздействием государства на цены существует и их регулирование на микроэкономическом уровне. Микроэкономические меры воздействия государства на цены включают в себя: контроль за уровнем цен на продукцию и услуги естественных монополий, предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке; установление цен на товары и услуги, имеющие особую социальную значимость; установление акцизов и субсидирование отдельных товаропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые виды продукции; регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности. Порядок определения рыночной цены для целей налогообложения достаточно подробно изложен в п. 3-11 ст. 40 НК РФ. Не останавливаясь на нем подробно, приведу лишь общий алгоритм, которым следует руководствоваться при определении рыночной цены[3]. 
Если на соответствующем рынке (п. 5 ст. 40 НК РФ) товаров (работ, услуг) имеют место сделки с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами), то рыночная цена определяется на основании информации о рыночных ценах на эти товары (работы, услуги). При этом должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и биржевые котировки[3]. 
В этой связи необходимо обратить внимание на Письмо УМНС РФ по г. Москве от 25 апреля 2003 г. № 03-08/16182[9]. В этом Письме со ссылкой на Разъяснение МНС РФ от 3 февраля 2003 г. N 02-1-16/16 дается перечень источников информации, которые могут быть использованы при определении рыночной цены товара (работы, услуги) в соответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ. К таким источникам информации относятся официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к местонахождению (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) на другой бирже - информация о биржевых котировках, состоявшихся сделках на этой другой бирже или информация о международных биржевых котировках, а также котировки Минфина РФ по государственным ценным бумагам и обязательствам[21]; 
- информация государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование; 
- информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации.
Кроме того, оценка рыночной цены на продукцию может быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке. При этом следует учитывать, что ст. 5 Федерального закона №135-ФЗ к объектам оценки отнесены не только материальные объекты (продукция, товары), но и работы, услуги, информация[8]. 
Если на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) отсутствуют сделки по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) либо определение рыночной цены невозможно ввиду отсутствия или недоступности информационных источников для определения рыночной цены, то для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации. 
При невозможности использования метода цены последующей реализации используется затратный метод. При применении методов цены последующей реализации и затратного метода (оба метода подробно описаны в п. 10 ст. 40 НК РФ) обычный размер прибыли для конкретной сферы деятельности может быть исчислен по данным государственных органов статистики и органов ценообразования на основе уровня рентабельности, сложившегося по аналогичным товарам (работам, услугам). При отсутствии указанной информации используется среднеотраслевая рентабельность по товарам либо группам товаров[3]. 
Налогоплательщики очень часто задают вопросы относительно необходимости пересчета налогов исходя из уровня рыночных цен в различных хозяйственных ситуациях. 
В этой связи следует подчеркнуть, что для целей налогообложения в общем случае должна применяться фактическая цена реализации товаров (работ, услуг), независимо от того, как эта цена соотносится с уровнем рыночных цен. Пересчет налогов исходя из рыночных цен на аналогичные товары (работы, услуги) может производиться только в случаях, специально указанных в п. 2 ст. 40 НК РФ[3]. 
Кроме того, следует принимать во внимание и тот факт, что даже в отношении тех сделок, которые перечислены в п. 2 ст. 40 НК РФ, Кодекс совсем не обязывает налоговые органы производить доначисление налогов и пени исходя из уровня рыночных цен. Речь идет лишь о праве налоговых органов производить такое доначисление. Поэтому на практике вопрос о доначислении налогов решается налоговыми органами в каждой конкретной ситуации исходя из фактических условий совершения сделок. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ даже в тех случаях, которые подпадают под контроль налоговых органов, доначисление налогов и пени исходя из рыночных цен может осуществляться только, если фактические цены на товары (работы, услуги), примененные сторонами сделки, отклоняются от рыночных цен более чем на 20%. Если же отклонение фактической цены сделки от рыночной цены составляет менее 20%, то никакого доначисления налогов и пени не производится[3]. 
Таким образом, налогоплательщикам при решении вопроса о том, какую цену товаров (работ, услуг) принимать для целей налогообложения (фактическую цену сделки или рыночную), следует исходить из двух факторов. 
Во-первых, необходимо определить, подпадает ли совершенная сделка под контроль со стороны налоговых органов. Если сделка под такой контроль не подпадает, то у предприятия нет нужды производить пересчет налогов исходя из уровня рыночных цен. Для целей налогообложения в этом случае принимается фактическая цена реализации товаров (работ, услуг), независимо от того, насколько она соответствует уровню рыночных цен. 
Если сделка подпадает в разряд сделок, контролируемых налоговыми органами, то налогоплательщику необходимо оценить вероятность того, что налоговые органы воспользуются своим правом и осуществят доначисление налогов и пени исходя из уровня рыночных цен. Если вероятность такого развития событий достаточно велика, то, по нашему мнению, налогоплательщику есть смысл самостоятельно осуществить доначисление и уплату налогов исходя из уровня рыночных цен, что позволит ему сэкономить на сумме пеней. 
С другой стороны, нельзя не отметить, что НК РФ никак не обязывает налогоплательщиков самостоятельно осуществлять доначисление налогов исходя из уровня рыночных цен. Поэтому если налогоплательщик, осуществивший сделку, подлежащую контролю со стороны налоговых органов, не произвел самостоятельно пересчет налогов исходя из рыночных цен, то налоговые органы при принятии решения о доначислении налогов никаких штрафных санкций к нему применить не смогут. Единственным «наказанием» для налогоплательщика в этом случае будут пени на суммы доначисленных налоговыми органами налогов[3]. 
На практике наиболее часто бухгалтеры задаются вопросом о необходимости применения для целей налогообложения рыночной цены при осуществлении сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия. Объясняется это тем, что предприятия, как правило, реализуют товары (работы, услуги) своим работникам по специальным ценам, значительно отличающимся от рыночных.
В этой связи следует отметить, что сделки между предприятием и его работниками сами по себе не включены в перечень сделок, подпадающих под контроль со стороны налоговых органов. Поэтому в отношении таких сделок контроль применяемых цен со стороны налоговых органов возможен лишь в случае выполнения одного из двух условий[22]: 
- если при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие допускает 20-процентное колебание цен по аналогичным (однородным) товарам (работам, услугам); 
- если предприятие и его работники признаны взаимозависимыми лицами в судебном порядке. 
Если при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие в пределах непродолжительного периода времени допускает 20-процентное отклонение от уровня цен, применяемых им по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), то в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы автоматически получают право контролировать правильность примененных предприятием цен. 
В соответствии со ст. 20 НК РФ предприятие и его работники могут быть признаны взаимозависимыми лицами только в судебном порядке. Это означает, что при отсутствии 20-процентного колебания цен на реализуемые товары (работы, услуги) контроль цен, примененных предприятием при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам, возможен только в том случае, если по иску налоговых органов суд признает предприятие и его работников взаимозависимыми лицами. Причем такое решение должно быть принято судом в отношении каждой отдельной сделки, совершенной между предприятием и работниками[3]. 
На сегодняшний день нам не известны случаи обращения налоговых органов в суд с исками о признании предприятия и его работника взаимозависимыми лицами. Поэтому в отсутствие сложившейся арбитражной практики, сегодня очень трудно предугадать, какую позицию по этому вопросу может занять суд. При этом, учитывая тот факт, что бремя доказывания наличия взаимозависимости лежит на налоговых органах (причем доказательства должны быть представлены по каждому работнику и по каждой отдельной сделке), можно предположить, что налоговые органы будут обращаться с исками в суд и настаивать на контроле цен в отношении сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия только в тех ситуациях, когда пересчет цен приведет к доначислению значительной суммы налогов и пени. 
Таким образом, вопрос о применении рыночной цены при налогообложении сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия должен решаться в каждой конкретной ситуации исходя из фактических условий совершения сделки. 
Решение проблем, возникающих в процессе осуществления государственного регулирования цен в России, требует индивидуального подхода. Применение каждого из них требует у государства времени и средств, но в перспективе (по итогам последних лет), политика ценообразования в государстве будет развиваться в лучшую сторону, тем самым повышая эффективность функционирования экономики России и уровня жизни населения.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики страны.
Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики воздействует на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с ростом инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.
Государственное регулирование в области цен обычно преследует следующие цели: затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег в военный период, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг; достигнуть необходимых соотношений в развитии производства; затруднить рост заработной платы, увеличивающейся пропорционально росту цен; субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической деятельности; мобилизовать бюджетные средства, необходимые для проведения социально-экономических мероприятий.
Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и (или) антиинфляционный характер.
В России в условиях серьезной разбалансированности экономики роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка: формировании предпринимательства, принятии антимонопольного законодательства и т.д. Проведение государством, в частности, антимонопольной политики должно обеспечить снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержку и всяческое поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования.
Государственное вмешательство осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включения в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчисления в другие фонды.
Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий – ценовые – предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затем базовыми ценами для отрасли.
Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены. Установление цен на минеральное сырье, добываемое в  государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы -пример фиксации цен на товары и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности. Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется национальными органами.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 №11-ФКЗ)// ИППИ www.pravo.gov.ru 01.08.2014.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ// СЗ РФ. - 1994.. -№ 32. – Ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года №146-ФЗ//СЗ РФ.- 1998. - № 31. - Ст. 3824.
4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации»//СЗ РФ. - 1997 г. № 51. -Ст. 5712.
5. Федеральный закон от 29 июня 2009 г. № 132-Ф3 «О внесении изменения в статью 424 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2009.  - № 26. - Ст. 3130.
6. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях»//СЗ РФ.-  1995.- №34. - Ст. 3426.
7. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» // СЗ РФ. - 2003. - №13. - Ст. 1177.
8. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ//СЗ РФ 2006. - №31 (часть I). - Ст. 3434.
9. Письмо УМНС РФ по г. Москве от 25 апреля 2003 г. № 03-08/16182// СПС КонсультантПлюс 2017.
10. Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 (ред. от 12.11.2016) «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»// СЗ РФ.- 2008.  -№ 17. - Ст. 1887.
11. Акрилов, М.Д. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие /М.Д. Акрилов. - М.: Норма, 2013. - 550 с.
12. Баранов, В.Д. Механизм государственного регулирования экономики /В.Д. Баранов// Экономист, 2016. - №3. - 18-25с.
13. Бирюков, Е.Л. Экономическая теория /Е.Л. Бюриков - М.: Юристъ, 2012. - 330с.
14. Великов, А.Г. Сущность государственного регулирования экономики /А.Г. Великов //Вопросы экономики, 2015. - №5. - 74-78 с.
15. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Норма - ИНФРА-М, 2015. - С. 96 - 97.
16. Ершова И.В. Ответственность за нарушение правил государственного регулирования цен /И.В. Ершова// Предпринимательское право. 2015. - №2. - С. 43 - 46.
17. Каширских Н.И. Государственное регулирование ценообразования и его специфика в условиях макроэкономической нестабильности/ Н.И. Каширских. - М.: Дело. 2015. - 211с. 
18. Кванина В.В. Государственное регулирование цен продовольственных товаров/В.В. Кванина //Экономика. – 2016. - № 7. -  С. 12-18.
19. Макаров, К.Р. Механизмы государственного регулирования экономики РФ /К.Р. Макаров. - М.: ИНФРА - М, 2012 -544с.
20. Новак З. А. Явные и латентные функции государства/З.А. Новак// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. - № 5. - С. 14-16.
21. Мамедов Д. А. Актуальные проблемы государственного регулирования цен на продукцию (работы, услуги) по государственному оборонному заказу / Д. А. Мамедов // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы V Междунар. науч.–практ. конф / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 3. - С. 408–411.
22. Вылегжанина Е.В. Влияние современного экономического кризиса на экономику России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. - № 8 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2016/08/12360 (дата обращения: 26.05.2017).
23. Официальный сайт государственной статистики РФ[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/( дата обращения 29.05.2017.)


Похожие работы:

Воспользоваться поиском

Похожие учебники и литература:    Готовые списки литературы по ГОСТ

Арбитражный процесс. Конспект лекций
Философия права в схемах
Гражданский кодекс РФ. Часть 1.
Источники римского права.
Общие положения Главы 1 ФЗ "О полиции". Комментарии.
Принципы деятельности полиции. Комментарий к Глава 2 ФЗ "О Полиции"
Обязанности полиции. Комментарий к Главе 3 ФЗ "О Полиции"
Применение полицией специальных средств и физической силы. Комментарии к главам 4 и 5 ФЗ "О полиции"
Земельное право. Учебник. 2010 год.
Гражданское право - том 1.
История государства и права России.
Право Европейского Союза (ЕС)
Комментарий к ГПК РФ.
Общие положения о гражданском судопроизводстве (гражданском процессе)
Муниципальное право. Краткий курс лекций.
Нотариат и нотариальная деятельность
Российское предпринимательское право. Учебник.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ
Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран.
Аграрное право
Административное право РФ
Международное частное право. Краткий курс лекций.
АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ С НИМИ ПРАВА
Должностные и служебные преступления: лекции к курсу
Международное частное право. Учебник.
Административное право - Шпаргалки.
Обществознание - учебник.
Хозяйственное право. Курс лекций.
Римское право - конспект
Медицинское право
Административное право. Лекции.
Трудовое право РФ. Учебник.
Муниципальное право. Билеты.
Проблемы теории государства и права. Лекции
Гражданский процесс. Ключевые вопросы
Как защитить свои интересы в ЖКХ
Криминалистика - лекции.
Уголовный процесс
Уголовное право РФ - экзаменационные ответы
Адвокатура. Основы адвокатуры
Теория государства и права - подробный курс лекций (ТГП)
Проблемные аспекты гражданского права
Трудовое право. Учебное пособие
Правовые гарантии иностранных инвесторов по законодательству РФ и в международном инвестиционном праве.
Арбитражный процесс
Основы права в кратком изложении
Гражданское право учебник
Гражданское право. Лекции
Семейное право учебник
Арбитражный процесс - билеты
Международное частное право. Курс лекций
Основы гражданского права
Основы наследственного права. Лекции
Основы земельного права
Прокурорский надзор. Лекции
Основы и проблемы права. Лекции
Основы государственного управления
История государства и права. Учебник
Административно-процессуальное право. Курс лекций
Семейное право учебник онлайн
Семейное право учебник 2
Семейное право учебник 3
Основы земельного права 2
Земельное право 3
Трудовые права работников



Скачать работу: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ, 2017 г.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по
         дисциплине Государство и право