⭐⭐⭐ Единый реферат-центр






Новые рефераты:

Главная » Рефераты » Текст работы «Русская культура в XIX в.»


Русская культура в XIX в.

Русская культура  в XIX в.

Дисциплина: История и исторические личности
Вид работы: реферат
Язык: русский
ВУЗ: ---
Дата добавления: 16.05.2018
Размер файла: 45 Kb
Просмотров: 86
Загрузок: 0

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Русская культура в XIX в. (предмет: История и исторические личности) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.
Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)
.

Текст работыСкачать файл








Хочу скачать данную работу! Нажмите на слово скачать
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте. Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.

Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.
Сделать работу самостоятельно с помощью "РЕФ-Мастера" ©
Узнать подробней о Реф-Мастере
РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Русская культура в XIX в..
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!
Как правильно написать введение?
Подробней о нашей инструкции по введению
Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.
Как правильно написать заключение?
Подробней о нашей инструкции по заключению
Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.
Всё об оформлении списка литературы по ГОСТу Как оформить список литературы по ГОСТу?
Рекомендуем
Учебники по дисциплине: История и исторические личности


Краткое описание документа: Русская культура в XIX в. реферат по дисциплине История и исторические личности. Понятие, сущность и виды, 2017.

Как скачать? | + Увеличить шрифт | - Уменьшить шрифт






реферат по дисциплине История и исторические личности на тему: Русская культура в XIX в.; понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год.

Реферат по истории на тему: Русская культура  в XIX в.

Русская культура в первой половине XIX в. В первой половине XIX в. в общественно-экономической жизни страны все более определенно обозначались процессы, свидетельствующие о разложении и кризисе феодально-крепостнической системы хозяйства, развитии капиталистического уклада, формировании новых социальных слоев и углублнии общественной дифференциации. Эти социально-экономические процессы оказали известное влияние на ход историко-культурного процесса. Ускорение процесса общественного развития в этот период выражалось, в частности, в усилении воздействия общественной мысли, идеологии, на различные стороны жизни общества. Будучи одной из областей духовной культуры, общественная мысль создавала идейную основу для развития культуры в целом. В идеологии проявлялись классовый характер культуры, социальная функция.
Первая половина XIX в. — время возникновения революционной идеологии как направления общественной мысли. Ее развитие ускоряло процесс идейного размежевания, способствовало росту и укреплению демократических элементов в национальной культуре. Изменения в культурном облике российского общества находили выражение во многих сферах жизни. Расширение градостроительства, ансамблевая застройка — вот характерные черты благоустройства и изменения внешнего облика города. В 20-е гг. XIX в. создаются великолепные ансамбли в Петербурге, Москве, оформляются центральные площади Москвы и Петербурга — Театральная, Красная, Дворцовая, Сенатская, Стрелка Васильевского острова.
Среди факторов, влияющих на развитие культуры, были и такие, которые задерживали это развитие: крепостничество, политика самодержавия, религия и церковь. Для предреформенной экономики в целом характерен низкий уровень технического оснащения производства, преобладание ручного труда в промышленности, слабое развитие агрокультуры, рутинное состояние сельскохозяйственной техники. При этом в материальной культуре, которая отражает степень выработки навыков, методов познания и преобразования природы человеком, появляются новые элементы, свидетельствующие о развитии производительных сил. Это развитие шло преимущественно на капиталистической основе и находило выражение в дальнейшем процессе общественного разделения труда, в хозяйственной специализации районов, в переходе от ручного труда к машинной технике.
Массовое использование техники, связанное с началом перехода мануфактуры в фабрику, было качественно новым моментом в развитии производительных сил в последние предреформенные десятилетия. Ручная прялка заменялась механическими веретенами, набойная доска — пирротиной и цилиндропечатной машиной, ручной ткацкий станок вытеснялся механическим, пудлингование шло на смену кричному способу производства железа. Паровая машина, конный и водяной привод знаменовали серьезные успехи капиталистической фабрики. С началом промышленного переворота связано зарождение отечественного машиностроения. Машиностроительные заводы изготовляли паровые двигатели, всевозможные рабочие машины, главным образом для текстильных предприятий. В 1831 г. в России возникло первое механическое заведение для производства сельскохозяйственных машин.
Пар начал применяться как источник энергии на транспорте. В 1815 г. был спущен на воду первый пароход. С конца 30-х гг. началось железнодорожное строительство. В 1851 г. была построена железнодорожная магистраль, соединившая Москву и Петербург. Эта дорога стала важной экономической артерией и имела большое значение в развитии внутреннего рынка. Все же основным видом транспорта в первой половине XIX в. оставался гужевой транспорт, основными путями сообщения — шоссейные дороги и водные пути в летний период.
В 40—50-е гг. выросло практическое значение научных знаний, особенно механики и химии. В химии получило развитие прикладное направление: обработка марены, изготовление новых красителей, производство хлорной извести, серной кислоты, необходимых для текстильного производства. Все эти новые моменты в развитии производительных сил — показатель уровня материальной культуры. Важно подчеркнуть, что развитие производительных сил в последние предреформенные десятилетия происходило в сфере капиталистического производства.
Просвещение и печать. Степень распространения просвещения в значительной степени определяет культурный уровень общества. В первой половине XIX в. в развитии просвещения был и достигнуты известные успехи. Промышленность нуждалась в технически грамотных специалистах, растущий государственный аппарат — в образованных чиновниках. В 1809 г. был издан указ об образовательном цензе для чиновников. Все это заставляло правительство принимать меры, способствующие развитию в стране образования при сохранении принципа сословности.
Сравнительно быстро развивалось университетское образование. В первую четверть столетия возникли университеты в Дерпте (1803), Казани (1804), Харькове (1805). В Петербурге главный педагогический институт (1802) был преобразован в университет (1819). В 1834 г. открылся университет в Киеве. За два года до этого правительство закрыло университет в Вильно в связи с участием студентов в революционных событиях. Наряду с университетами создавались закрытые учебные заведения — лицеи: Царскосельский, Нежинский (Ярославль), Ришельевский (Одесса). Университеты были важными центрами научной и общественно-культурной жизни и сыграли большую роль в развитии просвещения, формировании демократической интеллигенции.
В первой полове XIX в. в России возникли средние специальные учебные заведения — Технологический институт в Петербурге, Институт корпуса путей сообщения, Лесной институт, Ремесленное училище в Москве. Начальная школа наиболее сильно испытывала на себе реакционную политику правительства. Устав 1804 г. в области народного образования фактически не был осуществлен на практике, сельские школы не созданы, уездных и городских училищ было мало. Наступление политической реакции со второй четверти XIX в. неблагоприятно отразилось на развитии народного образования. Рескрипт 19 августа 1827 г. запрещал прием крепостных крестьян в гимназии и университеты. В 1818 г. был введен в действие Устав, в котором наиболее полно отразился сословный принцип. Каждый тип школы становился замкнутым и сословно обособленным.
Определенную роль в распространении грамотности сыграли ведомственные профессиональные школы, находившиеся вне ведения министерства народного просвещения. С 30-х гг. получила развитие сеть волостных школ министерства государственных имуществ, которые готовили грамотных писарей для волостных и сельских управлений. При некоторых фабриках возникли школы для обучения грамоте и элементарным техническим знаниям рабочих. Сословные меры правительства в области просвещения, скудность материальных средств, недостаток учителей, учебников и учебных пособий определили чрезвычайно слабое развитие сети начальной школы в дореформенной России.
Показателем развития просвещения в стране был значительный рост издания книг, журналов, газет. В начале XIX в. в России издавалось 143 книги в год, к концу 50-х гг. — уже около 2 тыс. Вновь открылись частные типографии, запрещенные при Павле I. В 1813 г. в стране насчитывалось 66 типографий, из которых 18 — в Петербурге, 8 — в Москве. Частные типографии имелись в Рязани, Пензе, Пскове, Уфе, Петрозаводске. Широкую известность получила деятельность книгоиздателя А.Ф. Смирдина. Он издал произведения более 70 писателей, среди которых — А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.В. Жуковский, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов. Увеличение спроса на книги позволяли Смирдину значительно повышать тиражи изданий, продавать книги по низким ценам, делать их доступными по цене «для небогатых людей».
За полвека увеличилось более чем в 3,5 раза число периодичес¬ких изданий (с 64 до 230 названий). Издавались общественно-литературные, научные, ведомственные журналы. С 30-х гг. начала выходить газета «Губернские ведомости». Тиражи некоторых журналов были значительными для того времени. Так, в 30-е гг. журнал «Библиотека для чтения» выходил тиражом 5—6 тыс. экземпляров. Тираж «Современника» в 40-е гг. составлял 3 тыс. экземпляров, в конце 50-х гг. — около 5 тыс. Журналы играли большую роль в общественно-идейной борьбе. По словам А. Герцена «...они вбирают в себя все умственное движение страны». Для журналистики 30— 40-х гг. характерна четко выраженная общественная позиция, в целом совпадающая с определенным направлением в общественной мысли.
Консервативно-охранительной, официозной журналистике («Москвитянин», «Северная пчела») противостояло растущее демократическое направление, выразителем которого в 20-е — первой половине 30-х гг. были «Московский телеграф» Н.А. Полевого и «Телескоп» Н.И. Надеждина, последующий период — «Современник» и «Отечественные записки». С приходом в «Современник» Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова журнал превратился в боевой орган революционной демократии.
Показатель развития просвещения — возникновение и рост таких общественно-культурных учреждений, как библиотеки, выставки, музеи. В предшествующий период были распространены личные библиотеки, принадлежавшие, как правило, аристократам и доступные небольшому кругу книголюбов. Существовала старейшая библиотека
Московского университета, открытая в 1756 г. В 1814 г. в Петербурге возникла первая в России публичная библиотека. Новое явление в общественно-культурной жизни России — выставки. Наиболее известные - всероссийские промышленные выставки, первая из которых проходила в Петербурге в 1829 г., сельскохозяйственные выставки (первая состоялась в 1843 г.), ежегодно устраивались выставки произведений живописи в Академии художеств.
Наука. Социально-экономические процессы предреформенного времени оказывали благоприятное влияние на научную жизнь страны, активизировали научную и техническую мысль. Рост торгового земледелия и освоение новых земель на юге и юго-востоке страны способствовали развитию агрономии и почвоведения. Расширение внешних экономических связей обусловило развитие географических исследований. В результате экспедиций русских путешественников были сделаны важнейшие географические открытия. В 1803 г. Ю.Ф. Лисянский и И.Ф. Крузенштерн совершили первое кругосветное плавание. В 1820 г. русская научная экспедиция М.П.Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена открыла новый материк — Антарктиду. Русские ученые исследовали острова Тихого океана, Аляску, нижнее течение Амура, острова Ледовитого океана.
Настоящим переворотом в геометрических представлениях было открытие профессором Казанского университета Н. И. Лобачевским новой системы, получившей название неэвклидовой геометрии (1826). Научные идеи Лобачевского намного опережали его время и только после смерти ученого получили всемирное признание. Важные исследования были проведены в области электротехники. Профессор Медико-хирургической академии В.В. Петров, демонстрировавший в 1802 г. явления вольтовой дуги, выдвинул идею о практическом применении электрической дуги для сварки и плавки металлов. П.Л. Шиллинг в 1832 г. сконструировал и осуществил в Петербурге первую линию электромагнитного телеграфа. Б.С. Якоби успешно работал в области создания электродвигателя и основ гальванотехники. Быстрое развитие текстильной и в первую очередь хлопчатобумажной промышленности содействовало развитию химии. С именем профессора Казанского университета Н.Н. Зинина связано создание русской химической школы, давшей науке много талантливых ученых.
Главными научными центрами стали: Академия наук, университетские кафедры, научные общества. Большинство из них возникло при Московском университете. Общество истории и древностей Российских (1804), старейшее в России Общество испытателей природы (1805), существующее и до настоящего времени. Общество любителей российской словесности (1811). С 1845 г. ведет большую исследовательскую работу Русское географическое общество. Воз-никновение научных обществ свидетельствовало о возраставшем интересе к определенным научным проблемам.
Гуманитарные науки, несмотря на зависимость от политики правительства, достигли определенного подъема, который в значительной степени определялся ростом национального самосознания, развитием передовой общественной мысли. Прежде всего это относится к истории. Интерес к исторической науке был закономерным явлением развивающейся культуры. В 1818 г. были изданы первые восемь томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Труд вызвал огромный интерес и оживленные споры. При этом консервативно-дворянская концепция этого труда не была принята передовыми людьми России, и не случайно декабристы выступили против основной политической идеи автора. «История» Карамзина пробудила интерес к историческому прошлому, дала материал для многих произведений литературы и искусства. В первой половине XIX в. зарождается новое буржуазное направление в русской историографии, связанное с именами профессоров Московского университета СМ. Соловьева и Т.Н. Грановского.
Важной проблемой становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного языка. Создание словесного факультета в Московском университете (1804), усиливающиеся споры о возможности преподавания в стенах университета всех предметов только на русском языке, создание Общества любителей российской словесности свидетельствовали о новом отношении к судьбе национального языка.
Художественная культура. Общая линия развития художественной культуры в первой половине XIX в. была обусловлена усиливающейся связью с общественной жизнью и идейной борьбой. Для всей художественной культуры были характерны быстрая смена направлений по сравнению с предшествующим периодом, общее движение от романтизма к реализму. Рост национального самосознания определял углубленный интерес к человеческой личности, к человеку из народа. Новое понимание роли народных масс в преобразованиях, внесенное в общественное сознание революционными демократами, нашло отражение в одной из важных проблем формирующейся национальной культуры — в развитии понятия народности.
Начало утверждения реализма в русской литературе связано с именем А.С. Пушкина, который сыграл огромную роль в развитии национальной литературы и русской культуры в целом. Важную роль в развитии реалистических начал в русской литературе сыграло творчество М.Ю. Лермонтова. Обличительная тенденция, присущая критическому реализму, особенно сильно сказалась в творчестве Н. В. Гоголя. «Мертвые души» потрясли Россию, прозвучали как приговор ее первенствующему сословию.
В художественных произведениях отражались важные перемены в социально-экономической и общественно-идейной жизни страны.
Новый, невиданный ранее мир русской буржуазии открыл читателю А.Н. Островский. Предметом пристального внимания русской литературы становится судьба крестьянина, задавленного крепостным гнетом (повести «Деревня», «Антон Горемыка» Д.В. Григоровича, очерки из крестьянской жизни В.И.Даля). Особое место среди художественных произведений, посвященных жизни русского крестья-нина, занимает цикл рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». Впервые в русской литературе И.С. Тургенев сумел увидеть и показать в крепостном человеке природный ум, одаренность и необыкновенную поэтичность. Дух оппозиционности и борьбы, присущий реалистическим произведениям передовых писателей России, сделал русскую литературу XIX в. одной из активных общественных сил. Она становится важнейшим средством выражения народного самосознания и распространения освободительных идей.
В общественно-культурной жизни начал играть заметную роль театр. Развитие театра было своеобразным показателем «общественного просвещения и духа времени». Крепостной театр в условиях разложения и кризиса феодально-крепостнической системы приходил в упадок. В этот период господствовали императорские театры, актеры считались собственностью его императорского величества. Открытые в 1824 г. Малый и в 1832 г. Александрийский театры также были императорскими. Репертуар русского театра включал произведения русской и западноевропейской драматургии. На русской сцене шли трагедии Расина, Корнеля, Вольтера, комедии Мольера и Бомарше.
С развитием драматургии А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, И.С.Тургенева и особенно А.Н. Островского в репертуаре русского театра все более утверждалась реалистическая драма. Развитие реализма в театральном искусстве находилось в тесной связи с общественно-идейной борьбой и утверждением реалистического направления в художественной культуре в целом. В истории становления реализма в русском сценическом искусстве огромная роль принадлежит Малому театру. Великий русский актер М.С. Щепкин стал основоположником реалистического метода в театральном искусстве. «Он создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре», — писал о нем Герцен. Реалистические принципы игры Щепкина создали школу в русском театральном искусстве и предопределили его развитие в течение многих десятилетий. Театр первой половины XIX в. воспитал плеяду замечательных русских актеров — Е.С. Семенову, В.А. Каратыгина, П.С. Мочалова, М.С. Щепкина, И.М. Садовского, А.Е. Мартынова, которыми по праву гордится русская сцена.
Музыкальная культура в своем развитии опиралась на лучшие традиции предшествующего столетия, прежде всего на традиции народности и демократизма. Отечественная война 1812 г. нашла отражение в русской музыке, в других областях культуры. Композиторы чаще стали обращаться к народно-героическим темам, воспевающим патриотизм народа. Одним из первых откликов на события Отечественной войны явилась опера К.А. Кавоса «Иван Сусанин» (1815). К 20—30-м гг. относится творчество А.Н. Верстовского — видного представителя романтизма в музыке.
В развитии музыкального искусства первой половины XIX в. первостепенное значение принадлежит творчеству М.И. Глинки, с именем которого связано создание национальной школы в русской музыке. В музыкальном наследии Глинки особое место принадлежит опере «Иван Сусанин» (первое название — «Жизнь за царя»), первая постановка которой состоялась в 1836 г. в Петербурге, и симфониче-скому произведению «Камаринская» (1848). В них заключены истоки оперного и симфонического реализма XIX в. Принципы реализма и народности получили дальнейшее развитие в музыкальном творчестве А.С. Даргомыжского. Для музыки Даргомыжского характерна социальная и драматическая напряженность. Это особенно ярко проявилось в опере «Русалка» (1856). Музыка Глинки и Даргомыжского и по идейной направленности, и по средствам выражения тесно связана с творчеством «Могучей кучки».
В начале XIX в. центром изобразительного искусства была Академия художеств. В искусстве в целом еще преобладал классицизм.
В живописи господствовали высокие жанры, парадный портрет, историческая картина, причем интерес к исторической живописи, как и к истории вообще, был тесно связан с ростом патриотизма и национального самосознания.
На традициях классицизма строилось зодчество первой четверти XIX в. Прекрасными памятниками русского ампира являются Адмиралтейство (А.Д. Захаров), Казанский собор (А.И. Воронихин). Большой театр (О. И. БовеиА.А. Михайлов). К выдающимся достижениям станковой скульптуры этого времени можно отнести памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (1818, И.П. Мартос), скульптурные группы на Аничковом мосту (П.К. Клодт).
В живописи на смену классицизму приходят новые идейно-художественные направления, выводящие ее на путь реалистического восприятия действительности. В академической живописи также намечались новые тенденции. Психологизм, проникновение романтизма в исторический жанр присущи творчеству К.П. Брюллова. Творчество А. Иванова проникнуто глубоким философским содержанием. Главным делом жизни художника была картина «Явление Христа народу», над которой он работал в течение 20 лет (1837—1857).
Новые тенденции в живописи наиболее плодотворно развивались вне стен Академии художеств. Рождение бытового жанра связано с творчеством А. Г. Венецианова. Его картины были открытием («Гумно», «На пашне», «Жатва», «Захарка» и др.). Решение социальных проблем нашло отражение в творчестве П.А. Федотова. Появление маленьких жанровых картин Федотова произвело революцию в русской живописи.
В это время значительно возросло число газет и журналов. Увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания (например, «Вестник Европы») печатались не более чем в 1500 экземплярах. Среди русских журналов особой популярностью пользовался «Вестник Европы», основанный в 1802 г. Н.М. Карамзиным. Журнал придерживался умеренно-консервативного направления, отличаясь взвешенностью суждений и респектабельностью. Ярким, но очень коротким оказался веку «Полярной звезды», издававшейся А.А. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым. В альманахе сотрудничало целое созвездие русских поэтов: А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, А.С. Грибоедов, В.А. Жуковский. Но вышло всего три книги. Когда печаталась четвертая, произошли события 14 декабря 1825 г.
Наиболее популярными журналами были «Современник» и «Отечественные записки». «Современник» основал А.С. Пушкин в 1836 г. Вскоре после его гибели журнал захирел. Но в 1847 г. его возглавил Н.А. Некрасов, которому удалось привлечь к участию в нем И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Около года успел поработать в «Современнике» Белинский. В 1853 г. в журнале появился Н.Г. Чернышевский. В 1839 г. издатель А.А. Краевский стал выпускать «Отечественные записки». На их страницах печатались произведения М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.И. Герцена. Начало XIX в. — время становления русской журналистики. В эти годы лучшие представители русской журналистики доказали свою стойкость, неподкупность и приверженность свободомыслию и гуманизму.
Очень неровно складывалась судьба России в первые 55 лет XIX в. Эти годы начались с победы в Отечественной войне, а закончились неудачной Крымской войной. В начале века составлялись конституционные проекты, а в середине само слово «конституция» страшно было произнести. И в течение всего этого периода тень крепостного права омрачала жизнь России. Но вскоре после разгрома декабристов исподволь начался новый подъем общественного движения, что говорило о том, что свободолюбивый дух России не сломлен. Это вселяло надежду, что Россия постепенно справится со своими трудностями. К середине XIX в. можно говорить о завершении процесса формирования национальной культуры, процесса складывания литературного языка, характерных особенностей русской национальной культуры, которые выражались в ее особой общественной сопричастности и социальности.
Развитие социальной культуры. Падение крепостного права открыло новую эпоху в истории России. Капитализм внес важные перемены в условия развития культуры в пореформенное время. Феодальная Россия уходила в прошлое. В результате завершения промышленного переворота и утверждения промышленного капитализма в России произошло коренное изменение в социальной культуре общества: завершилось формирование пролетариата и буржуазии. По мере углубления социальных противоречий, роста классовой и идейной борьбы, развития политического сознания и революционной идеологии пролетариата более четко и определенно выявилось различное отношение этих двух антагонистических классов к важнейшим общественно-политическим и культурным проблемам. В условиях капитализма чрезвычайно усилились социальная дифференциация и распад классов-сословий феодального общества — крестьянства и дворянства. Капитализм изменил старый хозяйственный строй и привел к изменению духовного облика населения, его быта, нравов, способствовал росту культурных потребностей.
Вторая половина XIX в. отмечена высокими достижениями научной мысли, русской художественной литературы и изобразительного искусства. В этот период развертывается деятельность русских просветителей-демократов А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, художников-передвижников, композиторов «Могучей кучки» и П.И. Чайковского. Русские революционныепросветители и ученые, писатели и поэты, художники, зодчие, музыканты и артисты внесли огромный вклад в отечественную и мировую культуру.
Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и первых лет после крепостного права внес много важных изменений в общественно-культурную жизнь России. С ним, несомненно, связана и демократизация культуры, которая является принципиально новой чертой культуры нового времени вообще. Если в эпоху средневековья духовное освобождение и прогресс в культуре шли полинии освобождения личности от духовной диктатуры церкви, то при капитализме общественно-культурный прогресс выражался в демократизации культуры, т.е. в расширении круга тех, кто создавал культурные ценности, и их потребителей.
Первые важные успехи в демократизации культуры относятся еще к 40-м гг. XIX в. (начало формирования разночинной интеллигенции, возникновение революционного демократизма). В пореформенную эпоху этот процесс получил дальнейшее развитие. В период падения крепостного права разночинец, будучи главным массовым деятелем освободительного движения, становится также и ведущий фигурой в историко-культурном процессе. Благодаря сначала разночинцам, а затем рабочим шел процесс углубления демократизации культуры. Важным показателем этого явились уровень грамотности общества, степень распространения просвещения среди народных масс.
Просвещение и печать. Школьное дело в середине XIX в. находилось в исключительно тяжелом положении, особенно в сельской местности. Грамотных людей в дореформенной России было ничтожно мало. По свидетельству известного либерального помещика славянофила Ю.Ф. Самарина, во многих сельских школах ученики, пройдя два-три класса, ничему не могли научиться, а если кое-как и выучивались читать, то не понимали прочитанного. Такое состояние начального образования в новых условиях становилось нетерпимым. Началось широкое участие демократической общественности в развитии просвещения (организация новых школ и изменение методов воспитательной и учебной работы в них, борьба против сословно-крепостнической системы образования, развитие форм внешкольного обучения — воскресных школ, народных чтений, библиотек). Его признало и правительство. По положению 1864 г. оно разрешило открывать народные начальные училища общественным организациям и частным лицам, но сохранило за собой руководство процессом обучения в этих школах.
В 1859 г. по инициативе демократической интеллигенции были образованы воскресные школы. Их организаторами стали студенты Киевского, Харьковского и Московского университетов и прогрессивные профессора П.В. Павлов, Н.И. Пирогов, Н.С. Тихонравов.
Первую воскресную школу открыл в Киеве П.В. Павлов. Затем воскресные школы появились в Петербурге, Москве и в других городах. Правительство препятствовало их развитию. В июне 1862 г. воскресные школы были закрыты. В 1864 г. были разрешены вновь, но с ограниченной программой обучения и под строгий надзор инспекции народных училищ.
Передовая общественность России выступала с инициативой введения всеобщего обязательного обучения, которой обязаны были своим распространением и земские школы. Уже за первые 10 лет существования земских учреждений (1864—1874) было открыто до 10 тыс. земских школ. Они отличались лучшей постановкой учебного процесса и образования в целом, чем министерские и в особенности церковноприходские школы.
Устав 1864 г. сохранил в системе начального обучения старые церковноприходские школы, находившиеся в ведении Синода. Элементарное образование, которое получали ученики, было значительно ниже, чем в земской школе. Все обучение в них было пронизано мертвой церковной схоластикой. Основные предметы — Закон божий, церковнославянское чтение и церковное пение. Ограничивая земские школы, царизм оказывал покровительство цер-ковноприходским, стремясь при их помощи воспитать учащихся в духе религиозности и покорности монархической власти. В 80-е гг. реакционное направление правительственной политики в области народного образования достигло апогея. Начальная школа все более попадала под влияние Синода, увеличивалось число церковноприходских школ. Министерская школа получала в два раза меньше ассигнований, чем церковноприходская. К началу 90-х гг. в ведении министерства народного просвещения было почти такое же количество начальных школ, как и в ведении Синода.
К 1863 г. в России (без Королевства Польского) число учащихся лишь немного превышало 1 млн, из них женщины составляли 18%. Ко времени падения крепостного права грамотные среди населения России составляли около 7%. В 1897 г. в России обучалось уже 4 млн 100 тыс. человек, из которых 25% были лица женского пола. Рост был значительным, хотя и недостаточным для населения такой огромной страны. Около 7,5 млн детей оставалось вне образования из-за отсутствия школ. По данным переписи 1897 г. в конце XIX в. 76% населения от 9 лет и старше было неграмотным. Уровень грамотности сильно колебался в зависимости от региона, характера занятий, хозяйственной деятельности. В пореформенную эпоху гимназия оставалась основной формой средней школы. В 60-е гг. она становится бессословным общеобразовательным учебным заведением. При этом этот принцип, провозглашенный уставом 1864 г., не был последовательно проведен в жизнь.
18 июня 1887 г. был издан знаменитый циркуляр «о кухаркиных детях», предписывавший не принимать в гимназию «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т.п. людей, коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». Чтобы закрыть доступ в гимназии детям рабочих и крестьян, почти повсеместно были упразднены подготовительные классы. При этом реакционная политика царизма в области просвещения могла лишь задержать, но не остановить рост средних учебных заведений. Средняя школа развивалась медленнее, чем начальная, не все же намного быстрее, чем в дореформенные годы. Так, на 1 января 1865 г. в стране имелось 96 гимназий, в 1871 г. — 123, в 1882 г. — 136 гимназий.
В 60—80-е гг. новые университеты были открыты в Одессе (Но¬вороссийский на основе Ришельевского лицея), Варшаве (на основе Варшавской главной школы) и Томске. Революционная ситуация 1859— 1861 гг. заставила правительство временно отказаться от политики гонения на университеты. Студенческое движение, охватившее в это время ряд городов и особенно бурно проявившееся в Петербурге и Москве, способствовало проведению университетской реформы. Устав 1863 г. при всей своей непоследовательности был наиболее либеральным из всех университетских уставов царской России. Он содействовал подъему научной и учебной деятельности университетов. Государственные средства, отпускаемые университетам, были увеличены более чем в полтора раза. Значительно увеличилось число студентов. Ко времени окончания Крымской войны во всех университетах обучалось 3,5 тыс. студентов, а к концу 90-х гг. — более 16 тыс.
Быстрое развитие промышленности, транспорта, рост капитализма в сельском хозяйстве требовали технически образованных кадров. Возникла необходимость в специальных технических высших учебных заведениях. В 1868 г. Московское ремесленное учебное заведение было преобразовано в Высшее техническое училище (ныне МВТУ имени. И.Э. Баумана). Это училище сыграло большую роль в развитии технического образования и в подготовке инженеров высокой квалификации. Не меньшее значение в развитии высшего сельско-хозяйственного образования в России имела Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия, открытая в 1865 г. (ныне сельско-хозяйственная академия имени К.А. Тимирязева). На юге страны, в Люблинской губернии (г. Ново-Александрия) в 1862 г. был открыт Политехнический земледельческий институт. В Риге в 1862 г., а позднее в Киеве и Варшаве открылись политехнические институты. В Риге и Киеве они имели сельскохозяйственные отделения. В 1885 и 1900 г. были открыты технологические институты в Харькове с механическим и химическим, в Томске — с механическим, химическим, инженерно-строительным и горным отделениями. В 90-х гг. открылся электротехнический институт в Петербурге. Старые высшие технические учебные заведения (институт инженеров путей сообщения, горный, лесной институты) были преобразованы в гражданские учебные заведения. К концу XIX в. в высших технических школах в России обучалось 7 тыс. студентов.
Под давлением демократической общественности, а также влиятельных и энергичных поборников женского образования в лице Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева сначала в Петербурге и Москве, затем и в других городах были открыты средние общественные женские училища. Ими управляло «Ведомство учреждений императрицы Марии», издавна заведовавшее закрытыми женскими учебными заведениями — институтами для благородных девиц. В годы политической реакции 80-х гг. идеям женской эмансипации была объявлена война. В 1886 г. правительство объявило о прекращении приема на все существовавшие тогда высшие женские курсы. Они были закрыты, за исключением петербургских Бестужевских курсов, где контингент учащихся был ограничен до 400 человек, а плата за обучение повышена вдвое. Прием был закрыт даже на Медицинские женские курсы.
Высшее женское образование возобновилось лишь со второй половины 90-х гг. В 1897 г. в Петербурге открылся Женский медицинский институт. В 1900 г. возродились Высшие женские курсы в Москве. Открытием высшего женского образования Россия опередила все государства Западной Европы и Соединенные Штаты Америки. К концу XIX в. в России насчитывалось 63 высших учебных заведений, в которых обучалось до 30 тыс. студентов, из них женщины составляли около 4%. Почти половина высших учебных заведений находилась в столице — Петербурге. В Средней Азии, на Дальнем Востоке, на Кавказе и в Закавказье высших учебных заведений не было.
Большую культурно-просветительную и научную работу вели музеи (политехнический, исторический, художественный, промышленный музеи в Москве, сельскохозяйственный музей, музей антропологии и этнографии в Петербурге). Большое развитие в пореформенной России получили художественные музеи, которые вели свое начало от частных коллекций дворянской знати, царских собраний. В 1852 г. был открыт для публики Эрмитаж. Главное место занимала богатая картинная галерея. В начале 80-х гг. для широкой публики стала доступной картинная галерея П.М.Третьякова, которую он начал собирать в 1856 г. Крупнейшим художественным музеем стал Русский музей, открытый в Петербурге в 1898 г. В конце позапрошлого столетия в Москве был открыт и первый в России Театральный музей, основанный в 1894 г. любителем театрального искусства, коллекционером АЛ. Бахрушиным, который на собственные средства выстроил для музея отдельное здание. В музее были собраны многочисленные коллекции по истории русского театра.
Широкий размах получило книгоиздательское дело. По приблизительным данным, рост книжной публикации выражался в следующих цифрах: в 1861 г. издано около 2 тыс. книг, в 1890 г. — больше 8,5 тыс., в 1901 г. — свыше 10 тыс. книг. Характерной чертой этого времени стало возникновение просветительных издательств демократического направления (Н.П. Полякова, Ф.Ф. Павленкова, К.Т. Солдатенкова). В 80-90-е гг. XIX в. развернулась деятельность крупнейших издательств России — А.С. Суворина в Петербурге и И.Д. Сытина в Москве.
Наука. Отличительной чертой русской науки второй половины XIX в. было преимущественно развитие естествознания. Эпохой «пробуждения естествознания» назвал К.А. Тимирязев третью четверть XIX в. Его истоки он видел в общественном подъеме 50—60-х гг., оказавшем огромное влияние на всю духовную жизнь того времени. В 60-е гг. появились выдающиеся исследования И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева. Мировую известность приобрели работы К.А. Тимирязева, И.И. Мечникова. Русские ученые-естествоиспытатели выступили страстными пропагандистами и продолжателями учения Ч. Дарвина. Идеи дарвинизма были широко распространены в России. К.И.Тимирязев писал, что отношение к Дарвину в 60-е гг. «было мерилом современности или отсталости научных взглядов». Книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» появилась в России уже через пять лет после ее первого издания в Англии в переводе профессора Московского университета С.А. Рачинского.
Вторая половина XIX в. была временем крупнейших географических открытий, которым способствовали путешествия П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.Н. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая. Научные идеи русских ученых-естествоиспытателей развивались под влиянием материалистического мировоззрения, характерного для эпохи демократического подъема. В свою очередь достижения передовой русской науки укрепляли материализм как философское направление.
Мировое значение приобрели и достижения в точных науках — математике, химии, физике. П.Л.Чебышев, Д.И. Менделеев, A.M. Бутлеров, А.Г. Столетов с большим успехом выступали на международных конгрессах. Достижения в точных науках открывали пути в технике. Россия стала родиной великих технических открытий: радиотелеграфа (А.С. Попов), электрической лампочки (П.И. Яблочков и А. Н. Лодыгин), первого самолета (А.Ф. Можайский) и др.
Академия наук, университеты, различные научные общества при них (к концу 1872 г. их насчитывалось 23) были основными научными центрами. Большое значение стали приобретать всероссийские съезды ученых-естествоиспытателей, врачей, археологов, агрономов, способствовавшие обмену опытом среди специалистов, популяризации науки, распространению практики. Успехи естествознания в России оказали огромное влияние на культурное развитие общества в целом, на общий склад мышления, в частности на высшую и среднюю школу. Наблюдалось значительное расширение реального образования и некоторое уравнение его в правах с классическим.
Художественная культура. В пореформенную эпоху были созданы такие образцы искусства в России (в литературе, живописи, архитектуре и др.), которые заняли достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила национального искусства заключалась в его художественных достоинствах, реализме, чувстве гражданственности и демократической направленности.
Искусство второй половины XIX в. как никогда близко подходит к выражению реальной жизни (современный социальный роман, бытовой жанр в живописи). Искусство критического реализма, показывая реальную жизнь, анализирует ее, пытается раскрыть и объяснить социальные противоречия. В искусстве находит отражение тесная связь с общественной мыслью и идейной борьбой. Дух обличительства, критического отношения к существующей действительности был присущ произведениям передовых русских писателей. Русская литература не только обличала общественное зло, но и показывала пути борьбы с ним. Эти пути по-разному понимались русскими писателями.
Одни видели избавление от социальных несправедливостей в обращении к прошлому, в религиозно-нравственном самоусовершенствовании (Л. Н.Толстой, Ф.М.Достоевский), другие призывал и к активной борьбе за общественное преобразование (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев). Литература все чаще начинает обращаться к современной жизни («Что делать?» Н.Г. Чернышевского, «Отцы и дети» И.С. Тургенева), ее героем становится разночинец и фабричный рабочий (романы Н.Г. Помяловского и Ф.М. Решетникова). Антинигилистический роман («Некуда» Н.С. Лескова, «Взбаламученное море» А.Ф. Писемского и др.) был выражением резкой идейно-художественной борьбы в литературе 60-х гг. Русская классическая литература оказывала сильное влияние на формирование мировоззрения молодого поколения.
В литературе 80-х гг. начинается известный отход от принципов критического реализма, в творчестве некоторых писателей находит распространение натурализм (П.Д. Боборыкин, И.Н. Потапенко), появляются первые признаки декадентства. Эти явления выражали уже намечающийся кризис буржуазной культуры в целом.
Развитие театра во второй половине XIX в. неразрывно связано с именем А.Н. Островского. Он создал национальный русский театр, который считал «признаком зрелости нации, так же как и академии, университеты, музеи». Реалистические, полные глубокого психологизма пьесы А.Н. Островского, как и драматургия А.В. Сухово-Кобылина, Л.Н. Толстого и других, способствовали утверждению критического реализма на русской сцене. Главными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый театр в Москве и Александрийский — в Петербурге. Кроме императорских столичных, имелись театры в провинции, многие из которых смогли стать центрами подлинного театрального искусства. Провинциальная сцена дала столичным театрам немало выдающихся деятелей театра (М.С. Щепкин, П.М. Садовский, М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, В.Н. Давыдов, А.А. Остужев и др.).
Музыка в России во второй половине XIX в. переживала необыкновенный расцвет. К этому времени относится творческая деятельность композиторов «Могучей кучки» (М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и др.), П.И. Чайковского, братьев Н.Г. и А.Г. Рубинштейнов. Они создали неповторимые по силе и выразительности, правдивости и эмоциональности музыкальные произведения, составляющие славу и гордость русской культуры и вошедшие в золотой фонд мирового музыкального искусства. На творчестве композиторов «Могучей кучки» сказалось воздействие передового общественного движения 60—70-х гг. Эти композиторы стремились передать в музыке правду жизни, человеческие чувства. Одной из коренных черт их эстетики и музыкального творчества было стремление к утверждению народно-национального характера искусства. Открытие консерватории в Петербурге (основана А.Г. Рубинштейном в 1862 г.), а затем в Москве (открыта по инициативе Н.Г. Рубинштейна в 1866 г.) и в других городах положило начало специальному музыкальному образованию в стране и свидетельствовало об успехах русской музыкальной культуры.
Подъем в общественной жизни 60-х гг. нашел отражение в живописи. Художники во главе с И.Н. Крамским ушли из академии (бунт четырнадцати) и создали «Артель художников», которая сменилась «Товариществом художественных передвижных выставок». «Передвижники» последовательно отстаивали принципы критического реализма и народности в искусстве. Особый интерес художники проявляли к социально-бытовому жанру; обличительные мотивы живописи были созвучны с передовой русской литературой того времени. Это особенно ярко выражено в картинах В. Г. Перова «Проводы покойника», «Тройка» и др. Важнейшее место в жанровых картинах передвижников принадлежало крестьянской теме; в передвижнической живописи появились произведения, впервые запечатлевшие образы рабочих, демократической интеллигенции.
В начале 70-х гг. в живописи появилось имя И.Е. Репина, творчество которого составило одну из замечательных страниц русской культуры. Совершенно новое отношение к теме народа показано в картине «Бурлаки». Раньше народ изображали главным образом как жертву насилия и угнетения, с целью обличения несправедливости общественного устройства (картины Перова). Репин видит в бурлаках могучие, самобытные характеры, ощущает в народе огромную силу. Важное место в искусстве «передвижников» занимал пейзаж. Вместо парадных, экзотических итальянских пейзажей, к которым тяготели художники-академисты, «передвижники» утвердили в пейзаже национальную тему. Они сумели раскрыть удивительную красоту, задушевность в простой русской природе, увидеть ее в том, что повседневно окружало их. Пейзаж А. К. Саврасова «Грачи прилетели» был признан современниками образцом подлинной русской природы.
Вершина в развитии исторической русской живописи — творчество В И. Сурикова. Художника интересовали периоды социально-политических перемен в отечественной истории, проявление народной борьбы против феодального гнета. Суриков внес в историческую живопись новый смысл, сумел связать историю с современностью. Его трактовка исторических тем была тесно связана с новыми представлениями об историческом процессе и месте в нем народных масс.
Достижения в скульптуре в этот период связаны с именами М.М. Антокольского. A.M. Опекушина и М.О. Микешина. Воспитанный на общественных идеях 60-х гг., близко знавший Стасова, Репина, Крамского, Антокольский по своим эстетическим воззрениям был близок к «передвижникам». Для его творчества характерен интерес к историческим, морально-философским сюжетам («Иван Грозный», «Нестор-летописец». «Умирающий Сократ» и др.).


Похожие работы:

Русская культура в X–XVII веках

21.01.2010/реферат

Двоеверие на Руси в X-XI веках как итог религиозной реформы князя Владимира. Первые древнерусские сборники энциклопедического характера. Выдающиеся русские подвижники-мыслители. Появление светских литераторов в XII в. Русское искусство в X-XVII веках.

Русская культура в конце XV-XVI веков

27.01.2010/реферат

Возникновение книгопечатания на Руси, появление печатных фолиантов с 1553 по 1565 годы. Научные и технические знания. Древнерусская литература и крюковые музыкальные записи. Народная культура, предания, былины, песни. Архитектура, живопись, скульптура.

Русская культура в первой половине XIX века

29.03.2009/доклад

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России, прогресс русской культуры, развитие просвещения, науки, литературы и искусства. Рост национального самосознания народа и новых демократических начал, утверждавшихся в русской жизни.

Русская культура и быт в первой половине XVIII века

10.10.2009/презентация

Обязательное образование дворянских детей. Процесс развития науки и техники в XVIII веке. Влияние западноевропейской культуры на быт России. Литература и общественная мысль петровского времени. Развитие архитектуры, скульптуры и живописи в XVIII веке.

Русская культура конца XIX - начала XX века

19.01.2010/конспект урока

Положение дел в образовании, науке и печати, информация о направлениях литературы и искусства России. Содействие учащимся в понимании взаимосвязи развития культуры с событиями и деятельности государства. Уважительное отношение к культуре народов России.

Культурное наследие Египта. Русская культура XVIII в.

25.12.2010/контрольная работа

Культура как многофункциональная система. Одна из древнейших мировых цивилизаций: культурное наследие Египта. Основные памятники, отразившие мифологические представления египтян. Три пирамиды в Гизе. Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке.

Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в.

10.11.2010/реферат

Русская культура в XVIII в., ее особенности и специфика. Петровские преобразования в сфере просвещения, образования. Деятели русского Просвещения. Фольклор и литература того времени. Достижения в сфере архитектуры. Психология чиновничества при Петре.

Восточные славяне - прародители современных русских

25.05.2004/реферат

Прародина славян и их этногенез. Восточные славяне на пороге образования государства (VI-IX вв.). Природные условия. Хозяйственная деятельность и общественный строй. Древнерусская культура. Языческие праздники, связанные со временами года.

Юго–Западная Русь: земли и населения

29.10.2009/реферат

Древнерусская культура, историческое значение Киевской Руси. Достижения в ремесленной технике, архитектуре и живописи, просвещении и науке. Земли Юго-Западной Руси в условиях феодальной раздробленности. Борьба населения против иноземных поработителей.


Похожие учебники и литература:    Готовые списки литературы по ГОСТ

История отечества. Курс лекций
История. Справочник для подготовки к ЕГЭ
Цивилизации Древнего Востока
История нового времени
История России
История России с древних времён до начала 19 века
История Казахстана - экзаменационные билеты
История СССР
История отечества - полный курс лекций
История России 19-20 века
История Древних цивилизаций
История государственного управления в России
Отечественная история. Учебник
История нового времени. Лекции
История нового времени. Лекции 2
История нового времени. Лекции 3
Российская империя во второй половине XIX
Российская империя в конце XIX - начале XX века
История России XVIII века
Российская империя во первой половине XIX
Источники отечественной истории государства и права кратко



Скачать работу: Русская культура в XIX в., 2017 г.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по
         дисциплине История и исторические личности