⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » Рефераты » Текст работы «Октябрьские события 1993 г.»


Октябрьские события 1993 г.

Октябрьские события 1993 г.

Дисциплина: История и исторические личности
Вид работы: реферат
Язык: русский
ВУЗ: ---
Дата добавления: 18.05.2018
Размер файла: 33 Kb
Просмотров: 384
Загрузок: 1

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Октябрьские события 1993 г. (предмет: История и исторические личности) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.
Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)
.

Текст работыСкачать файлЗаказать работу без рисков и посредников








Хочу скачать данную работу! Нажмите на слово скачать
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте. Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.

Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.
Сделать работу самостоятельно с помощью "РЕФ-Мастера" ©
Узнать подробней о Реф-Мастере
РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Октябрьские события 1993 г..
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!
Как правильно написать введение?
Подробней о нашей инструкции по введению
Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.
Как правильно написать заключение?
Подробней о нашей инструкции по заключению
Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.
Всё об оформлении списка литературы по ГОСТу Как оформить список литературы по ГОСТу?
Рекомендуем
Учебники по дисциплине: История и исторические личности


Как скачать? | + Увеличить шрифт | - Уменьшить шрифт






реферат по предмету История и исторические личности на тему: Октябрьские события 1993 г.; понятие и виды, классификация и структура, 2017-2018 год.

Реферат по истории на тему: Октябрьские события 1993 г.

Одним из главных следствий августовских событий стало перемещение государственно-политической власти, сосредоточенной прежде всего в союзном Центре, в республики, и в первую очередь Россию. Российский Президент, правительство, Верховный Совет в течение нескольких дней обрели власть, которой они тщетно добивались у Центра почти полтора года. Теперь перед ними во весь рост встала проблема воплощения в жизнь радикальных реформ, которые разрабатывались начиная с 1989 г.
Очень скоро выяснилось, однако, что при наличии у демократов общей идеологии реформ у них не было сколько-нибудь проработанной и обоснованной программы конкретных экономических и политических преобразований. В демократическом движении очень быстро возникли противоречия между ортодоксами, твердо следовавшими политическим обещаниям, и прагматиками, уповавшими на политическую целесообразность. Вследствие этого уже в сентябре—октябре 1991 г. раскололось его ядро — движение «Демократическая Россия». Из него выделились «крайние радикалы», считавшие возможным поддерживать правительство Ельцина только условно и критиковать его за отступления от заповеди движения.
По иным соображениям покинули «Демократическую Россию» христианские и конституционные демократы, а также Демократическая партия: они перешли на позицию «державников», стали твердо отстаивать принцип «неделимости» российского государства и все более жестко критиковать Ельцина за «развал СССР» (хотя этот развал был в значительной степени следствием борьбы за суверенитет России, который в 1990—1991 гг. решительно поддерживали все без исключения участники «Демократической России»).
Другим каналом выражения оппозиционных настроений являлись средства массовой информации, в первую очередь газеты, поскольку телевидение и радио контролировались правительственными структурами. Пресса утвердилась в качестве центра, предающего гласности массовое недовольство правительственной политикой. Многие газеты ввели в практику публикации писем читателей, дающих представление о мотивах массовой оппозиции курсу новой власти. Важным мотивом массового недовольства стало свертывание социальных систем и общественных фондов  потребления. Россияне возмущались резким ухудшением качества медицинского обслуживания, стремительным ростом цен на железнодорожный и авиатранспорт, лишивший большинство граждан возможности пользоваться ими, удорожанием жилья, также ставшим недоступным для большинства населения.
В интеллектуальной среде возникли разноречивые и даже взаимо-исключающие альтернативы правительственному курсу. Часть интеллигенции, не приняв курс российского правительства, перешла на «национально-государственные» позиции. Конфликт исполнительной и законодательной ветвей власти прочертил главнуюлинию политического развития России в 1993 г.
Возобновление конфликта между исполнительной и законодательной ветвями власти не заставило себя долго ждать. Российский президент, взявший под свою опеку правительство Черномырдина, предложил законодателям сделать выбор: или заключить соглашение с исполнительной властью на основе признания ее права проводить прежний курс, или организовать всенародный референдум, который призван был решить, кому — президенту или законодателям — должны быть вручены властные полномочия.
Конфликт между исполнительной и законодательной властью, определивший развитие российской политики и в 1992, и в 1993 г. и завершившийся кровавой схваткой между ними в начале октября, имел ряд причин. Одна из главных заключалась в сохранявшихся и углублявшихся разногласиях по вопросу о социально-экономическом и политическом курсе.
Масштабность и сложность процесса реформ сказывались на жизни каждого россиянина. Неизбежные трудности переходного периода вызывали недовольство части общества. У критиков правительства появилась возможность спекулировать на высокой социальной цене воплощения в жизнь концепции макроэкономического реформирования.
Лагерь непримиримой оппозиции правительственному курсу формировался прежде всего на основе вынужденного прекращения деятельности КПСС и РКП и вместе с тем появления целого ряда новых коммунистических организаций.
Наиболее радикальную позицию занимала заявившая о себе в январе 1992 г. Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП) во главе с В.И. Анпиловым, В.А. Тюлькиным, А.А. Сергеевым, A.M. Макашовым и созданные ею движения «Трудовая Москва» и «Трудовая Россия».
Оппозиция не преминула воспользоваться тем, что «гайдаровские» реформы быстро утратили свой привлекательный ореол, и уровень доверия общества к власти существенно снизился. Зимой 1992 г. в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Саратове, Волгограде и других городах прошли массовые митинги и демонстрации, участники которых выступали под красными знаменами, с социалистическими лозунгами, с требованиями отставки правительства. В июне 1992 г. организованное «Трудовой Москвой» пикетирование телецентра в Останкино обернулось беспорядками, в ходе которых митингующие оказали ожесточенное сопротивление милиции.
В 1992 г. был проведен I съезд Русского национального собора (РНС) во главе с бывшим генералом КГБ А.Н. Стерлиговым. Это объединение разных течений «державников» стремилось «классифицироваться» как «движение славян, которые не хотят терпеть западные эксперименты на своем теле».
Помимо смены правительства и создания комитета национального спасения, программа РНС содержала откровенно экстремистскую цель «возродить Россию в границах 1914 г.».
Еще более крайних позиций (свержение «оккупационного режима» Б.Н. Ельцина, уничтожение «врага в доме») придерживался созданный в сентябре 1992 г. Фронт национального спасения, объединивший «левых» и «правых» государственников (М.Г. Астафьев, С.Н. Бабурин, Г.А. Зюганов, А.А. Проханов, СЮ. Куняев, В.И. Белов). За деятельность, направленную на разжигание национальной розни, указом Б.Н. Ельцина в конце октября 1992 г. ФНС был распущен.
Смыкание в едином национал-патриотическом альянсе «левых» и «правых», прокоммунистических и антикоммунистических «державников» получило идеологическое обоснование.
Со стороны коммунистов главным идеологом сближения выступал Г.А. Зюганов, признававший православие в качестве основополагающего российского института и усматривавший возможность выведения идеалов социализма из Священного Писания и органической русской общности.
В свою очередь известный «почвенник» В.В. Кожинов и другие идеологи государственников из антикоммунистического лагеря проявили готовность причислить к органическим российским институтам социализм (для этого пришлось отказаться от восприятия Октябрьской революции 1917г. как продукта чуждого России западного марксизма и «жидомасонского заговора»).
В прошлом ярый антикоммунист, а в создавшихся условиях активный участник нового российского консервативно-патриотического движения писатель-эмигрант Э.В. Лимонов определил его как национал-большевизм. Со своей стороны противники национал-патриотического альянса дали его участникам определение «красно-коричневых».
В демократическом лагере после достижения им основной цели — разрушения политической монополии КПСС — обозначился процесс распада. В движении «Демократическая Россия» произошло организационное размежевание радикал-демократов и умеренных демократов.
Осенью 1991 г. из-за разногласий во взглядах на будущее российской государственности «Демократическую Россию» покинули Конституционно-демократическая партия, Российское христианско-демократическое движение, Демократическая партия России. Образованный ими блок «Народное согласие» в начале гайдаровских реформ выступил с критикой экономической политики правительства.
Блок «Народное согласие» просуществовал недолго, распавшись после выхода из него самого влиятельного представителя — Демократической партии («партии Н.И. Травкина»). ДПР предпочла иной альянс, который оформился в июне 1992 г. под названием «Гражданский союз». Помимо Демократической партии, среди более 40 партий и организаций, вошедших в этот демонстрирующий приверженность центристской политической позиции блок, выделялись Союз про-мышленников и предпринимателей (А.И. Вольский) и Народная партия «Свободная Россия» (А.В. Руцкой).
В октябре 1991 г., в момент создания НПСР, российский вице-президент заявил: «Я выступаю с инициативой объединить все общественно-политические движения для поддержки Президента и правительства России в деле реализации всех радикальных реформ». При этом постепенно А.В. Руцкой стал выступать с позиции все более серьезной критики «гайдаровского» курса.
В целом «Гражданским союзом» реформаторская стратегия правительства была отвергнута как утопическая попытка «большого скачка» в рынок.
Летом 1992 г., назначая Е.Т. Гайдара на пост исполняющего обязанности премьера (для «полноценного премьерства» требовалось согласие парламентариев), Б.Н. Ельцин ввел в состав правительства в качестве вице-премьеров представителей директорского корпуса — Г.С. Хижу, В.Ф. Шумейко, B.C. Черномырдина. Это свидетельствовало о том, что в определенной степени президент вынужден был учитывать влияние «Гражданского союза».
При этом в целом, в силу отсутствия собственных четких позитивных программ и широкой массовой поддержки, ни одному из политических объединений, стоящих на позициях центризма и претендующих на ведущие политические роли, не удалось реализовать свои притязания.
Показательной в этом отношении оказалась судьба организационно оформившегося во второй половине 1991 г. Движения демократических реформ (после распада СССР — Российское движение демократических реформ), в правление которого вошел целый ряд известных политиков — А.И. Вольский, А.Х. Попов, А.А. Собчак, Э.А. Шеварднадзе, В.Н. Шостаковский, А.Н. Яковлев. Постепенно эта «супер партия» новой политической элиты, которой прочили ведущее место в российском политическом спектре, переместилась в аутсайдеры.
Большинство оппозиционных правительству политических сил — и «левые», и «правые», и «центристские» — отрицали чрезмерный радикализм правительства, критиковали Е.Т. Гайдара и его сторонников за попытку утверждения рынка посредством «большого скачка».
Вместе с тем некоторые из партий сфокусировали свою деятельность на не восприятии «гайдаровских» реформ по причине их недостаточного радикализма. Среди них выделялась сформировавшаяся весной-летом 1992 г. Партия экономической свободы (ее лидером являлся президент Российской товарно-сырьевой биржи К.Н. Боровой). Этому узкому объединению части предпринимателей и либеральной интеллигенции также не удалось добиться сколько-нибудь заметного влияния в российской политике.
Как и в обществе в целом, расхождения в восприятии осуществлявшихся радикальных социально-экономических преобразо¬ваний проявились и на уровне высших властных структур. В результате в действовавшей на основе противостояния ГКЧП «августовской» коалиции наметился разрыв: под воздействием новой экономической реальности большинство депутатского корпуса перешло в оппозицию правительству.
В апреле 1992 г. на VI съезде был сформирован блок «Российское единство», в котором оказалось немало сторонников ФНС. Опираясь на поддержку основной массы народных депутатов, руководство Верховного Совета стало высказываться за необходимость существенной корректировки правительственного курса реформ в сторону их умеренности и постепенности.
Все более резко критиковавший курс правительства и президента председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов постепенно выдвинулся на роль лидера. Дистанцировавшийся от Б.Н. Ельцина вице-президент Российской Федерации А.В. Руцкой также превратился в одного из основных противников президента.
На проходившем в первой половине декабря 1992 г. VII съезде народных депутатов РФ работа правительства была признана неудовлетворительной, что предопределило отставку Е.Т. Гайдара. Парламентарии также предприняли неудачную попытку внесением поправок в Конституцию существенно ограничить президентскую власть, полностью подчинить себе правительство.
В обращении к россиянам с трибуны съезда Б.Н. Ельцин обвинил Верховный Совет в саботаже реформ и предложил провести референдум, который должен был выяснить степень поддержки общественностью исполнительной и законодательной ветвей власти. В ответ депутаты высказали президенту претензии в превышении полномочий и стремлении уничтожить законодательную власть.
Конституционный кризис, порожденный противостоянием президента и Съезда народных депутатов, удалось преодолеть достижением 12 декабря компромисса в ходе переговоров между Б.Н. Ельциным и Р.И. Хасбулатовым, проведенных при посредничестве председателя Конституционного суда В.Д. Зорькина. Обращения президента и съезда к народу стали считаться утратившими силу. При временном сохранении сложившегося баланса законодательной, исполнительной и судебной властей на апрель 1993 г. назначался всероссийский референдум по конституционным вопросам.
Устранялись преграды на пути утверждения съездом главы правительственного кабинета: Б.Н. Ельцин получил возможность ориентироваться на любого из трех кандидатов, получивших наибольшее число депутатских голосов при предварительном рассмотрении парламентариями расширенного президентского списка претендентов.
14 декабря 1992 г. председателем Совета Министров был назначен считавшийся «крепким хозяйственником» B.C. Черномырдин («непроходная» кандидатура Е.Т. Гайдара даже не выдвигалась).
При определенных попытках ввести в начале 1993 г. некоторые частичные элементы государственного регулирования ценообразования на отдельные виды продукции, прежде всего товары широкого потребления, в целом кабинет B.C. Черномырдина (сам состав правительства остался практически без изменений) стал ориентироваться на продолжение либерального реформаторского курса, на реализацию программы, выдержанной в русле «гайдаровского» монетаристского подхода к решению экономических проблем (строгая экономия бюджета, ограничение денежной массы и т.д.).
В силу этого противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти по вопросам стратегии и тактики проводившихся преобразований в социально-экономической сфере вступило в новую фазу.
В тоже время сохранились принципиальные противоречия между президентом и правительством, с одной стороны, и Съездом народных депутатов и Верховным Советом — с другой, относительно ряда основополагающих принципов разрабатывавшейся Конституции Российской Федерации.
Проблема выбора будущей формы государства — парламентской, президентской, смешанной парламентско-президентской — и утверждения соответствующего соотношения прерогатив законодательной и исполнительной властей стала основной в развернувшемся в начале 1990-х гг. процессе конституирования.
Решая вопрос о конституционном закреплении реальных властных полномочий, президентская сторона первоначально ориентировалась на вариант президентско-парламентской республики с широкими властными полномочиями президента, а депутаты, наоборот, склонялись к парламентско-президентской форме устройства высшей государственной власти при доминирующей роли парламентских структур.
Принятое в рамках соглашения 12 декабря 1992 г. решение о проведении референдума по основным положениям новой Конституции не разрешило обозначившихся противоречий конституционного процесса.
Президенту и парламенту так и не удалось согласовать основные положения будущего конституционного проекта.
Среди законодателей в качестве ведущей силы утвердились сторонники регулируемой экономики и «национально-государственное» направление. Защитники радикальных рыночных реформ оказались в явном меньшинстве. Не менее важной причиной обозначавшегося антагонизма являлось и отсутствие у них опыта взаимодействия в рамках системы разделения властей, которой Россия практически не знала. Постепенно законодательная власть, пользуясь присвоенным себе правом изменять российскую Конституцию, все явственнее стала пытаться отодвигать исполнительную власть на государственные задворки. Для России драматизм этой ситуации заключался в том, что парламент не отвечал за реализацию принимаемых решении.
Российский президент со своей стороны обнаружил склонность к полному игнорированию воли строптивых законодателей. Война исполнительной и законодательной властей заводила всю и без того хрупкую российскую государственность в тупик. В этих условиях вынесение на суд избирателей вопроса об основах конституционного строя, в первую очередь разделении властей, представлялось хоть каким-то выходом из драматической ситуации. Но между двумя антагонистами разгорелся спор о формулировании вопросов для избирателей, и даже в начале марта, т.е. за месяц до проведения референдума, было абсолютно неясно, какой же выбор предстояло им свершить.
Законодатели, собравшиеся 8—12 марта 1993 г. на VIII Съезд народных депутатов России, решили разрубить «гордиев узел»: согласно их решению на проведение любых референдумов накладывался мораторий, а во взаимоотношениях двух властей закреплялся статус-кво в соответствии с принципами действовавшей Конституции.
Ответный ход президента был предпринят 20 марта. В обращении к гражданам России, которое транслировалось по двум телевизионным каналам, Б. Ельцин объявил о подписании им Указа об особом порядке управления до преодоления кризиса власти. Через три дня после выступления президента ряд его положений были признаны противозаконными Конституционным судом Российской Федерации. Еще через несколько дней в Москве собрали чрезвычайный Съезд народных депутатов с намерением «наказать» Ельцина.
Он открылся ровно через два года после первого чрезвычайного Съезда, который, будучи тем же по составу, защитил и спас Ельцина от мощной атаки альянса Горбачева и консерваторов. Стремление значительной части съезда вначале принудить Ельцина к уступкам, угодным законодателям, провалилось. Тогда лидеры оппозиции предприняли попытку отстранить президента от должности с помощью процедуры, известной в англосаксонском праве как импичмент. Процедура эта была использована с явными нарушениями, но даже в ее предельно упрощенном варианте не смогла быть реализованной съездом. После этого съезд осуществил новый маневр: согласился на проведение референдума, но с формулировками вопросов, утвержденными самими законодателями.
Три первых среди четырех вопросов, сформулированных Съездом, были направлены непосредственно против президента: I. Доверяете ли Вы Президенту РФ Б.Н. Ельцину? 2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом РФ и правительством РФ с 1992 года? 3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ? 4. Считаете ли Вы
необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ? Вынося их на референдум, законодатели рассчитывали, что большинство россиян, экономическое положение которых в ходе реформ ухудшилось, выскажут недоверие политике президента и ему самому. Законодатели также полагали, что им самим, неизменно выступавшим с оппозицией президенту, будет оказано народное доверие.
Референдум, проведенный 25 апреля, принес успех Ельцину, упрочив его легитимность. В нем приняли участие около 64% избирателей — достаточно высокая активность по мировым стандартам конца XX в. За доверие президенту высказалось 58,7%, социальную политику президента и правительства одобрили 53%. По завершению референдума в обществе, и особенно среди политиков, развернулись острые споры по поводу его итогов.
Сразу после референдума президент и его сторонники приступили к активной подготовке новой российской Конституции, которая призвана была утвердить президентскую республику и создать сильную исполнительную власть.
Острая борьба между законодательной и исполнительной властями, парализовавшая деятельность обеих ветвей и государства в целом, продолжалась все лето. Инициатива президента по созданию Совета Федерации была осуждена Верховным Советом, а субъекты
Федерации не осмелились перечить его воле. Верховный Совет и его сторонники начали подготовку активного контрнаступления на исполнительную власть, и особенно президента. Летом 1993 г. Верховный Совет проигнорировал все законодательные предложения, направленные ему правительством, приостановил президентские указы о механизме приватизации, подготовил законы, берущие под контроль законодательной власти средства массовой информации. Политическая линия Верховного Совета практически совпала с позицией коммунистических и державно-патриотических объединений и партий.
Российский президент в выступлении по телевидению 21 сентября объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Тогда же вступил в силу президентский Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», ставший для краткости обозначаться просто как Указ № 1400. В нем законодатели обвинялись в прямом противодействии социаль¬но-экономическим реформам и воле избирателей, поскольку правительственный курс был одобрен на референдуме 25 апреля. Они же объявлялись виновниками паралича государственной власти. И, поскольку в существующей Конституции не были предусмотрены пути выхода из тупика, президент должен был прибегнуть к чрезвычайным мерам.
Кризис предполагалось ликвидировать в течение двух с половиной месяцев. Главным средством его преодоления объявлялось народное волеизъявление. На 11 — 12 декабря 1993 г. назначались выборы в Государственную думу, которая должна была стать институтом российского парламентаризма и вобрать в себя новый корпус депутатов. К этому же сроку должна была быть завершена работа по подготовке новой российской Конституции.
Верховный Совет, размещавшийся в Белом доме, решительно отказался подчиняться указу президента, идентифицировав его как государственный переворот. Действуя энергично, он в ночь с 21 на 22 сентября привел к присяге в качестве президента Российской Федерации вице-президента А. Руцкого. 22 сентября Верховный Совет постановил дополнить Уголовный кодекс РФ статьей, карающей антиконституционную деятельность, невыполнение его и Съезда решений и воспрепятствование его деятельности «вплоть до расстрела». В тот же день служба охраны Белого дома начала раздачу оружия гражданским лицам. В течение десяти дней конфронтация между исполнительной и законодательной ветвями власти развивалась по нарастающей линии и с использованием разнообразных средств. Краткая ее хроника выглядит следующим образом.
23 сентября в Белом доме начал работу X Съезд народных депутатов, одобривший политическую линию Верховного Совета. В тот же день Президент России, явно желая внести раскол в ряды депутатов, издал Указ о социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации, включавших право на трудоустройство в государственные структуры, высокое материальное вознаграждение, ряд иных льгот. В ночь с 23 на 24 вооруженные сторонники Белого дома во главе с подполковником В. Тереховым предприняли неудачную попытку захватить штаб объединенных вооруженных сил СНГ на Ленинградском проспекте, в результате чего пролилась первая кровь.
24 сентября Б. Ельцин на встрече с главами государств СНГ заручился их поддержкой в поисках выхода из государственного кризиса.
27—28 сентября началась блокада Белого дома, окруженного нарядами милиции и ОМОНа. 1 октября в результате начавшихся переговоров между представителями президента и Белого дома блокада была смягчена, но ее полное снятие связывалось главой государства со сдачей оружия противоборствующей стороной. В следующие два дня переговоры зашли в тупик, а 3 октября Белый дом предпринял решительные действия по отстранению от власти Б. Ельцина и взятию ее в свои руки.
Вечером того же дня вооруженные защитники Белого дома по призыву А. Руцкого и генерала А. Макашова штурмом взяли близлежащее здание московской мэрии и двинулись к студиям Центрального телевидения в Останкино. В ночь с 3 на 4 октября у зданий телевидения и в них самих произошли кровавые стычки, телевизионные передачи прервались, но атаки отрядов Верховного Совета были отбиты. Указом президента Ельцина в Москве было введено чрезвычайное положение, в столицу начался ввод правительственных войск. Ельцин объявил действия Белого дома «вооруженным фашистско-коммунистическим мятежом».
Утром 4 октября правительственные войска начали осаду и танковый обстрел Белого дома. К вечеру того же дня он был взят, а его руководство во главе с Р. Хасбулатовым и А. Руцким арестовано. В тот же день в Москве был введен комендантский час, продолжавшийся две недели, приостановлен выпуск оппозиционных правительству газет «Правда», «День», «Советская Россия», как и деятельность организаций, поддерживавших Белый дом (Фронт национального спасения, Российская коммунистическая рабочая партия, народная партия «Свободная Россия»).
Трагические события конца сентября — начала октября, в ходе которых с обеих сторон погибло около 150 человек, были по-разному восприняты и расценены различными силами и политическими течениями российского общества. Взаимоисключающие оценки были высказаны, с одной стороны, президентом и его сторонниками, а с другой, теми, кто поддерживал парламент.
Президентская сторона всю ответственность за кровавые события возложила на Верховный Совет и законодательную власть. Исторический смысл трагических событий в оценке сторонников президента заключался в крушении системы Советов и Советской власти, которая после ухода с политической сцены КПСС оставалась последним оплотом тоталитаризма и главным барьером на пути прогрессивных экономических и демократических политических преобразований.
Антипрезидентская сторона всю ответственность за трагические события возлагала на исполнительную власть и персонально на Б. Ельцина. Действия Белого дома и его защитников приравнивались к подвигу, призванному спасти народившуюся в России систему разделения властей, конституционный строй, законность.
Драматическая развязка конфликта между исполнительной и законодательной властью сопровождалась активными шагами российского президента по закреплению своей победы. Серией указов он фактически повсеместно прекратил деятельность органов Советской власти. Через два года после роспуска КПСС была ликвидирована вторая политическая основа советского социалистического строя.
Место прежней государственности должна была занять новая система, принципы которой закреплялись в проекте российской Конституции, доработанной президентской командой в течение октября и ноября. Согласно президентскому указу всеобщее голосование по проекту новой Конституции должно было состояться одновременно с выборами Федерального Собрания. Едва оправившись от октябрьского шока, российские политики обратились к активной подготовке к декабрьским выборам и референдуму.
Уже через несколько дней после подавления сопротивления Белого дома началось формирование политических блоков для участия в выборах в Федеральное Собрание. Сторонники российского президента пытались сгладить впечатление от неудачи партий демократической ориентации тем, что на проводившемся одновременно с выборами в Федеральное Собрание референдуме был одобрен проект новой российской Конституции. Сам Б. Ельцин считал главным итогом голосования 12 декабря именно принятие Высшего Закона страны.
Новая Конституция действительно существенно упрочивала позиции президента. Согласно ей, президент становился одновременно и главой государства и главой правительства. Он сосредоточивал в своих руках всю полноту исполнительной власти и, кроме того, наделялся существенными законодательными полномочиями. Так, президент получил право отлагательного вето в отношении решений Федерального Собрания, а для преодоления президентского вето в каждой из палат при повторном голосовании необходимо было собрать не менее двух третей голосов.
Вероятность отмены президентского вето при таком условии в большинстве случаев практически равнялась бы нулю. Российский президент получил также право роспуска Государственной Думы в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра, предложенной президентом. В целом российская Конституция создавала государственную модель, в которой президент пользовался самыми большими прерогативами в сравнении с главами государств других известных миру президентских республик.


Заказать реферат (курсовую, диплом или отчёт) без рисков, напрямую у автора.

Похожие работы:

Воспользоваться поиском

Похожие учебники и литература:    Готовые списки литературы по ГОСТ

История отечества. Курс лекций
История. Справочник для подготовки к ЕГЭ
Цивилизации Древнего Востока
История нового времени
История России
История России с древних времён до начала 19 века
История Казахстана - экзаменационные билеты
История СССР
История отечества - полный курс лекций
История России 19-20 века
История Древних цивилизаций
История государственного управления в России
Отечественная история. Учебник
История нового времени. Лекции
История нового времени. Лекции 2
История нового времени. Лекции 3
Российская империя во второй половине XIX
Российская империя в конце XIX - начале XX века
История России XVIII века
Российская империя во первой половине XIX
Источники отечественной истории государства и права кратко



Скачать работу: Октябрьские события 1993 г., 2017 г.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по
         дисциплине История и исторические личности