⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » Рефераты » Текст работы «Понятие налоговой санкции и мер ответственности, предусмотренных НК РФ за совершение налоговых правонарушений.»


Понятие налоговой санкции и мер ответственности, предусмотренных НК РФ за совершение налоговых правонарушений.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Общая характеристика налогового правонарушения
1.1 Понятие, признаки и состав налогового правонарушения
1.2 Виды налоговых правонарушений
1.3 Разграничение налоговых правонарушений
2 Ответственность за совершение налогового правонарушения
2.1 Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
2.2 Понятие и характеристика налоговой санкции
2.3 Меры ответственности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ за совершение налогового правонарушения
Заключение
Список использованной литературы

Дисциплина: Финансы, деньги и налоги
Вид работы: курсовая работа
Язык: русский
ВУЗ: ---
Дата добавления: 22.05.2018
Размер файла: 43 Kb
Просмотров: 253
Загрузок: 1

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Понятие налоговой санкции и мер ответственности, предусмотренных НК РФ за совершение налоговых правонарушений. (предмет: Финансы, деньги и налоги) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.
Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)
.

Текст работыСкачать файл








Хочу скачать данную работу! Нажмите на слово скачать
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте. Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.

Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.
Сделать работу самостоятельно с помощью "РЕФ-Мастера" ©
Узнать подробней о Реф-Мастере
РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Понятие налоговой санкции и мер ответственности, предусмотренных НК РФ за совершение налоговых правонарушений..
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!
Как правильно написать введение?
Подробней о нашей инструкции по введению
Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.
Как правильно написать заключение?
Подробней о нашей инструкции по заключению
Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.
Всё об оформлении списка литературы по ГОСТу Как оформить список литературы по ГОСТу?
Рекомендуем
Учебники по дисциплине: Финансы, деньги и налоги


Краткое описание документа: Понятие налоговой санкции и мер ответственности, предусмотренных НК РФ за совершение налоговых правонарушений. курсовая работа по дисциплине Финансы, деньги и налоги. Понятие, сущность и виды, 2017.

Как скачать? | + Увеличить шрифт | - Уменьшить шрифт






курсовая работа по дисциплине Финансы, деньги и налоги на тему: Понятие налоговой санкции и мер ответственности, предусмотренных НК РФ за совершение налоговых правонарушений.; понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год.

ВВЕДЕНИЕ
Роль налогов в современном государстве велика. Они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме: содержать армию, строить дороги, выплачивать пенсии и иные пособия. Иными словами, налоги – необходимый атрибут государства, и, как показывает история, в том или ином виде они в качестве экономической и правовой категории появились практически с момента возникновения государства.
Следует подчеркнуть, во всех странах с рыночной экономикой налоги признаются основным источником доходной части бюджетов.
Требуемые суммы налогов государство должно собирать со всех физических и юридических лиц, объявленных им своими налогоплательщиками. Но, еще ни одно государство не смогло достичь этой цели исключительно методом убеждения.
Исторически так сложилось, что главным побудительным мотивом уплаты налогов была не сознательность налогоплательщиков, вполне осознающих, на что будут потрачены их денежные средства, а меры принуждения, которые могут быть применены к недобросовестным гражданам при выявлении уклонения от уплаты налогов и сборов либо уплаты их в неполном объеме.
Тому, по мнению ученых, есть несколько причин, но главная состоит в следующем. Граждане не любят платить налоги, считая, что государство далеко не всегда рационально использует получаемые финансовые средства для осуществления социально-экономических и иных программ, но делают это, понимая их необходимость для нормального функционирования государства и жизни гражданского общества. Поэтому государство, в свою очередь понимая, что одним лишь убеждением добиться уплаты налогов невозможно, устанавливает различные меры наказания за невыполнение или нарушения в выполнении налоговой обязанности.
Перечень мер принуждения в действующем российском налоговом законодательстве обширен: это и право налоговых органов производить безакцептное списание сумм налогов с юридических лиц, и возможность начисления пени за несвоевременную и/или неполную уплату сумм налогов, и право производить арест денежных средств и имущества, и возможность судебного обжалования налоговыми органами действий участников налоговых правоотношений.
В этой связи очень важным представляется глубокий, как научный, так и практический анализ положений налогового законодательства РФ в части ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Цель курсовой работы непосредственно заключается в анализе существующих в Российской Федерации налоговых правонарушений путем исследования понятия, признаков, состава и видов налогового правонарушения, а также разграничения налоговых правонарушений, налоговых преступлений и правонарушений в сфере налогообложения, предусмотренных КоАП РФ. Кроме того, важным аспектом изучения является анализ понятия налоговой санкции и мер ответственности, предусмотренных НК РФ за совершение налоговых правонарушений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность налогового правонарушения путем сопоставления его с налоговым преступлением для целесообразности их разграничения и выделения налогового правонарушения в отдельную категорию;
- выявить основные признаки налогового правонарушения с помощью юридических категорий для определения состава налогового правонарушения;
- рассмотреть основные виды налоговых правонарушений путем изучения Налогового кодекса РФ и проанализировать наиболее распространенные правонарушения, изучая их основные характеристики;
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе совершения налоговых правонарушений в РФ. Предметом курсовой работы является непосредственно налоговое правонарушение.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
 
1 Общая характеристика налогового правонарушения
 
1.1 Понятие, признаки и состав налогового правонарушения
 
В соответствии со ст. 106 Налогового кодекса РФ  под налоговым правонарушением понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое кодексом установлена ответственность.
Исходя из данного определения, можно выделить характерные признаки налогового правонарушения.
Во-первых, это противоправность. В соответствии с вышеуказанной статьей налоговым правонарушением являются только деяния, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Во-вторых, это виновность, то есть налоговое правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Как указано в п. 1 ст. 110 НК РФ, виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
В соответствии с п. 2 ст. 110 НК РФ, налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало, либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Согласно п. 3 ст. 110 НК РФ, налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Например, для наиболее полного отражения какой-либо хозяйственной операции в целях налогообложения плательщик отходит от установленных НК РФ правил расчета налоговой базы, при всём этом он предвидит возможность ее занижения, но не желает этого.
Кроме того, в НК РФ определяется вина организации, т.е. юридического лица в совершении налогового правонарушения.
В пункте 4 статьи 110 НК РФ дается следующее определение вины организации в совершении налогового правонарушения: вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Следует отметить, что форма вины является обязательным признаком налогового правонарушения, поскольку тот или иной ее вид всегда содержится в нормах НК РФ, определяющих состав правонарушений.
Кроме того, надо заметить, что действующее налоговое законодательство РФ предусматривает обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 111 НК РФ, обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются :
1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа) .
Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом);
4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения».
В соответствии с п. 2 ст. 111 НК РФ, при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
В-третьих, это наказуемость, совершение налогового правонарушения влечет негативные последствия для лица, которое совершило налоговое правонарушение, в виде налоговых санкций.
Как указано в п. 1 ст. 114 НК РФ, налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Следует отметить, что «наказуемость» означает, что виновное и противоправное действие (бездействие) лица будет признаваться налоговым правонарушением лишь тогда, когда подобные деяния лица образуют состав налогового правонарушения, за который в Налоговом кодексе РФ предусмотрена соответствующая налоговая санкция.
Под составом правонарушения понимается наличие объекта, объективной стороны, объекта и субъективной стороны правонарушения.
Объектом налогового правонарушения являются общественные отношения, охраняемые налоговым законом, нарушаемые налогоплательщиком.
Выделяют две основные группы признаков, характеризующих объективную сторону налогового правонарушения :
1) обязательные;
2) факультативные.
К обязательным признакам объективной стороны относятся:
1) общественно опасное деяние;
2) общественно опасные последствия;
3) причинная связь между деянием и последствиями.
К факультативным признакам объективной стороны относят:
1) время совершения правонарушения;
2) место совершения правонарушения;
3) обстановку совершения правонарушения;
4) способ совершения правонарушения.
Наличие факультативных признаков объективной стороны правонарушения будет необходимо для наступления налоговой ответственности только в том случае, когда это непосредственно указанно в статье НК РФ, устанавливающей санкции за такое нарушение закона.
Под субъектом налогового правонарушения понимается лицо, его совершившее.
Субъектом налогового правонарушения может являться вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения налогового правонарушения определенного законом возраста.
В соответствии с п. 1 ст. 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса;
В соответствии с п. 2 ст. 107 НК РФ физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста;
Субъективная сторона налогового правонарушения характеризуется формой вины: умышленной или неосторожной» ;
Таким образом, существует 3 признака, которые характерны налоговому правонарушению: 1) противоправность, 2) виновность, 3) наказуемость.
Указанные признаки свойственны всем правонарушениям налогового законодательства. При этом у каждого конкретного нарушения есть свой собственный фактический состав, который является основанием юридической ответственности.
 
1.2 Виды налоговых правонарушений
 
Рассмотрим основные виды налоговых правонарушений. Среди видов налоговых правонарушений, предусмотренных действующим НК РФ, следует, прежде всего, назвать:
1. нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.116 НК РФ);
2. непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) (ст. 119 НК РФ);
3. нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) (ст. 119.1 НК РФ);
4. представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2 НК РФ);
5. грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);
6. неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);
7. сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником (ст. 122.1 НК РФ);
8. невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);
9. непредоставление сведений налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ);
10. представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения (ст. 126.1 НК РФ);
11. неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ);
12. неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (ст. 129.3 НК РФ);
13. неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках (ст. 129.4 НК РФ);
14. неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании (ст. 129.5 НК РФ);
15. неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях (ст. 129.6 НК РФ);
16. нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора, авансового платежа, пеней, штрафа (ст. 133 НК РФ);
17. неисполнение банком решения о взыскании налога или сбора, авансового платежа, пеней, штрафа (ст. 135 НК РФ) и др.
Некоторые правонарушения, хотя и отнесены НК РФ к налоговым правонарушениям и за их совершение ответственность назначается, в соответствии с правилами назначения ответственности за налоговое правонарушение имеют, скорее, административно-правовую природу. Таковыми правонарушениями являются:
1. несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое возложен арест ст. 125 НК РФ
2. неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля ст. 128 НК РФ
3. отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода ст. 129 НК РФ
4. нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса ст. 129.2 НК РФ
5. нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику ст. 132 НК РФ
6. неисполнения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента ст. 134 НК РФ .
Кроме того, все налоговые правонарушения можно классифицировать по различным критериям.
По характеру общественных отношений, на которые посягают налоговые правонарушения, можно выделить следующие группы (виды) налоговых правонарушений :
нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по постановке на учет в налоговых органах;
нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения налогового учета: учета объектов налогообложения, доходов и расходов, представление в налоговый орган налоговых деклараций;
нарушения, связанные с неисполнением обязанности по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов;
нарушения, связанные с воспрепятствованием деятельности налоговых органов.
В зависимости от объекта можно выделить два вида налоговых правонарушений:
1) нарушения, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие проведение налогового контроля;
2) нарушения, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие уплату налогов.
В зависимости от наступления общественно опасных последствий для наступления налоговой ответственности налоговые правонарушения подразделяются на две категории :
1) правонарушения с материальным составом. Указанные противоправные деяния считаются оконченными исключительно в момент наступления вредных последствий;
2) правонарушения с формальным составом. Для наступления налоговой ответственности за такие деяния обязательного наступления общественно опасных последствий не требуется. Правонарушение считается оконченным в момент совершения деяния.
 
1.3 Разграничение налоговых правонарушений
 
В сфере налоговых правоотношений, в зависимости от степени общественной опасности, все правонарушения можно подразделить на налоговые преступления (меры ответственности, за которые предусмотрены нормами уголовного права) и правонарушения, которые не имеют характера налогового преступления.
Основаниями привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах являются:
• налоговые правонарушения;
• нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (до принятия КоАП РФ они также именовались налоговыми проступками);
• преступления, связанные с нарушением законодательства аналогах и сборах (налоговые преступления) .
В сфере налогообложения можно выделить три вида налоговых правонарушений:
а) налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена НК РФ;
б) налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена КоАП РФ;
в) налоговые преступления, ответственность за совершение которых установлена УК РФ.
Таким образом, основным критерием разграничения налогового, административного и уголовного правонарушений, выступает то, каким нормативно-правовым актом установлена ответственность за совершение такого правонарушения.
Так, ответственность за совершение административных правонарушений в сфере налогообложения устанавливается в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ, а именно соответствующими статьями главы 15 КоАП РФ , которая называется «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг».
Что же касается непосредственно налоговых правонарушений, то это только те правонарушения, ответственность за которые установлена соответствующими статьями глав 16 и 18 НК РФ.
Кроме того, ответственность за совершение налоговых преступлений устанавливается в соответствии с Уголовным Кодексом РФ, а именно соответствующими статьями главы 22 УК РФ, которая называется «Преступления в сфере экономической деятельности» .
При этом следует отметить, что сам термин «налоговое правонарушение» может пониматься в «узком» и «широком» смыслах.
В «широком» смысле налоговое правонарушение представляет собой любое виновное наказуемое противоправное деяние, совершенное в сфере налогообложения, выражающееся в нарушении норм законодательства о налогах и сборах и налогового законодательства в целом, вне зависимости от того, нормами какой отрасли законодательства установлена конкретная ответственность за совершение такого противоправного деяния.
Налоговое правонарушение в «узком» смысле представляет собой виновно совершенное в сфере налогообложения противоправное (т.е. в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за совершение которого установлена юридическая ответственность законодательством о налогах и сборах ст. 106 НК РФ.
Что же касается определения налогового преступления, то оно отсутствует как в НК РФ, так и в УК РФ. При этом, учитывая положения УК РФ, такое понятие можно сформулировать.
В юридической литературе существует множество определений налоговых преступлений, однако рассмотрим следующее определение налогового преступления.
Налоговое преступление – вид налогового правонарушения, содержащий все признаки уголовно наказуемого деяния: преступное поведение, выражающееся в действии или бездействии; общественная опасность; уголовная противоправность .
Общественная опасность налоговых преступлений заключается в умышленном невыполнении лицом конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы ст. 57 Конституции РФ .
В российском уголовном законодательстве предусмотрено три вида налоговых преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов:
- уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физических лиц;
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физических лиц;
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации;
Следует отметить, что налоговые преступления по своей сути имеют высокую степень общественной опасности, поскольку налоговые преступления, например в отличие от иных видов налоговых правонарушений, наносят значительный ущерб и вред бюджетной системе государства.
Таким образом, можно сделать вывод, что налоговые правонарушения, не являющиеся налоговыми преступлениями, представляют меньшую общественную опасность и закрепляются не Уголовным Кодексом Российской Федерации, а иными нормативно-правовыми актами. Кроме того, они влекут за собой не наказание (как преступления), а взыскания (в виде денежных штрафов).
На основании п. 2 ст. 10 НК РФ, имеются существенные отличия и по порядку привлечения к ответственности за совершение налоговых преступлений и иных налоговых правонарушений, а именно, производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, следует отметить, что конструкция состава правонарушения позволяет разграничить налоговые правонарушения, нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений и налоговые преступления.
Объективная сторона. Налоговые преступления в отличие от налоговых правонарушений и административных проступков характеризуются повышенной степенью общественной опасности. В конструкции состава налогового преступления это проявляется путем указания на совершение деяния в крупном размере или особо крупном размере.
Субъекты. Субъектами налоговых правонарушений могут быть как физические лица, так и организации, субъектами же административных проступков в области налогов и сборов могут быть только должностные лица (специальный субъект), а субъектами преступления – только физические лица.
Субъективная сторона. Различен подход к определению вины в совершении налогового правонарушения, административного проступка и налогового преступления. Так совершение лицом деяния во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения исключает преступность деяния ст. 42 Уголовного кодекса РФ.
В то же время это обстоятельство не исключает наличие состава налогового правонарушения или административного проступка. Различны обстоятельства, признаваемые в качестве смягчающих (отягчающих) ответственность за совершение налогового правонарушения, административного проступка и налогового преступления .
Таковы основные критерии разграничения налоговых правонарушений, нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений и налоговых преступлений».
 
2 Ответственность за совершение налогового правонарушения
 
2.1 Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
 
Рассмотрим порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть вынесено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки».
Налоговый кодекс РФ предусматривает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с п. 1 ст. 108 НК РФ, никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены кодексом.
На основании п. 2 ст. 108 НК РФ, никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Как указано в п. 3 ст. 108 НК РФ, основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу .
В соответствии с п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Как указано в п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.
Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ, лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке (речь идет о презумпции невиновности налогоплательщика). Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица.
При этом НК РФ предусматривает обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При этом согласно п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
Для более наглядного рассмотрения вышеуказанных обстоятельств, представим их в виде таблицы (см. табл. 1). Таблица 1
 
Обстоятельства, исключающие или изменяющие ответственность
Обстоятельства Исключение вины Смягчение вины Отягчение вины
Деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершенное вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичные правонарушения (в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда о применении налоговой санкции за аналогичное правонарушение)
налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости
вследствие выполнения налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции при иных обстоятельствах, которые могут быть судом признанны смягчающими ответственность
Ответственность при наличии указанных оснований не подлежит ответственности уменьшение штрафа не менее, чем в 2 раза увеличение штрафа на 100%
Кроме того, как указано в п. 1 ст. 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица, однако физическое лицо несет ответственность за совершение налогового правонарушения с шестнадцати лет.
Предусмотренная НК ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени».
 
2.2 Понятие и характеристика налоговой санкции
 
Как уже было сказано ранее, мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция п. 1 ст. 114 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 114 НК РФ налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.
Применение того или иного размера финансовых санкций за нарушение налогового законодательства зависит от обстоятельств, смягчающих или же, наоборот, отягчающих предусмотренную в законе ответственность за совершение налогового правонарушения».
Следует отметить, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 114 НК РФ, при наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112 (обстоятельства, отягчающего ответственность за совершение налогового правонарушения), размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
Кроме того, на основании п. 5 ст. 114 НК РФ при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Согласно п. 5 ст. 114 НК РФ сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Следует отметить, что НК РФ предусматривает срок исковой давности взыскания штрафов. Согласно п. 1 ст. 115 НК РФ, налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 НК РФ, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 НК РФ.
Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.
На основании п. 2 ст. 115 НК РФ, в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела . Представим вышеуказанные сроки давности в налоговом органе в виде таблицы (см. табл. 2). 
 
Таблица 2
Сроки давности в налоговом законодательстве:
Обстоятельства исчисления срока давности Начало течения срока давности Срок
Давности
Привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренного ст. 120 (грубое нарушение правил учета доходов, расходов и других объектов налогообложения в течение налогового периода) и ст. 122 (неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы по итогам налогового периода) Со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода 3 года
предусмотренного иными статьями НК Со дня совершения налогового правонарушения
Прерывание течения срока давности если до его истечения лицо совершит новое налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах Начинается заново со дня начала срока давности для нового правонарушения
Взыскание налоговых санкций обращение налоговых органов в суд с иском о взыскании налоговой санкции со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта 6 месяцев
в случае отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела со дня получения налоговым органом постановления
Следует отметить, что налоговая санкция – это единственная мера ответственности, предусмотренная налоговым законодательством; в соответствии со ст. 114 НК РФ она установлена в форме штрафа.
Штраф не следует путать с пенями. Характерной чертой штрафа является однократность взыскания: никто не может быть привлечен к ответственности повторно за одно и то же правонарушение.
Пеня не является налоговой санкцией и напрямую не связана с нарушением налогового законодательства. Для начисления пеней достаточно только одного основания – недоимки по налогу.
При этом пени начисляются на размер задолженности ежедневно до момента уплаты всей суммы налога. Пеня – это один из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и взыскивается в бесспорном порядке ст. 72 НК РФ .
После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.
Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:
- в арбитражный суд (при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя);
- суд общей юрисдикции (при взыскании налоговой санкции с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).
 
2.3 Меры ответственности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ за совершение налогового правонарушения
 
Как было сказано ранее, мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных штрафов в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ. По сути меры ответственности, предусмотренные НК РФ за совершение налоговых правонарушений, указаны в вышеуказанных главах.
Кроме того, за каждый вид налогового правонарушения в соответствии с действующим НК РФ предусматривается разная ответственность в виде денежных взысканий (штрафов) разной суммы.
Рассмотрим данные меры ответственности подробнее. В соответствии с п. 1 ст. 116 НК РФ, нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Согласно п. 2 ст. 116 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.
Указанные меры ответственности за совершение налогового правонарушения обозначены в главе 16 НК РФ, за которые несут ответственность организации и физические лица.
 
Заключение
 
По окончанию работы можно сделать следующие выводы.
1) под налоговым правонарушением понимается противоправное, виновное деяние, совершенное налогоплательщиком, налоговым агентом или иным лицом, ответственность за которое установлена соответствующей нормой НК РФ;
2) налоговые правонарушения и налоговые преступления не тождественные понятия, они различаются степенью общественной опасности;
3) выделяют три признака, квалифицирующих налоговое правонарушение: противоправность действий (бездействия) лица; наличие вины лица в совершении налогового правонарушения; ответственность за совершение противоправных действий (бездействия), установленная НК РФ;
4) конкретные составы налоговых правонарушений и ответственность за их совершение предусмотрены в гл. 16 НК РФ. Налоговым кодексом законодательно закреплены виды налоговых правонарушений, за каждое из которых предусмотрена ответственность в виде налоговых санкций – штрафов;
5) налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налоговых правонарушений.
налоговый санкция преступление ответственность
 
Список использованной литературы
 
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 01.06.2017) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации : от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 14.07.2017) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
5. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 465 с.
6. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России : учебник для вузов / И.Д. Еналеева, Л.В. Сальникова. – М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2016. – 398 с.
7. Жигачев А.В. Чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения // СПС «Консультант Плюс». 
8. Землин А.И. Налоговое право : учебник / А.И. Землин. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 563 с.
9. Зрелов А.П. Налоги и налогообложение: конспект лекций / А.П. Зрелов. – 5-е изд., исп. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 219 с.
10. Иванов И.С. Институт вины в налоговом праве: теория и практика. – М.: Проспект, 2009. – 160 с.
11. Карловская Е.А. Налоги и налогообложение : учебное пособие / Е.А. Карловская. – Хабаровск: Издательство ХГТУ, 2008. – 178 с.
12. Клейменова М.О. Налоговое право : учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. – 368 с.
13. Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс».
14. Малиновская В.М. Налоговые правонарушения и налоговая ответственность // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2015. – № 8. – С. 3 - 14.
15. Правовое регулирование налогообложения в Российской федерации под ред. А.Н. Козырина / А.Н. Козырин. – М.:БИ, 2014. – 254 с.
16. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС «Консультант Плюс». 


Похожие работы:

Воспользоваться поиском

Похожие учебники и литература:    Готовые списки литературы по ГОСТ

Государственные и муниципальные финансы
Финансовое право. Курс лекций.
Финансы предприятия. Учебник
Инвестиции. Курс лекций.
Управление финансами
Финансы. Электронное пособие
Корпоративные финансы
Финансовое право. Билеты
ДКБ - курс лекционных материалов
Налоги
Лицензирование
Основы финансовой политики организации
ДКБ - лекции
Финансовый менеджмент учебник



Скачать работу: Понятие налоговой санкции и мер ответственности, предусмотренных НК РФ за совершение налоговых правонарушений., 2017 г.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по
         дисциплине Финансы, деньги и налоги