⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » Рефераты » Текст работы «Предмет формальной логики»


Предмет формальной логики

Понятие и сущность логики как науки. Объект познания логики. Сущность предмета формальной логики. 

Дисциплина: Философия
Вид работы: реферат
Язык: русский
ВУЗ: реферат по логике
Дата добавления: 4.07.2018
Размер файла: 32 Kb
Просмотров: 1747
Загрузок: 0

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Предмет формальной логики (предмет: Философия) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.
Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)
.

Текст работыСкачать файлЗаказать работу без рисков и посредников








Хочу скачать данную работу! Нажмите на слово скачать
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте. Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.

Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.
Сделать работу самостоятельно с помощью "РЕФ-Мастера" ©
Узнать подробней о Реф-Мастере
РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Предмет формальной логики.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!
Как правильно написать введение?
Подробней о нашей инструкции по введению
Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.
Как правильно написать заключение?
Подробней о нашей инструкции по заключению
Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.
Всё об оформлении списка литературы по ГОСТу Как оформить список литературы по ГОСТу?
Рекомендуем
Учебники по дисциплине: Философия


Как скачать? | + Увеличить шрифт | - Уменьшить шрифт






реферат по предмету Философия на тему: Предмет формальной логики; понятие и виды, классификация и структура, 2017-2018 год.

Реферат на логике на тему: Предмет формальной логики

Прежде чем приступить к освоению содержания логических концепций, необходимо выяснить, что собой представляет логика как наука. Что она изучает или, иными словами, каков ее предмет? Философы, осмысливая процесс познания, установили, что каждая наука имеет свой объект, предмет и методы исследования. 
Объектом называют часть действительности, находящейся в отношении с субъектом (человеком) и на которую направлен познавательный интерес субъекта (познающего человека). Все науки изучают действительность, сосредоточиваясь на каких-то определенных объектах. В предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с позиций данной науки) свойства и признаки объекта.
Необходимость получать различные знания об объектах делает их интересными для многих наук, вот почему объекты отдельных наук могут совпадать: человек, например, является объектом для многих наук — философии, психологии, физиологии, антропологии, педагогики и т.д. Но по предметам науки никогда не совпадают. Очевидно, что сущность каждой науки и ее отличия от других заключаются в ее предмете, поэтому вхождение в научную дисциплину начинают с определения ее предмета.
На объект формальной логики указывает само имя этой науки. Оно пришло из Древней Греции, где сложилась система логического знания. Имя «логика» является производным от греческого слова «logos», имеющего множество значений, главные из которых — «слово», «речь», «смысл», «понятие», «рассуждение», «разум», «закон». «Логика» сохранила все эти значения: все они обозначают то, с чем логика имеет дело.
Одним из значений слова «логика» в современном русском языке считается «мышление» в смысле рационально выражаемой последовательности актов мыслительной деятельности. Логика на самом деле является наукой о мышлении. Оно и есть объект изучения логики. Но определить логику как науку о мышлении было бы недостаточным. Помимо логики есть и другие науки, которые изучают мышление (например, философия, психология, нейрофизиология, социология, когнитивные науки и др.) 
Поэтому, чтобы определить логику, необходимо определить ее по предмету, т.е. по тем аспектам, которые она выделяет и исследует в мышлении.
В профессиональном словоупотреблении под логичным мышлением часто понимают порядок актов мыслительной деятельности. Так, в воинских уставах определяется необходимая последовательность работы командиров и начальников в оценке обстановки, принятии решений. Соответственно выделяется порядок работы в следственной практике, управленческой деятельности и т.д. Понимание значения слова «логика» как последовательности мышления является нормативным как в этимологическом, так и в профессиональном отношении. Но на этом значении не может быть основано понимание предмета логики.
Следует провести последовательный анализ мышления как предмета логики. Начнем с того, что для логики процесс мышления представляется прежде всего через язык. Это отличает ее от естественных наук, например от нейрофизиологии, которая изучает мышление как процесс, протекающий в нервной системе человека, и старается найти ответ на вопрос о том, как человек мыслит с помощью мозга.
Непосредственное выражение мысль находит через слово. Причем, адекватно ли язык выражает мысль или нет — это особая проблема: без большой натяжки можно даже утверждать, что неадекватно. Язык скрывает мысли, «переодевает» их. Уместно здесь будет вспомнить знаменитые слова Ф.И. Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь». Тем не менее, другого средства выражения мысли не существует. Какими бы выразительными возможностями ни обладал язык, мы должны быть ему благодарны просто за то, что он существует. Отсутствие языка равносильно отсутствию сознания, безумию.
Язык и мышление связаны во всех науках, только в логике связь языка и мышления оказывается более тесной в том смысле, что возможности логического мышления находятся в зависимости от возможностей языка (что и будет демонстрироваться далее).
Логический аспект связи языка и мышления обозначается как рассуждение. Более того, именно через понимание особенностей изучения рассуждения в логике выясняется и специфика ее самой. Понять, что такое рассуждение, каким образом оно изучается в логике, означает сделать решающий шаг в понимании ее предмета.
Для этого необходимо проанализировать следующее определение логики: (Df.) формальная логика есть наука о формах и правилах (законах) рассуждения. Содержание анализа таково: последовательно надо уяснить, что такое рассуждение, логическая форма, правила и законы логики. Понимание выделенных элементов определения позволяет осознать специфику связи логики с мышлением и языком.
Каждый интуитивно знает, что такое рассуждение. Оно представляется как цепочка взаимосвязанных мыслей, выраженных в языке. Например, командир рассуждает, оценивая обстановку, принимая решение. Целостная совокупность мыслей в юридической деятельности также составляет рассуждение. Примером строгого научного рассуждения является доказательство теоремы в школьном курсе математики. Каждое последующее положение в доказательстве зависит от предыдущего. А после того как теорема доказана, становится ясно, что ни одно ее положение не может быть изменено, так как оно зависит как от предыдущих, так и от последующих. Каждое оказывается связанным с каждым. Получается такая неразрывная цепочка: (Df.) любое рассуждение представляет собой последовательность мысленных образований, состоящую из одного или более элементов и образующих конкретную систему, каждый элемент которой зависит от всей системы в целом. 
Принципиальным для определения логики и выделения ее предмета является понимание логической формы. Если обучающийся не знает, что такое логическая форма, он не имеет никакого представления о логике. Ведь логика исследует не просто рассуждение, а его форму (структуру).
Хотя знания логических форм приобретаются в систематическом изучении логики, уже сейчас можно показать, как выделяется логическая форма, продемонстрировать примеры логических форм и дать определение. А затем и показать ее значение в изучении рассуждения.
Итак, выделяем логическую форму. Для этого отвлечемся от предметного (нелогического) содержания мыслей, т.е. не будем обращать внимание на предметы, о которых говорится в рассуждении и что именно о них говорится. Не важно, идет ли речь о математических объектах, юридических законах или о принятии решения в управленческой деятельности или в бизнесе. В одну и ту же форму можно «вливать» разное содержание. В этом отвлечении и образуется то, что именуется логическими структурами или формами. (Df.) To общее, что остается в языковых выражениях рассуждений в результате отвлечения от их предметных содержаний (простейшие элементы и их связи), называется логической формой, или структурой.
Если рассуждение основывается на законах логики (на тех формах рассуждения, которые позволяют от одних истинных высказываний переходить к другим истинным высказываниям), то оно называется правильным. Изучение правильных рассуждений позволяет отделить правильные рассуждения от неправильных и не допускать ошибок в рассуждении.
Значение форм правильных рассуждений в логике настолько велико, что логику часто определяют как науку о правильном рассуждении.
Правильность умозаключения и рассуждения в целом связана с понятием логического вывода. Рассуждение, как правило, состоит не из одного, а из множества умозаключений. Их совокупность образует сложные конфигурации мысли. Возникает необходимость обозревать форму рассуждения целиком и контролировать его правильность особым способом. Возможность осуществления таких сложных рассуждений предполагает введение и анализ понятия выведения. Роль выведения в изучении мышления и рассуждения обнаруживает настолько впечатляющие результаты, что логику также называют наукой о выводном знании.
Логическая форма определяет не только предмет, но и особый, характерный только для логики метод. Под методом понимают способ достижения некоторой цели. Методами в логике являются способы получения логических знаний. В чем их специфика? Поскольку логика рассматривает любое рассуждение со стороны его формы, то (Df.) методами логики выступают различные приемы, позволяющие выделить логические формы, а также процедуры их использования.
Таким образом, рассуждение и, соответственно, мышление и язык изучаются в логике в аспекте логической формы. Многообразие логических форм и представляет предмет формальной логики.
Вместе с тем напомним, что выявление логических форм опосредуется через язык. Теперь становится ясным, что язык как предмет логики интересует ее постольку, поскольку в нем выделяются логические формы и осуществляется оперирование с ними. Другими словами, логика изучает язык в другом отношении, чем языкознание, лингвистика. В современной логике этот аспект изучения языка связан с фиксацией и пониманием семантических категорий.
Не углубляясь в тонкости логической семантики, выделим три семантические категории: имя, высказывание, текст. С семиотической точки зрения имя будем считать элементарной значимой частью данной знаково-символической системы, т.е. оно не имеет никаких других значимых частей, которые имели бы другое значение. Более того, имя приобретает значение в контексте высказывания или текста. Высказывания с семантической точки зрения могут быть истинными или ложными, получать дополнительные модальные характеристики, объединяться в логические кон струкции с другими высказываниями, использоваться в многообразных рассуждениях, образовывать тексты. Смысл текстов будет зависеть от смысла и значения используемых в них структурных элементов. С другой стороны, текст будет являться контекстом для высказываний, входящих в него, если ставится вопрос об их употреблении. Высказывание же есть контекст для составляющих его выражений, относящихся к другим семантическим категориям (имя и др.). Разъясняющие семантические сведения будут предоставляться по ходу изложения материала.
Таким образом, объектом логики является мышление, а предмет логики составляют формы и законы (правила) рассуждения, а также язык в его отношении к логическим формам.
С другой стороны, понимание предмета логики имеет основания в деятельностном отношении человека к миру. Эта предметная деятельность осуществляется в неразрывном сопряжении с мышлением, рассудочной деятельностью. Тогда способность к рассуждению, различаемая в связи с человеческой деятельностью в целом, необходимой стороной которой является общение, и обнаруживается как естественная для человека. Способность к рассудочной деятельности формируется с раннего возраста в процессе воспитания параллельно с усвоением родного языка. Все люди в той или иной степени умеют рассуждать, так же как они умеют пользоваться естественным языком. Механизмы, управляющие рассудочной деятельностью, закрепляются и фиксируются на уровне бессознательных структур. Неосознанные структуры мысли выражаются в различных формах языка.
Предметом логики в этом понимании становится естественная способность людей к рассудочной деятельности, безграничная стихийная область рассуждений. Основной задачей является обнаружение, формулировка и исследование законов и правил рассудочной деятельности с целью выведения их на сознательный уровень для того, чтобы получить возможность обучения людей логически правильному мышлению. Логика, выполняющая такую задачу, становится возможной как педагогическая дисциплина.
 
 
 
 


Заказать реферат (курсовую, диплом или отчёт) без рисков, напрямую у автора.

Похожие работы:

Предмет логики

9.10.2008/курс лекций

Логика как самостоятельная наука. Предмет и значение логики. Теоретические проблемы логики. Основные этапы развития логики. Логика и мышление. Предмет формальной логики и ее особенности. Мышление и язык. Основные правила научного исследования.


Похожие учебники и литература:    Готовые списки литературы по ГОСТ

Базовые категории логики
Философия
Философия. Конспект лекций
Философия - шпаргалки.
Философия - кратко
Введение в философию
Философия - подробный курс лекций
Основы философии
Философия учебник
Ключевые вопросы философии



Скачать работу: Предмет формальной логики, 2017 г.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по
         дисциплине Философия