⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » Рефераты » Текст работы «Основные направления в развитии социологической теории ХХ века»


Основные направления в развитии социологической теории ХХ века

Развитие западных социологических теорий 20 века. Этапы и направления  развития русской социологической теории 20 века.

Дисциплина: Социология и обществознание
Вид работы: курсовая работа
Язык: русский
ВУЗ: --
Дата добавления: 5.07.2018
Размер файла: 86 Kb
Просмотров: 895
Загрузок: 0

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Основные направления в развитии социологической теории ХХ века (предмет: Социология и обществознание) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.
Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)
.

Текст работыСкачать файл








Хочу скачать данную работу! Нажмите на слово скачать
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте. Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.

Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.
Сделать работу самостоятельно с помощью "РЕФ-Мастера" ©
Узнать подробней о Реф-Мастере
РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!
Как правильно написать введение?
Подробней о нашей инструкции по введению
Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.
Как правильно написать заключение?
Подробней о нашей инструкции по заключению
Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.
Всё об оформлении списка литературы по ГОСТу Как оформить список литературы по ГОСТу?
Рекомендуем
Учебники по дисциплине: Социология и обществознание


Краткое описание документа: Основные направления в развитии социологической теории ХХ века курсовая работа по дисциплине Социология и обществознание. Понятие, сущность и виды, 2017.

Как скачать? | + Увеличить шрифт | - Уменьшить шрифт






курсовая работа по дисциплине Социология и обществознание на тему: Основные направления в развитии социологической теории ХХ века; понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год.

ВВЕДЕНИЕ
1  Развитие западных социологических теорий XX века
1.1 Периоды развития западной социологии 
1.2 Макросоциологические  теории 
1.3 Микросоциологические теории 
2  Этапы и направления  развития русской социологической теории XX века…
Заключение
Список использованных источников
  
ВВЕДЕНИЕ
В XX веке социология получила наибольшее развитие: возникли научные центры в большинстве западноевропейских стран, институционализировалось сообщество социологов, сама социальная наука активно развивалась по различным векторам и направлениям. 
Во многом благодаря наработанному в предшествовавшие периоды «социологическому материалу» в социологии возникают многочисленные школы и направления (парадигмы) — определенные представления о характере социальной реальности или научно обоснованная модель, образец постановки проблем и их решений; определенное научное направление в социологической науке. Ни одна из парадигм не является универсальной. Каждая раскрывает ту или иную перспективу в исследовании общества.[4;16]
В работе рассмотрим наиболее влиятельные  направления социальной мысли XX века. Эти теоретические парадигмы отличаются, во-первых, универсализмом в смысле стремления полно и целостно представить в виде стройных теоретических конструкций всё многообразие социальной жизни; во-вторых, высокой степенью научного абстрагирования; в-третьих, тем, что они в рамках социальных исследований выполняют роль наиболее общих, едва ли не мировоззренческих, оснований, задающих как направленность содержательных эмпирических и теоретических исследований, так и характер интерпретаций полученных результатов. [11]
Теоретическую базу контрольной работы составили труды известных отечественных ученых, занимавшихся данной проблематикой: Ю. Н. Давыдова, Г. И. Козврев, М. Ю. Горбунова, В. В. Косьянов  и др. 
Цель работы – исследовать социологию XX века.
Задачи работы:
- изучить направления западной социологии XX века;
- рассмотреть развитие социологии в России. 
 
1 Развитие западных социологических теорий XX века
В процессе развития социология Запада прошла ряд своеобразных «точек роста». Имеется в виду возникновение и распространение функ-ционалистских, конфликтологических, интеракционистских ориентаций, а также включение в число ведущих социологических подходов теорий обмена, феноменологической, этнометодологической парадигм. [13]
Социология XX века является мультипарадигмальной наукой. Под парадигмой понимается признанный и принятый научным сообществом способ решения определенного круга научный задач. [2;28]
Можно выделить три основные парадигмы социологии XX века:
1) структурно-функциональную, которая рассматривает общество как относительно стабильную систему взаимосвязанных частей, основан-ную на широко распространенном согласии относительно того, что является желательным с точки зрения морали, где каждая часть общества имеет функциональные следствия в отношении общества в целом;
2) конфликтно-радикальную, которая исходит из того, что общество – это система, которая характеризуется социальным неравенством, когда одни категории людей получают большую выгоду от устройства общества, чем другие. В основе этого неравенства лежит конфликт, который способствует общественным изменениям;
3) символический интеракционизм, который в отличие от первых двух парадигм представляет общество как постоянный процесс социального взаимодействия в специфических условиях. В основе этого процесса лежат коммуникации посредством символов, при всём этом индивидуальные восприятия социальной реальности неповторимы и изменчивы (рис. 1). [12]
Рисунок 1 -  Направления западной социологии XX века
 
1.2 Периоды развития западной социологии 
В западной социологии XX века можно выделить два различных периода.
Первый период начинается с момента формирования эмпирической социологии (20-30-е годы в США) и заканчивается в 70-х годах.  В начале ХХ века начинает проявляться специфика национальных школ в социологии, связанная с особенностями их формирования. Во Франции социология «отпочковывается» от историко-философской традиции, в Германии – от философско-экономической, в Италии социология «вызрела в лоне» политических наук, а в Великобритании – управленческих. В Западной Европе социология долго  развивалась на инициативной основе. 
Американский этап (30-е — начало 50-х годов) в развитии социологии определяется перемещением «географического» центра социологических исследований из Европы в США. Это было связано с событиями, предшествовавшими Второй мировой войне и вызвавшими массовую эмиграцию видных ученых сначала из Советского Союза, а потом и из Западной Европы. Содержательно этот период характеризуется массовым развитием и совершенствованием эмпирических исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений. [12]
Наиболее интенсивное развитие социологии происходило в 50-60-х годах. В это время быстро расширялся фронт исследований, социология стала пользоваться престижем в обществе, развивалось социологическое образование, государства стали финансировать социологические исследования, а рекомендации социологов стали составной частью многих социальных реформ и национальных программ по борьбе с бедностью, наркоманией, преступностью и другими «социальными болезнями».
В конце 60-х годов обозначились некоторые кризисные симптомы в развитии академической социологии, выразившиеся в критике господ-ствующего прежде структурного функционализма, возникновении ряда альтернативных концепций (теории социального обмена, различных версий понимающей социологии и других).
Второй период западной социологии начинается примерно с 70-х годов и продолжается по настоящее время. Это годы интенсивного роста прикладных исследований в странах Европы и Америки в самых различных областях, из которых следует выделить, прежде всего, широкий круг проблем, связанных с производством и внедрением новейших технологий, и происходящих под их влиянием значительных трансформаций в различных сферах общественной жизни. В сфере академической социологии происходит дальнейшая дифференциация исследовательских подходов и, наряду с этим, набирают силу интегративные тенденции, стремящиеся преодолеть идейно-теоретический и методологический плюрализм. 
В 70-80-е годы известной популярностью начинают пользоваться различные концепции неомарксистской социологии, которую нередко исключают из сферы академической социологии в силу присущей ей идеологической направленности. К неомарксистской социологии принято относить такие концепции, как «критическая теория» Франкфуртской школы (В. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас), структурализм (Л. Гольдман) во Франции, социальный реализм в Англии (Р. Бхаскар, Дж. Арри, Т. Бентон и другие), радикально-критическая социология в США (Ч. Р. Милс, Н. Бирнбаум, А. Гоулднер) и другие. [12]
2.2 Макросоциологические  теории
В рамках макросоциологических теорий изучается общество в целом, а также процессы, происходящие в нем. 
Согласно функциональному подходу общество - это единый орга-низм, который состоит из частей, элементов, выполняющих определенные функции. Последние направлены на удовлетворение общественных потребностей и обеспечивают целостность и устойчивость общества. Общественные процессы и явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе. Общество сохраняет устойчивость, поскольку реализуются все необходимые для социального организма функции, в том числе функция социального контроля.
Структурный функционализм — один из основных методов в современной социологии. В основе его лежит представление об обществе как о целостной системе, состоящей из взаимосвязанных подсистем. Каждая подсистема, в зависимости от занимаемого ею положения в системе, выполняет определенную, свойственную только ей функцию. Взаимодополняемость и взаимодействие подсистем обеспечивают социальной системе структурно-функциональное единство.
Основы структурно-функциональной парадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американские ученые-социологи Р. Мертон и Т. Парсонс.
Наиболее полно основы функционализма сформулировал Толкотт Парсонс (1902-1979) — крупнейший социолог-теоретик XX в., оказавший огромное влияние на становление социологии в ее современном виде и стоявший у истоков такого мощного направления в социологической науке, как структурный функционализм. Он стремился обосновать центральную идею своего социального учения, идею «социального порядка», в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус). Он построил концептуальную схему, в центре которой находится процесс взаимодействия социальных систем, окрашенных личностными характеристиками и ограниченных культурой.
Теория социальных изменений в социологии существует в нескольких вариантах. Сконструировать модель социального изменения в традициях структурно-функционального анализа попытался Роберт Мертон (р. 1910), находящийся под сильным влиянием идей П. Сорокина и Т. Парсонса. 
Основываясь на методологических принципах структурно-функционального анализа, Мертон заявил об отказе от создания обшей социологической теории. В книге «Социальная теория и социальная структура» он предложил систему множественных моделей функционального анализа на уровне конкретных социальных систем и общностей. 
Пытаясь преодолеть метафизичность структурно-функционального подхода Парсонса, Мертон наряду с понятием функции ввел понятие «дисфункция», т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели, что, в свою очередь, должно повлечь за собой или новый этап в приспособлении системы к существующему порядку, или определенное изменение системы норм. Таким путем Мертон пытался ввести в функционализм идею изменения. Но он ограничил изменение «средним» уровнем — уровнем конкретной социальной системы, связав его с проблематикой «разлада» системы — с понятием аномии. [3;29]
Кроме разработанной Мертоном «структурно-дисфункциональной» модели социального изменения, существует целый ряд других — однофакторных и многофакторных — моделей. Общее, что характеризует все модели, — это попытка выяснить причины становления и развития тех или иных социальных явлений, т.е. попытка дать им причинно-следственное объяснение. На протяжении длительной истории развития социологической мысли назывались самые разные причины социальных изменений: естественный отбор (Г. Спенсер); географическая среда, особенно климат (Р. Бокль), народонаселение (Р. Мальтус); раса (А. Гобино); выдающиеся личности (Ф. Ницше); война (А. Тойнби); технология (У. Огборн); разделение труда и кооперация (Э. Дюркгейм) экономика (У. Ростоу); идеология (М. Вебер) и др. [6;25]
В теориях социальных изменений «структурно-функциональной» модели оказалась противопоставлена «причинно-следственная» модель анализа социальных изменений. В качестве альтернативы нормативному детерминизму было выдвинуто несколько видов детерминизма (причинной обусловленности) — от биологического до технологического и экономического. При этом общая точка зрения так и не сложилась. 
Теории социального конфликта создавались на основе критики ме-тафизических элементов структурного функционализма Парсонса. При этом основным недостатком его теории считалось то, что в ней слишком важную роль играют понятия «интеграции» и «согласия» и не отводится места борьбе за власть, отстаиванию материальных интересов.
У истоков теории «социального конфликта» стоял американский социолог Ч. Р. Миллс. Опираясь на идеи К. Маркса, Т. Всблена, М. Вебера, В. Парето и Г. Моска, Миллс утверждал, что любой макросоциологичсскии анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами. 
Хотя конфликт был объектом изучения в социологии XIX и начала XX в., в середине прошлого века интерес к нему заметно угас. В результате этого общество в социологии стало представляться как стабильная система.  [6;26]
Выделяют три основных теории конфликта:
1. Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера (1913-2003). Согласно этой концепции, обществу присуще социальное неравенство, и отсюда – постоянная психологическая неудовлетворенность его членов, напряженность в отношениях между индивидами и группами. Социальный конфликт в данном случае понимается как борьба за ценности, за определенный социальный статус, власть и ресурсы, целью которой является нейтрализация или уничтожение соперников.
2. Конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа (р. 1929). В соответствии с этой моделью любое общество опирается на принуждение одних его членов другими (неравенство социальных позиций по отноше-нию к распределению власти), разница в социальном положении различ-ных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия и как результат изменение социальной структуры самого общества;
3. Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга (1910–1993) состоит в том, что все конфликты имеют общие образцы развития. Их подробное изучение и анализ предоставляют возможность создать «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия. [5;58-59]
Конфликтные парадигмы и функционализм анализируют общество в целом, полагают социальную структуру как данность, как нечто объективное, присущее социальному миру. Эти макротеории акцентируют внимание на том, как структура общества влияет на поведение людей.
Во Франции роль структурно-функционального полхода к социальной реальности сыграл структурализм — влиятельное направление, представленное такими видными социологами, как М. Фуко, К. Леви-Строс и др. 
Основной пафос структурализма состоял в попытке построения но-вой модели социальной реальности. Такой моделью для структуралистов явился язык как изначально и прозрачно структурированное образование. Структуралисты Франции — последователи лингвистического структурализма, развивавшегося в первой четверти XX в. Это определило их методологический аппарат, связанный с аппаратом структурной лингвистики, семиотики, с привлечением некоторых методов, используемых точными и естественными науками. 
«Гиперрационалистский» подход к социальной реальности состоит в акцентировании наличия во всех человеческих проявлениях — общественных институтах, культурном творчестве и т.д., некой обшей субстанции — «коллективного бессознательного». 
Клод Леви-Строс (1908—1990), один из крупнейших современных культурантропологов, изучая структуру мышления и быта первобытных народов, делает вывод, что исторический подход («диахронный разрез») лишь облегчает понимание того, как возникают те или иные социальные институты. Главная же цель научного исследования общества — «синхронный разрез», прослеживание того, каким образом коллективное бессознательное формирует символические структуры данного общества — его ритуалы, культурные традиции, речевые формы. Изучение исторических и этнических фактов — лишь шаг к постижению коллективного бессознательного.  
У Мишеля Фуко (1926—1984) социоисторические исследования культур прошлого (он именует их «дискурсами»), особенно эпохи Средневековья, раннего и позднего Возрождения, классицизма; посвящены наиболее слабо изученным к тому времени областям человеческого бытия — таким сферам коллективного бессознательного, как болезнь, безумие, девиантное поведение. Позднее он работает над многотомным трактатом по истории сексуальности. 
Фуко выводит «дискурсивные» (ментальные) структуры — подразумевая под этими обозначениями нормативные системы и структурацию знания, действовавшие в различные периоды истории, — из структуры социальных институтов. Истинно научным, объективным исследованием является, по Фуко, возможно более строгое и детальное изучение каждой данной ментальной структуры как структуры коллективного бессознательного в ее соотношении со структурой «власти». 
2.3  Микросоциологические  теории 
Микросоциологические теории сосредоточиваются на том, как люди в своей деятельности и в процессе общения создают и изменяют общество. Эти вопросы рассматриваются в символическом интеракционизме, теории обмена, феноменологической социологии, этнометодологии.
Бихевиоризм (от англ, behavior — поведение) — одно из ведущих направлений в американской социологии — наука о поведении. В основе бихевиоризма лежит проблема исследования видимых форм поведения человека как реакции на воздействие внешней среды, по принципу «стимул-реакция». Методологическими предпосылками бихевиоризма являются принципы философии позитивизма и структурно-функциональный анализ Г. Спенсера. Современные понятия в теории бихевиоризма были разработаны Э. Торндайком, Дж. Уотсоном и др.
Среди новых микротеорий можно выделить две разновидности социального бихевиоризма, главное внимание в котором уделяется наблюдаемому факту человеческого поведения и взаимодействия. Взаимодействие трактуется в двух различных вариантах: один по формуле «стимул (С) — реакция (Р)», другой — «стимул (С) — интерпретация (И) — реакция (Р)». Первая форма бихевиоризма представлена психологической концепцией социального обмена Дж. Хоманса и ее различными вариациями, вторая — «символическим интеракционизмом» Дж. Мида и его вариациями. 
Сторонники теории социального обмена рассматривают обмен в качестве фундаментальной основы общественных отношений. Согласно этой теории обмену подлежит все, что имеет социальную значимость. Например, труд обменивается на материальное вознаграждение, физическая привлекательность — на благосостояние и т.д. Люди, имеющие более высокий социальный статус, могут навязывать «нижестоящим» свои условия обмена. Таким образом, возникает проблема неравноценного обмена.
Теоретико-методологические основы концепции социального обмена были заложены родоначальниками буржуазной политэкономии И. Бентамом, А. Смитом и др. Другим ее источником стали работы известных социальных антропологов Б. Малиновского, Дж. Фрейзера, М. Мосса. Значительный вклад в развитие социологического направления в теории социального обмена внесли Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон.
Осознание глубоких противоречий бихевиористского подхода, а также мысли о несводимости человеческого поведения к набору реакций на внешние стимулы, о способности человека творчески осмысливать свою социальную среду побудили ряд социологов интерпретировать поведение с точки зрения того значения, которое личность (или группа) придает тем или иным аспектам ситуации. Для обоснования этой идеи социологи-теоретики обратились к теориям символического интеракционизма, к феноменологической социологии. 
Символический интеракционализм (от англ, interaction — взаимодействие) — одно из направлений (парадигм) в современной социологии. Суть этого направления заключается в том, что в своих методах исследования социального поведения символический интеракционализм (в отличие от бихевиоризма) учитывает как внешние проявления, так и внутренний мир человека. Большое значение сторонники этого направления придают языковой символике.
Символический интеракционализм исходит из того, что в ходе осознанного взаимодействия люди интерпретируют (истолковывают) действия друг друга, придавая последним те или иные значения (символы). Тем самым они конструируют собственное поведение и способствуют изменению социальной реальности. Отсюда следует, что символ в процессе социального взаимодействия играет определяющую роль.
Теоретико-методологические основы символического интеракционализма были заложены такими учеными, как Ч. Кули, Г. Зиммель, К. Боулдинг и др. Наиболее весомый вклад в его развитие внесли Дж. Мид, Г. Кун, И. Гофман, Г. Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани и др. Создателем теории символическою интеракционизма является американский ученый Джордж Герберт Мид (1863-1931).
Следуя терминологии М. Вебера, развивавшего ранее во многом сходные идеи, некоторые социологи называют символический интерак-ционизм «теорией действия». Другие именуют его «ролевой теорией». 
Теоретический гуманизм. Внимание к миру «значений» неизбежно приводит исследователей этой ориентации к поиску места и роли знания в жизни человека. А это, в свою очередь, означает, что в сфере внимания оказывается вопрос о значении социологического знания для общества и человека. Решение этого вопроса составляет центральный аспект социологического направления, которое можно назвать «гуманистическим» и которое представляет собой различные модификации так называемой критической социологии Франкфуртской школы. Трактовка роли социологического знания о социальном изменении достаточно характерна для социологов нетрадиционного направления (А. Гоулднер, Р. Фридрихе и др.). Они исходят из положения, что социальный мир изменяется потому, что человек его познает. Иными словами, познанная социальная закономерность перестает быть закономерностью в строгом смысле этого слова. Само познание изменяет ее, добавляет к ней новые компоненты, делает ее иной. Такое познание, по мнению сторонников этой концепции, расширяет сферу человеческой свободы, ибо, изменяя условия жизнедеятельности человека, знание обеспечивает ему расширение сферы реализации собственных возможностей. Социология, считают они, обладает концептуальным аппаратом, наилучшим образом приспособленным к познанию социальной реальности. 
Исходя из положения о том, что человек — творец социального мира, способный изменять его, но в то же время нередко попадающий в плен тех значений, которые когда-то были порождены им самим, сторонники этого направления отмечают, что социология может указать человеку те границы, которые он сам себе устанавливает: уже само обнаружение данного факта есть, с их точки зрения, известный шаг на пути к реализации свободы человека. Но это не все. Социология как наука о людях и для людей должна, по их мнению, руководствуясь идеалами гуманизма, изыскивать пути уменьшения ограничений. Таким образом, социология наделяется статусом некой особой науки «освобождения». 
Феноменологическая социология. В 60-х гг. XX в. среди социологов Запада резко повысился интерес к работам немецкого философа феноменологического направления Э. Гуссерля и соответственно известное развитие получила так называемая феноменологическая социология. 
Большое влияние на развитие этой дисциплины оказали труды австрийского философа Альфреда Шюца (1899-1959). В центре внимания Шюца находится проблема «интерсубъективности», т.е. то, как мы понимаем друг друга, как формируется общее восприятие и общее представление о мире. Шюцевские анализы интерсубъективности составили фундамент «социологии обыденного знания» — одной из наиболее разработанных на сегодня концепций феноменологической социологии. 
Используя описательный феноменологический метод и идеи Вебера, Бергсона и Мида, он выдвинул идею понимающей социологии, прослеживающей процессы становления человеческих представлений о социальном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализованных, интерсубъективно обоснованных конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном, «вторичном» виде. [5;61]
Во многом продолжает линию феноменологической социологии и социологии знания этнометодология – направление, изучающее взаимодействие людей и их отношение к происходящему с позиции, близкой к этнографической. К этнометодологии тесно примыкает методика «анализа разговора», разработанная основоположником этнометодологии Гарольдом Гарфинкелем и Харви Саксом.
Этнометодологи (Г. Гарфинкель, Л. Сикурел, Д. Дуглас, П. Макхью и др.) полагают, что, вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причем представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Отсюда программное положение этнометодологии: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». 
Гарфинкель концентрирует свое внимание на исследовании единичных («уникальных») актов социального взаимодействия, отождествляемого с речевой коммуникацией. С его точки зрения, основная задача социологии — выявление рациональности обыденной жизни, противопоставляемой рациональности научной. Он критикует методы традиционной социологии как искусственное наложение готовых схем на реальное человеческое поведение. [1;149]
3  Этапы и направления  развития русской социологической теории XX века
Хотя социология в России выступала с рядом оригинальных идей, имела большое число научных школ и направлений, у социологов долгое время не было специальных исследовательских учреждений, обязательных учебных курсов, научных журналов. В начале XX века ситуация существенно меняется. В интеллектуальных кругах общества социология ассоциировалась с наукой, дающей возможности разбираться «в общественных положениях и отношениях». Поэтому возрастающий к ней научный интерес не случаен. 
В 1908 году была открыта первая кафедра социологии при Психо-неврологическом институте. Возглавляли ее профессора М. М. Ковалев-ский, Е. Роберти, а затем П. Сорокин и К. Тахтарев. После этого ряд учреждений объявляют себя социологическими. Так, в 1919 году Социобиблиологический институт был преобразован в Социологический институт. Таким образом, в России шли активные процессы институциализации нового научного направления – социологии. 
Российская социология этого периода характеризуется явно выра-женным критико-методологическим направлением – во-первых, в ней идет процесс критического пересмотра гипотез и научных школ; во-вторых, выявляются взаимодействия между творческой эволюцией и биографией ученого и его творческими идеями. В связи с этим история социологии в России предстает перед нами как серия индивидуальных вкладов ученых, являющихся наличными данными, первичными фактами. [1;204]
В дореволюционной социологии сосуществовали пять основных направлений: политически ориентированная социология, общая и историческая социология, юридическая, психологическая и систематическая социологии. Теоретическая социология конца XIX в. – начала XX вв. испытала на себе влияние идей К. Маркса, но оно не было всеобъемлющим. Социология в России развивалась как наука и как учебная дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной. [2;30-32]
Изначально распространению и оформлению социологии в России препятствовали предрассудки некоторых ученых в отношении новой дисциплины – особенно тех, которые представляли старые университетские разделы гуманитарной науки: историю, государствоведение и т.д. Только в первое десятилетие XX в. междисциплинарные отношения резко изменились. Началось повсеместное признание социологии, и постепенно социологические методы стали широко использоваться в истории, правоведении, политической экономии, психологии, этнографии.
Первый этап характеризуется богатством социологической мысли, разнообразием теорий и концепций развития общества и человека:
Социогеографическое направление представлено именами Л. И. Мечникова (1838-1888) и А. П. Щапова (1831-1876). Географическая теория Мечникова объясняла неравномерность общественного развития изменением географических условий и считала общественную солидарность критерием общественного прогресса. Щапов активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, изучал естественно-психологические и социально-территориальные особенности жизни русского народа.
Органическую школу представляют Е. В. Де Роберти (1843-1915), А. И. Стронин (1827-1889), П. Ф. Лилиенфельд (1829-1903), Я. А. Новиков (1830-1912). Де Роберти выдвинул биосоциальную гипотезу происхождения общества, в основе которой лежало понятие надорганического. Надорганическое эквивалентно разумной, общественной или культурной стадии развития человечества. Согласно Де-Роберти, это результат превращения органической формы энергии в высшую форму. В реальности эта форма бытия выступает в виде биосоциальной энергии (факты психологические) или энергии космо-биосоциальной (факты исторические).
Важнейшее место в социологической мысли принадлежит социолого-юридическому направлению. Это направление развивали ученые, работающие в области права и социологии: Н. М. Коркунов (1853-1904), Л. И. Петражицкий (1867-1931), П. И. Новгородцев (1866-1924), Б. А. Кистяковский (1868-1920), Б. Н. Чичерин (1828-1904). Их интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам.
Марксистская школа в социологии представлена М. И. Туган-Барановским (1865-1919), А. А. Богдановым (1873-1928), Г. В. Плехано-вым (1856-1918), В. И. Лениным (1870-1924), отчасти – П. Б. Струве (1870-1944), С. Н. Булгаковым (1871-1944) и Н. А. Бердяевым (1874-1948).
Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями которой считаются П. Л. Лавров (1823-1900), Н. К. Михайловский (1842-1904), И. И. Кареев (1850-1931).
Михайловскому принадлежит идея о свободном выборе «идеала», которая обосновывала возможность изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении. Наиболее полное выражение эта идея получила в так называемом субъективном методе социологии, который высшим мерилом общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования полагал отдельную личность. Идеал Михайловского – развитая личность. Он подвергает критике социологическую теорию Спенсера, отождествляющую общество с организмом и низводящую человеческую индивидуальность на степень простой клеточки социального организма. Михайловский также разрабатывал теорию «героев и толпы», объяснявшую механизм коллективного действия склонностью человека к подражанию.
Практически все русские социологи XIX – начала XX века прямо или косвенно касались проблемы человека, индивида как социального существа. Человеческое сознание и поведение они считали основным критерием общественного прогресса, а в ряде случаев рассматривали в качестве одного из основных объектов социологического изучения. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой отечественной социологии в этот период времени. [2;30-32]
Питирим Сорокин (1889-1986), родился в России, а умер в США – самый выдающийся ученый, которого Россия дала мировой социологии. Сорокин является создателем наиболее основательной и детально разработанной теории стратификации, изложенной в сборнике его работ «Человек, цивилизация, общество».
Социология, согласно Сорокину – наука, изучающая свойства надорганики, которые повторяются во времени и в пространстве, то есть являются общими для всех социокультурных феноменов. Она является генерализующей по отношению к другим общественным наукам. Каждая из этих наук имеет дело лишь с одной сферой социокультурного пространства: экономика с экономическими отношениями, политика с политическими отношениями. Социология имеет дело по своим специальным направлениям со всеми сферами этого пространства. Социология — это генерализующая наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных взаимосвязях.
Главная особенность творчества Сорокина – глобализм, попытка осмысления социологических аспектов культуры. Его книги «Социальная и культурная динамика» (1937) и «Социальная мобильность» признаны мировой классикой. Сорокин отмечал кризисное состояние современной культуры и проанализировал его основные причины. В качестве путей выхода из кризиса ученый предлагал нравственно-религиозное возрождение человечества на основе «альтруистической любви» как главной и абсолютной ценности. [9]
Второй этап развития отечественной социологии сложен и неодно-роден. Первое десятилетие (1918-1928 гг.) было временем признания со-циологии новой властью и периодом ее определенного подъема: осуществлялась институализация науки. Была введена научная степень по социологии, стала издаваться обширная социологическая литература (как научная, так и учебная). Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохраняющемся авторитете немарксистской социологии и в то же время в усилении марксистского направления и ожесточенных дискуссий в нем по поводу соотношения социологии и исторического материализма. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное признание.
С конца 20-х годов прошлого столетия социологическая наука в СССР оказалась в кризисе. Это было связано с изгнанием в 1922 г. большой группы ученых из России. Среди них был и Питирим Сорокин. Результатом этого стало снижение уровня философии и социологии как научных дисциплин. Социология была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены до начала 1960-х гг.
Возрождение социологических исследований началось с наступлением «хрущевской оттепели. Социологические эмпирические исследования получили «право гражданства», однако признавались только те результаты, которые не шли вразрез с «политикой партии» и содержали позитивный аспект социального развития страны, в то время как тревожные сигналы о состоянии советского общества игнорировались и даже осуждались. Значительно расширили масштабы социологических исследований в нашей стране Т. Заславская, Б. Грушин, А. Здравомыслов, Ю. Левада, Г. Осипов, В. Ядов. Особое внимание ими уделялось социальной структуре общества, бюджету времени рабочих, социальным проблемам труда, образования и семьи. 
В 1970-1980-е гг. отношение к отечественной социологии было противоречивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой – всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений. Но организационное становление социологии продолжалось. 
В 1968 г. был создан Институт социологических исследований, в 1988 г. – Институт социологии АН, появились отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска, Свердловска и других городов. Стали издаваться учебные пособия для вузов; с 1974 г., выходить журнал «Социологические исследования» (позднее «Социс»). 
К концу данного периода административно-бюрократическое вме-шательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти те же, что и в 30-е гг. XIX в. Теоретическая социология вновь отрицалась, снизилось количество и качество исследований.
Последствия этого второго «вторжения» в социологию могли быть самыми трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране. Социология была восстановлена в гражданских правах в 1986 г. Вопрос о ее развитии решался на государственном уровне – была поставлена задача развертывания фундаментальных и прикладных исследований в стране. Социология современной России укрепляется содержательно и организационно, она возродилась как учебная дисциплина. Социология сегодня нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогнозирует дальнейшее развитие. [2;30-32]
 
Заключение
В заключение,  сделаем выводы.
Современная социология -  мультипарадигмальная наука. Выделяют три основные парадигмы социологии XX в.:
1) структурно-функциональную, которая рассматривает общество как относительно стабильную систему взаимосвязанных частей, основан-ную на широко распространенном согласии относительно того, что является желательным с точки зрения морали, где каждая часть общества имеет функциональные следствия в отношении общества в целом;
2) конфликтно-радикальную, которая исходит из того, что общество – это система, которая характеризуется социальным неравенством, когда одни категории людей получают большую выгоду от устройства общества, чем другие. В основе этого неравенства лежит конфликт, который способствует общественным изменениям;
3) символический интеракционизм, который в отличие от первых двух парадигм представляет общество как постоянный процесс социального взаимодействия в специфических условиях. В основе этого процесса лежат коммуникации посредством символов, при всём этом индивидуальные восприятия социальной реальности неповторимы и изменчивы.
Становление и эволюция социологии России были обусловлены особенностями самой России, порожденными уникальностью ее географического положения между Западом и Востоком, масштабностью, обычаями, традициями, и пр.
Интерес к человеку в обществе, к совместной участи людей, их будущему проявлялся на двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах; в произведениях писателей и поэтов) и профессиональном (в теориях специалистов-исследователей – философов, историков).
В основе российской социологической мысли есть как идеологизи-рованные, так и академические наработки. Первые были связаны с рево-люционной традицией России, вторые – непосредственно с наукой.
Список использованных источников:
Учебная литература:
1. Воронцов, А. В. История социологии : учебник и практикум для академического бакалавриата [Электронный ресурс] / А. В. Воронцов, М. Б. Глотов, И. А. Громов ; под общ. ред. М. Б. Глотова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 366 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online .ru/viewer/6029F4E8-3DA5-4137-9601-12634B499715#page/1
2. Горбунова, М. Ю. Общая социология. Конспект лекций [Электронный ресурс] – Издательство : М. : Эксмо, 2008 - 160 с. – Режим доступа: http://fictionbook .ru/static/trials/00/18/04/00180436.a4.pdf
3. Захаров, М. А. Социология : курс лекций / М. А. Захаров. – Смоленск : СмолГУ, 2017. – 168 с.
4. Козырев, Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. – М. : ИД «Форум» : ИНФРА-М, 2018. – 240 с.
5. Косьянов, В. В.  Социология: Экзаменационные ответы. / В. В. Косьянов. – М. :  «Феникс», 2011. — 320 с.
6. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов [Электронный ресурс] / Отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. — М. : Норма, 2003. - 912 с. – Режим доступа: http://dwl2.alleng .ru/d_ar/social/soc030.zip
7. Социология : Учебник для студентов вузов / Под ред. В. К. Батурина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 487 с.


Похожие работы:

Воспользоваться поиском

Похожие учебники и литература:    Готовые списки литературы по ГОСТ

Социология
История социологии в России. Учебник
Шпаргалка по социологии
Социология. Курс лекций 2
Социология. Курс лекций 3
Зарубежная социология. Учебник
Демография
Человек и общество



Скачать работу: Основные направления в развитии социологической теории ХХ века, 2017 г.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по
         дисциплине Социология и обществознание