Пройти Антиплагиат ©



Главная » Рефераты » Текст работы «Эволюционизм и первобытная культура»


Эволюционизм и первобытная культура

Эволюционизм и его сущность. Полнятие и сущность первобытной культуры.

Дисциплина: Культура и искусство
Вид работы: реферат
Язык: русский
ВУЗ: --
Дата добавления: 5.02.2019
Размер файла: 15 Kb
Просмотров: 3615
Загрузок: 1

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Эволюционизм и первобытная культура (предмет: Культура и искусство) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.
Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)
.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ 
Первые эволюционистские концепции культуры появляются практически одновременно в таких европейских странах, как Англия (Э. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрезер), Германия (А. Бастиан, Т.Вайтц), Франция (Ш. Летурно), а также в США (Л. Г. Морган). Основными чертами этого подхода являются:  
1) идея единства человеческого рода и единообразия развития культур; 
2) однолинейность развития человеческой культуры от простого к сложному; 
3) обязательность выделения отдельных стадий развития для всех общества; 
4) идея общечеловеческого прогресса и исторического оптимизма; 
5) просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур; 
6) психологическое обоснование явлений культуры и нередко выведение закономерностей развития общества из психических свойств индивида. 
Главными предметными областями исследований становятся стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, выяснение причин ряда запретов (табу), обычаев (экзогамия), анализ культурного своеобразия первых форм религии.
Одним из основоположников эволюционистской концепции культуры является английский ученый Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917). Свою концепцию развития культур он в наибольшей мереполно излагает в книге «Первобытная культура» (1871). В ней он всесторонне развивает идею прогрессивного развития культур.
Правда, Э. Тайлор не отрицает и возможности регрессивных изменений в культурах в результате исторических или природных катаклизмов, но при всём этом утверждает, что магистральным направлением в истории человечества является прогрессивное эволюционное развитие культур. Он убежден в том, что все культуры должны пройти в своем развитии примерно те же стадии, что и цивилизованные (европейские страны), от невежественного состояния к просвещенному, когда все большую роль должны играть рационалистическая наука и идеология.
В своих исследованиях культуры исследователь пытается применить естественнонаучную систематику. Единицами изучения для него выступают либо отдельные элементы материальной культуры (орудия труда, копья, лук, стрелы, ткани, посуда), либо явления духовной культуры (мифы, ритуалы, обряды, жертвоприношения и т.д.). Все явления культуры Э. Тайлор уподобляет «видам растений и животных, изучаемых натуралистами». К числу важнейших закономерностей в развитии культур он относит «общее сходство природы и человека» и «общее сходство обстоятельств его жизни». Все народы и все культуры соединены между собой в непрерывный и прогрессивный эволюционный ряд. Особо Э. Тайлор подчеркивает постепенный характер эволюции, развитие от простого к сложному.
Необходимо отметить, что естественнонаучный метод Э. Тайлора страдает существенным недостатком: эволюция явлений и элементов культуры рассматривается вне зависимости их связи друг с другом. Культура, согласно его определению, есть лишь совокупность орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т.д. Она не представляет собой целостного явления. Но, тем не менее, приемы естественнонаучного изучения элементов культуры, поиска их общих черт впоследствии получают название типологического сравнения и становятся составной частью сравнительно-исторического метода исследования.
Явный акцент в изучении культуры Э. Тайлор делает на анализ ее духовной стороны – религии, магии и связанных с ними обрядов. Он является автором анимистической теории религии, вызвавшей впоследствии бурные споры среди исследователей культуры. 
Основу всех религиозных обрядов и верований дикарей, по его мнению, составляет «вера в духовные существа», которую он обозначил термином «анимизм». Причиной появления анимизма является попытка первобытных людей ответить на две группы вопросов. Во-первых, в чем заключается разница между живым и мертвым телом и в чем заключена причина бодрствования человека, его сна, экстаза, смерти и болезни. И, во-вторых, откуда появляются человеческие образы во снах и других видениях.
В результате размышления над этими проблемами у Э. Тайлора появляется понятие личной души или духа, содержание которых в примитивных обществах может быть определено так: «Душа есть тонкий невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и настоящем. Она способна покидать тело и переноситься с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям, спящим и бодрствующим, преимущественно как фантом, как призрак, отдельный от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них» . 
Из первичной идеи души у первобытных народов постепенно развиваются более сложные религиозные представления – о духах природы, растений, о загробном мире, о великих богах природы, о верховном Боге. Э. Тайлор подробнейшим образом рассматривает постепенное развитие религиозных представлений у различных народов мира от разрозненных анимистических верований, фетишизма, культа отдельных животных до сложившихся религиозных политеистических систем и современных мировых религий. Анимизм, таким образом, есть «минимум религии», первая религия, появившаяся вместе с выделением человека из царства животных и появлением культуры. Согласно Э. Тайлору, она представляет собой основу, первоисточник всех архаических и современных религий.
Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора оказала значительное влияние на изучение культур последней трети XIX в. Выход книги «Первобытная культура» стал событием в мире науки, в первую очередь это касается исследований становления духовной культуры от первичных религиозных верований к современным мировым религиям.
Представление об эволюционистской концепции культуры будет неполным без знакомства с идеями английского философа, биолога, психолога и социолога Герберта Спенсера (1820-1903). Его концепция культуры в наибольшей мереполно изложена в фундаментальном труде «Основы социологии» (1876-1896). Главный акцент в своих теоретических построениях он делает на анализ того, как развиваются общества. Основная идея Г. Спенсера  –  аналогия общества и организма. Общество, и соответственно различные типы культур, он понимает как некий «сверхорганизм», который осуществляет «надорганическое» развитие. Культуры, или общества, развиваются под влиянием внешних факторов (воздействие географической среды и соседних культур) и внутренних факторов (физическая природа человека, различие рас, разнообразие психических качеств). Г. Спенсер одним из первых высказывает гипотезу о том, что «отсталые» культуры создаются людьми физически, умственно и морально неразвитыми.
Всякое развитое общество, по его мнению, имеет три системы органов. Поддерживающая система обеспечивает производство необходимых продуктов, которые распространяет распределительная система. Регулятивная система осуществляет подчинение частей и элементов культуры целому. Г. Спенсер полагает также, что существуют специфические части общества, или институты культуры: домашние, политические, церковные, профессиональные, промышленные. 
Анализируя процесс развития в истории, Г. Спенсер выделяет две основные его части – дифференциацию и интеграцию. Развитие начинается с количественного роста – увеличения объема и числа составляющих элементов культуры. Количественный рост ведет к функциональной и структурной дифференциации целого («сверхорганизма», культуры). Эти структурные части становятся все более непохожими и начинают выполнять специализированные функции, требуя некоего механизма согласованности в виде различных культурных установлений. По мнению Г. Спенсера, развитие культур в целом идет в направлении интеграции, объединения в некую целостность. Он первым вводит в научный обиход такие понятия как «структура» (общества, культуры), «функция», «культурный институт». Его считают также предшественником функционализма в изучении культур.
В начале ХХ в. эволюционизм утрачивает доминирующее положение в изучении культуры, поскольку уже выполнил свое назначение – утвердил новый взгляд на развитие культуры, и особенно на эволюцию такого важного ее элемента, как религия. Идеи эволюционизма  были востребованы и исследователями культуры последующих эпох. Так, они составляют основу концепции основателя культурологии Л. Уайта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Э.Б. Тайлор
Первобытная культура
Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев  и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Явления культуры у различных человеческих обществ, поскольку могут быть исследованы лежащие в их основе общие начала, представляют предмет, удобный для изучения законов человеческой мысли и деятельности. С одной стороны, однообразие, так широко проявляющееся в цивилизации, в значительной мере может быть приписано однообразному действию однообразных причин. С другой стороны, различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего. 
С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека. 
Миф возник в период дикости, через который прошло в отдаленные века всё человечество. Он остается почти без изменений у современных примитивных племен, которые меньше других отошли от этих первобытных условий. В то же время высшие и поздние ступени цивилизации, частью сохраняя его подлинные принципы, а частью развивая унаследованные ими результаты мифотворчества в форме преданий предков, продолжали относиться к нему не только со снисхождением, но и с почетом.
Происхождение и первоначальное развитие мифа должны были быть продуктом человеческого ума в его раннем детском состоянии. Правда, ученые-критики, принимаясь за изучение мифологии не с надлежащей стороны, редко подходили к правильной оценке этих младенческих идей, принимающих условную форму в поэзии или преобразованных в историческое предание. Между тем , чем более мы сравниваем мифические вымыслы различных народов и стараемся вникнуть в общие идеи, лежащие в основе их сходства, тем более мы убеждаемся в том, что и сами во время нашего детства находились у порога царства мифа.
Так, рассматривая странные вымыслы и дикие легенды низших племен, мы должны признать дикаря представителем человеческой расы в период ее детства. Здесь этнология и сравнительная мифология идут рука об руку, и развитие мифа рассматривают как неизменную часть развития культуры.
Первая и главная причина превращения фактов ежедневного опыта в миф есть верование в одушевление всей природы — верование, которое достигает своей точки в олицетворении ее. Это вовсе не случайное или генетическое действие человеческого ума неразрывно связано с тем первобытным умственным состоянием, когда человек в мельчайших подробностях окружающего его мира видит проявления личной жизни и воли. Для примитивных человеческих племен солнце и звёзды, деревья и реки, облака и ветры становятся личными одушевленными существами, которые живут наподобие людей или животных и исполняют предназначенные им в мире функции с помощью членов, как животные, или искусственных орудий, как человек. Иногда же видимое человеческим глазом представляется простым орудием для той или другой цели или еще бесформенным материалом, за которым скрывается какое-нибудь чудовищное, хотя и получеловеческое существо, действующее на них своими руками или приводящее их в движение своим дуновением. Основа, на которой построены подобные идеи, не может быть сужена до простого поэтического вымысла или до простой метафоры. Идеи эти опираются на широкую философию природы, правда первобытную и грубую, но полную мысли и понимаемую вполне реально и серьезно.
Аналогии, которые для нас не что иное, как вымысел, были действительностью в глазах людей прошлого времени. Они могли видеть огненные языки пламени, пожирающего свою жертву. Они могли видеть змею, которая при взмахе меча скользила по нему от рукоятки до острия. Они могли чувствовать в своей утробе живое существо, которое грызло их во время мучений голода. Они слышали голоса горных карлов, отвечающих им в виде эхо, и колесницу небесного бога, громыхавшую по тверди  небесной. Люди, для которых всё это было живые мысли, не имели нужды в школьном учителе и его правилах риторики, в его советах осторожно пользоваться метафорой и постоянно заботиться о том, чтобы уподобления были содержательны. Уподобления древних бардов и ораторов были содержательны потому, что они, по-видимому, и видели, и слышали, и чувствовали их.
То, что мы называем поэзией было для них действительной жизнью, а не маскарадом богов и героев, пастухов и пастушек, театральных героинь и философствующих дикарей, размалеванных и разукрашенных перьями, как для современных стихотворцев. В древности и у народов нецивилизованных природа изображалась с несравненно более глубокой сознательностью в бесконечно фантастических подробностях.
Язык, без сомнения, играл значительную роль в образовании мифа. Уже самый факт наименования таких понятий, как зима и лето, холод и жара, война и мир, добродетель и порок, давал составителю мифов возможность представлять себе эти идеи в виде этих существ. Язык действует не только в полном согласии с воображением, продукты которого он выражает, но он творит и сам по себе, так что рядом с мифическими идеями, в которых речь следовала за воображением, есть и такие, в которых речь шла впереди, а воображение следовало по проложенному ею пути. Оба эти действия слишком совпадают в своих результатах, чтобы можно было их вполне отделить, но тем не менее их следует различать, насколько это возможно.
Таким образом, воззрения младенческой, первобытной философии, приписывавшей личную жизнь всей природе вообще, и ранняя тирания слова над человеческим умом оказываются двумя великими, если не величайшими, двигателями мифологического развития... Для полного понимания мифа древнего мира нужны не одни аргументы и факты, но и глубокое поэтическое чувство.
Характер учения о душе у примитивных обществ можно выяснить из рассмотрения его развития. По-видимому, мыслящих людей, стоящих на низкой ступени культуры, всего более занимали две группы биологических вопросов. Они старались понять, во-первых, что составляет разницу между живущим и мертвым телом, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти? Они задавались вопросом, во-вторых, что такое человеческие образны, появляющиеся в снах и видениях? Видя эти две группы явлений, древние дикари-философы, вероятно, прежде всего сделали само собой напрашивающееся заключение, что у каждого человека есть жизнь и есть призрак. То и другое, видимо, находится в тесной связи с телом: жизнь дает ему возможность чувствовать, мыслить и действовать, а призрак составляет его образ, или второе “я”. И то и другое, таким образом, отделимо от тела: жизнь может уйти из него и оставить его бесчувственным или мертвым, а призрак показывается людям вдали от него.
Дикарям-философам нетрудно было сделать и второй шаг. Мы это видим из того, как крайне трудно было цивилизованным людям уничтожить это представление. Дело заключалось просто в том, чтобы соединить жизнь и призрак. Если то и другое присуще телу, почему бы им не быть присущими друг другу, почему бы им не быть проявлениями одной и той же души? Следовательно, их можно рассматривать как связанные между собой. В результате и появляется общеизвестное понятие, которое может быть названо призрачной душой, духом-душой. Понятие о личной душе, или духе, у примитивных обществ может быть определено следующим образом. Душа есть тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя  в прошлом и в настоящем. Она способна покидать тело и переноситься с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям спящим и бодрствующим, преимущественно как фантасм, как призрак, отделенный от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных, и даже вещей, овладевать ими и влиять на них.
Э.Б. Тайлор. Первобытная культура. М., 1989.
С. 18, 36, 128 — 130, 141, 212 — 213.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заказать работу без рисков и посредников








Хочу скачать данную работу! Нажмите на слово скачать
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте. Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.

Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.
Сделать работу самостоятельно с помощью "РЕФ-Мастера" ©
Узнать подробней о Реф-Мастере
РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Эволюционизм и первобытная культура.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!
Как правильно написать введение?
Подробней о нашей инструкции по введению
Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.
Как правильно написать заключение?
Подробней о нашей инструкции по заключению
Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.
Всё об оформлении списка литературы по ГОСТу Как оформить список литературы по ГОСТу?
Рекомендуем
Учебники по дисциплине: Культура и искусство







реферат по предмету Культура и искусство на тему: Эволюционизм и первобытная культура - понятие и виды, структура и классификация, 2017, 2018-2019 год.



Заказать реферат (курсовую, диплом или отчёт) без рисков, напрямую у автора.

Похожие работы:

Воспользоваться поиском

Похожие учебники и литература 2019:    Готовые списки литературы по ГОСТ

Религиоведение. Курс лекций.
Искусство общения
Лекции по культурологии
Культурология - курс лекций
Культура речи
Лекции по истории русской драматургии
Мировые религии
Основы христианского вероучения. Учебник
Основы и ценностные христианства



Скачать работу: Эволюционизм и первобытная культура, 2019 г.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по
         дисциплине Культура и искусство