Пройти Антиплагиат ©

Главная » Рефераты » Текст работы «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей»


Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей

Специфические особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Подготовка к школе старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Особенности применения занимательного материала в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Дисциплина: Психология
Вид работы: лекция
Язык: русский
ВУЗ: --
Дата добавления: 14.09.2019
Размер файла: 55 Kb
Просмотров: 535
Загрузок: 1

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей (предмет: Психология) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.
Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)
.

1. Специфические особенности речи детей с фонетико-фонематической недоразвитостью

 
Фонетико-фонематическое недоразвитость речи – весьма распространенное явление среди детей. От 20 до 25% детей имеющихречевые нарушения страдают  фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
К группе детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речиотносятся дети с нормальным слухом и интеллектом. С развитием медицины стало понятно, что в случаях нарушения артикуляционной интерпретации звука, который слышится, возможно  ухудшение  и его восприятие. На бае психологического изучения речи детей Л. С. Волкова поняла о важном значении фонематического восприятия для полноценного восприятия звукового строя речи.
Было выяснено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятияфонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустически-артикуляционными признаками.
Большинство родителей начинают беспокоиться по поводу имеющихся удетей речевых нарушений, когда им исполняется лет 5-6 и когда возникает понимание, что этим детям сложно научиться читать и писать, что повлечет в последствии школьные трудности. В подобных случаях работа с детьми затрудняется тем, что у многих из них уже появились социальные и психологические проблемы из-за несформированности речи. Толчком для коррекционной работы с детьми становится установление у них фонетико-фонематических нарушений.
А. А. Леонтьев высказал предположение о различной психолингвистическойприроде усвоения существительных, прилагательных и глаголов. Тенденции осознания значения слов существительных, прилагательных и глаголов принципиально различны.
При объяснении значения слов-прилагательных доминирующим способомтакже является синонимизация. Эта стратегия используется в большей степени, чем при определении существительных. Часто используется детьми и стратегия включения прилагательного в контекст.
В работах многих авторов подчеркивается, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается ограниченный словарный запас.
Характерным признаком для этой группы детей являются значительныеиндивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом.
Звукослоговая структура слова в речи детей, находящихся на этом уровне,оказывается нарушенной, при всём этом слоговая структура слова является более устойчивой, чем звуковая структура. В речи детей воспроизводится контур двухсложных, трехсложных слов. При этом четырех- и пятисложные слова воспроизводятся искаженно, количеств слогов сокращается (велосипед –«сипед»).
Звуковая структура многих слов, особенно слов со стечением согласных,является очень неустойчивой, диффузной. При воспроизведении слов со стечением согласных наблюдаются пропуски согласных звуков стечения, добавления гласных внутри стечения и другие искажения (окно – «ако», банка – «бака», вилка – «вика», звезда – «видя»).
Фонематическое развитие детей значительно отстает от нормы. В речиребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи имеется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, личных местоимений), иногда появляются предлоги и союзы. Но используемые детьми слова характеризуются неточностью значения и звукового оформления. Неточность значения слов проявляется в большом количестве вербальных парафазий (замен
слов). Иногда с целью пояснения значения слова дети используют жесты.
В процессе общения дети используют фразовую речь, нераспространенные
или даже распространенные предложения. При этом связи между словами
предложения ее грамматически не оформлены, что проявляется в большом
количестве, морфологических и синтаксических аграмматизмов. Чаще всего в
структуре предложения дети используют существительные в именительном
падеже, а глаголы – в форме инфинитива или в форме третьего лица
единственного или множественного числа. При этом отсутствуют согласование
существительного и глагола.
Нарушения развития лексики у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи проявляются и в более позднем формировании лексической
системности организации семантических полей. У детей 5-6 лет все
парадигматические ассоциации носят характер аналогии, сходства (кошка –
собака, стол – стул). К 7 годам парадигматические ассоциации у всех групп детей
становятся более разнообразными, они возникают и на основе значений
противопоставления (высоко – низко, хороший – плохой, говорит – молчит) и
родовидовых отношений (дерево – береза, посуда – чашки).
Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина дают характеристику детям данной
категории: в картине недоразвития речи на первый план выступает
несформированность ее звуковой стороны, обусловленная дефектами восприятия
и произношения. Характерным для фонетико-фонематического нарушения речи
является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими
артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается
наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое
употребление их в речи, значительное количество искаженно произносимых
звуков.  Типично недостаточное различение звуков на слух. Нередко, наряду с
неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения
при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Отмечается у детей
общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией.
Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу
речи. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова и Г. В. Чиркина указывают следующее: звуко-
буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно
дифференцированных представлениях о звуковом составе слова [23; 25]. Процесс
овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с
формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в
правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
 

2.  Правила подготовки к школе старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

На сегодняшний день существует несколько программ для детей снарушениями речи. В частности можно отметить «Комплексную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Н.В. Нищева),  «Примерную адаптированную основную образовательную программу для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией Л.В. Лопатиной,  программу «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» под редакцией Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной  и др. Также стоит отметить, что во многих дошкольных организациях проводят адаптацию программ «Детство»  и «От рождения до школы»  под потребности и возможности детей с нарушениями речи.
Подготовка детей с нарушениями речи к школе строится на основе общих
закономерностей развития детей дошкольного возраста с учетом сензитивных
периодов в развитии психических процессов.
Исходной методологической основой содержания коррекционной работы в
логопедической группе являются положения, разработанные в отечественной
логопедии и психологии Л.С. Выготским,  Н.С. Жуковой,  Р.Е. Левиной,
Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной  и другими.
В программе Т.В. Филичевой и Г.В. Чиркиной в условиях специального
детского сад» определены основные задачи речевого развития детей в процессе
подготовки к школе:
– практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
– формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных
навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и
восприятия);
– подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
– развитие навыков связной речи.
На основе развития фонематического восприятия, правильного
произношения звуков и правильного воспроизведения фонетической структуры
слова дети учат элементарные формы фонематического анализа опорой на
материализованные действия. В коррекционно-развивающей работе с детьми с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи развитию фонематического
восприятия предшествует работа по формированию сенсорно-перцептивного
уровня восприятия в процессе силлабической имитации (имитации слогов),
поскольку первичные нарушения происходят на гностико-практическом уровне,
который с неврологической точки зрения является механической имитацией
вызванных звуками речи.
Одним из основных направлений коррекционно-развивающей работы на
этом этапе является развитие коммуникативной функции речи, расширение
возможностей детей для участия в диалоге и формирование последовательной
монологической речи. Детей учат разговаривать на знакомые темы, описывать
тему, использовать фразы, простые нерешенные и распространенные фразы.
На этом этапе работы с детьми в ООП ДО остается принцип
«логопедизации» («речевой терапии»). Языковые навыки детей фиксируются в
развитии их представлений об окружающем мире, элементарных математических
представлениях, в ходе физического и музыкального воспитания, в
конструктивной и изобразительной деятельности, в базовых трудовых навыках.
При работе над активной детской речью большое внимание уделяется
обработке накопленных знаний, дальнейшему уточнению и дифференциации
понятий, формированию способностей установить причинно-следственные связи
между событиями и явлениями, их порядку и ориентации определить во времени.
Расширение и уточнение понятий и представлений, импрессивного и
экспрессивного словаря, овладение различными формами обмена словами и
словообразованием и синтаксическими построениями, создание логических
отношений и последовательность событий являются основой для дальнейшего
обучения связным рассказам детей.
В это время работа продолжается и усложняется, чтобы совершенствовать
анализ и синтез звукового состава слова, отрабатываются навыки элементарного
фонематического анализа, развивается способность к внедрению более сложных
форм с постепенной передачей языковых навыков и умений во внутренний план.
На занятиях и в моменты режима большое внимание уделяется накоплению
и пониманию языковых явлений, формированию лингвистических обобщений,
формированию «чувства языка», которое составляет основу для формирования
метаязыковой деятельности.
Обучение грамоте детей с ограниченными языковыми навыками
рассматривается как средство получения первоначальных навыков. Одной из
в наибольшей мереважных областей по обучению грамоте является изучение детьми
звукобуквенного состава слова. Наблюдение над звуковым составом слов,
развитие фонематического анализа и синтеза создают основу для формирования
четких представлений о звуковом составе слова у детей, помогает исправить
правильное произношение. Дети обучаются грамоте на материале правильно
произносимых звуков и слов. Порядок изучения звуков и букв определяется путем
овладения произношением звуков и возможностью их различения на слух.
Наряду с развитием звукового анализа на этой ступени проводится работа
по развитию языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова
(слогового). Параллельно с изучением звуков и букв предусматривается
знакомство с элементарными правилами грамматики и правописания.
Таким образом, реализация подготовки к обучению у школе в группе для
детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи включает решение
следующих задач: практическое усвоение лексических и грамматических средств
языка; формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных
навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и
восприятия); подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
развитие навыков связной речи.
 

3. Особенности применения занимательного материала в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В дошкольном периоде ведущим видом деятельности у детей является игра,
на основе которой формируются продуктивные виды деятельности,
способствующие становлению познавательных процессов, общего, речевого,
эмоционального, творческого развития, самостоятельности, произвольности
процессов. С помощью этой деятельности формируется учебная деятельность,
потому что расширяется сфера интересов детей, развиваются психические
процессы, личность, повышается мотивация и возникают потребности в знаниях.
О. Ю. Дубяга и О. В. Ильченко считают, что при устранении речевых
нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами
которого являются воспитание, обучение, коррекция, адаптация, реабилитация. В
логопедической работе используются различные методы: практические,
наглядные и словесные. Выборы использования того или иного метода
определяются характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами
коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными,
личностно-психологическими особенностями ребенка.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением
открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети имеют желание
учиться. Прочные знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной
познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является
интерес.
Формирование речевых навыков у детей с фонетико-фонематическимнедоразвитием речи строится на одном из средств, а именно, с помощью игрового занимательного материала. Занимательный материал увлекает, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей между сверстниками и педагогом, учит элементам
логики: классификации, способам сравнения, группировке предметов по
количеству, величине, форме, пространственному расположению. Игровой
занимательный материал является хорошим средством развития у детей в
дошкольном возрасте интереса к предмету, к логике и к доказательности
рассуждений, к желанию проявлять умственное напряжение, сосредотачивать
внимание на проблеме.
А. В. Колбешина, С. А. Кузьмина сформировали классификациюзанимательного материала, который используется с детьми дошкольного возраста:
1. Загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке,
истолковании. Для детей, этот вид материала является самым ярким и
интересным, причем не зависимо от их возраста.
2. Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым
подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.
3. Пословица – краткое народное изречение с назидательным
содержанием, народный афоризм.
4. Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное,
не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.
5. Задачи – шутки – это занимательные игровые задачи. Дети очень активны
в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они
настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Для их решения в
большей мере надо проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора.
6. Задачи в стихах – это занимательные игровые задачи на закрепление
определенных действий. Дети настойчиво ищут ход решения, который ведет к
результату.
7. Лабиринты – упражнения, выполняемые на наглядной основе и
требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий
для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной
точки.
8. Логические цепочки и другие.
9. Дидактические игры.
Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте
наибольшее применение находят дидактические игры. Основная их цель: учить
решать логические задачи на разбиение по свойствам; знакомить детей с
геометрическими фигурами и формой предметов, размером; развивать процессы
памяти, внимания, воображения, творческие способности. В дидактических играх
есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами
действий.
Нужно признать, что для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
дидактические игры находят активное приведение в логопедической работе.
 

Заказать работу без рисков и посредников








Хочу скачать данную работу! Нажмите на слово скачать
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте. Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.

Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.
Сделать работу самостоятельно с помощью "РЕФ-Мастера" ©
Узнать подробней о Реф-Мастере
РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!
Как правильно написать введение?
Подробней о нашей инструкции по введению
Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.
Как правильно написать заключение?
Подробней о нашей инструкции по заключению
Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.
Всё об оформлении списка литературы по ГОСТу Как оформить список литературы по ГОСТу?
Рекомендуем
Учебники по дисциплине: Психология







лекция по предмету Психология на тему: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей - понятие и виды, структура и классификация, 2017, 2018-2019 год.



Заказать реферат (курсовую, диплом или отчёт) без рисков, напрямую у автора.

Похожие работы:

Школа 5 вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи

21.07.2008/дипломная работа

Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (5 вида). Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Характеристика детей с ТНР. Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи. Трудности в овладении связной речью у детей с ТНР.


Похожие учебники и литература 2019:    Готовые списки литературы по ГОСТ

Деловое общение
Возрастная психология
Введение в конфликтологию.
Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет.
Психология личности
Введение в общую психологию
Общая психология
Психиатрия
Профессиональная психология
Психология младшего школьного возраста
Медицинская психология в кратком изложении (билеты)
Когнитивные процессы
Основы планирования семьи
Организационная психология учебник
Познавательные психические процессы
Экстренная психологическая помощь пострадавшим
История психологии как науки
Предмет и методы психологии
Развитие психики человека
Обучение и развитие ребенка
Норма и отклонения психического развития
Психологический возраст и его периодизация



Скачать работу: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей, 2019 г.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по
         дисциплине Психология