⭐⭐⭐ Единый реферат-центр


Новые рефераты:

Главная » Рефераты » Текст работы «Болгары»


Болгары

Эмиграция татар из Крыма в Турцию. Первые болгарские поселения в Крыму, переселение из Турции. Материальные, финансовые, земельные льготы для переселенцев. Образ жизни болгар. Религия. Календарные праздники крымских болгар. Хозяйственная деятельность.

Дисциплина: Краеведение и этнография
Вид работы: реферат
Язык: русский
Дата добавления: 23.11.2014
Размер файла: 23 Kb
Просмотров: 3386
Загрузок: 30

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Болгары (предмет: Краеведение и этнография) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.
Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)
.

Текст работыСкачать файл








Хочу скачать данную работу! Нажмите на слово скачать
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте. Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.

Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.
Сделать работу самостоятельно с помощью "РЕФ-Мастера" ©
Узнать подробней о Реф-Мастере
РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Болгары.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!
Как правильно написать введение?
Подробней о нашей инструкции по введению
Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.
Как правильно написать заключение?
Подробней о нашей инструкции по заключению
Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.
Всё об оформлении списка литературы по ГОСТу Как оформить список литературы по ГОСТу?
Рекомендуем
Учебники по дисциплине: Краеведение и этнография


Краткое описание документа: Болгары реферат по дисциплине Краеведение и этнография. Понятие, сущность и виды, 2017.

Как скачать? | + Увеличить шрифт | - Уменьшить шрифт






реферат по дисциплине Краеведение и этнография на тему: Болгары; понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год.

13

БОЛГАРЫ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первые поселения

В конце XVIII и в XIX в. правители России приложили немало усилий к эмиграции татар из Крыма в Турцию и организации в широких масштабах переселения на полуостров всех, кого к этому можно было привлечь. Это происходило за счет переселения сюда с Украины и России, а также переселения в Крым выходцев из стран Европы и православного населения с территории Турции. Среди последних немалый удельный вес занимали болгары. Это бывшие подданные турецкого султана, которые в пределах Российской империи искали свободы вероисповедания.

Летом 1802г. на полуострове появились 63 болгарские семьи. Они создали Старокрымское болгарское поселение.

Основатели другого болгарского поселения попали на крымскую землю случайно. В августе 1804 г. в Севастопольском порту бросила якорь купеческая шхуна "Дидона", на борту которой находились 220 болгар, покинувших Андрианопольский вилает. По распоряжению русского посланника в Стамбуле шхуна направлялась в Таганрог, чтобы высадить там болгар для поселения в Приазовье. Шкипер шхуны объяснил портовым властям, что довезти болгар до Таганрога не может из-за непогоды и окончания запасов продовольствия.

Пассажиры шхуны были высажены в Севастополе и вскоре поселены в покинутом отправившимися в Турцию татарами ауле в Феодосийском уезде. 

Болгарское поселение получило название Кишлав - от татарского <къшла>, означающего загород для овец, защиту от непогоды и ветров. Так называлась в бытность здесь татар природная котловина, где расположились болгары.

Переселение болгар в Крым из Турции стимулировалось из Петербурга многочисленными материальными, финансовыми, земельными льготами, о которых не могло даже мечтать местное население.

После схода на крымский берег переселенцы содержались за государственный кошт: каждому взрослому выдавались суточные в размере 10 коп, а «малолетней душе» - по 6 коп.

На месте поселения болгары получали до первого собственного урожая от 5 до 10 коп. суточных. Крупную денежную сумму в 300 руб. переселенцы получали на хозяйственное обзаведение - на строительство собственного дома, приобретение сельскохозяйственного инвентаря, рабочего и продуктивного скота.

В 1773-1774 годах русская армия разбила турецкие войска в Болгарии. Полководец Румянцев-Задунайский вынудил турок после заключения Кючук-Кайнарджийского мира покинуть маленькую свободолюбивую страну, Но раздосадованные янычары, отступая, бросились убивать и грабить болгарское мирное население. Отчаявшиеся люди обратились за помощью к русскому полководцу, и им позволили перейти границы России и селиться на ее южных окраинах.

Правилами 1804 г. для переселенцев установлено, что болгары будут при активной помощи губернской администрации заниматься теми видами сельского хозяйства, которыми они занимались на родине, но особенно виноградарством, садоводством, табаководством, шелководством, разведением улучшенных пород овец.

Переселенцы на полуостров с Украины и России, местные жители завидовали иностранным колонистам, в том числе и болгарам: каждой болгарской семье отводилось до 60 десятин государственной земли.

Выходцы из Турции также получили право свободно торговать и заниматься промыслами, заводить фабрики и мануфактуры. Особенно ценили они освобождение от рекрутчины и гражданской службы.

Каждому болгарскому переселенцу были предоставлены льготы в податях и других повинностях финансового порядка на 10 лет. По истечении их они в значительной степени сохранялись в течение следующих 10 лет: болгары облагались лишь податью в размере 15-20 коп с десятины. Только после истечения двадцати лет после своего прибытия в Крым переселенцы из Турции уравнивались в податном отношении с татарами, переселенцами с Украины и России.

Вторая и третья волна переселения

Вторая волна переселения болгар в Крым пришлась на время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. М. С. Воронцов направил в Румелию своих эмиссаров, призывавших там к переселению в Россию болгар - специалистов в области мореплавания и судостроения. Прибыло около 1000 человек. При этом только 21 из них оказался моряками и кораблестроителями (почти все они были приписаны к мещанам Керчи). Остальные были земледельцами, скотоводами и садоводами. Большая их часть была поселена на полуострове. 

М. С. Воронцов хотел разместить их только на казенных землях, но по ходатайству местных помещиков предгорной и горной части полуострова, стремившихся к развитию на своих землях садоводства и виноградарства, Николай I распорядился селить их и на помещичьих землях.

После Крымской войны увеличилась эмиграция татар на территорию Турции. Одновременно представители русского правительства агитировали в Османском государстве болгар к переселению в пределы Российской империи, обещая им "златые горы".

Имело место и переселение болгар внутри полуострова. Болгары из Старого Крыма и Кишлава поселились в Коктебеле, Кочеке, Седжеуте, Марфовке, Кабурчаке, Османчике, Аппаке Феодосийского уезда.

Материалы переписи 1897 г. свидетельствуют, что в это время на полуострове проживало 7528 болгар.

Так в конце XVIII-начале XIX века появились в Крыму предки тех, кого мы называем крымским болгарами, хотя на полуострове еще с IV века известны так называемые протоболгары, или праболгары. По-гречески <прото> - первый (приставка <пра> придает русским словам значение первичности).

Крымские болгары получили в Тавриде по 50 десятин земли на каждого члена семьи. На 10 лет их освободили от службы в армии и от налогов. Первые колонии болгар и греков появились под Симферополем, в Балта - Чокраке (нынешний район Заводское), в Старом Крыму, в Евпатории.

По переписи 1989 г. в Крыму проживало 2186 болгар. В настоящее время болгарское население рассматривается как диаспора, которая пополняется людьми, прибывающими из различных стран СНГ. На 1994 г по данным ЦСУ Крыма, проживало около 2000 болгар. Места компактного проживания - Симферополь и Коктебель.

В марте 1991 г. было образовано областное общество болгар, позднее переименованное в болгарское культурно-просветительное общество "Возрождение", которое ведет активную работу по возрождению культуры и изучению языка. На крымском телевидении регулярно выходит болгарская программа. Одним из основных направлений деятельности общества является возвращение депортированных болгар. По разработанному прогнозу до 2000 г. в Крым должно приехать 16950 человек, или 5293 семьи. 

Планируется строительство поселков в Кировском (в с. Кринички на 156 домов и с. Бабенково на 15 домов) и Нижнегорском районах (в с. Желябовке на 200 дворов). Поступило около 700 заявлений от семей депортированных из Крыма проживающих в городах Атерау (бывший Гурьев, Казахстан) и Моздоке (Северная Осетия).

Данный прогноз разработан Управлением по возвращению и обустройству армян, болгар, греков и немцев, занимающимся проблемами жилья и трудоустройства в Крыму представителей этих национальностей. В настоящее время они составляют 0,5% всего населения Крыма, или 13,4 тыс. человек. По представленному прогнозу, эта цифра к 2000 г. увеличится до 102,8 тыс. человек, т.е. возрастет в 8 раз.

БЫТ. ОБРАЗ ЖИЗНИ

Дома болгар, побеленные снаружи и изнутри и покрытые черепицей, сооружались из глины с хворостом или из кирпича. В доме было 3-4 комнаты с глиняным, реже деревянным полом.

Предметы быта
производили в основном сами. Меблировка болгарских жилищ состояла из дивана, обитого ярким ситцем, нескольких крашеных столов со стульями. На стенах висели ковры, рушники и тарелки, увитые сухими цветами.

Но болгары постоянно не жили в комнатах дома, а обычно размещались в тесноте в небольшом помещении, устроенном между домом и сараем или в какой-либо другой хозяйственной пристройке. Здесь печь не имела трубы, так что дым выходил в отверстие в потолке.

В тех местах, где болгары по местным условиям соприкасались с немцами, греками, украинцами, русскими, старинные предания и обычаи начинали постепенно исчезать из их жизни. Болгары же Феодосийского уезда, окруженные бедным татарским населением, более всего сохраняли религиозно- языческие обряды и национально-бытовые черты.

У крымских болгар преобладало мужское население. Это приводило к тому, что болгарские девушки не испытывали особых проблем с выходом замуж.

Семейная жизнь носила патриархальный характер. Болгарские семьи были крепкими. Семейная жизнь и семейная добродетель уважались. Молодые люди вступали в брак в 18-20 лет, а девушки - в 16-18 лет. Поздние браки были редкостью.

По своему физическому типу крымские болгары не отличались от тех, которые проживали на Балканском полуострове. Они были в основном среднего роста, не очень крупного сложения. Цвет лица имели смуглый, волосы черные и курчавые, глаза живые и выразительные, нос с горбинкой. 

Женщины, красивые в молодости, быстро старели и к тридцати годам часто казались уже старухами.

РЕЛИГИЯ

Грамотность среди болгар была невысокой, но все-таки выше, чем среди украинцев, татар и русских. В 1915 г. среди мужчин она составляла 40,7%, а среди женщин -9,6%.

Болгары были религиозны. В каждом их селении действовала православная каменная церковь. Служители культа пользовались среди переселенцев значительным влиянием. Низкий уровень образования и религиозность накладывали свой отпечаток на быт болгар.

Календарные праздники крымских болгар.

Первые болгарские поселенцы в конце XVIII - начале XIX века, стремясь сохранить свой язык, веру и культуру на свободных землях Российской империи, приносят с собой на Крымскую землю свои обычаи, обряды, праздники.

Наиболее почитаемые церковные и народные праздники вместе составили народный календарь крымских болгар.

Календарные праздники болгар имели циклический характер и были приурочены к тем дням, когда в природе происходят видимые и серьезные перемены, связанные с хозяйственными интересами и общественным жизненным циклом человека. 

Наиболее почитаемые зимние праздники:

6 декабря - день Св.Николая;

20 декабря - Игнат день;

25 декабря - Коляда;

1 января - Новый год;

6 января - Богоявление;

7 января - Иванов день;

8 января - Бабин день;

18 января - Тарасов день;

2 февраля - Трифонов день;

Масляничная неделя.

Весенние праздники болгар:

1 марта - Баба Марта;

40 мучеников;

Благовещение;

Лазарев день - суббота перед Вербным воскресеньем;

Вербное воскресенье;

Пасха - Велик день;

Спасов день;

23 апреля - Георгиев день;

день Кирилла и Мефодия;

Святая Троица;

Святой Николай

Пеперуда ляда.

Летние праздники:

24 июня - Иванов день;

29 июня - Петров день;

Ильин день;

1 августа - Макавей;

6 августа - Преображение Господне;

15 августа - Успение Св. Богородицы (Гуляма Бугуродица).

Наиболее почитаемые осенние праздники:

8 сентября - Рождество Св. Богородицы (Малка Бугуродица);

14 сентября - Крастов день;

26 октября - Димитров день;

8 ноября - Архангелов день.

Многие календарные праздники болгар содержат элементы языческих обрядов. Так, в празднике Баба Жарта женщины разжигают костер, прыгают через него, подбрасывают красные шерстяные пояса, делают мартинички - скрученные красные и белые шерстяные нити, которыми украшают близких людей, деревья, домашний скот.

Многие церковные праздники теряют в народном понимании свое первоначальное значение и, накладываясь по времени на прошлые языческие, приобретают новый хозяйственный смысл. Особо чтимые болгарами церковные праздники церковь считает второстепенными. Это весенний Егорий - 23 апреля, весенний Николай - 9 мая, Иванов день - 24 июня, Петров день - 29 июня, Ильин день - 20 июля. Некоторые церковные праздники, уже имевшие народное хозяйственное истолкование, получают у крымских болгар новое значение. Так, Трифонов день - в народном понимании праздник виноградарей и виноделов, празднуемый зимой, приобретает в некоторых селах Таврической губернии значение сохранения жизни и хозяйства от волков, которых было немало в степях, где жили болгарские поселенцы.

Многие общие праздники крымских болгар имели местные дополнения и назывались в разных селах по-разному (например:Новый год, Нова година, Васильов день, Сурва). Интересно, что многие православные религиозные праздники крымские болгары отмечали по-восточному, устраивая курбаны, когда закалывали жертвенных баранов или крупный рогатый скот и, поджарив или сварив, угощали родных и знакомых, а иногда устраивали общественный обед. Общественные курбаны проводились в день Св. Георгия - 23 апреля, Троицын день, на Успение, Рождество пресвятой Богородицы, и частные курбаны на Иванов день, Тарнасов день, Петров день, Ильин день и по окончании полевых работ.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Самой распространенной формой землевладения среди крымских болгар было общее. При нем каждый член общества имел определенный земельный пай, который не мог быть уменьшен или изменен. Его можно было продать, завещать, подарить, сдать в аренду.

Всякое хозяйственное распоряжение общей землей, т.е. обращение пашни в пастбище, ограничение прав отдельных совладельцев на пользование общим выгоном, разрешение или запрещение выпаса скота на общем выгоне, сдача в аренду мельницы или общего сада осуществлялись только по согласию большинства совладельцев.

При обсуждении хозяйственных вопросов все совладельцы пользовались равными правами, хотя как собственники они не всегда были равны. Для принятия решения требовалось простое, а не квалифицированное большинство.

Общая пахотная земля нарезалась каждому совладельцу пропорционально его доле в земле во временное пользование, причем не в одном месте, а полосками в нескольких частях поля. Расположение полосок отдельных домохозяев определялось по жребию - кому где выпадает.

Обычно выделенными земельными участками пользовались 3-4 года - в зависимости от того, сколько лет пахали и засевали одно и то же поле.

Распределение сенокосов между отдельными домохозяевами также осуществлялось на основе пропорциональности путем отвода каждому совладельцу полосок. Для соблюдения справедливости раздел покосов производился ежегодно и только перед сенокосом.

Пользование лесными участками в болгарских поселениях также осуществлялось на основе пропорциональности ежегодно.

Уровень жизни в болгарских колониях не был одинаков. В этом отношении в положительную сторону выделялись жители Кишлава и Старого Крыма.

Имущественное положение крестьян различных национальностей в крымском селе было неодинаковым. Объяснялось это тем, что уровень их хозяйствования был неодинаков. Наибольших успехов добивались хозяйства немецких, эстонских и чешских колонистов.

За ними шли болгары, которые добивались тоже больших хозяйственных успехов, чем татары, украинцы и русские. Болгары отличались трудолюбием, бережливостью и расчетливостью Зажиточные болгары применяли наемный труд, в том числе своих односельчан, все больше втягивались в рыночные отношения.

Рабочих из крымских болгар на промышленных предприятиях Симферополя, Керчи, Феодосии, Евпатории, Ялты, Севастополя почти не было Болгары внесли свой вклад в развитие сельскохозяйственного производства на полуострове.

Благоприятные условия, в которые русскими властями были поставлены переселявшиеся в Крым болгары, положительно отразились на их хозяйственной жизни.

Урожайность зерновых и огородных культур в болгарских хозяйствах была выше, чем в хозяйствах местных жителей. Основной отраслью было хлебопашество. Развитие хлебопашества на первых порах испытывало значительные трудности из-за непривычных климатических условий, низкой плодородности земель, недостаточной обеспеченности сельскохозяйственным инвентарем, рабочим скотом, недостаточности земельного надела.

Разведение лошадей, крупного рогатого скота, грубошерстное овцеводство тоже были постоянным занятием болгар на крымской земле. Высокая оплата труда, связанная с недостатком рабочих рук, побуждала все большую часть болгар к разведению рогатого скота и овец. Дело в том, что уход за скотом требовал меньше трудовых усилий, чем занятие хлебопашеством.

Особенностью развития скотоводства в хозяйствах болгарских колонистов было преобладание овцеводства над коневодством и разведением крупного рогатого скота.

В развитии овцеводства в количественном отношении болгарские хозяйства уступали татарским. При этом болгары превосходили местных жителей в качественном отношении - они практиковали тонкорунное овцеводство, которое пользовалось покровительством правительства и приносило немалые доходы.

Среди болгар получили распространение занятие шелководством и табаководством.

Были достигнуты болгарами успехи и в развитии виноградарства. Особенно славилось вино, производимое в колонии Балта-Чокрак.



Похожие работы:
Волжская болгария в IX-XIII вв.

27.10.2008/реферат

Образование Болгарского государства. Территория и население. Общественно-политический строй. Экономическая жизнь Волжской Болгарии. Внешнеполитические связи. Волжская Болгария и Русь. Волжская Болгария до монгольского завоевания. Духовная культура.

Дослідження болгарського етносу

31.08.2010/курсовая работа

Етнонаціональні процеси та рухи як чинник розвитку цивілізації. Наукове трактування термінів етнос і народ. Формування території сучасної Болгарії, походження та мовна приналежність болгар. Стан міжетнічних відносин на сучасному етапі розвитку країни.

История Болгара, города в Казанском крае

16.08.2009/курсовая работа

История становления и развития Республики Татарстан. Болгарское городище как столица одного из ранних государственных объединений Восточной Европы, современное состояние и историческое значение. Монгольские завоевания и создание Волжской Булгарии.

Формирование болгарской народности

5.02.2007/курсовая работа

Факторы формирования болгарской народности. Тюркский компонент. Ассимиляционное взаимодействие болгар со славянским компонентом. Фракийский компонент. Роль религиозного фактора в консолидации болгарской народности. Ассимиляция народов.

История Чебоксар

19.01.2010/презентация

Основание Чебоксар в XIII веке переселенцами из болгарского города Сувар. Развитие торговли, распространение православия и массовое крещение чувашского народа. "Деревянный" период формирования города. Строительство в городе православных церквей и соборов.

Этническое самосознание

24.02.2010/курсовая работа

Общая характеристика и основные отличия понятий этнического самосознания и этничности или этнической идентичности. Взаимодействие признаков различных этносов. Анализ сходств и различий культурных ценностей на примере российского и болгарского народа.




Скачать работу: Болгары, 2017 г.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по
         дисциплине Краеведение и этнография