---
⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » Социология. Курс лекций 2 » 11. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ




11. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст 



Статус реализуется через роль. Социальная роль — устойчивый шаблон поведения, включающий действия, мысли и чувства человека. Ее составляющие — ролевые ожидания (то, чего ждут от той или иной роли) и социальное (ролевое) поведение (то, что человек реально выполняет в рамках своей роли). Если статус демонстрирует нам статистическое изображение человека, то роль — динамическое. Социальный статус отвечает на вопрос «этот человек, кто он?» (студент, врач, полицейский), роль — на вопросы «что он делает?», «как он делает?» и т.д.
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он полагал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками:
1) эмоциональность — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности;
2) способ получения — одни предписываются, другие завоевываются;
3) масштаб — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта;
4) формализация — роль действует в строго установленных правилах либо произвольно;
5) мотивация — роль ориентирована на личную прибыль или на общее благо и т.д.
Играя ту или иную социальную роль, человек представляет связанные с ней права и обязанности, схему и последовательность действий, строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Преподаватель, например, обязан передавать знания студентам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т.е. играть определенную роль. Сотрудник полиции обязан защищать законопослушных граждан от противоправных действий, стоять на страже законности и правопорядка.
Один чиновник ответственно подходит к своим обязанностям, а другой — нет. Первый применяет мягкие методы управления, вступая в доверительные отношения с подчиненными, второй — держит их на расстоянии. Иначе говоря, люди ведут себя по-разному в одной и той же позиции, т.е. придерживаются разных социальных ролей. Известный из кинематографа прием: с подозреваемым попеременно общаются «добрый» и «злой» следователи.
Одни и те же обязанности можно выполнять по-разному, следовательно, у одного статуса может быть несколько ролей. Заметим, что человек, занимающий определенный статус, как правило, придерживается одной роли. Однако возможна и некоторая эволюция. Преступник, отбыв наказание, превращается в законопослушного человека, полностью порывая с прошлым. Отстающий студент-первокурсник за счет проявление силы воли превращается к пятому курсу в отличника. Однако практика свидетельствует, что подобная эволюция хотя и имеет место, но не является тенденцией.
Социальные роли различаются по степени их важности для общества. При этом роли могут пониматься объективно (с позиции их общественного значения) и субъективно (преломляясь в сознании индивида).
Таким образом, можно заключить, что у каждого человека множество статусов и еще большее число ролей. И если выбор статуса не всегда определяется самой личностью, то выбор роли практически всегда ее прерогатива.
В соотношении «роль и личность» легко пойти по прямому пути и утверждать, что эти понятия взаимозависимы: сильная личность меняет характер социальной роли, а роли преобразуют личность. Но проекция на реальные примеры показывает, что это соотношение сложнее.
Показателен на этот счет анализ социальной роли мачехи, предпринятый финским социологом Эркки Калеви: в рутинном представлении, поддержанном литературой (особенно фольклором), эта роль довольно негативная: грубая, бездушная, не любящая детей мужа женщина и т.д. Но допустим, что в эту роль попадает чуткая, добрая, справедливая женщина. И социальная роль мачехи в общественном сознании от этого изменится? Скорее всего, нет. Другое дело, что социальная роль мачехи действительно изменилась, но не потому, что личность некой мачехи вопреки ожиданиям была очень хороша, а потому, что изменилась общественная мораль, система брака, экономические условия. Повысился образовательный и культурный ценз «мачех», изменилась социально-экономическая база семьи, и «чужие дети» редко попадают в экономическую зависимость от мачехи и т.д.
Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие. Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения. И вновь — динамика и статика. Если на рыбалке опытной рыболов однажды научил новичка забрасывать спиннинг, то может ли он именовать себя учителем? Разве может человек, написавший пару строк в личном дневнике, считать себя писателем? Нет, потому что учитель и писатель — это постоянные функции, т.е. устоявшиеся социальные позиции в обществе. Для того чтобы стать учителем, необходимо воспитать несколько поколений учеников, а для того чтобы считаться писателем — иметь признанные в литературном мире работы.
Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное — социальные отношения. Пример: преподаватель может относиться к студенту с большой симпатией. Личные отношения у них замечательные. Тот и другой могут симпатизировать одной и той же футбольной команде, например «Спартаку» или «Зениту». Но если второй плохо справляется со своей социальной ролью студента, пропускает занятия, то его ждет неизбежная расплата на экзамене. Преподаватель и студент — социальные роли.
Испокон веков для историков важнейшей дилеммой была роль личности в истории. Старшее поколение прекрасно помнит дискуссии о культе личности при социализме. Вывод, правда, всегда был один — культ не является спутником социализма, он всего лишь его извращение. Однако во всех социалистических странах этот культ был.
Были бы у Франции столь блестящие военные победы, если бы не личность Наполеона Бонапарта. Интересно, что сам талантливый полководец свои военные подвиги отводил на второй план, считая себя прежде всего великим законодателем.
Игра социальной роли есть социальное поведение человека. Его принципы достаточно жестки, так как смешение функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Усвоение же правил социального поведения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности.
Социолог Р. Мертон выделил несколько видов социального поведения:
конформизм — полное принятие социальных целей общества и способов его достижения. Человек, стремящийся к жизненному успеху, выполняет все требования, предъявляемые к нему со стороны общества.
Задумайтесь над этим
В СССР в 1970-е гг. о карьере руководителя невозможно было мечтать, не будучи членом КПСС. Более того, для поступления в вуз абитуриенту следовало состоять в комсомольской организации. Поэтому неслучайно молодежь, ставившая перед собой цель получения высшего образования, обзаводилась комсомольскими билетами. В 2000-е гг. пропуском во власть для многих стало членство в «Единой России»;
инновационность — принятие социальных целей, но не способов их достижения;
рнтуализм — социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения священны и непоколебимы;
ретретизм — бегство от действительности, пассивное неприятие социальных целей и способов их достижения. Человек, ставший в результате разорения бродягой не предпринимает никаких усилий, чтобы вернуть прежний облик, добывая средства на свое существование попрошайничеством и сбором отходов;
мятеж, бунт — активное неприятие социальных целей и способов их достижения. Человек, отрицающий общественную мораль, революционер, свергающий государственный строй, нигилист, противопоставивший себе обществу, все это примеры бунтарского поведения.
Ролевой теории личности посвящены исследования социолога Р. Линтона. Он обратил внимание на социокультурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на поддержание ролевых требований системой общественных и групповых санкций. В рамках ролевой теории личности им был выявлен такой феномен как «ролевой конфликт» — переживание субъектом неоднозначности и противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию. Пример: конфликт между профессиональной и семейной ролью женщины. Если на производстве она жесткий руководитель со всеми вытекающими отсюда функциями, то стоит ей авторитарные методы руководства перенести на семью, как возникает конфликт в ячейке общества.
 



Лекция, реферат. 11. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Об авторе
1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ: КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
О. Конт и создание социологической науки
Социология Г. Спенсера | "Социальная биология"
Эмиль Дюркгейм — создатель французской социологической школы
Понимающая социология М. Вебера
Формальная социология Г. Зиммеля
Социологическая теория марксизма
Основные направления и школы американской социологии
Современные социологические теории
4. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ. ИСТОРИЯ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
6. СТРУКТУРА, ТИПОЛОГИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЛИЧНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА
7. ГЕНДЕР И МЕНЕДЖМЕНТ
8. ПРИМЕРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
9. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
10. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
11. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
12. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
13. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
17. ПОНЯТИЕ МОБИЛЬНОСТИ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
18. ГЕНДЕР И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
19. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СТЕПЕНЬ ЕГО ТЯЖЕСТИ
20. ТЕОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
21. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
22. ТИПЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
23. АЛКОГОЛИЗМ
25. НАРКОМАНИЯ как социальная проблема
26. СУИЦИД как социальная проблема
27. ПРОСТИТУЦИЯ
28. ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
29. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ТАЛАНТ
30. ГЕРОИ И ГЕРОИЗМ К ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
31. ДРУГИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
32. СЕМЬЯ И БРАК
33. ПРОБЛЕМА СТАБИЛЬНОСТИ СЕМЬИ: РАЗВОДЫ
34. ЭКОНОМИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
35. РАБОТА И ТРУД
36. БУДУЩЕЕ РАБОТЫ
37. ПОНЯТИЕ, РЕСУРСЫ, СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИИ, ЕЕ ЭТИКА
38. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИИ
39. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
41. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
42. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
42. ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
43. ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
44. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА, НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
45. ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ И МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВ
46. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
47. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ
48. СТРАТИФИКАЦИЯ В РОССИИ
49. БОГАТСТВО
50. СРЕДНИЙ КЛАСС
51. БЕДНОСТЬ
52. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ
53. ТЕОРИИ КОНФЛИКТОВ
54. КЛАССИФИКАЦИИ КОНФЛИКТОВ
СЛОВАРЬ по социологии




« назад Оглавление вперед »
10. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС « | » 12. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ






 

Похожие работы:

"Язык" наркоманов как отражение социального окружения

13.12.2009/курсовая работа

Своеобразие и характеристика "языка" наркоманов в социальной среде людей. Особенности трансформации лексики наркоманов в молодежной культуре. Анализ и проблема использования наркосленга в общении молодых людей. Интерпретация понятий в системе предмета.

Актуальные проблемы социального проектирования в России

14.12.2008/реферат

Социальное проектирование как отрасль социологической науки. Идея проектирования социальных систем. Научное и техническое проектирование. Сущность социального проектирования и прогнозирования. Конкретные проблемы социального проектирования в России.

Актуальные проблемы стратегии экономического и социального развития Украины на современном этапе

11.12.2009/реферат

Национальные и мировые программы создания информационного общества. Расширение информационной сети вузов Украины. Информационные технологии как катализатор экономического роста Украины. Рост удельного веса умственного труда, интеллектуализация труда.

Алкоголизм как социальная проблема

17.05.2009/курсовая работа

Изучение проблемы алкоголизма и наиболее адекватные пути ее решения. Проблема алкоголизма в России, как вопрос национальной угрозы. Медико-социальные методики диагностики, лечения и реабилитации алкоголиков, теоретические исследования алкоголизма.

Американская модель социальной защиты

10.11.2008/лекция

Модель социальной работы. Сильная либеральная составляющая американской социальной политики. Значение ассоциативных организаций в сфере социальной помощи и поддержки при финансовой поддержке со стороны государственных структур. Страховые механизмы.

Анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения

12.06.2010/курсовая работа

Понятие системы защиты населения. Их основные формы и специфика. Механизм социального взаимодействия государства и некоммерческих организаций. Социальная защита малообеспеченных слоев населения. Основные перспективы развития социальной защиты населения.

Анализ зарубежного и российского опыта социального обеспечения населения

11.09.2009/научная работа

Анализ состояния и регулирования социального обеспечения работников и населения в США, Германии, Швеции и России. Основные положения социальной защиты в США. Оплата труда рабочим и служащим. Связь систем оплаты труда с нормами социальной защиты населения.

Анализ работы государственного учреждения "Управление социальной защиты населения Воронежской области"

20.02.2010/отчет по практике

Ознакомление со временем создания, организационной структурой, задачами, кадровым составом, правами, обязанностями и ответственностью учреждения. Определение числа инвалидов, состоящих на учете в филиале "Управления социальной защиты населения".

Анализ социального обслуживания пожилых граждан города Белогорска

28.08.2010/дипломная работа

Рассмотрение геронтологических теорий о феномене старения. Определение места в обществе демографической группы пожилых граждан. Выявление социально-психологических проблем граждан пожилого возраста. Анализ деятельности учреждений по их обслуживанию.

Анализ социальной деятельности социальной службы

29.06.2010/курсовая работа

Особенности функционирования государственных и негосударственных организаций в системе социальной защиты населения. Частные социальные организации. Анализ социальной деятельности социальной службы (на примере ООО "Реабилитационный Центр В.И. Дикуля").


 

Учебники по данной дисциплине

Социология
История социологии в России. Учебник
Шпаргалка по социологии
Социология. Курс лекций 3
Зарубежная социология. Учебник
Демография
Человек и общество