---
⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » Социология. Курс лекций 2 » 21. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ





21. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст 



Смертная казнь
В обществе постоянно идут споры между сторонниками смертной казни и ее противниками. Основные аргументы тех и других сводятся к следующим:
Аргументы «за»:
• как показывают социологические опросы, подавляющее большинство граждан выступают за смертную казнь. Общество, называющее себя демократическим, обязано следовать воле большинства;
• на содержание преступников уходят солидные средства, которые можно было бы направить на другие цели;
• ряд преступников (маньяки, садисты-насильники) совершили такие злодеяния, после которых им нельзя оставлять жизнь.
Аргументы «против»:
• возможна судебная ошибка, которую после смерти невиновного человека будет нельзя исправить. Как говорится, «errare humanum est» («человеку свойственно ошибаться»);
• общество не вправе отнимать жизнь у человека, данную ему Богом; не в человеческих чаяниях и не в человеческом праве вмешиваться в божественное провидение и божественный промысел. Для убийцы есть суд более высокий, более справедливый, компетентный и более страшный;
• государство не должно становиться на один уровень с преступником, превращаясь в убийцу, не должно компрометировать себя технологией поточного убийства;
• от совершения преступления останавливает не смертная казнь, а неизбежность наказания;
• мгновенная смерть — недостаточное наказание для удовлетворения душевных страданий родственников жертвы. Ее надо заменить пожизненным лишением свободы без права пересмотра дела, с обязательным условием участия в тяжелых физических работах.
В средневековье смертная казнь устраивалась публично. Преступник произносил последнюю речь, а собравшаяся толпа ее оценивала криками, рукоплесканием, улюлюканьем. Сейчас эта практика ушла в прошлое. За исключением мусульманских стран, приговор приводят в исполнение в присутствии узкого круга лиц. В пятерку стран-лидеров по применению смертной казни входят Китай, Иран, КНДР, Йемен и США. Только в 2010 г. в Китае было казнено несколько тысяч человек. Точное число казненных установить не удается, та как подобная статистика засекречена китайскими коммунистами. Однако общемировая тенденция — отказ от смертной казни. В частности, в США к разговорам об отмене смертной казни стали относиться более терпимо, чем раньше.
Пытки
Неофициальным наказанием для преступника служит пытка, которой на стадии предварительного следствия может подвергнуться и законопослушный человек. Реакция на известие о пытках в цивилизованных странах — это большой скандал.
В 2000-х гг. внимание мировой общественности было привлечено к жестоким методам допроса, которые использовали ЦРУ в своих секретных тюрьмах на территории других государств. Тюрьмы были созданы для иностранцев, подозреваемых в причастности к террористической деятельности. Дж. Буша младшего неоднократно критиковали за лагерь в Гуантанамо. Правда, несмотря на общественный резонанс, люди там до сих пор сидят без приговора, к ним по-прежнему применяют пытки. В современной России наиболее распространены следующие пытки:
• жестокие избиения, часто с использованием резиновых дубинок;
• пытки с использованием мешка, противогаза и телефонного шнура для лишения воздуха и удушения;
• «конверт» — пытка, заключающаяся в том, что человеку выворачивают руки за спину, надевают наручники, продевают через руки и ноги веревку и сзади стягивают веревку таким образом, чтобы человек оказался сложенным как «конверт»;
• применение электрического тока;
• изнасилования (иногда с использованием бутылок и металлических труб). Дикий случай изнасилования задержанного в отделении «Дальний» Казанского УВД всколыхнул всю Россию. Именно он послужил поводом к созданию в Следственном комитете РФ отдела по борьбе с «оборотнями в погонах».
Песня «Голубая луна» в исполнении Бориса Моисеева использовалась в качестве орудия пыток в ИК-6 (г. Копейск Челябинской области). Об этом осужденные рассказали правозащитникам и журналистам «УралПолит.ш». В лагере эту песню якобы включали на полную громкость на весь день. Кроме того, осужденных давили децибелами группы Rammstein.
Только в период с апреля 2011 г. по апрель 2012 г. в Ассоциацию Агора и в Комитет против пыток обратились 45 жертв пыток. По признанию экспертов, эта цифра не отображает реального положения дел. Число жертв в разы больше. «Чтобы покончить с пытками, надо менять систему отчетности. В погоне за показателями полицейские «выбивают» признания из невиновных. Другая сторона проблемы — это суды. Они выносят обвинительные заключения по явкам с повинной. Зная это, полицейские добиваются от задержанных нужных показаний. Необходимо менять отношение судей. И отменить статью в уголовном кодексе, которая касается явок с повинной», — таково мнение адвоката и правового аналитика Р. Ахметгалиева.
Между тем появляются страны, в которых предпринимаются меры к легализации пыток. В 2012 г. в Канаде правительство разрешило спецслужбам учитывать информацию, полученную при пытках. Отныне применять пытки в стране «кленовых листьев» следует только в тех случаях, когда существует угроза безопасности граждан. В этом же году один из кандидатов в президента США М. Ромни сделал откровенное признание: «Я не считаю утапливание (используемое для подозреваемых в терроризме») пыткой».
Реабилитация преступников
Выполняет ли тюрьма свою функцию по реабилитации преступников? Обратимся к данным статистики, согласно которым двое из трех молодых людей после освобождения возвращаются в тюрьму. Попав в тюрьму в первый раз, человек не имел никаких связей с преступным миром, но находясь в заключении, он эти связи приобрел и получил криминальные навыки. Вернувшись на свободу, он столкнулся с равнодушным обществом, которое по-прежнему видит в бывшем осужденном человека, способного на преступление. И круг замыкается. Тот, кто не желал совершать противоправного поступка, его совершает.
Мало кто задумывается над тем, что фактически преступник несет двойное наказание. Первое наказание — официальное (лишение свободы). Второе же наказание — неофициальное: попадание в жестокий мир насилия. Преступники живут между собой по так называемым «понятиям», в которые не посвящен обычный человек. Риск подвергнуться насилию особенно велик для новичков, для которых тюремные понятия — тайна за семью печатями.
Гуманисты выступают за либерализацию тюремного режима. Своеобразный взгляд на преступление и наказание существует в Норвегии. Концепция наказания заключается в том, чтобы заключенные могли выбрать жизнь без криминала. Для воплощения этой концепции в тюрьмах работают по принципу, что преступники лишаются свободы, но не остальных прав. В норвежской тюрьме Halden заключенные имеют широкий доступ к самым высоким стандартам обеспечения. Комнаты оборудованы телевизорами и холодильниками. В свободное время арестанты могут записать альбом на музыкальной студии, воспользоваться первоклассными спортивными снарядами или прочесть книги в библиотеке. И эта система в Норвегии работает, принося результаты. Уровень рецидивов здесь в три раза меньше, чем в Великобритании. Однако возникает вопрос: будет ли такая система работать в России? По-видимому, нет. Причина в том, что многие отказываются от совершения преступления не по причинам понимания аморальности преступного деяния, а из-за страха наказания и понимания того, что российская тюрьма — это ад для первоходок.
 



Лекция, реферат. 21. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Об авторе
1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ: КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
О. Конт и создание социологической науки
Социология Г. Спенсера | "Социальная биология"
Эмиль Дюркгейм — создатель французской социологической школы
Понимающая социология М. Вебера
Формальная социология Г. Зиммеля
Социологическая теория марксизма
Основные направления и школы американской социологии
Современные социологические теории
4. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ. ИСТОРИЯ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
6. СТРУКТУРА, ТИПОЛОГИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЛИЧНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА
7. ГЕНДЕР И МЕНЕДЖМЕНТ
8. ПРИМЕРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
9. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
10. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
11. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
12. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
13. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
17. ПОНЯТИЕ МОБИЛЬНОСТИ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
18. ГЕНДЕР И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
19. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СТЕПЕНЬ ЕГО ТЯЖЕСТИ
20. ТЕОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
21. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
22. ТИПЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
23. АЛКОГОЛИЗМ
25. НАРКОМАНИЯ как социальная проблема
26. СУИЦИД как социальная проблема
27. ПРОСТИТУЦИЯ
28. ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
29. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ТАЛАНТ
30. ГЕРОИ И ГЕРОИЗМ К ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
31. ДРУГИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
32. СЕМЬЯ И БРАК
33. ПРОБЛЕМА СТАБИЛЬНОСТИ СЕМЬИ: РАЗВОДЫ
34. ЭКОНОМИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
35. РАБОТА И ТРУД
36. БУДУЩЕЕ РАБОТЫ
37. ПОНЯТИЕ, РЕСУРСЫ, СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИИ, ЕЕ ЭТИКА
38. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИИ
39. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
41. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
42. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
42. ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
43. ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
44. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА, НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
45. ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ И МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВ
46. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
47. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ
48. СТРАТИФИКАЦИЯ В РОССИИ
49. БОГАТСТВО
50. СРЕДНИЙ КЛАСС
51. БЕДНОСТЬ
52. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ
53. ТЕОРИИ КОНФЛИКТОВ
54. КЛАССИФИКАЦИИ КОНФЛИКТОВ
СЛОВАРЬ по социологии




« назад Оглавление вперед »
20. ТЕОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ « | » 22. ТИПЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ






 

Похожие работы:

Основания освобождения от уголовной ответственности и наказания

24.09.2008/реферат

Обстоятельства исключающие уголовную ответственность. Освобождение от наказания. Необходимая оборона. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление. Крайняя необходимость. субъективное право гражданина. Административное помилование.

Проблема коррупции в современном российском образовании

26.02.2009/курсовая работа

Характеристика коррупции как опасного социального явления и одного из основных видов теневой экономики. Взяточничество как опасное преступление. Основные тенденции развития коррупции в образовании: в школах и вузах; а также методы борьбы с коррупцией.


 

Учебники по данной дисциплине

Социология
История социологии в России. Учебник
Шпаргалка по социологии
Социология. Курс лекций 3
Зарубежная социология. Учебник
Демография
Человек и общество