---
⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » Социология. Курс лекций 2 » Эмиль Дюркгейм — создатель французской социологической школы




Эмиль Дюркгейм — создатель французской социологической школы

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст 



Социолог из Франции Эмиль Дюркгейм (1858-1917) был твердо убежден в том, что социология должна не только описывать, но и объяснять социальные явления, вскрывая их источники и причины. Он настаивал на том, что объяснение общественной жизни следует искать в самом обществе, которое есть нечто большее, чем просто сумма его частей.
Э. Дюркгейм разработал оригинальную концепцию «социальной солидарности», которую он рассматривал в работе «О разделении общественного труда» (1893). Социолог считал, что в ранних, слабо дифференцированных в социально-экономическом отношении коллективах социальная солидарность основывается на сходстве функций, исполняемых людьми. В таком обществе происходит полное растворение «индивидуального сознания» в «коллективном сознании». Такую солидарность социолог называл механической.
В развитых («организованных») обществах индивиды выполняют специализированные функции в соответствии с системой разделения труда, обусловливающей функциональный обмен и взаимозависимость. В результате между людьми возникают новый тип связей и качественно более высокий уровень состояния коллективного сознания. Базируется оно на взаимной потребности в сотрудничестве. Этот тип солидарности Э. Дюркгейм определил как органическую солидарность.
Одной из центральных категорий социологии выступает для Э. Дюркгейма «коллективное сознание». Оно рассматривается им как главный источник и причина социального изменения и развития, как механизм интеграции общества, выражающий потребности граждан во взаимодействии. Социальные конфликты он считал аномалиями в развитии общества, которые могут быть исправлены научными средствами на основе принципов солидарности.
Э. Дюркгейм предложил собственное видение структуры социологического знания. В качестве основных разделов он выделил следующие:
1) социальная морфология — изучает структуру общества, условия жизни людей, состав народонаселения, природно-географические, экономические и иные факторы общественного развития;
2) социальная физиология — изучает «жизненные проявления общества». Эти исследования проводятся в следующих направлениях: социология религии, социология труда, лингвистическая социология и т.д.;
3) общая социология — осуществляет теоретический синтез данных различных социологических исследований, выявляет общие закономерности функционирования и развития общества.
По Э. Дюркгейму, предметом социологии являются социальные факты, составляющие систему социальной действительности. В работе «Метод социологии» он отмечал, что социальные факты — это «способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются». Социальные факты выполняют роль сдерживающего фактора в поведении людей. Примерами могут служить социальные нормы, требования общественной морали, образцы семейной жизни, религиозные ритуалы и обряды и т.д.
Э. Дюркгейм стоял у истоков социологии девиантного (отклоняющегося) поведения, написав книгу «Самоубийство». Он выступил с опровержением биологических теорий, согласно которым самоубийство объяснялось исключительно физиологическими особенностями человека.
Э. Дюркгейм первым выделил «социальную сферу» как предмет специального социологического познания, разработал методы социологического исследования. Его подходы к выделению различных типов общества, изучение им культурологической составляющей заложили основы теории модернизации, позволили выявить роль социокультурных факторов в историческом процессе.



Лекция, реферат. Эмиль Дюркгейм — создатель французской социологической школы - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Об авторе
1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ: КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
О. Конт и создание социологической науки
Социология Г. Спенсера | "Социальная биология"
Эмиль Дюркгейм — создатель французской социологической школы
Понимающая социология М. Вебера
Формальная социология Г. Зиммеля
Социологическая теория марксизма
Основные направления и школы американской социологии
Современные социологические теории
4. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ. ИСТОРИЯ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
6. СТРУКТУРА, ТИПОЛОГИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЛИЧНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА
7. ГЕНДЕР И МЕНЕДЖМЕНТ
8. ПРИМЕРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
9. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
10. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
11. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
12. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
13. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
17. ПОНЯТИЕ МОБИЛЬНОСТИ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
18. ГЕНДЕР И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
19. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СТЕПЕНЬ ЕГО ТЯЖЕСТИ
20. ТЕОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
21. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
22. ТИПЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
23. АЛКОГОЛИЗМ
25. НАРКОМАНИЯ как социальная проблема
26. СУИЦИД как социальная проблема
27. ПРОСТИТУЦИЯ
28. ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
29. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ТАЛАНТ
30. ГЕРОИ И ГЕРОИЗМ К ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
31. ДРУГИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
32. СЕМЬЯ И БРАК
33. ПРОБЛЕМА СТАБИЛЬНОСТИ СЕМЬИ: РАЗВОДЫ
34. ЭКОНОМИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
35. РАБОТА И ТРУД
36. БУДУЩЕЕ РАБОТЫ
37. ПОНЯТИЕ, РЕСУРСЫ, СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИИ, ЕЕ ЭТИКА
38. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИИ
39. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
41. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
42. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
42. ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
43. ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
44. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА, НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
45. ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ И МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВ
46. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
47. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ
48. СТРАТИФИКАЦИЯ В РОССИИ
49. БОГАТСТВО
50. СРЕДНИЙ КЛАСС
51. БЕДНОСТЬ
52. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ
53. ТЕОРИИ КОНФЛИКТОВ
54. КЛАССИФИКАЦИИ КОНФЛИКТОВ
СЛОВАРЬ по социологии




« назад Оглавление вперед »
Социология Г. Спенсера | "Социальная биология" « | » Понимающая социология М. Вебера






 

Похожие работы:

Воспользоваться поиском

 

Учебники по данной дисциплине

Социология
История социологии в России. Учебник
Шпаргалка по социологии
Социология. Курс лекций 3
Зарубежная социология. Учебник
Демография
Человек и общество