---
⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » Социология. Курс лекций 2 » 46. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ




46. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст 



Понятие социальной стратификации
В социологии под социальной стратификацией понимают разделение общества на социальные слои по определенным критериям. В качестве классических критериев социальной стратификации российские социологи предлагают власть, доход, престиж, образование .
Социологи В.В. Радаев и О.И. Шкаратан называют несколько системных характеристик (свойств), присущих стратификации. Первая из них — социальность (внебиологичность) этого явления. Хотя различия между людьми по таким показателям как пол, возраст, физическая сила весьма заметны, они сами по себе не объясняют, почему одни статусы дают людям обладание большей властью, собственностью или престижем, чем другие. Биологические признаки не относятся к моделям господства или подчинения, пока они не включены в систему социальных отношений, установок и ценностей. Физически слабый и пожилой предприниматель доминирует над сильным и молодым рабочим. Топ-менеджерами становятся благодаря образованию, опыту работы, однако этому способствуют и личностные качества, такие как высокий интеллект, сила воли, организаторские способности.
Важным проявлением социальности феномена стратификации является ее тесная связь с социальными институтами общества, такими как экономика, политика, семья. Например, связь стратификации с институтом политики проявляется в наследовании власти, когда наследник престола занимает царский трон.
Второй характеристикой стратификации является ее традиционность, так как неравенство положения разных групп людей сохраняется на протяжении тысячелетий. Смена эпох человеческой цивилизации — это история богатства и бедности, о чем пойдет речь уже в следующей главе. А пока вернемся к критериям, определяющим место человека в той или иной страте.
Власть
Объем и сила власти определяются числом людей, на которых она распространяется. Безусловно, масштабы власти бригадира, в бригаде которого десять человек, несопоставимы с властью президента России, население которой по средним оценкам составляет 140 млн человек. В декабре 2012 г. журнал Forbes опубликовал ежегодный рейтинг самых влиятельных людей мира, наделенных властными полномочиями. Президент России занял третье место — сразу после Барака Оба-мы и Ангелы Меркель. В.В. Путин попал на высокую ступень в рейтинге как человек, который имеет большую власть и очень активно пользуется своими полномочиями.
Особой психологией и восприятием власти традиционно отличались китайские руководители, которым подчинялись миллионы, а в настоящее время — более миллиарда людей. Для некоторых политиков власть является самодостаточной. Они не стремятся к богатству, главное для них — упоение властью, способностью влиять на людей, определять их судьбы.
Власть стала стержнем первой в истории теории стратификации, которую создал Платон, предложив поделить общество на три класса: высший — мудрецы, управляющие государством; средний — воины, охраняющие государство от внешней угрозы и внутренних врагов; низший — крестьяне и ремесленники, создающие материальную базу для существования общества. В этом проекте мудрецы монопольно были наделены властными полномочиями. Однако для того чтобы получить власть, они были должны отказаться от собственности и семьи, а перед этим получить хорошее образование. Определялся и минимальный возраст мудрецов — 50 лет. Такова плата за власть.
Доход
Доход — это материальные ценности, измеряемые, как правило, в денежном эквиваленте за какой-либо период. Чем он больше, тем выше место человека на социальной лестнице. Поэтому неслучайно пресса регулярно пишет о миллионерах, интересуясь мельчайшими деталями их личной жизни.
Если в России большинство считает свой доход за месяц, то в США привычнее считать его за год. Обратим внимание, что не следует доход рассматривать как синоним понятия зарплаты. Дело в том, что заработная плата является основным источником дохода для бедных слоев и для части среднего класса. Доход же богатых и зажиточных — это, прежде всего, производные от инвестиций (акции, недвижимость, «фабрики и пароходы»).
Престиж
Престиж — это уважение статуса, сложившееся в обществе. Чаще всего говорят о престижности той или иной профессии, причем в разных странах престиж профессии может существенно различаться.
США. Врач — самая престижная и перспективная профессия. Далее следуют ученый, министр и офицер полиции. В этой стране хозяин магазина в маленьком городке пользуется большим уважением, чем служащий местного отделения самой крупной фирмы.
В Японии — все наоборот. Владелец супермаркета, обслуживающего население всего городка, почтительно склоняет голову перед работником местного филиала столичной фирмы. Здесь не столь важны деньги, как место, в котором они зарабатываются.
Англия. Престижнее всего быть юристом, конкретнее — адвокатом, хотя существует много других профессий, не менее оплачиваемых. В какой-то мере это может быть связано с тем, что у адвоката больше свободы действия, больше самостоятельности.
Германия. И вновь врач на первом месте рейтинга. Затем по степени престижности идут священник, адвокат, частный предприниматель.
Ирландия. Самая престижная профессия — учитель. Она гораздо привлекательнее профессий врача, компьютерщика и банкира.
Узбекистан. Большинство молодых людей мечтают о карьере финансиста.
Китай. Здесь нет никого более уважаемого, чем учитель.
Образование
Основные формы господства в постиндустриальном обществе базируются в первую очередь на знаниях и образовании, а технократия превращается в новый господствующий класс. Таково мнение социолога А. Турена, подчеркивающего важность образования как критерия для стратификации общества.
Образование измеряется количеством лет обучения, наличием той или иной квалификации или степени.
Собственно в образовании выделяют следующие уровни: начальное, среднее и высшее.
Если в СССР высшее образование было элитным, то сейчас об элитарности образования можно говорить только применительно к основным вузам — национальным университетам. Однако иметь высшее образование по-прежнему считается престижным. Например, девушка во всем может быть хороша, у нее привлекательная внешность, мягкий характер, но для того чтобы считаться завидной невестой, ей необходимо иметь высшее образование. Таковы реалии сегодняшнего дня. В современной России студентов больше, чем было когда-то в СССР, в его 15 республиках. То же касается количества вузов. Поэтому правительство Российской Федерации так обеспокое но качеством образования в стране, прежде всего в негосударственных вузах.
В 2000-е гг. в России начала осуществляться реформа образования в связи с переходом на Болонскую систему. Если в СССР студенты, окончившие вузы, получали квалификацию «специалист», то начиная с 2011 г. российские вузы начали прием по направлениям «бакалавр» и «магистр». То и другое — ступени высшего образования. Причем нельзя поступать в магистратуру не пройдя обучения на бакалавра или не став предварительно специалистом. Интересно, что социологические исследования, проведенные в середине 2000-х гг., показали, что подавляющее число абитуриентов (94 %), узнав о надвигающейся реформе, заявили о своих планах обучения в магистратуре, в то время как реформаторы полагали, что картина будет противоположной: основная масса — бакалавры, а незначительное меньшинство — магистры, а не наоборот.
Что касается послевузовского образования, то и здесь Россия имеет свои отличительные особенности. Если в нашей стране существуют две ученых степени — «кандидат наук» и «доктор наук», то в Западной Европе ученая степень одна — «доктор наук». Кроме того, если в России ученые степени присваиваются государством и это достаточно сложный процесс, то на Западе эту роль выполняют сами университеты.
 



Лекция, реферат. 46. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Об авторе
1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ: КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
О. Конт и создание социологической науки
Социология Г. Спенсера | "Социальная биология"
Эмиль Дюркгейм — создатель французской социологической школы
Понимающая социология М. Вебера
Формальная социология Г. Зиммеля
Социологическая теория марксизма
Основные направления и школы американской социологии
Современные социологические теории
4. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ. ИСТОРИЯ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
6. СТРУКТУРА, ТИПОЛОГИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЛИЧНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА
7. ГЕНДЕР И МЕНЕДЖМЕНТ
8. ПРИМЕРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
9. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
10. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
11. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
12. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
13. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
17. ПОНЯТИЕ МОБИЛЬНОСТИ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
18. ГЕНДЕР И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
19. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СТЕПЕНЬ ЕГО ТЯЖЕСТИ
20. ТЕОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
21. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
22. ТИПЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
23. АЛКОГОЛИЗМ
25. НАРКОМАНИЯ как социальная проблема
26. СУИЦИД как социальная проблема
27. ПРОСТИТУЦИЯ
28. ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
29. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ТАЛАНТ
30. ГЕРОИ И ГЕРОИЗМ К ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
31. ДРУГИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
32. СЕМЬЯ И БРАК
33. ПРОБЛЕМА СТАБИЛЬНОСТИ СЕМЬИ: РАЗВОДЫ
34. ЭКОНОМИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
35. РАБОТА И ТРУД
36. БУДУЩЕЕ РАБОТЫ
37. ПОНЯТИЕ, РЕСУРСЫ, СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИИ, ЕЕ ЭТИКА
38. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИИ
39. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
41. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
42. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
42. ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
43. ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
44. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА, НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
45. ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ И МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВ
46. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
47. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ
48. СТРАТИФИКАЦИЯ В РОССИИ
49. БОГАТСТВО
50. СРЕДНИЙ КЛАСС
51. БЕДНОСТЬ
52. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ
53. ТЕОРИИ КОНФЛИКТОВ
54. КЛАССИФИКАЦИИ КОНФЛИКТОВ
СЛОВАРЬ по социологии




« назад Оглавление вперед »
45. ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ И МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВ « | » 47. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ






 

Похожие работы:

Воспользоваться поиском

 

Учебники по данной дисциплине

Социология
История социологии в России. Учебник
Шпаргалка по социологии
Социология. Курс лекций 3
Зарубежная социология. Учебник
Демография
Человек и общество