---
⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » Социология. Курс лекций 2 » 53. ТЕОРИИ КОНФЛИКТОВ




53. ТЕОРИИ КОНФЛИКТОВ

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст 



Истоки исследования конфликтов лежат в глубокой древности. Еще мыслители Древнего Китая видели источник развития общества в борьбе двух противоположных начал. В Новое время английский экономист А. Смит утверждал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними.
По мнению другого видного ученого — социального философа Т. Гоббса, истоки конфликтов коренятся в том, что существуют вещи, которыми не могут владеть одновременно несколько людей. Претензии на чужую собственность непременно вызовут конфликт.
Значительный вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г. Гегель. По его мнению, причины конфликтности заключены в самой человеческой природе. «Человек зол, и этим злом является его субъективность», — полагал философ.
Родоначальник социологии О. Конт рассматривал общественные конфликты как социальную патологию, как отклонение от нормы, являющееся результатом плохой организации труда. Закон индустриального общества — это рост общественного благосостояния, предполагающее окончательное согласование социальных интересов. О. Конт стал первым ученым, который высказал идеи о необходимости научной организации труда, социального управления, внедрения социальных технологий.
С тех пор социологи уделяют самое серьезное внимание изучению конфликтов. Но в отличие от психологов они рассматривают внутри-личностные, межличностные и социальные конфликты с позиции их социальной обусловленности. Возникновение конфликта и его распространение всегда определяется наличием, характером и степенью развития противоречий в обществе. Серьезный вклад в развитие теории конфликта внес К. Маркс, который полагал, что главным источником конфликта являются экономические противоречия между классами.
Социологи-марксисты убеждены в том, что конфликт — временное состояния общества, которое может быть преодолено рациональными способами, т.е. существует такой уровень общественного развития, когда конфликтов не будет. Конфликты существуют в классовом обществе, когда класс эксплуататоров живет за счет труда эксплуатируемых. Но при коммунизме, при отсутствии товарно-денежных отношений высокий уровень науки и техники обеспечит материальное изобилие.
Общая концепция социального конфликта стала складываться только в конце XIX в. — начале XX в. в работах немецких ученых М. Вебера (1864-1920), Г. Зиммеля (1858-1918).
По мысли М. Вебера, общество представляет собой совокупность групп, различающихся своим статусом. Когда их интересы расходятся, возникают конфликты. Отсюда М. Вебер сделал неутешительный вывод, что всякие надежды на возможность их устранения из жизни общества иллюзорны. Необходимо признать неизбежность существования непрекращающейся борьбы одних граждан против других.
Однако интересы граждан не только расходятся, но в какой-то мере совпадают, что создает предпосылки для баланса сил, достижения в обществе социального консенсуса (от лат. consensus — согласие) — договоренности по поводу дальнейшего сосуществования. И хотя конфликты не могут быть раз и навсегда устранены из жизни, это не означает, что она характеризуется постоянной нестабильностью и потрясениями.
Г. Зиммель в книге «Конфликт современной культуры» (1918) рассматривал социальный конфликт как позитивное явление, способствующее поддержанию в обществе стабильности. Он исходил из того, что существующие в обществе эгоистические группы не изолированы друг от друга, а тесно связаны между собой тысячами незримых нитей. Именно эти пересечения интересов социальных групп смягчают конфликты и служат почвой для стабильного развития демократического общества. Более того, конфликты неустранимы, они представляют важное универсальное свойство общественной жизни, столь же устойчивую ее форму как власть и общественный договор.
Т. Парсонс в работе «Структура социального действия» (1937) трактовал конфликт как аномалию, своего рода социальную болезнь, которую необходимо лечить. Нормой, с его точки зрения, являются бесконфликтность, гармония в обществе, снятие в нем до минимума социальной напряженности.
Немецкий учений Р. Дарендорф в работах «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957) и «Современный социальный конфликт» (1988) рассматривая конфликт в качестве главной категории, разработал собственную теорию конфликта. Для него наличие конфликтов — естественное состояние общества. Не наличие, а их отсутствие является девиацией. Повод к подозрительности возникает тогда, когда обнаруживается организация, в которой не видны проявления конфликтов. Более того, конфликты не всегда являются угрозой для общества. Напротив, они могут служить одним из источников его изменения и сохранения на основе порождаемых конфликтами позитивных изменений .
Р. Дарендорф полагал, что главным источником конфликта являются противоречия между социальными группами, связанные с концентрацией власти у одних и ее отсутствием у других. В отличие от К. Маркса, он утверждал, что конфликты на экономической почве между рабочим классом и предпринимателями лишены прежней взрывной силы. Следовательно, они могут быть урегулированы без применения революционных насильственных методов, характерных для XIX в. Главное — вовремя признать наличие конфликта в обществе, дать ему возможность выйти на поверхность, а затем рационально урегулировать. Это позволит избежать дальнейшей катастрофы.
Классическим произведением современной конфликтологии стала работа американского ученого Л. Козера «Функции социального конфликта» (1956). Развивая идеи М. Вебера и Г. Зиммеля о всеобщности и универсальности конфликта, Л. Козер дал глубокое обоснование положительной роли конфликтного взаимодействия для жизни общества. Он выделил четыре переменных конфликта: власть, статус, перераспределение расходов, переоценка ценностей. Л. Козером был сформулирован ряд положений, ставших теоретическими основами современной конфликтологии:
1) непременным источником конфликтных ситуаций является неустранимый дефицит ресурсов, имеющий место в любом обществе. Поэтому пока существует человечество, будет существовать в нем и определенная социальная напряженность, время от времени перерастающая в конфликты различной формы. Особую роль в постоянной борьбе за эти дефицитные ресурсы имеет стремление людей к власти;
2) хотя конфликты существуют в любом обществе, их роль в демократическом — «открытом» — обществе, и в недемократическом — «закрытом» — различна. В «закрытом», особенно в тоталитарном обществе, конфликты носят революционно-насильственный, разрушительный характер. В «открытом» обществе хотя и возникает множество конфликтов, они разрешаются конструктивным путем. Если в «закрытом» обществе нормально выразить свои интересы можно, только объединившись с другими недовольными и объявив войну остальной части общества, то в «открытых» этого не случается, так как существует механизм защиты различных интересов при помощи демократических социальных институтов;
3) конструктивные и разрушительные результаты конфликта глубоко различаются между собой. Поэтому главная задача современной науки состоит в разработке рекомендаций по ограничению негативных и использованию позитивных функций конфликтов.

Рис. Л. Козер — классик современной конфликтологии
Основатель теории «человеческих отношений» Э. Мэйо был твердо убежден в том, что одна из серьезных проблем современности — преодоление опасной социальной болезни — конфликтности. По его мнению, социальное здоровье — это «социальное равновесие», «состояние сотрудничества». К нему и нужно всячески стремиться, используя не только экономические, но и психологические методы.
Идеи Э. Мэйо нашли определенную поддержку у менеджеров-практиков на производстве. Однако полностью преодолеть конфликты как на производстве, так и в обществе в целом не удалось. Поэтому социологи были вынуждены вернуться к более реалистичной конфликтной модели общества, предложенной Р. Дарендорфом и Л. Ко-зером.
В настоящее время большинство социологов немарксистской ориентации считают, что существование общества без конфликта невозможно. Они поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главной движущей силой общественного развития. А это значит, что конфликт — это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни.
Среди современных отечественных социологов определение конфликта дал Ю.Г. Волков: конфликт — антагонистическое отношение между двумя или несколькими участниками действия, по крайне мере один из которых стремится установить свое господство над социальным полем их взаимоотношений.
Поводы, причины и условия социальных конфликтов
Как все явления, происходящие в обществе, конфликт не может быть беспричинным. При анализе каждого конфликта социологи прежде всего определяют его повод, причину и условия протекания.
Повод — формальный предлог для начала конфликта. В качестве примера можно вспомнить сфальсифицированную канцлером Пруссии О. фон Бисмарком Эмсскую депешу, вызвавшую волну возмущения во французских правящих кругах, что в конечном счете привело к франко-прусской войне.
Причина — событие или явление, вызвавшее конфликт. Вновь в качестве примера можно вспомнить события, связанные с началом франко-прусской войны. Обе стороны, как Пруссия, так и Франция вынашивали планы разгрома своего противника, рассчитывая занять ведущие роли на европейском континенте. Причины к войне были, и оставалось лишь найти повод. И он был найден.
Выделяют субъективные и объективные причины социального конфликта.
Субъективные причины — аспекты, исходящие от самих участников конфликта. Такими причинами могут стать их интересы, убеждения, ценностные ориентации, традиции, представления, эмоциональный настрой.
Пример: национальная гордость титульной нации в Афганистане пуштунов (афганцев) заставляет их защищать всех, кто находится у них дома, следуя законам восточного гостеприимства. Если кто-то посмеет обидеть гостя, то хозяин выйдет защищать его с оружием в руках, т.е. возникнет конфликт. Парадокс ситуации в том, что вне пределов своего селения пуштун без тени сомнения ограбит своего гостя, того, кого защищал вчера. Возникнет новый конфликт, который немыслим для европейца, но вполне укладывается в нормы здравого смысла для пуштуна.
Объективные причины — аспекты, существующие вне человеческого сознания. Наиболее фундаментальной объективной причиной конфликтов является социальное неравенство во всех его разновидностях: экономическом, политическом, этническом, культурном и т.д. За примером вновь обратимся к пуштунам. Бедность их страны, крайне низкий уровень жизни, с одной стороны, заставляют защищать гостей в их собственном доме, делясь последним. А с другой стороны, позволяет их же грабить на большой дороге, забирая все более или менее ценное.
Условия — обстановка, в которой развивается конфликт. От условий зависит темпы его развития и перспективы разрешения.
Стадии конфликта
Конфликт не является единовременным актом. Как правило, он состоит из нескольких следующих одна за другой стадий. Выделяют следующие стадии.
Предконфликтная ситуация. Противоборствующие стороны осознают причину и цель конфликта, оценивают свои возможности, ищут сторонников, вырабатывают стратегию и тактику действий.
Первоначальная реакция на вызов. Стороны предпринимают первые шаги, проверяя соперника на «прочность».
Момент максимального воздействия одной стороны на другую. Конфликт достиг пика, стороны используют все возможные средства для достижения поставленных целей.
Урегулирование конфликта. Стороны приходят к пониманию необходимости его прекращения, достигается консенсус или одна сторона одерживает победу над другой.
 



Лекция, реферат. 53. ТЕОРИИ КОНФЛИКТОВ - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Об авторе
1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ: КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
О. Конт и создание социологической науки
Социология Г. Спенсера | "Социальная биология"
Эмиль Дюркгейм — создатель французской социологической школы
Понимающая социология М. Вебера
Формальная социология Г. Зиммеля
Социологическая теория марксизма
Основные направления и школы американской социологии
Современные социологические теории
4. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ. ИСТОРИЯ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
6. СТРУКТУРА, ТИПОЛОГИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЛИЧНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА
7. ГЕНДЕР И МЕНЕДЖМЕНТ
8. ПРИМЕРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
9. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
10. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
11. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
12. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
13. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
17. ПОНЯТИЕ МОБИЛЬНОСТИ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
18. ГЕНДЕР И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
19. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СТЕПЕНЬ ЕГО ТЯЖЕСТИ
20. ТЕОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
21. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
22. ТИПЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
23. АЛКОГОЛИЗМ
25. НАРКОМАНИЯ как социальная проблема
26. СУИЦИД как социальная проблема
27. ПРОСТИТУЦИЯ
28. ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
29. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ТАЛАНТ
30. ГЕРОИ И ГЕРОИЗМ К ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
31. ДРУГИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
32. СЕМЬЯ И БРАК
33. ПРОБЛЕМА СТАБИЛЬНОСТИ СЕМЬИ: РАЗВОДЫ
34. ЭКОНОМИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
35. РАБОТА И ТРУД
36. БУДУЩЕЕ РАБОТЫ
37. ПОНЯТИЕ, РЕСУРСЫ, СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИИ, ЕЕ ЭТИКА
38. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИИ
39. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
41. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
42. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
42. ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
43. ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
44. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА, НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
45. ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ И МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВ
46. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
47. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ
48. СТРАТИФИКАЦИЯ В РОССИИ
49. БОГАТСТВО
50. СРЕДНИЙ КЛАСС
51. БЕДНОСТЬ
52. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ
53. ТЕОРИИ КОНФЛИКТОВ
54. КЛАССИФИКАЦИИ КОНФЛИКТОВ
СЛОВАРЬ по социологии




« назад Оглавление вперед »
52. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ « | » 54. КЛАССИФИКАЦИИ КОНФЛИКТОВ






 

Похожие работы:

Возникновение теоретической социологии. Наследие О. Конта

11.09.2007/реферат

Огюст Конт - основатель позитивизма и позитивной социологии. Три этапа развития научной мысли О. Конта. Человеческая природа и социальный порядок. Научные методы О. Конта и современность. Позитивистские теории Конта.

Гендерный подход в социологии

22.02.2010/реферат

Социальная стратификация и гендер. Процесс дифференциальной социализации. Основные понятия теории конструирования гендера. Процесс гендерной стратификации в экономической и политической сфере. Наличие социальной несправедливости в отношениях между полами.

Девиантное поведение

13.01.2010/контрольная работа

Природа и виды социальных отношений. Аморальное и делинквентное негативное девиантное поведение. Аддиктивные формы отклонений в поведении. Использование и оценка теории аномии. Теория культурного переноса. Особенности использования теории конфликта.

Классы и страты

13.03.2010/реферат

Создание Марксом теории классов и классовой борьбы. Классы как слои населения, различающиеся по имущественному положению в Древнем Риме с VI в. до н.э. Страта как слой людей, имеющих сходные показатели по какому-либо критерию социального неравенства.

Марксизм как теория социального конфликта

20.02.2009/курсовая работа

Западная социология марксово понимание общества и его идею общественного развития относят к теории конфликта. Теория Маркса основывается на формационном подходе, который является краеугольным камнем марксистской исторической науки. Социальная статика.

Основные принципы материалистического учения об обществе К.Маркса, Ф.Энгельса

10.10.2007/реферат

Материалистическое понимание истории в теории К. Маркса. Особенности социально-философского учения Маркса. Учение об иерархии общественных отношений. Учение о законах развития общества. Принципы материалистического учения.

Процесс коммуникации по Ю. Хабермасу

23.12.2009/курсовая работа

Биография Хабермаса. Социальная коммуникация. Практика, этика и мораль в теории коммуникационного действия. Типы коммуникационного действия. Речевые акты. Концепт речевого действия. Язык - основа коммуникации. Теория аргументации и понятие дискурса.

Социологические теории девиации

23.05.2009/курсовая работа

Понятие и социальные характеристики девиации. Механизм закрепления определений. Роль и процессы социального контроля. Социальные эффекты девиации. Мертоновская типология индивидуальной адаптации к аномии. Использование теории культурного переноса.

Социология К. Маркса: роль материального производства и классовой борьбы в развитии общества

3.12.2009/реферат

Материалистическое понимание истории. Общество как система связей и отношений между индивидами в процессе трудовой деятельности согласно теории Карла Маркса. Классовая борьба в развитии общества. Классы как социальные группы в неравном положении.

Теория и методология Ковалевского М.М.

27.11.2008/реферат

М.М. Ковалевский крупнейший русский социолог конца XIX-начала XX в. Огромное влияние теории Ковалевского М.М. на формирование социологии, ее институционализацию и признание в русском научном сообществе. Преподавательская деятельность Ковалевского М.М.


 

Учебники по данной дисциплине

Социология
История социологии в России. Учебник
Шпаргалка по социологии
Социология. Курс лекций 3
Зарубежная социология. Учебник
Демография
Человек и общество