Пройти Антиплагиат ©



Главная » Трудовое право. Учебное пособие » ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст 



 

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ


Защита трудовых прав – это мероприятия по восстановлению нарушенного права, обеспечению исполнения юридической обязанности. Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами.
ТК РФ устанавливает способы защиты трудовых прав работников:
самозащита работниками трудовых прав;
защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
судебная защита.
Государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательства в целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда служат одним из основных направлений государственной политики в этой области.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют органы Федеральной инспекции труда, а контроль за соблюдением законодательства по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности также федеральные надзоры, внутриведомственный государственный контроль в подведомственных организациях – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Защита трудовых прав работников профессиональными союзами осуществляется на основании Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Профсоюзы представляют и защищают права и интересы членов профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах.
В целях самозащиты своих трудовых прав работник может отказываться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, непосредственно угрожающей его жизни и здоровью. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством.
Необходимо чётко понимать, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления в целях осуществления защиты своих трудовых прав.
Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, работник вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА


Федеральная инспекция труда – единая централизованная система государственных органов, осуществляющая ПО надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории Российской Федерации.
Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда РФ. Он назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Правительством РФ.
Деятельность органов Федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.
Основные задачи органов Федеральной инспекции труда:
обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
обеспечение соблюдения работодателями положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов. Данная лекция по трудовому праву размещена на реф.рф
Полномочия: осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности; анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению; осуществляют рассмотрение дел об административных правонарушениях; реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Также Федеральная инспекция труда осуществляет и другие полномочия.
Проверка служит одной из форм контроля и назначается либо проводится Федеральной инспекцией труда в отношении организаций, обязанных соблюдать трудовое законодательство.
Обследование – действия со стороны должностных лиц Федеральной инспекции труда по выявлению нарушений трудового законодательства и прав работника.
 
ИНСПЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ
Инспектирование организаций происходит на всей территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. При проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.
Организации Вооруженных Сил РФ, органы безопасности, органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и другие подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, предусматривающим:
– доступ только для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;
– проведение проверок в назначенное время;
– ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий. Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:
беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;
запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя и составлять соответствующий акт;
приостанавливать работу организаций при выявлении нарушений требований охраны труда, создающих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и др.
В то же время государственные инспекторы труда обязаны:
– соблюдать Конституцию РФ, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц Федеральной инспекции труда;
– хранить охраняемую законом тайну, ставшую им известной при осуществлении полномочий; воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
 

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ


Профессиональный союз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, не подотчетны и не подконтрольны им.
Основная функция профсоюзов состоит в защите и реализуется в четырех организационно-правовых формах: участия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в организации; участия в разрешении трудовых споров; осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.
Профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В связи с этим работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Профсоюзные инспекторы труда имеют право:
беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;
осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнение обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Профсоюзы при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Уполномоченные лица по охране труда профсоюзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
 

САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ ТРУДОВЫХ ПРАВ


Трудовое законодательство предусматривает несколько форм самозащиты трудовых прав работников. Работник имеет право на отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором. В этом случае работник вправе выходить на работу, не выполняя своих трудовых обязанностей, либо прекратить выходить на работу, предварительно известив об этом работодателя в письменной форме. На время самозащиты за работником сохраняется средняя заработная плата на все время самозащиты.
Работник имеет право на отказ от выполнения работы, непосредственно угрожающей его жизни и здоровью. В подобном случае работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения опасности. Если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, работодателем оплачивается время простоя до устранения опасности для его жизни и здоровья. Отказ работника от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, которые не предусмотрены трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.
На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные действующим трудовым законодательством.
Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав. Преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещено.
Работник обязан письменно предупредить представителей работодателя о самозащите трудовых прав, указав в заявлении о правонарушении, допущенном представителями работодателя. Получив заявление, представители работодателя вправе прекратить действия или бездействие работника либо обжаловать в суде или государственной инспекции труда. Признание действий или бездействия работника по самозащите трудовых прав незаконными соответствующими органами обязывает работника прекратить используемые им способы самозащиты трудовых прав. В противном случае работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
В случае, если судом или инспекцией труда самозащита работника признается законной, названные органы могут обязать представителей работодателя устранить допущенные нарушения прав работников. В ином случае представители работодателя могут быть привлечены к дисциплинарной или административной ответственности.
 
 



Лекция, реферат. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.



« назад Оглавление вперед »
ОХРАНА ТРУДА « | » ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ






 

Похожие работы:

Воспользоваться поиском

 

Учебники по данной дисциплине

Арбитражный процесс. Конспект лекций
Философия права в схемах
Гражданский кодекс РФ. Часть 1.
Источники римского права.
Общие положения Главы 1 ФЗ "О полиции". Комментарии.
Принципы деятельности полиции. Комментарий к Глава 2 ФЗ "О Полиции"
Обязанности полиции. Комментарий к Главе 3 ФЗ "О Полиции"
Применение полицией специальных средств и физической силы. Комментарии к главам 4 и 5 ФЗ "О полиции"
Земельное право. Учебник. 2010 год.
Гражданское право - том 1.
История государства и права России.
Право Европейского Союза (ЕС)
Комментарий к ГПК РФ.
Общие положения о гражданском судопроизводстве (гражданском процессе)
Муниципальное право. Краткий курс лекций.
Нотариат и нотариальная деятельность
Российское предпринимательское право. Учебник.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ
Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран.
Аграрное право
Административное право РФ
Международное частное право. Краткий курс лекций.
АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ С НИМИ ПРАВА
Должностные и служебные преступления: лекции к курсу
Международное частное право. Учебник.
Административное право - Шпаргалки.
Обществознание - учебник.
Хозяйственное право. Курс лекций.
Римское право - конспект
Медицинское право
Административное право. Лекции.
Трудовое право РФ. Учебник.
Муниципальное право. Билеты.
Проблемы теории государства и права. Лекции
Гражданский процесс. Ключевые вопросы
Как защитить свои интересы в ЖКХ
Криминалистика - лекции.
Уголовный процесс
Уголовное право РФ - экзаменационные ответы
Адвокатура. Основы адвокатуры
Теория государства и права - подробный курс лекций (ТГП)
Проблемные аспекты гражданского права
Правовые гарантии иностранных инвесторов по законодательству РФ и в международном инвестиционном праве.
Арбитражный процесс
Основы права в кратком изложении
Гражданское право учебник
Гражданское право. Лекции
Семейное право учебник
Арбитражный процесс - билеты
Международное частное право. Курс лекций
Основы гражданского права
Основы наследственного права. Лекции
Основы земельного права
Прокурорский надзор. Лекции
Основы и проблемы права. Лекции
Основы государственного управления
История государства и права. Учебник
Административно-процессуальное право. Курс лекций
Семейное право учебник онлайн
Семейное право учебник 2
Семейное право учебник 3
Основы земельного права 2
Земельное право 3
Трудовые права работников
Уголовный процесс - билеты