Пройти Антиплагиат ©



Главная » Правовые гарантии иностранных инвесторов по законодательству РФ и в международном инвестиционном праве. » 5.5 Международно-правовые механизмы страхования иностранных инвестиций



Международно-правовые механизмы страхования иностранных инвестиций

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Уникализировать текст 



Особую роль в создании международно-правовой защиты иностранных инвестиций путем применения принципа суброгации играют международные двусторонние договоры о взаимном поощрении и защите капиталовложений. Установление на двусторонней основе ясных, простых и реализуемых норм и правил, улучшающих инвестиционный климат и тем самым укрепляющих доверие между государствами, способствует сокращению некоммерческих рисков.
В двусторонних инвестиционных договорах закрепляется важная международно-правовая норма, в соответствии с которой государственный орган одного государства дает гарантию против политических рисков для инвестиций, осуществляемых на территории другого государства, и вынужден был произвести платеж по указанной гарантии, то второе государство (его государственный орган) обязано признавать права первого государства (его государственных органов) на соответствующую компенсацию (суброгация). Данная договорная норма позволяет перевести правоотношения между частным инвестором и государством на уровень международных публично-правовых отношений, что усиливает защиту иностранных инвестиций от политических рисков.
Двусторонние соглашения о защите и взаимном поощрении зарубежных капиталовложений создают единую универсальную систему страхования иностранных инвестиций. Она, прежде всего, включает механизм Сеульской конвенции 1985 г., которая является ее ядром. Внутренние механизмы дополняют этот механизм для конкретного государства, а двусторонние договоры дополнительно обеспечивают взаимодействие механизмов страхования в системе МИГА и национально-правовых системах. Главным ее достоинством является то, что эта система позволяет иностранному инвестору обращаться к нормам международного права.
Принцип суброгации является основополагающим для такой универсальной организации, как Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ - МИГА) - MultilateralInvestmentGuaranteeAgency (MIGA), учрежденной в соответствии с Сеульской конвенцией 1965 г. Термин guarantee в данном случае, как и в нормативных документах, регулирующих деятельность МИГА, переводится как «страхование» (insurance), а вовсе не гарантия как таковая. Английские слова guarantee (гарантия) и insurance (страхование) относительно к проблематике международного страхования инвестиций рассматриваются как синонимы.
Обсуждение целесообразности создания международной организации, занимающейся страхованием инвестиций стран-участников началось еще в конце 1950-х гг. Под эгидой Международного банка реконструкции и развития был разработан проект учреждения Международного агентства по страхованию инвестиций. Но в 60-70-е гг. XX в. этот проект не нашел поддержки у развивающихся стран и в 1973 г. работы по нему были приостановлены. Возобновленные в 1981 г., они завершились разработкой текста Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, который был одобрен Советом управляющих МБРР 11 октября 1985 г. на ежегодной сессии в Сеуле (отсюда ее второе название - Сеульская конвенция) и передан Правительствам стран – членов МБРР и Швейцарии для подписания.
Учреждение МИГА наряду с продолжающейся тогда активной практикой заключения международных двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений ознаменовало собой начало нового этапа в развитии международного инвестиционного права, этап формирования единой комплексной системы страхования иностранных инвестиций.
Сеульская конвенция вступила в силу 12 апреля 1988 г., и 12 июня того же года МИГА начала свою деятельность. В Конвенции участвуют 20 промышленно развитых стран, включая США, Канаду, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Японию. Из числа развивающихся государств полноправными участниками являются 127.
Сеульская конвенция 1985 г. впервые сформулировала понятие международно-правовой суброгации, ввела унифицированные понятия и раскрыла их содержание. Россия подписала Сеульскую конвенцию 15 сентября 1992 г. и с 29 декабря 1992 г. является ее полноправной участницей.
Данная конвенция как часть российской правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ) регулирует не только обязательства Российской Федерации, связанные с суброгацией, но и весь комплекс норм, правил в международной страховой системе: стороны договора страхования, инвестиции, подпадающие под условия страхования, страховые риски, страховое возмещение, урегулирование спора инвестора со страховщиком и страховщика с государством – реципиентом инвестиций. Особенно важным является то, что этот многосторонний международный договор регламентирует именно те вопросы, которые не закреплены в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений как относящиеся к исключительной компетенции государства - экспортера капитала, учредившего соответствующее агентство.
Задачей Международного агентства по гарантиям инвестиций в соответствии со ст. 2 Конвенции является стимулирование потока инвестиций в производительных целях между странами-членами, особенно в развивающиеся государства, дополняя тем самым деятельность МБРР, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых учреждений развития.
Правовой статус МИГА весьма своеобразен. С одной стороны, это международная межправительственная организация, обладающая юридической правосубъектностью, с привилегиями и иммунитетом, присущим субъекту международного права. Например, МИГА пользуется судебным иммунитетом против исков, возбужденных против него государствами-членами или от их имени, а также по вопросам персонала, а его имущество - иммунитетом от предварительного обеспечения иска. Активы МИГА не подлежат реквизиции, конфискации, экспроприации или какой-либо иной форме ареста по решению исполнительных или законодательных органов того или иного государства. Его архивы неприкосновенны, имущество, доходы и операции освобождаются от любых налогов и таможенных пошлин. Иммунитет высших должностных лиц МИГА приравнен к дипломатическому.
Но в то же время основной предмет деятельности МИГА – страхование инвестиций от политических рисков – носит чисто коммерческий характер, поэтому оно обладает признаками, характерными для коммерческой организации.
По своим страховым обязательствам МИГА несет самостоятельную имущественную ответственность перед страхователями. Поэтому ему всегда надлежит поддерживать баланс между своими задачами как международной организации и своей финансовой устойчивостью как учреждения, занимающегося страховыми операциями.
Основу международно-правовой системы страхования, предлагаемой МИГА, составляет договор страхования, сторонами в котором выступает МИГА (страховщик, суброгат) и иностранный инвестор (страхователь, держатель гарантий). Несмотря на то что МИГА имеет международную правосубъектность, в отношении иностранного инвестора, каковыми, как правило, являются юридические лица, оно выступает в роли страховой компании. В соответствии с заключенным контрактом одна сторона – Международное агентство по гарантиям инвестиций обязуется выплатить другой стороне – держателю гарантий определенную в договоре сумму, составляющую обычно процент от суммы убытков, которые понес держатель гарантии и которые возникли в результате наступления одного из перечисленных в контракте случаев. В свою очередь, держатель гарантии обязуется в соответствии с заключенным с МИГА договором ежегодно выплачивать страховой взнос в размере устанавливаемого в договоре процента от суммы гарантии (AmountGuarantee).
Право международно-правовой суброгации по Сеульской конвенции в отличие от суброгации в гражданском праве характеризуется тремя аспектами:1) права и обязанности иностранного инвестора (страхователя) переходят к страховщику - МИГА;2) отношения из частноправовой сферы, к которой относятся все отношения с участием иностранных частных инвесторов, переходят в международно-правовую сферу, сторонами в которых выступают два субъекта международного права (международная организация и государство – реципиент);3) обязательной предпосылкой международно-правовой суброгации является наличие международного договора.
МИГА страхует исключительно некоммерческие (политические) риски, к которым ст. 11Сеульской конвенции относит:1) риск введения ограничений на перевоз валюты (currencytransferrisk);2) риск экспроприации или аналогичных мер (riskofexpropriationorsimilarmeasures);3) риск нарушения договора (breaкeofcontractrisk);4) риск войны и гражданских беспорядков (riskofwarandcivildisturbance).
Арбитражная практика по страхованию от риска неконвертируемости валюты в рамках МИГА пока отсутствует.МИГА предоставляет страхование от экспроприации и от других, принудительных, в том числе скрытых, ползучих мер по изъятию иностранной собственности.
Страховым случаем могут быть не только меры государственных органов принимающей страны, лишающие прав инвестора на его собственность, но и ограничивающие инвестиционную деятельность. Например, в случае с инвестициями путем вклада в акционерный капитал права инвестора состоят в праве на дивиденды, на участие в управлении предприятием, распоряжение принадлежащими ему акциями. Общие условия страхования предусматривают, что лишение права собственности на акции, права получать дивиденды, запрет на распоряжение акциями или использование права голоса по ним представляет собой меру экспроприационного характера.
Вид страхования – от риска нарушения договора – направлен на защиту иностранного инвестора, который находится в договорных отношениях с государством – реципиентом в лице его правительства или его отдельного органа, включая орган местного самоуправления. В практике МИГА известны случаи страхования от нарушения концессионных договоров, соглашений об экономическом развитии, соглашений, устанавливающих ставки налогов или роялти, договоры купли-продажи в отношений вложений в инвестиционный проект или, наоборот, в отношении продукции, полученной в результате осуществления этого проекта.
Отказ принимающего правительства выполнять договор или нарушения его не являются основанием для выплаты страхового возмещения.
Риск причинения ущерба инвестициям в результате войны или гражданских беспорядков также подлежит страхованию в порядке суброгации со стороны МИГА. Данный вид страхования является наиболее традиционным в международном инвестиционном праве. Понятие «война» оно трактует как любые боевые действия, ведущиеся организованными силами национального и международного подчинения, независимо от того, объявлена война или нет. МИГА значительно расширило это понятие, включив в него и гражданскую войну между враждующими правительствами одной и той же страны. Гражданские беспорядки традиционно означают организованное насилие с целью низвержения правительства или вытеснения его с части территории (революции, мятежи, восстания и государственные перевороты). Понятно, что война и гражданские волнения причиняют наиболее существенный ущерб, который крайне обременителен даже такой межгосударственной страховой организации, как Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. Поэтому МИГА возмещает только прямой ущерб имуществу инвестора, причиненный в ходе боевых столкновений.
МИГА не выплачивает страхового возмещения в случае причинения ущерба инвестициям в результате профсоюзных, студенческих и иных акций в защиту специфических интересов, а также в случае террористических актов и похищения людей.
Отношения по страхованию капитала возможны в рамках следующих видов договоров: договоры о разделе продукции; договоры о разделе прибыли; договоры о доверительном управлении предприятием; договоры франчайзинга; лицензионные договоры; договоры подряда на строительство «под ключ»; договоры операционного лизинга.
Чтобы быть застрахованными МИГА, инвестиции должны отвечать также следующим дополнительным требованиям, а именно они должны: быть экономически обоснованными и вносить вклад в развитие принимающей страны;соответствовать законам и правилам принимающей страны;соответствовать провозглашенным целям и приоритетам развития принимающей страны.
Включение таких дополнительных требований в Сеульскую конвенцию некоторые специалисты объясняют тем прагматичным соображением, что инвестиции, не способствующие экономическому развитию принимающей страны, в большей степени подвержены опасности репрессивных мер со стороны правительства этой страны.
Основу международного инвестиционного права составляет совокупность международно-правовых национально-правовых норм, регламентирующих отношения между различными участниками инвестиционного проекта. В случае суброгации в сфере международного публичного права возникает новая проблема – разрешение спора между МИГА и государством – членом этой международной универсальной организацией в силу перехода к ней требований на основе переуступки. При этом, хотя сторонами в инвестиционном споре выступают равноправные субъекты международного права, государство и межправительственная международная организация, существо заявленного требования носит чисто коммерческий характер.
В отличие от национальных страховых программ Сеульская конвенция не предусматривает, что возмещению подлежат только полностью утраченные инвестиции.
Главная особенность международно-правового механизма страхования иностранных инвестиций от некоммерческих (политических) рисков заключается в том, что государство происхождения инвестора берет на себя обязательство выплатить предусмотренную договором компенсацию при наступлении обусловленного обстоятельства. По принципу суброгации оно приобретает право требовать соответствующую сумму у государства-реципиента. Следовательно, частноправовые международные инвестиционные отношения приобретают характер межгосударственных и тем самым получают дополнительную международно-правовую защиту.
 



Лекция, реферат. Международно-правовые механизмы страхования иностранных инвестиций - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2021.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Без имени
2. Об авторах
3. ВВЕДЕНИЕ
4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРАВЕ
4.1 Эволюция правового регулирования инвестиционных отношений между государством и иностранным инвестором
4.2 Понятие правовых гарантий иностранных инвесторов по законодательству Российской Федерации
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В МЕЖДУНАРОДНОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРАВЕ
5.1 Правовые режимы иностранных инвестиций
5.2 Принцип недискриминации, взаимность и реторсия
5.3 Страхование иностранных инвестиций
5.4 Национально-правовые механизмы страхования иностранных инвестиций
5.5 Международно-правовые механизмы страхования иностранных инвестиций
5.6 Налогообложение иностранных инвестиций
5.7 Российский правовой механизм оптимизации налогообложения иностранных инвестиций
6. ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
6.1 Международно-правовые аспекты защиты собственности
6.2 Международно-договорные основы защиты собственности
6.3 Принудительные формы изъятия иностранных инвестиций: национализация, экспроприация
6.4 Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности
7. РАЗРЕШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СПОРОВ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРОМ
7.1 Понятие и классификация инвестиционных споров
7.2 Досудебные методы урегулирования инвестиционных споров
7.3 Разрешение инвестиционных споров в рамках Международного Центра по урегулированию инвестиционных споров
7.4 Арбитражная практика МЦУИС
7.5 Разрешение инвестиционных споров в рамках двусторонних инвестиционных соглашений
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
9. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК




« назад Оглавление вперед »
5.4 Национально-правовые механизмы страхования иностранных инвестиций « | » 5.6 Налогообложение иностранных инвестиций






 

Похожие работы:

Воспользоваться поиском

 

Учебники по данной дисциплине

Арбитражный процесс. Конспект лекций
Философия права в схемах
Гражданский кодекс РФ. Часть 1.
Источники римского права.
Общие положения Главы 1 ФЗ "О полиции". Комментарии.
Принципы деятельности полиции. Комментарий к Глава 2 ФЗ "О Полиции"
Обязанности полиции. Комментарий к Главе 3 ФЗ "О Полиции"
Применение полицией специальных средств и физической силы. Комментарии к главам 4 и 5 ФЗ "О полиции"
Земельное право. Учебник. 2010 год.
Гражданское право - том 1.
История государства и права России.
Право Европейского Союза (ЕС)
Комментарий к ГПК РФ.
Общие положения о гражданском судопроизводстве (гражданском процессе)
Муниципальное право. Краткий курс лекций.
Нотариат и нотариальная деятельность
Российское предпринимательское право. Учебник.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ
Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран.
Аграрное право
Административное право РФ
Международное частное право. Краткий курс лекций.
АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ С НИМИ ПРАВА
Должностные и служебные преступления: лекции к курсу
Международное частное право. Учебник.
Административное право - Шпаргалки.
Обществознание - учебник.
Хозяйственное право. Курс лекций.
Римское право - конспект
Медицинское право
Административное право. Лекции.
Трудовое право РФ. Учебник.
Муниципальное право. Билеты.
Проблемы теории государства и права. Лекции
Гражданский процесс. Ключевые вопросы
Как защитить свои интересы в ЖКХ
Криминалистика - лекции.
Уголовный процесс
Уголовное право РФ - экзаменационные ответы
Адвокатура. Основы адвокатуры
Теория государства и права - подробный курс лекций (ТГП)
Проблемные аспекты гражданского права
Трудовое право. Учебное пособие
Арбитражный процесс
Основы права в кратком изложении
Гражданское право учебник
Гражданское право. Лекции
Семейное право учебник
Арбитражный процесс - билеты
Международное частное право. Курс лекций
Основы гражданского права
Основы наследственного права. Лекции
Основы земельного права
Прокурорский надзор. Лекции
Основы и проблемы права. Лекции
Основы государственного управления
История государства и права. Учебник
Административно-процессуальное право. Курс лекций
Семейное право учебник онлайн
Семейное право учебник 2
Семейное право учебник 3
Основы земельного права 2
Земельное право 3
Трудовые права работников
Уголовный процесс - билеты