Пройти Антиплагиат ©



Главная » Правовые гарантии иностранных инвесторов по законодательству РФ и в международном инвестиционном праве. » 5.6 Налогообложение иностранных инвестиций



Налогообложение иностранных инвестиций

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Уникализировать текст 



Международно-правовое регулирование устранения двойного налогообложения


Вопросы международного налогообложения в России подпадают под регулирование двух обособленных групп правовых источников. Во-первых, налоговые соглашения относятся к источникам международного права. Во-вторых, налогообложение – прерогатива прежде всего национального законодательства, поскольку налогообложение, являясь одной из функций государственного суверенитета, относится к исключительной компетенции государства. Но в условиях все более расширяющийся интернационализации национальных правоотношений все больше возникает проблем, связанных с налогообложением, которые требуют международно-правового регулирования.
Понятие «международное налогообложение» в отечественной литературе начало утверждаться относительно недавно, что объясняется как становлением российской налоговой системы в целом, так и налоговых правоотношений с иностранным элементом только в 90-е гг. прошлого века.
Его широкому употреблению предшествовал выход русского перевода монографии Р.Л. Дернберга «Международное налогообложение». Данный термин был воспринят отечественными специалистами в рассматриваемой сфере.
Считается, что международное налогообложение следует понимать в узком и широком смысле этого слова. Первое означает обложение и взимание государством налогов и иных аналогичных безвозмездных обязательных платежей в отношении лиц, подпадающих под налоговую юрисдикцию данного государства, в том числе временно находящихся на его территории иностранных юридических и физических лиц, и в отношении доходов, получаемых гражданами и резидентами данного государства из источников за его пределами.
Второе наряду с указанным выше предметом его регулирования охватывает также вопросы взаимодействия между налоговыми органами различных государств, эффективного обмена информации, противодействия международному уклонению от налогообложения и по другим аспектам сотрудничества в налоговой сфере, урегулированных двусторонними и многосторонними договорами по налоговым вопросам.
Сегодня международное налогообложение преимущественно рассматривается в широком смысле, в его орбиту включают не только вопросы взимания и уплаты налогов, но и трансграничного налогового сотрудничества и взаимодействия.
Кпоследним – относятся отношения государств по разграничению налоговой юрисдикции путем заключения договоров, по административным вопросам налогового администрирования и т.д.
Со временем относительно к нормам, регулирующим налоговые отношения с участием иностранных юридических и физических лиц, все чаще стала применяться категория «международное налоговое право». Появились и теоретические разработки, обосновывающие самостоятельность международного налогового права, как некоего правового института, в системе международно-правового регулирования, а то и подотрасли в системе международного финансового права.
Определяющее значение для отграничения международного налогового права от других отраслей международного финансового права имеет предмет правового регулирования, который составляют международные налоговые отношения.
Таким образом, одной из наиболее острых проблем в поощрении и защите инвестиций является международное двойное налогообложение, т.е. одновременное обложение в двух и более странах одного налогоплательщика в отношении одного и того же объекта одним и тем же аналогичным налогом. Появлению данной коллизии способствует принцип суверенитета, который предоставляет последнему право исключительной юрисдикции в пределах государства. В силу этого внутреннее налоговое законодательство каждой страны имеет свои особенности, что и приводит кразличного вида коллизиям в сфере налоговой юрисдикции.
Двойное налогообложение, нарушая принцип недискриминации в международном праве, препятствует надлежащему осуществлению инвестиционной деятельности. В общем виде понятие двойного налогообложения можно выразить следующим образом: это ситуация, когда один и тот же субъект облагается сопоставимыми налогами в отношении одного и того же объекта налогообложения в двух и более государствах за один и тот же период.
Двойное налогообложение вызвано прежде всего тем, что порядок определения налогооблагаемой базы и правила определения облагаемого дохода (предпринимательских прибылей, процентов, роялти, дивидендов и др.) в различных странах имеют свои существенные различия.
Первые соглашения такого рода были заключены в 1843-1844 гг., когда Бельгия впервые оформила договорные отношения с Францией и Нидерландами по поводу административной помощи и обмена налоговой информации. Впоследствии вплоть до XX в. практика устранения двойного налогообложения не наблюдалась.
Разработка проблем международного сотрудничества в сфере налогообложения имеет свою длительную историю. Еще в Лиге Наций, где был создан специальный Налоговый комитет, с 1921 по 1945 г. работали группы экспертов по подготовке типовых проектов сразу нескольких двусторонних конвенций в данной сфере – Конвенции по устранению двойного налогообложения в сфере прямых налогов (налогов на доходы и имущество), Конвенции об устранении двойного налогообложения на наследство и др. С началом Второй мировой войны работа Налогового комитета оказалась парализованной, хотя в Мехико в 1940-1943 гг. специальные налоговые конференции продолжили работу Налогового комитета и разработали несколько типовых конвенций. После окончания войны правопреемником Налогового комитета Лиги Наций стала Налоговая комиссия ЭКОСОС. Финансовый Комитет ООН, приняв эстафету по этому вопросу, провел дальнейшие исследования. Кроме того, такими проблемами начали заниматься Международная торговая палата и Организация экономического сотрудничества и развития.
Начатую работу завершил Налоговый комитет ОЭСР, который на базе ранее утвержденных многочисленных типовых налоговых договоров начал разработку универсальной типовой формы конвенций об устранении двойного налогообложения для стран – членов ОЭСР. Работа была окончательно завершена в 1977 г. После опубликования Типовой конвенции ОЭСР об устранении двойного налогообложения дохода и капитала она получила название Типовой конвенции ОЭСР 1977 г. Несмотря на изменения и дополнения (последний раз в 2005 г.) ее наименование остается неизменным.
Типовая конвенция ОЭСР 1977 г., понятное дело, носит рекомендательный, а не обязательный характер, т.е. является своего рода моделью для составления двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения.
Первоначально международные договоры об устранении двойного налогообложения заключались, как правило, между западными странами на основе модельных конвенций, разработанных под эгидой ОЭСР в 1963 и 1977 гг. Положения этих многосторонних договоров носят юридически необязательный, т.е. рекомендательный, характер. Но многие страны вводят в заключаемые между собой соглашения ряд их положений почти дословно. Такая практика способствует международной унификации применения и толкования их положений и правил.
Вышеназванные типовые конвенции ОЭСР разработаны самими экономически развитыми странами, т.е. самими экспортерами капиталов. Поэтому понятно, чьи интересы прежде всего они учитывают.
А основными реципиентами иностранных инвестиций сегодня выступают развивающиеся государства и страны с переходной экономикой. В связи с этим в 1979 г. в рамках ООН была разработана Типовая конвенция для использования при разработке соглашений об избежании двойного налогообложения между развитыми и развивающимися государствами, а также со странами с переходной экономикой.
Россия предпринимала усилия по инкорпорации типовой формы налоговой конвенции в национальном законодательстве путем разработки на базе Типовой конвенции ОЭСР 1977 г. модельной формы налогового соглашения в качестве рекомендуемой основы для заключаемых Россией соглашений об избежании двойного налогообложения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 352. Однако партнеры России по налоговым отношениям предпочли опираться на Типовую конвенцию ОЭСР 1977 г. Россия была вынуждена де-факто признать базовый характер этой Типовой конвенции для заключаемых с участием России налоговых договоров.
Таким образом, международное двустороннее сотрудничество в сфере обеспечения правовых гарантий иностранных инвестиций имеет свою достаточно продолжительную историю. В течение почти всего ХХ в. государства на двусторонней основе шаг за шагом приближались к наиболее оптимальным формам и методам поощрения и защиты зарубежных капиталовложений на собственной территории.
Проблемы двойного налогообложения в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности разделяются на две категории:
1) избежание двойного налогообложения;
2) обеспечение за рубежом благоприятного режима налогообложения для отечественных физических и юридических лиц.
В отдельных странах налоговый режим устанавливается в соответствии с их национальным налоговым законодательством, но источник налогообложения (база налогообложения) может находиться в другом государстве, а доход, подлежащий налогообложению, может извлекаться в одном государстве, а затем переводиться в другую страну. Такого рода двойное налогообложение резко увеличивает расходы иностранных инвесторов, что, в свою очередь, тормозит деловую активность на международной арене. А это уже отрицательно воздействует на свободу движения капиталов и услуг на мировом рынке. Поэтому проблема устранения или минимизация двойного налогообложения и его последствий является, в принципе, общей для всех государств, в первую очередь в сфере иностранных инвестиций.
Практика заключения двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения является весьма эффективной формой разрешения международно-правовых проблем, связанных с налогообложением, ввиду присущего такого рода международному договору согласительного характера. Этим и объясняется распространение подобных соглашений в мировых масштабах.
Мировой опыт показывает, что для устранения такой негативной практики, как двойное налогообложение иностранных инвесторов, применяются два основных пути: посредством усовершенствования национального законодательства и заключением двусторонних соглашений. Причем именно последний путь устранения подобных коллизий в национальных налоговых законодательствах более предпочтителен и с точки зрения международного инвестиционного права.
Договоры об избежании двойного налогообложения тесно взаимодействуют с национальными законами договаривающихся государств. Например, в Англии Закон о финансах 1945 г. (FinanceAct) предусматривает такие мероприятия, которые позволяют избежать двойного налогообложения в отношении подоходного налога, налога на прибыль и других налогов подобного типа в разных государствах. Впоследствии эти законы были развиты и заключены в Закон о подоходном налоге 1952 г. (IncomeTaxAct). Причем соответствующие разделы этого Закона были приспособлены для регулирования инвестиционных отношений с развивающимся странами. Раздел 17 Закона о финансах закрепил положение, по которому в будущих договорах об избежании двойного налогообложения предусматривались статьи не только относительно подоходного налога и налога на прибыли, но также и нормы, относящиеся ко всякого рода денежным суммам, облагаемым по законам иностранных государств.
Важно иметь в виду, что различают общие и специальные налоговые соглашения. Специальные соглашения, как следует из их наименований, охватывают узкий круг налоговых проблем (налогообложение отдельных категорий лиц, разрешение административных, технических и таможенных вопросов).
Конечно, ведущая роль, как уже неоднократно подчеркивалось, принадлежит общим налоговым соглашениям, т.е. двусторонним договорам в области защиты налогоплательщиков. Данные международно-правовые акты, как правило, устанавливают трехэтажную систему устранения двойного налогообложения.
Первый этап направлен на устранение двойного налогообложения, возникшего от различий между правилами определения резидентства и источника дохода, существующими в странах – участниках договора. С этой целью в договор включается статья об устранения двойного резидентства лица и статьи, предоставляющие одной из стран - участниц договора право облагать налогом каждый конкретный вид дохода. Второй этап охватывает устранение двойного налогообложения, причиной возникновения которого являются различия в определении облагаемой прибыли в государствах – участниках соглашения. Третий этап составляет устранение двойного налогообложения, возникшего из-за коллизий между правилами установления резидентства и налогообложения доходов из источника.
Думается, пока же на современном этапе необходимо максимально расширить сеть международных соглашений по налогообложению, охватив ими максимально большое количество государств. Решению проблемы способствовало бы также создание развитых информационных систем между налоговыми органами разных государств, что позволило бы устранить двойное налогообложение, возникающее из-за того, что лица получают доход из источника в одной стране, а декларацию о доходах подают в другой стране. Кроме того, необходимо также сбалансировать теоретический и практический подходы к методике устранения двойного налогообложения. Например, метод устранения двойного налогообложения доходов от распределенной части прибыли теоретически разработан, но его практическое осуществление приводит к снижению мобильности инвестиций.
 



Лекция, реферат. Налогообложение иностранных инвестиций - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2021.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Без имени
2. Об авторах
3. ВВЕДЕНИЕ
4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРАВЕ
4.1 Эволюция правового регулирования инвестиционных отношений между государством и иностранным инвестором
4.2 Понятие правовых гарантий иностранных инвесторов по законодательству Российской Федерации
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В МЕЖДУНАРОДНОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРАВЕ
5.1 Правовые режимы иностранных инвестиций
5.2 Принцип недискриминации, взаимность и реторсия
5.3 Страхование иностранных инвестиций
5.4 Национально-правовые механизмы страхования иностранных инвестиций
5.5 Международно-правовые механизмы страхования иностранных инвестиций
5.6 Налогообложение иностранных инвестиций
5.7 Российский правовой механизм оптимизации налогообложения иностранных инвестиций
6. ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
6.1 Международно-правовые аспекты защиты собственности
6.2 Международно-договорные основы защиты собственности
6.3 Принудительные формы изъятия иностранных инвестиций: национализация, экспроприация
6.4 Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности
7. РАЗРЕШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СПОРОВ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРОМ
7.1 Понятие и классификация инвестиционных споров
7.2 Досудебные методы урегулирования инвестиционных споров
7.3 Разрешение инвестиционных споров в рамках Международного Центра по урегулированию инвестиционных споров
7.4 Арбитражная практика МЦУИС
7.5 Разрешение инвестиционных споров в рамках двусторонних инвестиционных соглашений
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
9. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК




« назад Оглавление вперед »
5.5 Международно-правовые механизмы страхования иностранных инвестиций « | » 5.7 Российский правовой механизм оптимизации налогообложения иностранных инвестиций






 

Похожие работы:

Воспользоваться поиском

 

Учебники по данной дисциплине

Арбитражный процесс. Конспект лекций
Философия права в схемах
Гражданский кодекс РФ. Часть 1.
Источники римского права.
Общие положения Главы 1 ФЗ "О полиции". Комментарии.
Принципы деятельности полиции. Комментарий к Глава 2 ФЗ "О Полиции"
Обязанности полиции. Комментарий к Главе 3 ФЗ "О Полиции"
Применение полицией специальных средств и физической силы. Комментарии к главам 4 и 5 ФЗ "О полиции"
Земельное право. Учебник. 2010 год.
Гражданское право - том 1.
История государства и права России.
Право Европейского Союза (ЕС)
Комментарий к ГПК РФ.
Общие положения о гражданском судопроизводстве (гражданском процессе)
Муниципальное право. Краткий курс лекций.
Нотариат и нотариальная деятельность
Российское предпринимательское право. Учебник.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ
Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран.
Аграрное право
Административное право РФ
Международное частное право. Краткий курс лекций.
АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ С НИМИ ПРАВА
Должностные и служебные преступления: лекции к курсу
Международное частное право. Учебник.
Административное право - Шпаргалки.
Обществознание - учебник.
Хозяйственное право. Курс лекций.
Римское право - конспект
Медицинское право
Административное право. Лекции.
Трудовое право РФ. Учебник.
Муниципальное право. Билеты.
Проблемы теории государства и права. Лекции
Гражданский процесс. Ключевые вопросы
Как защитить свои интересы в ЖКХ
Криминалистика - лекции.
Уголовный процесс
Уголовное право РФ - экзаменационные ответы
Адвокатура. Основы адвокатуры
Теория государства и права - подробный курс лекций (ТГП)
Проблемные аспекты гражданского права
Трудовое право. Учебное пособие
Арбитражный процесс
Основы права в кратком изложении
Гражданское право учебник
Гражданское право. Лекции
Семейное право учебник
Арбитражный процесс - билеты
Международное частное право. Курс лекций
Основы гражданского права
Основы наследственного права. Лекции
Основы земельного права
Прокурорский надзор. Лекции
Основы и проблемы права. Лекции
Основы государственного управления
История государства и права. Учебник
Административно-процессуальное право. Курс лекций
Семейное право учебник онлайн
Семейное право учебник 2
Семейное право учебник 3
Основы земельного права 2
Земельное право 3
Трудовые права работников
Уголовный процесс - билеты