Главная » Источники римского права. » Единство античной римской правовой системы
Единство античной римской правовой системы
|
![]() |
|
Одной из важнейших особенностей античной римской правовой системы была тенденция к сохранению устойчивого равновесия составляющих ее структурно-правовых элементов. В конечном счете единство правовой системы воплотилось в грандиозную кодификацию Юстиниана. Но на заре римского античного права, отмечал Тит Ливий, современники рассматривали законы XII таблиц в качестве единого источника всего публичного и частного права.. Так же оценивал эти законы Цицерон . Несмотря на признанную четкость формулировок, давно замечено, что римские юристы с большой осторожностью использовали обобщенные характеристики современного им права и его институтов. Они, как правило, оперировали понятиями известных им правовых систем. В известной мере, цивильное право, право народов, преторское и естественное право были для римских юристов своеобразными областями права, которые можно приравнять к современным понятиям публичного и частного права.
Главным для античных правоведов оставалось традиционно цивильное право, поскольку государственная правоспособность, выраженная понятием гражданин (civis), порождала гражданско-правовую правоспособность, связанную с членством в римской гражданской общине (civitas). Именно в этом смысле Гай писал, что «то право, которое каждый народ установил для себя, является собственным правом государства и называется цивильным правом, как бы собственным правом самого государства.. Источниками такого права Папиан называл законы, плебесциты, сентатусконсульты, декреты принцепсов, мнения мудрецов, практически солидаризируется с известной классификацией источников, данной Гаем.
Античные юристы стремились к сближению исторически сложившихся правовых систем. Так, Ульпиан подчеркивал, что «цивильное право не отделяется всецело от естественного права или от права народов...» , а Марциан, в свою очередь, восклицал, что «преторское право является живым голосом цивильного права».
Таким образом, по мнению авторитетов римского права, все его части были взаимосвязаны и сориентированы на цивильное право, включавшее частно-правовые нормы и отношения в сферу публично-властного регулирования.
Это, однако, не означает, что цивильное право, как государственное, отрицало абсолютный, неотчуждаемый характер личных прав римских граждан. Напротив, римское цивильное право потому и имеет непреходящее значение, что оно впервые создавало достаточно гибкую систему регулирования деятельности своих субъектов, сочетая императивные нормы с уполномочивающими и диспозивными. Отношения, возникающие в сфере товарооборота, производства, были введены в область правовой саморугуляции. Например, собственник наделялся правом защищать свое имущество или отказаться от защиты и т.д.
Но дееспособность субъектов цивильного права далеко не безгранична, ее пределы определены тем, по словам Папиана, что «частные соглашения не могут изменить предписаний публичного права».
Все это показывает, что римская юриспруденция не разрабатывала римское право как такую правовую систему, которая разделяется на области публичного и частного права.
Римские юристы сформулировали принципы различения публичного и частного права не из системно-структурной мотивации, а из теоретических и образовательных потребностей. В теоретическом плане им было ясно существование двух противоположных типов правопонимания, которые можно назвать юридическим (от jus - право) и легическим (от lex - закон). Первое обеспечивало свободу людей в форме права, а второе - диктат государства в форме официального законодательства. Но это, скорее, проблемы современного прочтения трудов античных римских юристов.
Часто цитируемое изречение Ульпиана о публичном праве, «которое относится к положению римского государства», посвящено, на самом деле, методике римского юридического образования: «изучение права распадается на две части: публичное и частное право».
Практически же дуализм права, деление его на частное и публичное, с точки зрения системообразующих факторов, произошло в ходе рецепции римского права в странах романо-германской правовой семьи на заре становления буржуазной цивилизации и сохраняется в некоторых национальных правовых системах современности.
Оглавление книги открыть закрыть
Предисловие
Периодизация, структура и виды источников римского права
Периоды развития римского права
Римская правовая система
Развитие источников в системе цивильного права
Преторское право
Право народов
Естественное право
Роль источников права в исторических правовых системах античного Рима
Единство античной римской правовой системы
Понятие источника римского права
Виды источников Римского права
Источники познания римского права
Традиции изучения источников римского права
Понтифики
Появление писанного права
Изучение источников права в классический период
Средневековые юристы
Правоведы нового и новейшего времени
Комиции как орган законодательной власти
Римский Сенат
Магистраты и трибунат
Принципат и доминат: предпосылки и история возникновения
Власть Диоклетиана и власть Августа
Государственные учреждения в эпоху принципата и домината. Роль сената
Бюрократический аппарат
Ранний период. Обычай, закон, постановление сената, эдикты магистров, плебисцит
Обычаи в римском праве
Закон в римском праве
Постановления сената
Эдикты магистратов
Плебисцит
Ответы знатоков права
Законы в римском праве
Сенатусконсульты
Деятельность юристов в римском праве
Источники права в постклассический период (IV - V вв.)
Состояние юриспруденции
Конституции принцепсов
Первые кодификации римского права
Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus)
Источники права в юстиниановский период (527 – 565 гг.)
Разработка законодательства Юстиниана
Состав Corpus juris civilus
Институции
Кодекс Юстиниана
Новеллы Юстиниана
Название Corpus juris civilis и его издания
Основные источники римского права
Цивильное право квиритов: Законы XII таблиц
Создание Законов XII таблиц
Структура Законов XII таблиц
Содержание Законов XII таблиц
Древнеримская юридическая техника
Законы XII таблиц (текст)
Институции Гая как источник римского классического права
Юрист Гай и происхождение его Институций
Система и структура Институций Гая
Введение Институций Гая в научный оборот
Институции Гая (извлечение из текста)
Книга 1
Книга II
Книга III
Дигесты как источник римского права
Антология юристов
Издания Дигест
Дигесты или Пандекты (извлечение из текста)
Свод основных законов республиканского Рима
Историческая форма преторского эдикта
Титулы Дигест Юстиниана
Краткие биографические сведения о римских юристах
Глоссарий по римскому праву
Агнаты, Базилики, Бенефиций, Вербальный договор, Виндикация, Декрет, Децемвиры, Децимация, Дигесты, или Пандекты.
Диктатор, Диоцез, Император, Империй, Индикт, Институции, Институционная система
Квесторы, Квиритская собственность, Квиритское право, Клаузула, Клиенты, Когнаты
Кодекс Гермогениана, Кодекс Грегориана, Кодекс Феодосия, Кодекс Юстиниана, Колонат, Комиции, Коммендация, Консул, Коэмция, Куриатные комиции
Легат, Ликторы, Литтеральный договор , Магистр, Магистратуры, Манумиссия, Манципация, Новеллы, Нобили
Право народов, Претор, Претор перегринов, Преторская собственность, Преторское право, Префект, Принципат, Проскрипции, Перегрины
Плебеи, Плебейский трибун, Понтифики, Патриции, Пекулий, Популяры, Репликация, Рескрипт
Секвестр, Сервитут, Сецессия, Трибутные комиции, Трибы, Триумвират, Цензоры, Центурии, Цивильное право, Эдикт, Эдил
Роль источников права в исторических правовых системах античного Рима « | » Понятие источника римского права
![]() |
|
![]() |