Пройти Антиплагиат ©



Главная » Прокурорский надзор. Лекции » Принципы деятельности Прокуратуры РФ



Принципы деятельности Прокуратуры РФ

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Уникализировать текст 



 
Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы.
Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в Конституции РФ. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации характеризуют наиболее существенные черты и признаки деятельности органов прокуратуры, основы ее организации и функционирования. Совокупность принципов организации и деятельности прокуратуры определяет функции прокуратуры, правовые средства, необходимые для их реализации, организационную структуру системы прокуратуры, характер взаимоотношений между ее отдельными элементами. Принципы объединяют всю систему органов прокуратуры, придают ей значение единой федеральной централизованной системы органов государственной правоохраны. Под принципами понимаются основные исходные положения, в соответствии с которыми строятся и функционируют органы прокуратуры. Итак, принципы — это основополагающие правовые идеи, определяющие сущность и предназначение федеральной централизованной системы органов прокуратуры.
В соответствии со ст. 3 Закона о прокуратуре организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о прокуратуре и другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Законодательное закрепление принципов определяет их правовую основу и подчеркивает обязательность соблюдения каждым прокурором и прокурорским работником.
Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Закона о прокуратуре.
Принципы организации и деятельности прокуратуры образуют завершенную систему, причем каждый принцип в этой системе выполняет самостоятельную роль. Одновременно они взаимосвязаны и дополняют друг друга, поэтому полноценная реализация каждого из них отдельно практически невозможна. Они действуют только как единое целое. Исключение одного принципа из обшей системы принципов организации и деятельности прокуратуры может привести к качественно иной прокурорской деятельности.
Всякая система — это такая совокупность составляющих ее элементов, которые связаны между собой и с окружающей средой, теории права система определяется как целостное функциональное множество взаимосвязанных и взаимодействующих структурных элементов, как совокупность органов, связанных общей функцией, взаимодействие которых порождает новые системные качества не присущие компонентам ее образующим. Все эти положения полностью относятся и к системе органов прокуратуры и институту прокурорского надзора в целом.
В науке признано, что только совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов (их система) может обеспечить деятельность прокуратуры. Нельзя отделить принципы осуществления прокурорского надзора от принципов организации этой деятельности, поскольку организация деятельности прокуратуры и осуществление прокурорского надзора взаимосвязаны и практически неразделимы. Законодатель рассматривает принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации в неразрывном единстве (ст. 4 Закона о прокуратуре). Поэтому мы не разделяем принципы осуществления прокурорского надзора и принципы организации этой деятельности.
Сущность принципов организации и деятельности прокуратуры заключается (1) в определении системного построения органов и учреждений прокуратуры, а также отношений прокуратуры с другими органами, (2) в определении наиболее существенных черт и требований и (3) в обязательности их для каждого прокурорского работника независимо от занимаемой должности.
Таким образом, можно сделать вывод, что принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации представляют собой устойчивую общность признаваемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами основополагающих положений, определяющих сущность системы органов прокуратуры, ее функции, структуру и характер взаимоотношений между входящими в эту систему элементами.
Принципы организации и деятельности прокуратуры подразделяются на две основные группы: общие принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации, внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры.
Общие принципы закреплены в Конституции Российской Федерации (ст. 129) и Законе о прокуратуре (ст. 4). К ним относятся: (1) законность;
(2) единство и централизация прокуратуры;
(3) независимость;
(4) гласность.
К внутриорганизационным принципам можно отнести зональный, предметный, предметно-зональный принципы. Свое отражение они находят в приказах, указаниях и других актах Генерального прокурора Российской Федерации.
Принцип законности закреплен в Конституции РФ (ст. 15), определяющей, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Представляя собой основу правового государства, законность выступает как один из основополагающих принципов государственного руководства обществом в целом.
Принцип законности имеет важнейшее значение среди всех принципов организации и деятельности прокуратуры. Законность — это необходимое условие для реализации всех остальных принципов данной системы. Законность составляет предмет прокурорского надзора, ибо на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности направлена вся деятельность прокуратуры. Задача обеспечения единства законности является основополагающей при формировании органов прокуратуры и в их деятельности.
Прокуратура Российской Федерации — это единственная в стране система органов, для которых основная задача — надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, всеми правоохранительными и контролирующими органами, органами военного управления, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В литературе высказана позиция о том, что законность действий и актов органов, организаций и лиц, надзор за исполнением законов которыми осуществляет прокуратура, является единственным критерием, применяемым прокуратурой для оценки их деятельности. Исходя из принципа законности, законодатель устанавливает полномочия прокуроров и органов прокуратуры. В качестве ведущей функции прокуратуры принцип законности выделяет функцию надзора. Осуществляя от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, прокуроры обязаны неукоснительно исполнять их в своей деятельности.
Принцип законности в системе принципов организации и деятельности прокуратуры является универсальным принципом. В деятельности прокуратуры он выражается не только в принимаемых ею мерах по выявлению и устранению правонарушений, привлечению правонарушителей к установленной законом ответственности, но и в обязательном соблюдении самими работниками прокуратуры Конституции РФ и требований законов. Этой задаче способствует совокупность норм, определяющих требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров, касающиеся их профессиональных и моральных качеств. Обеспечивать законность должны и созданные в органах прокуратуры службы безопасности.
Неукоснительное соблюдение законов в самой деятельности прокуратуры означает: (а) осуществление деятельности прокурорами в пределах своей компетенции, без вмешательства в оперативно-хозяйственную и организаторскую деятельность поднадзорных органов и должностных лиц; (б) использование прокурорами своих полномочий при наличии законных поводов и достаточных оснований; (в) использование законных методов выявления нарушений законности, причин и условий, способствующих правонарушениям, и их устранение; (г) применение законных мер воздействия к виновным в совершении правонарушений; (д) осуществление надзорных функций в правовых формах.
Законность как принцип деятельности прокуратуры означает, что все ее органы осуществляют свои функции в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные законом права и интересы юридических и физических лиц. Действия и решения прокурора, которые, по мнению субъекта правоотношений, являются незаконными или необоснованными, могут быть обжалованы вышестоящему прокурору или в суд.
Принцип единства предполагает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре). Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени Российской Федерации в целом как единой федеральной системы. Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Так, любой прокурор — от районного до Генерального — вправе и обязан реагировать на незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства: внесение протеста, представления и др. Такие акты имеют обязательную юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами и должностными лицами. Действие принципа единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных законом.
Принцип централизации системы органов прокуратуры состоит в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Именно он назначает на должность прокуроров субъектов РФ по согласованию с органами власти этих субъектов. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность только Генеральным прокурором РФ. Независимо от порядка назначения, все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, они подчинены и подотчетны ему. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль над нею. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генеральный прокурор РФ по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры (п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре).
Принцип независимости. Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что функциональные решения и действия прокуроры осуществляют только на основе закона, внутреннего убеждения, материалов проверок, проведенных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности.
Реализация принципа независимости прокуратуры обеспечивается организационным построением, установленным порядком назначения прокуроров на должность, определенной законом системой подчиненности и подотчетности прокурорских работников, порядком материально-технического обеспечения (финансирование всех органов прокуратуры осуществляется за счет средств федерального бюджета), материальным и социальным обеспечением работников прокуратуры. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации (ст. 11 Закона о прокуратуре). В принимаемом парламентом страны федеральном бюджете финансирование органов прокуратуры предусматривается отдельной строкой. Привлечение для нужд прокуратуры любых пожертвований от благотворительных или иных негосударственных фондов запрещено.
Гарантией независимости прокуроров выступает установленное законом запрещение совмещать основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью. Это касается недопустимости занятия должностей в органах власти и местного самоуправления, возможности быть членами выборных органов и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Исключение составляет лишь возможность заниматься педагогической, научной и творческой деятельностью.
Принцип гласности закреплен в ст. 4 Закона о прокуратуре. В ней сказано, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о состоянии законности.
Согласно п. 21 ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора вправе получать доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных. Инструкция о порядке обработки в органах прокуратуры персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора, утверждена приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 20 ноября 2013 г. № 506.
Формой реализации данного принципа являются положения п. 7 ст. 12 Закона о прокуратуре, в соответствии с которыми Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению. Совету Федерации указанный доклад Генеральный прокурор Российской Федерации представляет лично на заседании палаты. В этой статье закона говорится только о деятельности Генерального прокурора Российской Федерации. На практике все подчиненные ему прокуроры постоянно информируют местные органы власти и население о результатах своей работы. Приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 23 октября 2009 г. № 341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации» и от 31 мая 2011 г. № 153 «Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» данное направление работы рассматривается как одно из приоритетных в деятельности прокуратуры.
Принцип гласности означает открытость деятельности прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью прокуратуры. Возможности информирования населения в настоящее время достаточно широки. Реализация принципа гласности обеспечивается сообщением в печати о назначении и освобождении прокурора от должности, созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений, отвечающих за связь со средствами массовой информации.
 

Рисунок. Принципы деятельность прокуратуры РФ.

 
Подводя итог рассмотрению вопроса о принципах организации и деятельности прокуратуры, отметим следующее. Специфическим признаком принципов организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации следует считать то, что они являются принципами и организации и деятельности прокуратуры. В них отражается органическое сочетание задач прокуратуры, форм и методов осуществления прокурорского надзора. Каждый принцип несет в себе и организационные и функциональные элементы. Однако в правовой литературе неоднократно делались попытки разграничения принципов организации и принципов деятельности прокуратуры. Беспредметность такого подхода очевидна и ранее уже подвергалась специалистами критике, ибо попытка разорвать единые, неделимые принципы организации и деятельности прокуратуры — это попытка разорвать органическую связь между структурным и функциональным началом прокурорского надзора.
 
 

Принципы организации и деятельности прокуратуры кратко


 
Принципы деятельности прокуратуры — это основополагающие правовые идеи, определяющие сущность и предназначение федеральной централизованной системы органов прокуратуры.
Принципы организации и деятельности прокуратуры образуют завершенную систему, причем каждый принцип в этой системе выполняет самостоятельную роль.
Кратко сущность принципов организации и деятельности прокуратуры заключается в определении системного построения органов и учреждений прокуратуры, отношений прокуратуры с другими органами, в определении наиболее существенных черт и требований и в обязательности их для каждого прокурорского работника независимо от занимаемой должности.
Общими принципами организации и деятельности прокуратуры являются законность, единство и централизация прокуратуры, независимость, гласность.
Внутриорганизационными принципами организации и деятельности прокуратуры являются зональный, предметный, предметно-зональный принципы.
Характеристика принципов кратко:
• принцип законности составляет предмет прокурорского надзора;
• принцип единства и централизации обусловлен тем, что прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система территориальных, специализированных (военных, природоохранных и др.) прокуратур, которые и действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации;
• принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что функциональные решения и действия прокуроры осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения, материалов проверок, проведенных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности;
• принцип гласности определяет, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о состоянии законности.
 



Лекция, реферат. Принципы деятельности Прокуратуры РФ - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2021.

Оглавление книги открыть закрыть

История возникновения и развития прокуратуры России
Принципы деятельности Прокуратуры РФ
Система прокуратуры РФ и порядок её формирования
Прокурорский надзор за исполнением законов
Прокурорский надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие
Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами
Участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
- Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел




« назад Оглавление вперед »
История возникновения и развития прокуратуры России « | » Система прокуратуры РФ и порядок её формирования






 

Похожие работы:

Конституционные принципы деятельности судебной власти

22.01.2010/реферат

Принципы обеспечения и гарантии независимости судебной власти. Финансовое обеспечение судов. Обеспечение конституционного принципа неприкосновенности судей по Закону о статусе судей в РФ. Принцип гласности, состязательности и равноправия сторон в суде.

Условия возникновения и принципы деятельности ООН

5.07.2010/контрольная работа

Изучение истории создания, целей и принципов деятельности Организации Объединенных Наций. Правила приема в ООН по рекомендации Совета Безопасности. Рассмотрение состава, компетенции и порядка применения актов главными органами международной организации.

Назначение и принципы деятельности прокурора в судебном разбирательстве

3.01.2011/дипломная работа

Исследование, основанной на нормах уголовно-процессуального закона, системы общественных отношений, возникающих при осуществлении прокурором деятельности по обеспечению соблюдения прав личности в суде первой инстанции. Анализ полномочий прокурора.

Понятие, содержание, цели и задачи уголовно – исполнительного законодательства РФ. Уголовно – исполнительная система. Ее понятие, содержание, принципы деятельности и задачи

21.03.2018/контрольная работа

Содержание
1. Понятие, содержание, цели и задачи уголовно – исполнительного законодательства РФ
2. Уголовно – исполнительная система. Ее понятие, содержание, принципы деятельности  и задачи
Задача
Список использованной литературы

Государственная служба

31.03.2009/курсовая работа

Понятие государственной службы, ее сущность и особенности, место и значение в экономике государства и обществе. Основные принципы деятельности государственной службы и их классификация, функции, правовое регулирование. Анализ современных видов госслужбы.

Деятельность третейских судов

29.09.2009/дипломная работа

Особенности развития альтернативного судопроизводства в России. Задачи и принципы деятельности третейских судов, анализ правовой базы их деятельности. Сравнительный анализ деятельности третейского и арбитражного суда при рассмотрении гражданских исков.

Конституционный суд

2.04.2009/контрольная работа

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, его цели, задачи, функции. Структура и организация работы, статус судей. Основные принципы деятельности Конституционного Суда. Реализация идеи правового государства.

Конституционный суд Республики Беларусь

18.10.2008/контрольная работа

Конституционное судопроизводство. Принципы деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь (понятие, формирование, принципы). Компетенция Конституционного Суда. Статус судей Конституционного Суда и требования к кандидатам. Рассмотрение дел.

Конституционный Суд РФ: порядок образования, структура и компетенция

9.09.2009/курсовая работа

Состав и назначение Конституционного Суда, порядок образования и принципы деятельности. Место Суда в системе органов судебной власти, правовые позиции и полномочия. Статус судьи Конституционного Суда, порядок вступления в должность и ее приостановления.

Милиция как система органов исполнительной власти

9.11.2008/курсовая работа

Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти. Милиция как система органов исполнительной власти в сфере органов внутренних дел. Задачи органов милиции. Принципы деятельности милиции.


 

Учебники по данной дисциплине

Арбитражный процесс. Конспект лекций
Философия права в схемах
Гражданский кодекс РФ. Часть 1.
Источники римского права.
Общие положения Главы 1 ФЗ "О полиции". Комментарии.
Принципы деятельности полиции. Комментарий к Глава 2 ФЗ "О Полиции"
Обязанности полиции. Комментарий к Главе 3 ФЗ "О Полиции"
Применение полицией специальных средств и физической силы. Комментарии к главам 4 и 5 ФЗ "О полиции"
Земельное право. Учебник. 2010 год.
Гражданское право - том 1.
История государства и права России.
Право Европейского Союза (ЕС)
Комментарий к ГПК РФ.
Общие положения о гражданском судопроизводстве (гражданском процессе)
Муниципальное право. Краткий курс лекций.
Нотариат и нотариальная деятельность
Российское предпринимательское право. Учебник.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ
Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран.
Аграрное право
Административное право РФ
Международное частное право. Краткий курс лекций.
АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ С НИМИ ПРАВА
Должностные и служебные преступления: лекции к курсу
Международное частное право. Учебник.
Административное право - Шпаргалки.
Обществознание - учебник.
Хозяйственное право. Курс лекций.
Римское право - конспект
Медицинское право
Административное право. Лекции.
Трудовое право РФ. Учебник.
Муниципальное право. Билеты.
Проблемы теории государства и права. Лекции
Гражданский процесс. Ключевые вопросы
Как защитить свои интересы в ЖКХ
Криминалистика - лекции.
Уголовный процесс
Уголовное право РФ - экзаменационные ответы
Адвокатура. Основы адвокатуры
Теория государства и права - подробный курс лекций (ТГП)
Проблемные аспекты гражданского права
Трудовое право. Учебное пособие
Правовые гарантии иностранных инвесторов по законодательству РФ и в международном инвестиционном праве.
Арбитражный процесс
Основы права в кратком изложении
Гражданское право учебник
Гражданское право. Лекции
Семейное право учебник
Арбитражный процесс - билеты
Международное частное право. Курс лекций
Основы гражданского права
Основы наследственного права. Лекции
Основы земельного права
Основы и проблемы права. Лекции
Основы государственного управления
История государства и права. Учебник
Административно-процессуальное право. Курс лекций
Семейное право учебник онлайн
Семейное право учебник 2
Семейное право учебник 3
Основы земельного права 2
Земельное право 3
Трудовые права работников
Уголовный процесс - билеты