Пройти Антиплагиат ©



Главная » Теория государства и права - подробный курс лекций (ТГП) » 15. Понятие государства и его особенности



Понятие государства и его особенности

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Уникализировать текст 



Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия "государство", однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.
Государство — это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер. Ее специфика заключается в следующем:
— если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;
— реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;
— обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия (армия, милиция, разведка, тюрьма и т.д.).
В научной среде шире прочих распространена трактовка сущности государства как политической общности, объединения или союза людей (Цицерон, Аквинский, Локк, Греции, Кант). Нарпример Дюги отмечал, что "государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом — политическая власть". В свою очередь Кант позиционировал государство как "общество людей, которое само распоряжается и управляет собой".
Зачастую сущность государства разъясняют сквозь призму его роли в жизни общества, а также выполняемых им функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность.
Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.
Встречаются дефиниции государства, ᴋᴏᴛᴏᴘыᴇ ᴄводятся к перечню его институтов, что также ведет к односторонней характеристике анализируемого явления. Такой же односторонней будет трактовка государства как организации взаимоотношений различных групп, слоев общества, индивидов.
Рассматривая понятие государство с разных позиций — философской, исторической, социологической, юридической и проч., можно выделить лишь те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать универсальное его понятие. Недаром президент США Вильсон признавался в 1889 г., что он "безуспешно пытался найти определение государства". Французский юрист Ссель утверждал в 1943 г., что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства. Поэтому можно предложить описание государства, но не определение его понятия.
В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.
Несмотря на разнообразие государств, существующих как ныне, так и в различные исторические эпохи, на разном уровне их развития, определенной самобытности всем государствам присущи некоторые общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.
К признакам государства принято относить:
1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;
2) территориальную организацию населения;
3) государственный суверенитет;
4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;
5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства.
Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.
Публичная политическая власть — один из главных признаков государства. Власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.
Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий — на отдельную личность или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции.
Итак, государство — это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями — армией, судом, полицией, тюрьмами, которые располагают правом легального использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.
Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку.
Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
В юридической литературе принято выделять два главных свойства суверенитета: верховенство и независимость.
Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) определяет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц.
Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. Но в то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.
Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т.е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.
Нормативные правовые юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности. Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения.
Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.
С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.
В учебной литературе приводятся и другие дефиниции. К примеру, государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок (Корельский). "Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества" (Байтин). Государство определяется также как публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории (Лазарев и Липень).



Лекция, реферат. Понятие государства и его особенности - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2021.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Предмет теории государства и права
2. Метод теории государства и права
3. Право в системе социальных норм
4. Место теории государства и права в системе общественных наук
5. Функции государства
6. Понятие и признаки права
7. Власть в первобытном обществе
8. Основные концепции права и правопонимания
9. Происхождение государства и происхождение права
10. Понятие, структура и классификация норм права
11. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов
12. Понятие формы (источника) права
13. Власть. Понятие, сущность и классификация видов власти
14. Правовой обычай и правовой прецедент
15. Понятие государства и его особенности
16. Понятие и виды нормативно-правовых актов
17. Понятие типа государства
18. Понятие и основные элементы системы права
19. Классовое и общесоциальное государство
20. Социальное назначение государства
21. Понятие формы правления
22. Форма государственного устройства. Унитарное государство, федерация и конфедерация
23. Политический режим и его виды
24. Глобальные проблемы
25. Механизм государства
26. Государственный орган
27. Местное самоуправление
28. Бюрократия и её сущность
29. Государственные и муниципальные служащие
30. Органы законодательной власти
31. Органы исполнительной власти
32. Органы судебной власти
33. Государство и общество
34. Политическая система
35. Государство в политической системе общества
36. Политические партии
37. Государство и общественные объединения
38. Государство и церковь
39. Роль СМИ в политической системе государства
40. Основные тенденции развития политических систем
41. Правовое государство
42. Социальное государство
43. Государство и личность
44. Регулятор общественных отношений
45. Социальные и технические нормы.
46. Классовое и общесоциальное в праве
47. Соотношение права с категориями свободы, справедливости, экономикой и государством
48. Функции права. Формы реализации функций права
49. Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права
50. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право
51. Понятие правовой системы. Основные правовые системы
52. Механизм правового регулирования
53. Правотворчество: понятие, принципы, стадии
54. Субъекты и виды правотворчества
55. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
56. Порядок опубликования и вступление в юридическую силу нормативных актов
57. Понятие юридической техники. Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов
58. Правоотношение. Понятие, виды и содержание правоотношений
59. Юридические факты. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав
60. Реализация права: понятие, формы
61. Применение права: понятие, субъекты, стадии
62. Акты применения права
63. Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения
64. Юридические конфликты. Понятие, причины возникновения, способы разрешения
65. Толкование права: понятие, способы, виды
66. Понятие и виды правомерного поведения
67. Правонарушение: понятие, виды, состав
68. Понятие и виды, основания юридической ответственности
69. Правосознание и правовая культура
70. Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления
71. Права человека
72. Международные механизмы защиты прав человека
73. Законность и правопорядок
74. Понятие и структура гражданского общества




« назад Оглавление вперед »
14. Правовой обычай и правовой прецедент « | » 16. Понятие и виды нормативно-правовых актов






 

Похожие работы:

Механизм государства. Понятие государственного органа

9.05.2007/курсовая работа

Понятие механизма государства. Структура механизма государства, понятие государственного органа. Механизм современного Российского государства. Принципы формирования и функционирования механизма государства российского.

Механизм государства. Понятие государственного органа

7.03.2007/курсовая работа

Понятие механизма государства, государственный аппарат. Структура механизма государства, понятие государственного органа. Механизм современного российского государства. Принципы формирования и функционирования механизма государства в России.

Административно-правовой режим государственной тайны в Российской Федерации

15.08.2007/реферат

Понятие государственной тайны. Законодательство России о государственной тайне. Система защиты государственной тайны. Официально закрепив определение понятие государственной тайны, была установлена и система ее защиты, определены органы и меры.

Вещные права на земельные участки

4.06.2010/дипломная работа

Характеристика понятия, оснований возникновения и прекращения вещных прав на землю. Особенности соотношения норм гражданского и земельного права в регулировании земельных отношений. Понятие государственной и муниципальной собственности на землю в РФ.

Государственная служба как социальный институт

21.09.2003/курсовая работа

Содержание государственной службы. Понятие государственной должности. Государственный служащий и служба. Правовой институт. Основные принципы государственной службы. Социальные аспекты государственной службы: зарубежный опыт и Россия.

Государственная собственность

16.08.2010/курсовая работа

Общее понятие государственной собственности в Российской Федерации. Объекты, составляющие основу национального богатства страны. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом. Основные проблемы управления государственной собственностью.

Государственные служащие

3.06.2008/курсовая работа

Правовая основа государственной службы. Виды и принципы. Понятие государственной должности и государственного служащего. Классификация должностей. Административно-правовой статус государственного служащего. Дисциплинарная ответственность сотрудника ОВД.

Государственный служащий, его права, обязанности, ответственность

24.04.2009/курсовая работа

Законодательство о государственной службе Российской Федерации. Административно-правовые основы государственной службы. Понятие государственной службы, ее виды и принципы. Понятие и классификация государственного служащего, ответственность и права.

Государство и политические партии

11.12.2004/дипломная работа

Государство. Его признаки и сущность. Понятие государства и его признаки. Сущность государства. Партии как субъекты политической деятельности. Понятие, функции, типология политической партии. Государство и партии в РФ.

Основные элементы государства

13.05.2010/курс лекций

Термин и понятие государства. Формы правления, государственно-правовой режим. Возникновение права, его признаки и функции. Принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Политические права и свободы. Источники права и его толкование.


 

Учебники по данной дисциплине

Арбитражный процесс. Конспект лекций
Философия права в схемах
Гражданский кодекс РФ. Часть 1.
Источники римского права.
Общие положения Главы 1 ФЗ "О полиции". Комментарии.
Принципы деятельности полиции. Комментарий к Глава 2 ФЗ "О Полиции"
Обязанности полиции. Комментарий к Главе 3 ФЗ "О Полиции"
Применение полицией специальных средств и физической силы. Комментарии к главам 4 и 5 ФЗ "О полиции"
Земельное право. Учебник. 2010 год.
Гражданское право - том 1.
История государства и права России.
Право Европейского Союза (ЕС)
Комментарий к ГПК РФ.
Общие положения о гражданском судопроизводстве (гражданском процессе)
Муниципальное право. Краткий курс лекций.
Нотариат и нотариальная деятельность
Российское предпринимательское право. Учебник.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ
Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран.
Аграрное право
Административное право РФ
Международное частное право. Краткий курс лекций.
АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ С НИМИ ПРАВА
Должностные и служебные преступления: лекции к курсу
Международное частное право. Учебник.
Административное право - Шпаргалки.
Обществознание - учебник.
Хозяйственное право. Курс лекций.
Римское право - конспект
Медицинское право
Административное право. Лекции.
Трудовое право РФ. Учебник.
Муниципальное право. Билеты.
Проблемы теории государства и права. Лекции
Гражданский процесс. Ключевые вопросы
Как защитить свои интересы в ЖКХ
Криминалистика - лекции.
Уголовный процесс
Уголовное право РФ - экзаменационные ответы
Адвокатура. Основы адвокатуры
Проблемные аспекты гражданского права
Трудовое право. Учебное пособие
Правовые гарантии иностранных инвесторов по законодательству РФ и в международном инвестиционном праве.
Арбитражный процесс
Основы права в кратком изложении
Гражданское право учебник
Гражданское право. Лекции
Семейное право учебник
Арбитражный процесс - билеты
Международное частное право. Курс лекций
Основы гражданского права
Основы наследственного права. Лекции
Основы земельного права
Прокурорский надзор. Лекции
Основы и проблемы права. Лекции
Основы государственного управления
История государства и права. Учебник
Административно-процессуальное право. Курс лекций
Семейное право учебник онлайн
Семейное право учебник 2
Семейное право учебник 3
Основы земельного права 2
Земельное право 3
Трудовые права работников
Уголовный процесс - билеты