Пройти Антиплагиат ©



Главная » Теория государства и права - подробный курс лекций (ТГП) » 21. Понятие формы правления



Понятие формы правления

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Уникализировать текст 



Любое государство представляет собой единство сущности, содержания и формы.
Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.
Кратко форму государства можно определить как способ организации и осуществления государственной власти (Гойман). Еще со времен античности понятию формы государства придавалось важное значение, римские юристы говорили: "Форма дает бытие вещи".
Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.
Следовательно, понятие формы государства охватывает:
а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;
в) методы и способы осуществления государственной власти.
Наиболее полное представление о форме конкретного государства дают три ее составляющие: форма правления, государственное устройство и политический режим.
Форма государства зависит от многих факторов, среди которых определяющее значение имеют конкретно-исторические условия возникновения и развития данного государства, исторические традиции, территориальные размеры страны, национальный состав населения. В мире не существует абсолютно одинаковых стран и народов, следовательно, нет одинаковых форм государства. Тем не менее теория государства и права выработала модели форм правления, государственного устройства и государственно-правовых режимов.
Форма правления раскрывает три главные характеристики государства: организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании; взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением; компетенцию этих органов.
Существуют две ключевые формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
 

Монархия как форма правления


Монархия в переводе с греческого языка означает единовластие, единодержавие.
Монархия — это такая форма правления, когда высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.
Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем:
1) наличие единоличного правителя;
2) династическое наследование власти;
3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти;
4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;
5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей.
Перечисленные признаки характеризуют, как правило, неограниченную (абсолютную) монархию, которая была присуща рабовладельческому и феодальному обществам. Помимо неограниченной существуют ограниченные монархии. Первоначальной формой ограниченной монархии была дуалистическая. Эта форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т.е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в средние века. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует.
Другая разновидность ограниченной монархии — парламентарная, или конституционная, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Этот институт сохраняется главным образом благодаря историческим традициям. Показателен в данном отношении пример Испании, где после 40-летнего срока диктатуры Франко в 1975 г. народ Испании высказался за восстановление монархии.
Отметим, что для парламентарной монархии свойственны такие черты:
1) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;
2) исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом;
3) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент;
4) главой правительства становится лидер партии, обладающей большинством депутатских мест в парламенте;
5) законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.
В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одобрение в парламенте. Монарх может принимать указы, но они обычно подготавливаются в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром (так называемая контрасигнация). Без такой подписи указы монарха не имеют юридической силы. Правительство или министр, подписавшие указ монарха, берут на себя ответственность за исполнение указа. Монарх может отправить правительство в отставку, если оно потеряло доверие парламента. В свою очередь, правительство может предложить монарху в определенных законом случаях распустить парламент и назначить новые выборы.
Но не во всех государствах, где установлена форма правления в виде парламентарной монархии, доминирует парламент. К примеру, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония), парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством. Но на самом деле правительство, состоящее из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством, через партийные фракции контролирует парламент. Эта система получила название системы кабинета, или министериализма.
Парламентарная монархия в наши дни существует в Великобритании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Нидерландах.

Республика как форма правления


Республика — это такая форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Для республиканской формы правления свойственны такие черты:
1) верховная власть осуществляется выборными органами;
2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;
3) срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент);
4) использование институтов демократии в разнообразных формах;
5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.
В настоящее время республиканская форма правления — самая распространенная в мире. Её присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.
 
Выделяют две основные разновидности республиканской формы правления — президентскую и парламентарную республики.
Президентская республика имеет особенности;
1) соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства;
2) выборы президента на основе всеобщих выборов, тем самым он получает свой мандат непосредственно от народа;
3) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. К президентским республикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия.
Главная особенность парламентарной республики состоит в том, что правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. К прочим особенностям этой разновидности республики относятся:
1) верховная власть принадлежит парламенту;
2) президент избирается не всенародно, а парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом;
3) правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции;
4) объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку.
Парламентарная республика характеризуется сильной законодательной властью и подчиненностью ей исполнительной власти. Как правило, в парламентарной республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения. В настоящее время парламентарными республиками являются Финляндия, Германия, Италия, Турция, Венгрия, Индия.
Президентская и парламентарная республики имеют как свои достоинства, так и недостатки.
К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.
Основной же недостаток президентской республики — чрезмерная концентрация власти в руках одного лица — президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.
Парламентарная республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом — парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике. Поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Основной недостаток парламентарной республики состоит в том, что при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Примером может служить Италия, где вплоть до 90-х гг, правительство менялось почти ежегодно.
Во многих государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентарной республик. К примеру, наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. Другой вариант смешанной республики — повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.
Смешанные республики устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших тоталитарные режимы (Польша, Португалия, Болгария, Россия).
Вместе с тем некоторые республики превращаются в "монархические". Это те, в которых президент занимает свой пост пожизненно, например КНДР.
В условиях военных режимов возникают президентско-милитаристские республики. Чаще всего это временная форма, но в Алжире и Нигерии она просуществовала более десяти лет. Здесь устанавливается военное правление: верховная власть опирается на армию.
Поиски наилучшей формы правления в государстве велись с давних времен. Однако идеальная модель, пригодная абсолютно для всех государств, вряд ли существует. Русский философ и юрист Ильин писал по этому поводу: "Каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой. Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов, и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным".
В настоящее время идет переосмысление понимания формы правления, поскольку появляются модели организации высших органов государственной власти, ᴋᴏᴛᴏᴘыᴇ нельзя отнести ни к одной из описанных выше моделей. В современном мире появляются выборные монархи (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия) и вместе с тем пожизненные президенты.



Лекция, реферат. Понятие формы правления - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2021.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Предмет теории государства и права
2. Метод теории государства и права
3. Право в системе социальных норм
4. Место теории государства и права в системе общественных наук
5. Функции государства
6. Понятие и признаки права
7. Власть в первобытном обществе
8. Основные концепции права и правопонимания
9. Происхождение государства и происхождение права
10. Понятие, структура и классификация норм права
11. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов
12. Понятие формы (источника) права
13. Власть. Понятие, сущность и классификация видов власти
14. Правовой обычай и правовой прецедент
15. Понятие государства и его особенности
16. Понятие и виды нормативно-правовых актов
17. Понятие типа государства
18. Понятие и основные элементы системы права
19. Классовое и общесоциальное государство
20. Социальное назначение государства
21. Понятие формы правления
22. Форма государственного устройства. Унитарное государство, федерация и конфедерация
23. Политический режим и его виды
24. Глобальные проблемы
25. Механизм государства
26. Государственный орган
27. Местное самоуправление
28. Бюрократия и её сущность
29. Государственные и муниципальные служащие
30. Органы законодательной власти
31. Органы исполнительной власти
32. Органы судебной власти
33. Государство и общество
34. Политическая система
35. Государство в политической системе общества
36. Политические партии
37. Государство и общественные объединения
38. Государство и церковь
39. Роль СМИ в политической системе государства
40. Основные тенденции развития политических систем
41. Правовое государство
42. Социальное государство
43. Государство и личность
44. Регулятор общественных отношений
45. Социальные и технические нормы.
46. Классовое и общесоциальное в праве
47. Соотношение права с категориями свободы, справедливости, экономикой и государством
48. Функции права. Формы реализации функций права
49. Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права
50. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право
51. Понятие правовой системы. Основные правовые системы
52. Механизм правового регулирования
53. Правотворчество: понятие, принципы, стадии
54. Субъекты и виды правотворчества
55. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
56. Порядок опубликования и вступление в юридическую силу нормативных актов
57. Понятие юридической техники. Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов
58. Правоотношение. Понятие, виды и содержание правоотношений
59. Юридические факты. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав
60. Реализация права: понятие, формы
61. Применение права: понятие, субъекты, стадии
62. Акты применения права
63. Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения
64. Юридические конфликты. Понятие, причины возникновения, способы разрешения
65. Толкование права: понятие, способы, виды
66. Понятие и виды правомерного поведения
67. Правонарушение: понятие, виды, состав
68. Понятие и виды, основания юридической ответственности
69. Правосознание и правовая культура
70. Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления
71. Права человека
72. Международные механизмы защиты прав человека
73. Законность и правопорядок
74. Понятие и структура гражданского общества




« назад Оглавление вперед »
20. Социальное назначение государства « | » 22. Форма государственного устройства. Унитарное государство, федерация и конфедерация






 

Похожие работы:

Нормативно–правовые акты, их виды и значения

22.05.2006/курсовая работа

Внешние формы права. Понятие формы права. Источники права и их видовое многообразие. Нормативный правовой акт как источник права. Нормативно-правовые акты Российского права. Систематизация нормативно-правовых актов.

Понятие и характеристика соучастия в преступлении

16.07.2008/дипломная работа

Понятие соучастия, системная теория соучастия, субъект преступления, совершенного в соучастии, вопросы посредственного исполнительства при соучастии в преступлении, понятие форм и видов соучастия, основания и пределы ответственности соучастников.

Правотворчество в государстве и его формы

30.07.2003/реферат

Многообразие понимания права. Понятие формы права. Соотношение формы права и источника права. Виды форм права. Роль права в условиях формирования рыночных отношений в РФ.

Форма вины по российскому уголовному законодательству

12.12.2008/курсовая работа

Вина - краеугольным камнем любой ответственности. Использование понятия вины в юриспруденции. Понятие формы вины по российскому уголовному законодательству. Исследование общественных отношений, связанных с изучением понятия формы вины в уголовном праве.

Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства

12.01.2009/курсовая работа

Типология государства: понятие и назначение. Сущность формационного подхода. Понятие формации и её структура. Понятие цивилизации. Сущность цивилизационного подхода и его отличие от формационного. Классификации государств по разным подходам.

Формы государства

25.06.2008/контрольная работа

Понятие формы государства является содержательной характеристикой государствоведения, и ее проблемы имеют не только теоретическое, но и политическое значение. Понятие формы правления. Формы государственного утройства. Государственно-правовой режим.

Формы и источники права

18.12.2009/реферат

Общее понятие формы права. Различие объективного и субъективного права. Источники позитивного права: правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным содержанием и нормативно-правовой акт. Основные присущие им особенности и применение.

Формы соучастия по уголовному праву

12.12.2008/курсовая работа

Институт соучастия - один из сложнейших в уголовном праве. Объективные и субъективные признаки соучастия. Количественный и качественный признаки соучастия. Понятие форм соучастия. Мнимое соучастие как обстоятельство, исключающее преступность деяния.

Форма государства, форма правления и государственное устройство

21.06.2016/курсовая работа

1. Понятие формы государства.
2. Форма правления: понятие и виды. Соотношение монархии и рес-публики.
3. Форма государственного устройства: понятие и виды.
4. Государственный (политический) режим: общая характеристика.


 

Учебники по данной дисциплине

Арбитражный процесс. Конспект лекций
Философия права в схемах
Гражданский кодекс РФ. Часть 1.
Источники римского права.
Общие положения Главы 1 ФЗ "О полиции". Комментарии.
Принципы деятельности полиции. Комментарий к Глава 2 ФЗ "О Полиции"
Обязанности полиции. Комментарий к Главе 3 ФЗ "О Полиции"
Применение полицией специальных средств и физической силы. Комментарии к главам 4 и 5 ФЗ "О полиции"
Земельное право. Учебник. 2010 год.
Гражданское право - том 1.
История государства и права России.
Право Европейского Союза (ЕС)
Комментарий к ГПК РФ.
Общие положения о гражданском судопроизводстве (гражданском процессе)
Муниципальное право. Краткий курс лекций.
Нотариат и нотариальная деятельность
Российское предпринимательское право. Учебник.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ
Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран.
Аграрное право
Административное право РФ
Международное частное право. Краткий курс лекций.
АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ С НИМИ ПРАВА
Должностные и служебные преступления: лекции к курсу
Международное частное право. Учебник.
Административное право - Шпаргалки.
Обществознание - учебник.
Хозяйственное право. Курс лекций.
Римское право - конспект
Медицинское право
Административное право. Лекции.
Трудовое право РФ. Учебник.
Муниципальное право. Билеты.
Проблемы теории государства и права. Лекции
Гражданский процесс. Ключевые вопросы
Как защитить свои интересы в ЖКХ
Криминалистика - лекции.
Уголовный процесс
Уголовное право РФ - экзаменационные ответы
Адвокатура. Основы адвокатуры
Проблемные аспекты гражданского права
Трудовое право. Учебное пособие
Правовые гарантии иностранных инвесторов по законодательству РФ и в международном инвестиционном праве.
Арбитражный процесс
Основы права в кратком изложении
Гражданское право учебник
Гражданское право. Лекции
Семейное право учебник
Арбитражный процесс - билеты
Международное частное право. Курс лекций
Основы гражданского права
Основы наследственного права. Лекции
Основы земельного права
Прокурорский надзор. Лекции
Основы и проблемы права. Лекции
Основы государственного управления
История государства и права. Учебник
Административно-процессуальное право. Курс лекций
Семейное право учебник онлайн
Семейное право учебник 2
Семейное право учебник 3
Основы земельного права 2
Земельное право 3
Трудовые права работников
Уголовный процесс - билеты