Пройти Антиплагиат ©



Главная » Теория государства и права - подробный курс лекций (ТГП) » 71. Права человека



Права человека

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Уникализировать текст 



Права человека — одна из вечных проблем человечества, которая неизменно находится в центре внимания философской, политической, правовой, религиозной, эстетической мысли. Тот перечень прав человека, который ныне зафиксирован в международно-правовых документах, — результат длительного исторического формирования эталонов и стандартов, ставших критерием демократичности современного общества.
В современном понимании права человека — это социальные и юридические возможности пользоваться материальными, социальными и иными благами. Иногда права человека определяют как меру возможного поведения человека в обществе, т.е. возможность совершать действия, не запрещенные законом.
Права человека принадлежат каждому члену общества и составляют одну из важнейших общечеловеческих ценностей. Государство обязано обеспечить их реализацию.
Институт прав человека представляет собой совокупность принципов права, присущих как международному, так и внутригосударственному праву и отражающих исторически достигнутый уровень демократизма и гуманности общества. Отсюда особое юридическое качество данного института: ни международный договор, ни национальное законодательство не могут ограничить права человека. Это основано на концепции естественных прав человека. К примеру, в Конституции Российской Федерации зафиксировано: "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (ч. 2 ст. 17); "не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина" (ч. 2 ст. 55). Лекция размещена на referatwork.ru
Базой для принятия российских конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина послужили международно-правовые акты универсального характера: Всеобщая декларация прав человека
(1948) и два международных пакта — О гражданских и политических правах (1966) и Об экономических, социальных и культурных правах (1966). Оба пакта подписаны и ратифицированы СССР и вступили в силу для Российской Федерации как правопреемницы бывшего СССР.
Стоит отметить, что Российская Федерация вступила в 1996 г. в Совет Европы и подписала ряд европейских конвенций, в том числе Конвенцию о защите прав человека и ключевых свобод (вместе с несколькими Протоколами к ней).
Таким образом, международные стандарты прав и свобод человека, сформированные исходя из всемирного опыта и воплощающие тенденции современного прогресса, определяют нормативный минимум для государственной регламентации данного института с допустимыми отступлениями от этого стандарта в направлении его превышения или конкретизации.
Выделяют следующие пять принципов института прав человека: всеобщности; неотчуждаемости прав человека; непосредственного действия; равноправия; государственной защиты прав и свобод.
Принцип всеобщности предполагает общечеловеческую значимость прав человека; они принадлежат каждому независимо от гражданства, в том числе иностранцам, лицам без гражданства, беженцам, вынужденным переселенцам и иным видам мигрантов.
Принцип неотчуждаемости имеет два аспекта: с одной стороны, государство не может изъять или ограничить без законных оснований права и свободы человека, признаваемые мировым сообществом, а с другой — сам человек не может отказаться от использования этих прав. Такой отказ не является юридически действительным.
Принцип непосредственного действия означает, что права человека должны реализоваться независимо от конкретизации их в законодательстве. Органы правосудия и иные органы защиты прав и свобод человека вправе ссылаться непосредственно на конкретную конституционную норму или вступивший в силу международный договор.
Ориентиром для российских органов правосудия в данном отношении служит постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия". В постановлении предусмотрено, что суд, разрешая конкретное дело, применяет непосредственно нормы Конституции в случаях, если:
а) суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
б) нормы Конституции не требуют дополнительной регламентации и об этом нет соответствующих указаний в тексте самой Конституции;
в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, противоречит ей;
г) закон или иной акт субъекта Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон по этому поводу отсутствует.
Во всех сомнительных случаях суд вправе приостановить производство по делу в любой стадии и обратиться с запросом о конституционности данного акта в Конституционный Суд Российской Федерации.
Принцип равноправия имеет в виду равенство всех людей перед законом и судом. Иначе говоря, государство наделяет правами и свободами своих граждан в одинаковой мере и без исключения для кого-либо. Не допускается дискриминация в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, языка, имущественного или должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по другим обстоятельствам. Но принцип равноправия означает не только предоставление личности равных возможностей и прав, но и возложение соответствующих обязанностей.
Запрещение всех видов и форм дискриминации, т.е. установление таких различий, ᴋᴏᴛᴏᴘыᴇ ᴄтавят одну категорию людей в менее благоприятные условия по сравнению с другой, распространяется не только на собственных граждан государства, но и на другие категории людей, в частности на иностранцев, лиц без гражданства.
Принцип государственной защиты прав и свобод вытекает из обязанности государства создавать систему защиты прав и свобод человека, устанавливать специальные юридические процедуры этой защиты. Именно государственная защита института прав человека придает данному институту особую надежность. Вместе с тем и само государство может стать нарушителем прав человека. И здесь серьезной гарантией против подобных нарушений может служить ответственность государственных органов и должностных лиц за издание неправовых актов, а также за действия или бездействие в сфере реализации актов, закрепляющих права и свободы человека. Такого рода ответственность предусмотрена не только внутригосударственными актами, но и международными документами.
Различают три поколения прав человека в зависимости от времени их провозглашения.
К первому поколению относятся гражданские и политические права, которые призваны ограждать человека от незаконных вмешательств со стороны как государства, так и иных субъектов.
Второе поколение составляют социально-экономические права, призванные гарантировать не только свободу человека, но и относительно обеспеченную жизнь.
Считается, что если первое поколение прав воплотило ценности либерального общества — свободу личности от произвольных действий государства, то второе поколение прав отражает ценности социально ориентированного общества и расширяет патронажную роль государства по отношению к обществу, обязывая государство помогать социально ущемленным слоям.
Третье поколение образуют так называемые коллективные (солидарные) права, или права народов. В это поколение прав входят права, принадлежащие коллективу людей, а не отдельному человеку, и они не могут быть реализованы отдельной личностью. Сюда входят право на мир, на здоровую окружающую среду, право на развитие, на самоопределение, на осуществление власти.
Применяются и другие классификации прав человека, например, в гл. 2 Конституции использована классификация в зависимости от сферы применения тех или иных прав человека и гражданина.
В юридической литературе широко используется классификация, предложенная отечественным государствоведом Л.Д. Воеводиным. Он предложил деление прав и свобод человека, а также их обязанностей на три группы: в сфере личной безопасности и частной жизни; в области государственной и общественно-политической жизни; в области экономической, социальной и культурной деятельности.
Данная классификация выделяет самостоятельный пединститут (субинститут) в институте прав человека, который регулирует конкретную область жизни и деятельности человека.
Первую группу прав составляют естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека. Их иногда называют личными, или гражданскими, правами, и они определяют отношения личности, ее автономность, свободу от государственной власти. Эти права защищают личность от произвольного вмешательства государства в жизнь человека. В эту группу входят право на жизнь, на охрану чести и достоинства, неприкосновенность личности, ее жилища, частной жизни, право на национальную идентификацию (национальную принадлежность), свобода передвижения и выбора места жительства, свобода совести.
Вторую группу прав образуют политические права, которые предназначены для непосредственного участия граждан данного государства в управлении обществом, способствуют развитию политической активности личности, гарантируют равный доступ к государственной службе. Эти права принадлежат только гражданам конкретного государства. К ним относятся: свобода мысли, слова, информации, право на объединение, право на проведение публичных мероприятий, право на участие в ведении государственных дел, равный доступ граждан к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право петиций, избирательные права.
Третья группа (социально-экономические) прав обеспечивает материальные и духовные потребности личности и включает право частной собственности, свободу экономической деятельности, свободу труда, защиту от безработицы, право на забастовку, право на социальное обеспечение, право на жилище, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, право на образование, на свободу творчества и культурную деятельность.
Право на жизнь закреплено в ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) и в ст. 20 Конституции РФ.
Право на жизнь является абсолютным правом, т.е. оно не подлежит никаким ограничениям. Только государство может в отдельных случаях применять смертную казнь за особо тяжкие преступления против жизни и по приговору суда. В России смертная казнь является временной мерой и не применяется к трем категориям преступников: к лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет; к мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора суда 65 лет; к женщинам. Обвиняемый, которому может быть назначена смертная казнь, имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных, что служит гарантией беспристрастного рассмотрения дела. После вступления нашей страны в Совет Европы впредь до ратификации Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и ключевых свобод (1950), касающейся отмены смертной казни, Указом Президента Российской Федерации наложен мораторий на применение смертной казни. Учитывая сложность вопроса об отмене смертной казни, Совет Европы предоставил России три года на ратификацию Протокола № 6.
Стоит заметить, что смертная казнь сохранена почти в 90 государствах.
Государство должно также гарантировать безопасность своих граждан при чрезвычайных и военных обстоятельствах, например при актах внешней агрессии, межнациональных конфликтах, стихийных бедствиях, насильственном изменении конституционного строя и массовых беспорядках, сопровождающихся насилием.
Применение огнестрельного оружия работниками правоохранительных органов строго регламентируется законом. Запрещено применять оружие в нашей стране в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения.
Право на охрану чести и достоинства личности также принадлежит к абсолютным правам; поскольку никакие обстоятельства, в том числе чрезвычайное или военное положение, не могут служить оправданием унижения человеческого достоинства. Запрещается подвергать человека пыткам, бесчеловечному и унижающему его достоинство обращению или наказанию. Разновидностью пытки мировое сообщество обоснованно считает длительное или незаконное содержание под стражей. Разновидностью насилия и жестокости являются принудительные медицинские, научные и другие опыты и эксперименты над людьми. Поэтому для проведения какого-либо опыта необходимо, во-первых, добровольное согласие лица на проведение эксперимента; во-вторых, понимание им последствий эксперимента; в-третьих, чтобы лицо было совершеннолетним и полностью дееспособным.
Неприкосновенность личности, частной жизни и жилища по своей значимости сопоставимо лишь с правом на жизнь, так как отсутствие свободы человека, возможности проявления своей воли, действовать в соответствии со своими желаниями и интересами лишает любые права смысла. Оказание медицинской и психиатрической помощи возможно, по общему правилу, с согласия пациента. Гражданин России обладает правом на необходимую оборону, т.е. он вправе защищать свою личную неприкосновенность от преступных посягательств путем причинения посягающему вреда.
Личная неприкосновенность может быть нарушена незаконным арестом, заключением под стражу и содержанием под стражей. Все эти действия в отношении личности регламентируются законодательством, на практике нередко нарушаемым.
Неприкосновенность частной жизни предполагает, что каждый человек вправе строить свою жизнь вне служебной и деловой сферы, свои взаимоотношения с другими людьми по собственному желанию, не нарушая при этом законодательство, права и интересы других людей и не создавая опасности для окружающих. Гарантией права неприкосновенности частной жизни служит охрана личной и семейной тайны. Конституция Российской Федерации не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, закрепляет право личности на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24).
Другой гарантией неприкосновенности частной жизни служит право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Это право может быть ограничено только по решению суда, а до принятия нового Уголовно-процессуального кодекса — с санкции прокурора.
Неприкосновенность жилища также служит гарантией права на неприкосновенность частной жизни. Поэтому проникновение в жилище вопреки воле проживающих там лиц, в том числе тайное, открытое, обманное или насильственное, считается нарушением неприкосновенности жилья. Аналогично расценивается прослушивание или наблюдение за происходящим в жилище с помощью технических или иных средств. Законодательством предусмотрены случаи, когда проникновение в жилище помимо воли проживающих лиц считается законным: 1) для обнаружения, пресечения или раскрытия преступления или задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; 2) для устранения опасности, возникшей вследствие стихийного бедствия, аварии, взрыва, пожара и иных подобных причин.
Право на национальную идентификацию означает право каждого человека определять свою этническую принадлежность, указывать или не указывать свою национальность. Граждане Российской Федерации, относящиеся к определенной этнической общности, имеют право на получение основного общего образования на национальном языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей государства.
Свобода передвижения зафиксирована ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (1996) и включает в себя: во-первых, право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах территории государства, где лицо находится на законных основаниях; во-вторых, право покидать страну, в том числе свою собственную, и возвращаться в нее; в-третьих, недопустимость ограничения данного права, кроме интересов охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.
В соответствии с нормами международного права свобода передвижения ограничивается в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено военное или чрезвычайное положение, и др.
Свобода совести вытекает из провозглашения России светским государством. При рассмотрении типологии государств давалась подробная характеристика светского государства. Институт прав человека предполагает, что каждый человек может иметь как религиозные, так и атеистические убеждения. Соответственно он вправе осуществлять религиозные обряды, воспитывать своих детей в религиозном духе, создавать и участвовать в деятельности религиозных объединений. В настоящее время право человека на свободу совести и правовое положение религиозных объединений регулируются в России Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Переходя к политическим правам, отметим особую значимость свободы мысли, слова и информации, которая является, с одной стороны, компонентом частной жизни человека, а с другой — важным аспектом свободной личности. Конституцией (ст. 13) признаются идеологическое разнообразие, многопартийность, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Каждый человек может иметь различные убеждения и взгляды на те или иные события, по-разному их оценивать, но не вправе навязывать свои убеждения другим. Данная свобода имеет три ограничения:
1) выражая свое мнение, следует уважать права и репутацию других лиц;
2) связанные с охраной государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения;
3) запрещаются пропаганда и агитация, разжигающая национальную, расовую, религиозную или иную социальную вражду и ненависть, в частности проявления фашизма и другого экстремизма.
Неразрывно связано с данной свободой право на информацию, которое состоит в свободе искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Государственные информационные ресурсы объявлены в нашей стране открытыми и общедоступными, за исключением информации, составляющей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер, которые отнесены законодательством к информации ограниченного доступа. Перечень такой информации устанавливается федеральными законами.
В России установлена свобода массовой информации, что предполагает отмену цензуры, т.е. необходимости согласования средствами массовой информации распространяемых сообщений и материалов, в том числе с государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями. Не допускается также наложение запрета на эти материалы или их части.
Право на объединение, согласно Конституции Российской Федерации, принадлежит каждому: гражданам России, иностранцам, лицам без гражданства. Вместе с тем политические права принадлежат только российским гражданам. Политические партии вправе создавать только граждане России, поскольку они ставят своей главной целью овладение государственной властью.
Право на объединение включает в себя право: а) добровольно создавать общественные объединения по интересам или для достижения общих целей; б) вступать в существующие объединения; в) воздерживаться от вступления в какие-либо организации; г) беспрепятственного выхода из любых объединений.
Государство определяет правовое положение общественных объединений, устанавливает пределы их деятельности и вместе с тем создает условия для их нормального функционирования, не вмешиваясь в деятельность последних, если они не нарушают закон.
Законодательство ограничивает создание общественных объединений в государственном аппарате: не допускается образование политических партий, религиозных и иных организаций, за исключением профсоюзов. Аналогичные ограничения предусмотрены для судей, прокуроров, следователей, органов внутренних дел. Военнослужащим разрешается состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, но участвовать в их деятельности возможно, только не находясь при исполнении военной службы.
Право на проведение публичных мероприятий включает следующие формы: собрания, митинги, уличные шествия, пикетирование. Данное право обусловлено рядом требований:
1) не должны нарушаться права и свободы других лиц, общественный порядок, должна обеспечиваться сохранность частной собственности, окружающей природы и др.;
2) должны преследоваться мирные цели, т.е. исключается угроза общественной безопасности, нормальному функционированию предприятий, в том числе предприятий транспорта, а сами граждане имеют право собираться только без оружия.
Право на участие в ведении государственных дел предусмотрено ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966). Содержание данного права составляют:
право участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей;
право избирать и быть избранным на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании;
допуск к государственной службе в своей стране на условиях равенства.
Что касается равного доступа граждан к государственной и муниципальной службе, то обязательными условиями поступления на службу в России являются: наличие российского гражданства; достижение 18-летнего возраста; обладание полной дееспособностью, свободное владение государственным языком.
Существуют и специальные требования к поступлению на службу, например наличие определенной профессии или специальности, запрещение государственному служащему заниматься предпринимательской деятельностью.
Право на участие в отправлении правосудия принадлежит только российским гражданам. Оно реализуется в двух формах: занятие должности судьи; участие в качестве заседателя (присяжного, народного, арбитражного). Требования к лицам, претендующим на занятие должности судьи, предусмотрены Федеральным законом от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации", к судьям Конституционного Суда — Федеральным конституционным законом от 12 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации", к арбитражным судьям — Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах Российской Федерации".
Определенные требования предъявляются и к заседателям. Возрастной ценз для них определен в 25 лет, исключается наличие судимости и др.
Право петиций — это письменные или устные обращения граждан в государственные или муниципальные органы, ᴋᴏᴛᴏᴘыᴇ ᴄодержат в себе коллективное или личное мнение, оценки, требования, просьбы, пожелания и т.д. Считается, что право на петицию является одной из форм участия граждан в управлении делами общества и государства.
Выделяют следующие формы обращений:
а) предложение — обращение граждан, направленное на улучшение организации и деятельности, учреждения различных структур государственного аппарата и др.;
б) заявление — обращение по поводу подтверждения принадлежащего гражданину права или конкретного статуса;
в) ходатайство — просьба признать какое-либо право или совершить определенное действие;
г) жалобу — обращение в связи с нарушением прав лица или созданием препятствий для реализации его прав и интересов.
Все обращения надлежит разрешать в срок до одного месяца, а не требующие дополнительной проверки — до 15 дней. Жалобы и заявления военнослужащих и их семей рассматриваются в федеральных органах в течение 15 дней, а в местных органах — безотлагательно, но не позднее 7 дней.
Надзор за соблюдением установленных сроков возложен на органы прокуратуры.
К третьей группе прав человека относится право частной собственности, обеспечивающее экономическую свободу личности. Его содержание определяется следующими моментами: во-первых, каждый человек может иметь в собственности имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; во-вторых, государство гарантирует право наследования имущества; в-третьих, лишение имущества возможно только по решению суда; в-четвертых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно лишь при предварительном и равноценном возмещении имущественных потерь собственности; в-пятых, российские граждане вправе иметь в частной собственности землю и другие природные ресурсы. При этом реализация права частной собственности оговорена двумя условиями: не должны наноситься ущерб окружающей среде и нарушаться права и законные интересы других лиц.
Свобода экономической деятельности закреплена в нашей стране в ст. 34 Конституции и расшифровывается как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Экономическая деятельность должна осуществляться в определенных правовых пределах, которые устанавливаются законодательством. Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, объявлена на конституционном уровне недопустимой. Во многих государствах действует развитое антимонопольное законодательство. Имеется оно и в России.
Право на свободу труда означает, что каждый человек вправе решать вопрос о своей трудовой деятельности, в том числе не заниматься ею. Иначе говоря, обязанности трудиться в нашей стране не установлено.
Свобода труда предполагает:
а) свободный выбор по своему желанию рода деятельности и профессии, соответствующих способностям, наклонностям и образованию лица;
б) запрет на принудительный труд, т.е. тот, который возлагается на человека под угрозой наказания. Международные акты содержат перечень работ, ᴋᴏᴛᴏᴘыᴇ не могут расцениваться как принудительные. Это обязательная военная служба, работа по приговору суда, выполнение гражданских обязанностей, мелкие работы общинного характера, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств;
в) обязанность работодателя обеспечить здоровые и безопасные условия труда;
г) защиту от безработицы;
д) право на забастовку, которое ограничивается при введении чрезвычайного положения в стране, а также для некоторых категорий государственных служащих, в частности работников правоохранительных органов.
Право на социальное обеспечение предполагает возможность получения гарантированной государственной пенсии или пособия. При этом размер пенсии или пособия зависит от многих факторов, в том числе и от уровня материального благосостояния общества. В ст. 39 Конституции указаны обстоятельства, при которых каждый вправе рассчитывать на социальное обеспечение: достижение пенсионного возраста; наступление болезни или инвалидности; потеря кормильца; для воспитания детей и др. Поскольку данный перечень является открытым, государство по мере роста благосостояния общества и своих возможностей может предусмотреть и иные обстоятельства.
Право на жилище относится к важнейшим социальным благам и входит в понятие "достойный жизненный уровень человека". Обязанность обеспечить жизненный уровень населения возлагается на государство и муниципальные органы. Данное право означает, что никто не может быть произвольно лишен жилища. В нашей стране малоимущим и нуждающимся в жилье лицам оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
Право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является комплексным и включает в себя право на медицинскую помощь и право на благоприятную окружающую среду. Последнее право означает право человека получать от соответствующих органов достоверную информацию о состоянии окружающей среды; право требовать от физических и юридических лиц соблюдения эколого-правовых нормативов; право на возмещение вреда, причиненного здоровью неблагоприятным воздействием окружающей природной среды.
Государство обязано обеспечивать населению, проживающему на его территории, экологическую безопасность, устанавливая нормативы качества природной среды, предотвращая или ликвидируя экологические катастрофы или бедствия, возмещая вред здоровью или имущественные потери в случае возникновения экологических бедствий.
Право на образование призвано способствовать духовному и культурному росту как отдельного человека, так и общества в целом. В Российской Федерации установлено обязательное основное общее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Что касается высшего образования, то оно осуществляется на конкурсной основе.
Завершает группу прав человека в культурной сфере право на культурную деятельность и свободу творчества. В юридической литературе содержание данного права раскрывается через право:
а) на личную культурную самобытность, т.е. свободный выбор нравственных, эстетических, идеологических и других ценностей;
б) на приобщение к культурным ценностям, т.е. доступ к государственным музеям, библиотекам, архивам и т.д.;
в) на гуманитарное и художественное образование, в том числе выбор его форм и видов;
г) собственности на историко-культурные ценности, в том числе на коллекции, собрания, здания, сооружения и т.д.;
д) создавать творческие союзы, гильдии, иные культурные общественные объединения;
е) на свободу творчества, которая может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной основе. При этом государство должно обеспечивать защиту авторских прав, интеллектуальной собственности, оказывать помощь в развитии творчества. Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека.
К внутригосударственным способам и средствам относятся:
1) судебная защита (ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ), включая право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);
2) институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конституционных правах, а также с жалобами на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Сам Уполномоченный не может применить методы принуждения, но он вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод либо в компетентные органы, в том числе в прокуратуру и Конституционный Суд Российской Федерации. Должность Уполномоченного по правам человека учреждена в России в 1994 г., а Федеральный конституционный закон, регулирующий деятельность, принят в 1997 г. Ныне в России введен институт Уполномоченного по правам ребенка;
3) Конституционный Суд Российской Федерации. В него можно обратиться за защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Правом на подачу жалобы обладает только участник уголовного, административного процесса или сторона гражданского дела. Конституционный Суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело. Жалоба может быть подана на любой стадии рассмотрения дела: после его завершения или начала разбирательства в соответствующем органе.
 



Лекция, реферат. Права человека - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2021.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Предмет теории государства и права
2. Метод теории государства и права
3. Право в системе социальных норм
4. Место теории государства и права в системе общественных наук
5. Функции государства
6. Понятие и признаки права
7. Власть в первобытном обществе
8. Основные концепции права и правопонимания
9. Происхождение государства и происхождение права
10. Понятие, структура и классификация норм права
11. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов
12. Понятие формы (источника) права
13. Власть. Понятие, сущность и классификация видов власти
14. Правовой обычай и правовой прецедент
15. Понятие государства и его особенности
16. Понятие и виды нормативно-правовых актов
17. Понятие типа государства
18. Понятие и основные элементы системы права
19. Классовое и общесоциальное государство
20. Социальное назначение государства
21. Понятие формы правления
22. Форма государственного устройства. Унитарное государство, федерация и конфедерация
23. Политический режим и его виды
24. Глобальные проблемы
25. Механизм государства
26. Государственный орган
27. Местное самоуправление
28. Бюрократия и её сущность
29. Государственные и муниципальные служащие
30. Органы законодательной власти
31. Органы исполнительной власти
32. Органы судебной власти
33. Государство и общество
34. Политическая система
35. Государство в политической системе общества
36. Политические партии
37. Государство и общественные объединения
38. Государство и церковь
39. Роль СМИ в политической системе государства
40. Основные тенденции развития политических систем
41. Правовое государство
42. Социальное государство
43. Государство и личность
44. Регулятор общественных отношений
45. Социальные и технические нормы.
46. Классовое и общесоциальное в праве
47. Соотношение права с категориями свободы, справедливости, экономикой и государством
48. Функции права. Формы реализации функций права
49. Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права
50. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право
51. Понятие правовой системы. Основные правовые системы
52. Механизм правового регулирования
53. Правотворчество: понятие, принципы, стадии
54. Субъекты и виды правотворчества
55. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
56. Порядок опубликования и вступление в юридическую силу нормативных актов
57. Понятие юридической техники. Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов
58. Правоотношение. Понятие, виды и содержание правоотношений
59. Юридические факты. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав
60. Реализация права: понятие, формы
61. Применение права: понятие, субъекты, стадии
62. Акты применения права
63. Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения
64. Юридические конфликты. Понятие, причины возникновения, способы разрешения
65. Толкование права: понятие, способы, виды
66. Понятие и виды правомерного поведения
67. Правонарушение: понятие, виды, состав
68. Понятие и виды, основания юридической ответственности
69. Правосознание и правовая культура
70. Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления
71. Права человека
72. Международные механизмы защиты прав человека
73. Законность и правопорядок
74. Понятие и структура гражданского общества




« назад Оглавление вперед »
70. Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления « | » 72. Международные механизмы защиты прав человека






 

Похожие работы:

Гражданская правоспособность и права человека

15.06.2008/курсовая работа

Гражданская правоспособность. Права и обязанности человека. Правовой статус личности. Неотчуждаемость прав. Взаимосвязь отдельных аспектов гражданской правоспособности с правами человека. Оптимальная модель и взаимоотношения государства и личности.

Гражданские права человека

16.11.2004/реферат

Естественный характер гражданских прав. Важность гражданских прав человека. Гражданские права человека: право на жизнь, на имя, на честь и достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, на свободу совести, определять и указывать свою национальную пр

Международное право и права человека

2.09.2010/курсовая работа

Понятия населения и гражданства в международном праве. Процедуры приобретения и утраты гражданства; двойное гражданство. Иностранцы, беженцы и вынужденные переселенцы; право убежища. Основные международные документы в области прав и свобод человека.

Права женщин как основные права человека

25.03.2010/курсовая работа

Международно-правовые документы по правам женщин, необходимость их принятия. Практика соблюдения и нарушения человеческих прав женщин в мире. Недостатки системы прав человека в данной сфере. Деятельность международных организаций по защите прав женщин.

Социально-экономические права человека

10.01.2010/дипломная работа

Понятие, характеристика социально-экономических прав. Правовые гарантии реализации социально-экономических прав и свобод граждан. Обеспечение конституционных прав граждан в отраслевом законодательстве. Судебная защита социально-экономических прав граждан.

Социальные права человека

10.01.2010/реферат

Регулирование общественных отношений как основная социальная функция государства и права. Защита материнства и детства. Право на социальное обеспечение. Жилищные права граждан. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на образование.

Государство, личность и права человека

4.12.2010/курсовая работа

Взаимосвязь государства и личности. Исторический характер прав человека. Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации. Понятие и сущность правового статуса личности, особенности его принципов. Гарантии прав и свобод человека.

Гражданская правоспособность и права человека

11.11.2010/курсовая работа

Отражение личных, политических, культурных и социально-экономических прав и свобод человека в Конституции Российской Федерации. Содержание, возникновение и прекращение гражданской правоспособности, принципы ее неотчуждаемости и невозможности ограничения.

Основные социальные права человека и гражданина в Российской Федерации (на примере Чеченской Республики)

18.11.2010/дипломная работа

Понятие, сущность и виды конституционных социальных прав человека и гражданина в РФ. Проблемы становления и эффективного функционирования механизма реализации прав и свобод на примере Чеченской Республики, гарантии и юридические средства их защиты.

Социально-экономические права человека и гражданина и их закрепление в зарубежных конституциях

20.11.2010/реферат

Примеры конституционных формулировок, различающих права человека и гражданина. Владение и распоряжение частной собственностью. Права граждан на предпринимательскую деятельность, равную плату за равный труд. Социальные права человека и гражданина.


 

Учебники по данной дисциплине

Арбитражный процесс. Конспект лекций
Философия права в схемах
Гражданский кодекс РФ. Часть 1.
Источники римского права.
Общие положения Главы 1 ФЗ "О полиции". Комментарии.
Принципы деятельности полиции. Комментарий к Глава 2 ФЗ "О Полиции"
Обязанности полиции. Комментарий к Главе 3 ФЗ "О Полиции"
Применение полицией специальных средств и физической силы. Комментарии к главам 4 и 5 ФЗ "О полиции"
Земельное право. Учебник. 2010 год.
Гражданское право - том 1.
История государства и права России.
Право Европейского Союза (ЕС)
Комментарий к ГПК РФ.
Общие положения о гражданском судопроизводстве (гражданском процессе)
Муниципальное право. Краткий курс лекций.
Нотариат и нотариальная деятельность
Российское предпринимательское право. Учебник.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ
Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран.
Аграрное право
Административное право РФ
Международное частное право. Краткий курс лекций.
АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ С НИМИ ПРАВА
Должностные и служебные преступления: лекции к курсу
Международное частное право. Учебник.
Административное право - Шпаргалки.
Обществознание - учебник.
Хозяйственное право. Курс лекций.
Римское право - конспект
Медицинское право
Административное право. Лекции.
Трудовое право РФ. Учебник.
Муниципальное право. Билеты.
Проблемы теории государства и права. Лекции
Гражданский процесс. Ключевые вопросы
Как защитить свои интересы в ЖКХ
Криминалистика - лекции.
Уголовный процесс
Уголовное право РФ - экзаменационные ответы
Адвокатура. Основы адвокатуры
Проблемные аспекты гражданского права
Трудовое право. Учебное пособие
Правовые гарантии иностранных инвесторов по законодательству РФ и в международном инвестиционном праве.
Арбитражный процесс
Основы права в кратком изложении
Гражданское право учебник
Гражданское право. Лекции
Семейное право учебник
Арбитражный процесс - билеты
Международное частное право. Курс лекций
Основы гражданского права
Основы наследственного права. Лекции
Основы земельного права
Прокурорский надзор. Лекции
Основы и проблемы права. Лекции
Основы государственного управления
История государства и права. Учебник
Административно-процессуальное право. Курс лекций
Семейное право учебник онлайн
Семейное право учебник 2
Семейное право учебник 3
Основы земельного права 2
Земельное право 3
Трудовые права работников
Уголовный процесс - билеты